Педагогический проект "Умные пальчики"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Маньковская Лариса Николаевна

Необходимость развития тонких движений пальцев у детей давно признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей.

Вот почему мною и был составлен проект «Умные пальчики».

Обучая родителей и педагогов, я  донесла до них важность того, что речевые пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности и приносят ощущение радости взаимопонимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_umnye_palchiki.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение общеразвивающего вида детский сад № 26 Муниципального образования Темрюкский район

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

                    (для детей с фонетико – фонематическим нарушением речи)

        Учитель-логопед

                                                                                                 Маньковская Л.Н.

                                     

                                         Ст. Старотитаровская

                                                 «Рука является вышедшим наружу головным мозгом»

И. Кант

АКТУАЛЬНОСТЬ

Необходимость развития тонких движений пальцев у детей давно признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей.

Вот почему мною и был составлен проект «Умные пальчики».

Обучая родителей и педагогов, я  донесла до них важность того, что речевые пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности и приносят ощущение радости взаимопонимания.

Я обращаю внимание родителей и на воспитательное значение речевых пальчиковых игр, указывая, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля бучения детей.

Цель проекта: научить родителей проводить с детьми речевые пальчиковые игры.

Задачи проекта:

  • Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую моторику пальцев рук, дают ребенку ощущение радости телесного контакта, осознания себя в системе телесных координат, подготавливают детей к успешному обучению в школе.
  • Раскрыть перед родителями важность речевых пальчиковых игр, которые развивают речь детей, улучшают мыслительную деятельность, стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности, подготавливают руку к письму, приносят ощущение радости взаимопонимания.

Участники проекта: учитель – логопед, воспитатели, родители и дети.

Длительность проекта: в течение учебного года.

Этапы проекта

Подготовительный:

  • Изучение методической литературы по данной теме: Т.А.Ткаченко «Речь и моторика» Москва «Эксмо» 2007, М.С. Рузина «Пальчиковой игротренинг» Екатеринбург «У – Фактория» 2004.
  • Проведение диагностики сформированности мелкой моторики рук.
  • Подготовка наглядного материала:
  • слайдов для мультимедийного демонстрирования
  • письменных консультаций для стенда информации
  • современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

Основной:

  • Составление перспективного плана проведения с детьми игр по развитию мелкой моторики рук с речевым сопровождением.
  • Работа с родителями: проведение консультаций, мастер – классов, семинаров – практикумов с использованием мультимедийного оборудования.
  • Проведение ( совместно с родителями ) выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.
  • Обучение родителей проведению речевых пальчиковых игр с ребенком.
  • Включение речевых пальчиковых игр в конспекты занятий.
  • Использование речевых пальчиковых игр в физминутках между занятиями.

Заключительный:

  • Диагностика развития мелкой моторики рук, развития речи, готовности руки к письму в конце учебного года.
  • Постановка новой проблемы: использование речевых пальчиковых игр и упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

План выполнения проекта

Виды деятельности

Цели и задачи

Изучение тематики, формулировка проблемы

Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей – логопатов.

  1.  

Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта.

Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и построить индивидуальную траекторию работы с каждым ребенком.

Изучение родителями методической литературы: Е.И.Чернова, Е.Ю.Тимофеева «Пальчиковые шаги» Санкт-Петербург Корона-Век 2007, Л.Г.Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008

Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения.

Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей.

Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми-логопатами, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.

  1.  

Включение учителем-логопедом речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей.

Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

  1.  

Справочное бюро для родителей. Консультации на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики».

Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

  1.  

Мастер-класс для родителей: «Пальчиковый игротренинг».

Обучить родителей правильному проведению дома речевых пальчиковых игр.

  1.  

Семинар-практикум для родителей на тему: «Дети и мелкая моторика рук» (с использованием мультимедийного оборудования).

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

  1.  

Письменные консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

  1.  

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

  1.  

Повторная диагностика в конце учебного года.

Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, подготовки руки к письму, в формировании речевого развития детей.

  1.  

Анализ проделанной работы по проекту «Умные пальчики» с педагогами ДОУ.

Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

  1.  

Постановка новой проблемы: «Детский игровой самомассаж».

Разработать план работы по развитию мелких движений пальцев рук - игрового самомассажа

В процессе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы:

  • Выстроена система работы по профилактике речевых нарушений.
  • В дошкольном учреждении создано единое коррекционно-образовательное пространство.
  • Повысился уровень знаний у педагогов и родителей. У родителей сформовалась активная позиция по проблеме развития мелкой моторики детей.
  • В группах созданы необходимая развивающая среда. Таким образом, в результате выполнение задач по данным итоговой диагностики и анализа данных удалось добиться уменьшения количества детей пятилетнего возраста  с нарушениями мелкой моторики рук.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Проект является эффективным, малозатратным. Опыт может быть использован в общеразвивающих группах  для профилактики речевых нарушений.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического проекта для родителей и детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Умные пальчики". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.Задачи проекта:Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую м...

Педагогическая копилка "Наши пальчики-язычку помощники"

Педагогическая копилка для педагогов, детей и их заботливых родителей по развитию мелкой моторики руки "Наши пальчики-язычку помощники"...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникаль...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...

Педагогический проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»

. Ведение 2.1.Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей ...