Консультация для родителей "Сказка учит находить общий язык"
консультация по теме

Таюнда Татьяна Моризовна

В консультации приведены высказывания известных педагогов-психологов о необходимости чтения для детей, о помощи в воспитании детей сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_uchit_nahodit_obshchiy_yazyk.docx654.04 КБ

Предварительный просмотр:

Составила:

воспитатель

Т.М. Таюнда

МДОАУ детский сад «Ёлочка»

город Пыть-Ях

Интересно, есть ли родители, которые занимались синдромом бесконфликтности? А ведь на него обращали внимание психологи начала XX века. Синдром состоит в привычном для детей 4-5 лет неприятии неблагополучных ситуаций, несчастных случаев, «страшных концов» сказок, стихотворений... дети с этим синдромом часто поправляют взрослых: «Нет, Баба Яга не утащила Иванушку!», «Серый волк не съел бабушку, он просто ее спрятал» и т.п. Это должно насторожить родителей и воспитателей уберегающих своих чад от всевозможных негативных впечатлений, руководствуясь соображением «всему свое время». Известно, например, что известный детский писатель Л.Пантелеев изменял конец известной английской песенки «Мальчик туфельку нашел, положил ее на стол», читая ее дочке Маше. Но психологи считают, что подобное необходимо лишь тогда, когда впечатлительный ребенок активно - с плачем и криком - протестует против любых конфликтов, чреватых неприятностями.

Для тех родителей, которые специально ограждают малышей от всего «плохого» (убирают черные краски, прячут темный пластилин, не позволяют лепить чудовищ, не покупают сказок с участием злодеев и колдунов и т.д.), приведенный выше пример не является предосудительным. Они рассуждают примерно так: рано или поздно, посмотрев тайком телевизор или услышав «страшилку» от соседских детей и т.п., ребенок все поймет сам. К сожалению, так происходит не всегда. Ребенок с «бесконфликтным» воспитанием, столкнувшись со злом и жестокостью, не знает, как себя вести, если зло и жестокость направлены на него лично, а тем более - если они задевают кого-то находящегося рядом. Глядя на сохраняющего олимпийское спокойствие малыша, рядом с которым сверстники играют в то, как человека переехал поезд, или дерутся из-за игрушки, невольно задумываешься: а не это ли путь к равнодушию и социальной незрелости?

Удивительно, насколько порой жестоки самостоятельные игры дошкольников, насыщенные убийствами, разрушениями, катастрофами и т.п. удивительно и другое: как они уживаются с придумываемыми на занятиях сказками, в которых персонажи из разных сказочных сюжетов живут дружно, весело и богато...

Как же помочь детям в этой ситуации? Здесь многое зависит от взрослых и их чуткого отношения, фантазивных чувств. Очень хорошо использовать для создания сюжета игру «Волшебная палочка».

Ребенок сочиняет одно-два предложения, связанные по сюжету с предыдущими, придуманными вами. Например, «Жила-была Лиса... Пошла она в лес погулять... Увидела Колобка... И съела... Потом к ней пришел Волк. Они пошли гулять... Увидели малину. И съели... Потом пошли домой. Чай пить... Поели сушек. А еще поели сухарей... А потом нашли мышку. Они тоже ее съели...» ( и т.д. по цепочке).

Опыт показал: нельзя преуменьшать роль фольклора в детском развитии, несмотря на моду на «Бэтмена», «черепашек Ниндзя» и т.д. Да, сегодня достаточно типична такая ситуация: ребенок ехидно усмехается, услышав название русской сказки, а предложение сыграть роль, например, Иванушки в игре «Избушка на курьих ножках» вызывает протест: «Дурачком быть, что ли?» однако вспомним: фольклор (не только русский) является идеально доступным для ребенка носителем основных морально- этических категорий определенного народа, национальной ментальности и сосредоточием того, что в культурологии называется «актантными моделями» - носителем основных моделей поведения людей и типов взаимодействия между ними.

Известно, что социология происходит в процессе педагогического воздействия, организованного взрослыми с целью приобщить ребенка к культуре того общества, где ему суждено жить.

На этапе дошкольного детства важно сформировать у детей умение организовать деятельность и общение по присущим им законам, а также взаимодействовать с окружающими с учетом своих интересов и интересов партнера по общению.

Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи - «вредители», аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией (Иванушку посылают за Жар-Птицей, Василису Премудрую похищает Кощей, Баба Яга помогает царю и т.п), но и характером персонажа. В жизни человеку приходится много раз за день менять свои социальные роли сообразно с теми ролями, которые берут на себя другие люди. Среди многообразных форм взаимодействия модели взаимоотношений типа «хищник - жертва», «вредитель - даритель - герой» не редкость.

Детям легче понять это через сказку, через игру с театр, где каждый может «поиграть в образ», выбрав адекватный способ общения и взаимодействия с другим ребенком-персонажем. Игра в театр, в отличие от традиционной театрализованной деятельности, предполагает творческую свободу ребенка, его как бы «отстранение» от роли: ребенок понимает, что он не Иванушка, а Дима, который в Иванушку только играет и волен выйти из игры-роли в любой момент, чтобы, например, принять роль Кощея.

Отлично, если взрослые активно включаются в игру в театр как партнеры, но, чтобы организовать такую игру, недостаточно выбрать сказку и смоделировать сюжет по желанию детей. Этим можно достичь лишь поверхностного усвоения фабулы, без проникновения в суть конфликта и без поиска оптимального поведения персонажей в игре-драматизации. Опыт показал, что продуктивный процесс воспитания в целях социализации ребенка должен начинаться с его комплексного включения в мир фольклора. Под этим мы имеем в виду систематическую работу над какой-либо темой в курсе «Театр». Эта работа не предполагает того, что на выбранной (или сочиненной) для игры-драматизации сказке ребенок «зациклен», т.е. сюжет сказки обязательно будет включаться во все виды деятельности: выбрали «Теремок» - лепим для «Теремка» и рисуем «Теремок», песенки поем про «Теремок». Ни что иное это не выливается, кроме как репетиции-шлифовки одного и того же... но там, где есть принуждение, нет творчества, нет свободы. Наоборот, целесообразно, чтобы занятия музыкой, изобразительной деятельностью, танцами, пластикой, театром носили разнотемный характер, однако цель занятий должна быть единой — включить ребенка в процесс активного освоения фольклора, привить умение оперировать основными единицами сюжета сказки (персонажи, модели поведения, взаимодействие между ними, место действия и т.д.) и песенками, танцами, поговорками, стихами, как в играх, так и в процессе создания спектакля.

Необходимо включать как можно больше прибауток, скороговорок, игр (для младших детей), волшебных сказок (для старших детей).

Полезно обсуждать поведение персонажей, обстоятельств произошедшего, сочинение конца сказки (до того, как финал детям стал известен), а также представление ребенком себя на месте какого-либо персонажа и проигрывание сказочных ситуаций.

Можно разучивать народные песенки, хороводы и т.п. Можно рисовать с детьми элементы орнамента национальных костюмов, посуды, мебели и т.д.

Привить любовь к народному творчеству очень важная и нужная задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учим детей общаться"

Критерии оценки уровня общения детей. Игры , советы, рекомендации для общения с детьми разных типов поведения....

Консультация для родителей "УЧИМ РЕБЁНКА ОБЩАТЬСЯ И… УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С НИМ!"

Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но…...

Консультация для родителей "Учимся детей общаться и общаемся вместе с ними"

В данной консультации даны советы родителям о том, как общаться со своими детьми...

Консультация для родителей "Учим ребенка общаться...и учимся вместе с ним..."

Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но… Он учится общаться, и в этом процессе набивает собс...

Консультация для родителей «Как найти общий язык с ребенком и понять его»

Полезная информация для родителей о общении и взаимодействии взрослых с ребенком....

Методическая разработка. Консультация для родителей. " Учите любить родной язык".

И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки и прочая стихотворная « шумиха», которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без эти...