Проект «Умные пальчики»
проект (средняя группа) на тему

Травченко Татьяна Владимировна

«Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_motorika.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Умные пальчики»

«Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности»

Актуальность:

У большинства современных детей всё чаще специалистами отмечается общее моторное отставание. К сожалению, в наш «машинный век» взрослые стали больше надеяться на машины, чем на собственные руки, в связи, с чем многие взрослые не стараются развивать у своих детей тонкую моторику и вообще приучать их к «ручной работе». А ведь многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли до нас ещё из глубины веков. И это не простая случайность. В те далёкие времена, когда ещё не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук», как одного из важнейших условий приспособленности человека к жизни.  Чаще всего задержка развития речи сказывается на общем развитии ребёнка: не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое развитие ребёнка. Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем дети, чьи руки мало знают пальчиковые игры. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.  Значение развития мелкой моторики до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Чем раньше родители поймут, что мелкая моторика напрямую связана с речевым развитием ребёнка, чем раньше начнут её развивать, тем в будущем речь у ребёнка будет точной и правильной.
Недостаточная, несистематическая работа по развитию мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к детскому саду, а потом и к учёбе. Затруднена речь, нет чёткого произношения слов, в словах переставляются слоги или буквы – выход один: развитие мелкой моторики рук ребёнка, т.е. пальчиков.

Формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. С помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.

Проблема: низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

       Начиная работу в группе детей младшего возраста, мы обратили  внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась. Движения детей отличались неловкостью, плохой координированностью,  чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Большинство детей испытывали затруднения в овладении навыками самообслуживания.

Также дети испытывали сложности в продуктивной деятельности: в рисовании , аппликации, лепке. Рисунки выполнялись нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета. Недостаточное развитие мелкой моторики проявлялось в походке, ручной деятельности, развитии речи.

Цель: 

 Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Задачи:

Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

Развивающие: развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развитие речи детей.

Воспитательные: воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Задачи для педагога:

- показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

- познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;

- развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

- создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Паспорт проекта:

Тип проекта: познавательно – исследовательский, игровой

Участники проекта: дети 2 младшей группы(3 – 4 года), воспитатели, родители

Сроки реализации проекта: долгосрочный (октябрь  2014 - май 2015)

Предполагаемый результат:

  • повышение уровня развития сенсомоторных способностей у детей;
  •  дети имеют представления и знания о форме, цвете, величине предметов, положении их в пространстве;
  •  проявление активности воспитанников при выполнении движений кистью и пальцами рук, при проговаривании стишков, песенок, потешек;
  •  повышение интереса детей к играм
  •  серьёзное отношение родителей к развитию сенсомоторных способностей у детей;
  •  поддержание эмоционально положительного климата в группе;
  •  создание игрового уголка на развитие сенсомоторных способностей детей « Учимся играя »

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный
  • Довести до участников проекта важность данной проблемы,
  • создать интерес к проекту, мотивацию к дальнейшей деятельности;
  • Анкетирование родителей
  •  Составить план мероприятий;
  •  Подобрать художественную, методическую  литературу ,  игровой  и дидактический материал для детей
  1. Основной
  • Работа с раскрасками - штриховка
  • Пальчиковая гимнастика
  • Шнуровка
  • Игры с конструктором, мозаикой
  • Развивающие игры,  игры с счетными палочками
  • Лепка из пластилина, аппликация
  • Кукольный театр
  • Игры с различными крупами
  • Игры с прищепками
  • Упражнения с пуговицами
  • Пазлы
  • Физкультминутки с использованием движений для развития мелкой моторики пальцев рук
  • Дидактические игры
  • Взаимодействие с родителями

                          III. Третий этап – заключительный

  • Мастер-класс для родителей на тему развития мелкой моторики рук у дошкольников
  • Презентация проекта

        Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Месяц

№ недели

Упражнения

ОКТЯБРЬ

1-я

1.Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.

2.Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.

3.Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).

4.Сжимание маленьких резиновых мячей.

5.Выкладывание домика для куклы по контурую

6. НОД «Лисичка –именинница».

2-я

1.Пальчиковая игра «Это пальчик – дедушка».

2.Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».

3.Разложить в разные мисочки фасоль и горох.

4. «Поможем сыну застегнуть рубашку» (застегивание пуговиц, молний).

5. НОД «Колючий ёжик»

3-я

1. Массаж. Игра «Дождик» (ударять пальчиками одной руки по ладошке другой).

2. «Дождик, лей» - пальчиковая игра

3.Надевать прищепки на изображение ежика. Игра «Ежиные колючки».

4. «Заготовка корма для птиц» - рассортировать фасоль и горох.

5. НОД «Улитка – длинные рожки»

4-я

1. «Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина.

2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек.

3. «Чудесный мешочек» - овощи определить на ощупь.

4. Пальчиковая игра «Бежит ежик по дорожке»

5. Пальчиковая игра «Туки-туки».

6.НОД «Волшебная ниточка»

НОЯБРЬ

1-я

1. «Сложи картинку» из 2-х, 3-х частей.

2. «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты определить на ощупь.

3. Пальчиковая игра «Яблочко в кулачок»

4. Мозаика «Яблочко на яблоньке, под яблонькой».

5. НОД Сказка на песке «День рождения зайчонка»  

2-я

1. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».

2. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человеку.

3. «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур.

4. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

5.НОД « Мой веселый, звонкий мяч» 

3-я

1. «Сложи картинку» - 2-х, 3-х частей.

2. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.

3. «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме.

4. Сжимание маленьких резиновых мячей.

5.НОД «Дождь»

4-я

1. Разложить пуговицы большие и маленькие в разные коробочки.

2. Продевание шнура в дырочку (шьем платье).

3. «Застегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии.

4. «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды на веревку (одинарные прикрепляют прищепками).

5. НОД ”Мебель  для  куклы  Маши “

1-я

1. Пальчиковая игра «Большие ножки».

2. Игра «Волшебный шнурок» -  учить вкладывать шнурок в дырочку.

3. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви.

4. «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.

5. НОД «Украсим тарелочку»

ДЕКАБРЬ

2-я

1. Пальчиковая игра «Большие ножки».

2. Игра «Волшебный шнурок» -  учить вкладывать шнурок в дырочку.

3. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви.

4. «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.

3-я

1. Пальчиковая игра «На полянке дом стоит»

2. «Выложи дом из цветных геометрических фигур».

3. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов мебели.

4. НОД «В гостях у тети Вали»

4-я

1. Пальчиковая игра «Пальчики сцепляется – елка получается»

2. Пальчиковая игра «Большие и маленькие шары»

3. «Собери бусы на елку» - нанизывание бус на нитку.

4. Мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаики.

5.НОД «Покормим птиц»

ЯНВАРЬ

1-я

1. «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги.

2. Выкладывание снежинки из палочек по контуру.

3. «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты).

4. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

5.НОД "Бусы для куклы"

2-я

1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.

2. Сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

3. Пальчиковая игра «Повар, повар…»

4. НОД "Новогодняя елка»

3-я

1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.

2. Сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

3. Пальчиковая игра «Ну-ка, ну-ли».

4. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды.

5.НОД “Сказка про колобка”

4-я

1. Пальчиковая игра «Петушок».

2. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки»

3.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.

4. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

5. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей

6. НОД «Аленушка и лиса»

ФЕВРАЛЬ

1-я

1. Пальчиковая игра «Идет коза рогатая».

2. Пальчиковая игра «Киска, как тебя зовут?».

3. Пальчиковая игра «Теремок».

4. «Нарви молодой травки для кроликов» - мелко порвать зеленую бумагу.

5. НОД «Загадки зимнего леса».

2-я

1. Изготовление подарка для мамы (с учетом индивидуальных особенностей ребенка).

2.Игры с прищепками

3. Упражнения с пуговицами

4. Дидактические игры  «Дорисуй картинку с помощью пуговицы» «Найди лишнюю пробку» «Накорми поросенка» «Собери урожай»

5. НОД «Весёлые котятки».

3-я

1. Пальчиковая игра «Повстречались два котенка».

2. Пальчиковая игра «Над нашей квартирой».

3. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.

4. «Нарви молодой травки для кроликов» - мелко порвать зеленую бумагу.

5. НОД Незабываемые цветочки – подснежники!

4-я

1. Пальчиковая игра «Птичка крылышка сложила».

2. Пальчиковая игра «Пальчики – головка, крылышки – ладошка».

3. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.

4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.

5. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.

6.НОД «Весёлая гусеница»

МАРТ

1-я

1. Пальчиковая игра «Хома-хома-хомячок».

2. Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке».

3. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.

4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров животных.

5. «Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.

6. НОД  «Подарок  для белочки»

2-я

1. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.

2. массаж со словами «динь-дон».

3. «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

5.НОД «Доброе дело»

3-я

1. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

2. Пальчиковая игра «На опушке две избушки».

3. Пальчиковая игра «Пароход плывет по речке».

4. НОД «Играем нашими пальчиками»

4-я

1. «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.

2. Пальчиковая игра «Наши яркие цветы».

3. Выкладывание цветков из овалов (по контуру).

4. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

5. НОД "В гости к тетушке Сове"

АПРЕЛЬ

1-я

1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».

2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок».

3. Пальчиковая игра «Дарики-дарики, злые комарики».

4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

5. НОД «Нарядные матрешки»

2-я

  1. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
  2. 3.Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
  3. 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
  4. 5.Настольная игра «Найди фигуре место».

3-я

  1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Апельсин», «Спокойного сна!».
  2. 2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».
  3. 3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
  4. 4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
  5. 5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

4-я

  1. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).
  2. Упражнение с карандашом
    "Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, сухих ягод, орехов".
  3. "Шнуровки"

МАЙ

1-я

  1. Игры с прищепками
  2. Игры с сыпучими материалами
  3. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

2-я

1.Складывание матрешек.
2. Игра с вкладышами.
3. Рисование в воздухе.
4. Игры с песком, водой.

      5.Рисовать, раскрашивать, штриховать.

3-я

  1. Игра “Колючки для ежат”(игра с прищепками)
  2. Пальчиковая гимнастика «Жили-были зайчики»
  3. «Геометрические вкладыши»;
  4. «Крупная и мелкая мозаика»;

4-я

  1. «Игры в сухом бассейне для рук»
  2. «Пазлы деревянные и картонные»;
  3. «Шнуровка»,
  4. Лепка «Дорожка для колобка, «Дорожка для колобка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Умные пальчики"

Представлен практический материал для развития мелкой моторики пальцев рук....

Педагогический проект "Умные пальчики"

Данный проект направлен на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов аппликаций с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей....

проект "умные пальчики"

развивающий долговременный проект, направленный на развитие мелкой моторики рук для детей 4го года жизни...

Проект "Умные пальчики"

Для развития мелкой моторики рук был создан проект, который я успешно применяю в своей работе.Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была прави...

Коррекционно-педагогический проект "Умные пальчики-умные детки!"

Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...

Проект "Умные пальчики"

Сегодня  общеизвестно, что тренировка мелкой моторики пальцев рук помогает ребенку не только при письме, рисовании, работе с компьютером и любой предметной деятельности. Велико  положительно...

Педагогический проект "Умные пальчики"

Необходимость развития тонких движений пальцев у детей давно признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей.Вот почему мною и был составлен проект «Умные пальчик...