Педагогическая копилка "Наши пальчики-язычку помощники"
материал по теме

Афонасьева Олеся Александровна

Педагогическая копилка для педагогов, детей и их заботливых родителей по развитию мелкой моторики руки "Наши пальчики-язычку помощники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchiki-pomoshchniki.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКИ-ПОМОЩНИКИ

“Мы платочки постираем”

Мы платочки постираем

Пальцы сжаты в кулачки

Крепко, крепко их потрем

Потереть кулачком по кулачку

А потом повыжимаем

Выполняем движение

Мы платочки отожмем

“выжимаем белье”

А теперь мы все платочки

Пальцы свободные, легкие

Так встряхнем, так встряхнем

движения кистями вверх-вниз

А теперь платки погладим

Выполняем движения

Мы погладим утюгом

“гладим белье”

А теперь платочки сложим

Хлопки одной ладошкой по другой

И в шкаф положим

Положить руки на колени

Поможем папе

Будем папе помогать:

Будем гвозди забивать,

И строгать, и пилить,

И рубить, и сверлить.

Покажите ребенку, как работает пила: поставьте ладонь ребром на стол и “пилите”, приговаривая:

Стол я взад-вперед пилю,

На две части разделю.

Я пилить уже привык,

Вжик-вжик-вжик.

Покажите, как работают рубанком: положите ладонь на стол и выполняйте быстрые скользящие движения вперед и назад. В направлении от себя ладонь скользит по столу, а по направлению к себе ладонь не должна касаться стола.

Постругаем мы сейчас,

Будет гладким столик наш,

Стружки сыплются вокруг:

Раз-два, струг-струг.

Покажите, как стучит молоток: сожмите ладонь в кулак и постучите им по столу.

Молоточек, поскорей

Помоги нам, гвоздь забей!

Молоток ответил: “Так,

В этом я, друзья, мастак!”

Слышен всюду громкий звук:

Тук-тук, тук-тук.

А теперь попробуем завернуть в стол шуруп. Для этого нам понадобится отвертка. Сожмите ладонь в кулак, а указательный палец выпрямите. Приложите палец к столу и выполняйте вращательные движения.

Чтоб шуруп вкрутить,

Надо сильным быть.

Отвертку в руки я беру

И кручу, кручу, кручу.

ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ

Заяц

Сожмите ладонь в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими в такт стихотворению:

Заяц любит есть кору,

Он не прячется в нору,

Прыгает он ловко

И грызет морковку,

Дрожит, как осинка,

А глаза – с косинкой.

Ежик

Сцепите пальцы в замок и выпрямите их, имитируя колючки ежа.

Выставив колючий бок,

(Выполните пальчиковое упражнение “ежик”.)

Превратился еж в клубок.

(Согните пальцы, чтобы образовался шарик.)

Носит ношу на спине,

(Выпрямите пальцы, а затем снова согните в такт стихотворению.)

Мышек ловит в тишине.

Дятел

Одну руку поставьте на стол на локоть, повернув ее ребром к себе. Это – дерево. Вторую руку также поставьте на локоть, пальцы соедините, изображая клюв дятла. В такт стихотворению стучите “клювом дятла” по “дереву”.

В черном жилете,

Красном берете

Лесной работник,

Не столяр, не плотник.

Всем приятель –

Доктор дятел.

Олень

Приставьте ладони к голове и растопырьте пальцы, изображая рога оленя. Прочитайте стихотворение:

Я на севере живу,

Вместо листьев мох жую.

На лбу растут деревья,

Знаешь, что за зверь я?

ТВОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ

Барабан

Сожмите руки в кулаки, выставив указательные пальцы. Барабаньте ими по столу в такт стихотворению:

Барабан мне подарили,

Он живет в моей квартире.

Он на стеночке висит,

Как-то раз мне говорит:

“Я стучу и колочу,

В ногу всех ходить учу!”

Барабанщик очень рад,

Что попал он на парад!

Шарики

Соедините пальчики обеих рук и округлите их так, чтобы они образовали шарики.

Подарили мне вчера

Два малиновых шара

Отпускать  их не хочу,

Вместе с ними улечу.

Очень быстро и легко

Поднимусь я высоко.

(Поднимите “шарики” вверх.)

А как только заскучаю,

То вернусь обратно к маме.

Дудочка

Слегка сожмите пальцы в кулаки, поставьте один позади другого и приставьте ко рту. Произнесите: “Ду-ду-ду”, поднимая при этом указательный, показывая, как играют на дудочке.

Ду-ду-дудока моя,

Как же я люблю тебя!

Я играю день и ночь,

Мне играть совсем не лень.

Чудо-песню заведу:

“Ду-ду-ду”.

Колокольчик

Сцепите пальцы в замок, немного округлив ладони. Опустите вниз средний палец одной руки. У вас получился “колокольчик”, а опущенный средний палец – его язычок.

Серебристый колокольчик

На двери качается,

(Покачайте “колокольчик” в стороны.)

Если кто-то придет –

Сразу отзывается.

(Пошевелите “язычком” из стороны в сторону.)

Замок

Руки сцепите в замок .

На двери нашей, дружочек,

Висит хитренький замочек.

Свой всегда сюда войдет,

Ключик вставит, повернет.

(Указательный палец второй руки вставьте сбоку в кулак, изображая “ключик”, и поворачивайте им вправо влево – “открывайте” замок.)

А чужой если придет,

То в квартиру не войдет.

(Разведите руки в стороны и покачайте головой из стороны в сторону, изображая “нет”.)

ПАЛЬЧИКИ ПОКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ

Курочка Ряба

(пальчиковая игра

по мотивам русской народной сказки)

Дед и бабка жили-были,

(“Дед” – покажите воображаемую бороду, “баба” – “наденьте” воображаемый платочек на голову и “завяжите” его под подбородком.)

Поначалу не тужили,

Но состарились однажды,

Что же было с ними дальше?

“Ох-ох-ох, дожили, дед,

Ничего нет на обед,

(Разведите руками в стороны.)

В подвале нашем пусто,

Закончилась капуста,

Пусто и кладовке,

Ни свеклы, ни морковки.

(Загните указательным пальцем одной руки указательный и средний пальцы другой руки.)

Опустел  давно сундук,

Там живет большой паук.

(Пальчиковое упражнение “Паучок”.)

Что же делать?

Как же быть?

Из чего обед варить?”

Дед ответил ей  устало:

“Что с тобою, бабка, стало?

Видно, памяти не стало –

Я вчера на рынке был,

И несушку там купил,

(Пальчиковое упражнение “Курочка”. Руку поднимите вверх, соедините большой и указательный пальцы, немного округлив их, это – клюв курочки. Средний, безымянный пальцы и мизинец поднимите и немного расставьте в стороны.)

За нее пятак отдал,

(Соедините большой и указательный пальцы одной руки и округлите их, изображая “пятак”.)

Что на черный день лежал.

Цып-цып-цып, сюда иди,

Ты яичко нам снеси!”

(Положите большой палец одной руки на большой палец другой руки, остальные пальцы округлите и приставьте соединенные кончики пальцев одной руки под кончики пальцев другой руки, чтобы у вас получилось “яичко”.)

“Хорошо! Давай-ка, дед,

Приготовлю я омлет!”

(“Омлет”: сложите ладони, немного округлив их.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по другому.)

Дед, яичко-то не бьется,

Даже в руки не дается!”

“Дай-ка, бабка, посмотрю,

Его в раз я разобью!

(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по другому.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!”

“Говорю тебе: не бьется,

Даже в руки не дается!

(Разведите руки в стороны.)

Да, пропал опять обед,

Не поели мы омлет.

(Покачайте головой из стороны в сторону.)

Дед, за курицей сходи,

В дом ее ты приведи,

Цыпленочка из яйца

(Выполните пальчиковое упражнение “Цыпленок”. Соедините каждый пальчик руки с большим пальцем по очереди и постучите получившимся “клювиком” по столу.)

Выведет нам курица.”

Мимо пробегала мышь.

(Выполните пальчиковое упражнение “Мышка”. Соедините большой, средний и безымянный пальцы, выпрямив их. Согнутый указательный палец прижмите к среднему, а согнутый мизинец – к безымянному.)

“Прочь пошла, воровка! Кыш!

Ой-ой-ой, яйцо разбилось!

(Положите ладони на щеки и покачайте головой из стороны в сторону.)

Дед! Сюда! Беда случилась!

Мышь по печке пробегала,

Я ее уже прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…”

В это время курочка

(Пальчиковое упражнение “Курочка”.)

Вышла из-за уголка:

“Почему ты плачешь, дед?

Вкусный вышел ли омлет?”

“Ой, беда у нас случилась,

Горе, горе, приключилось.

Мышь по печке пробегала,

Бабушка ее прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…”

“Хватит плакать, дедушка!

Хватит слезы вытирать,

Охать, ахать и вздыхать

Я снесла для вас яйцо,

Новое, хорошее!

(Покажите “яичко”, как описывалось выше.)

Не обычное оно –

Вот какое – золотое!

Вы с ним на базар идите,

Все, что надо, там купите:

(Загибайте пальцы в такт стихотворению.)

Лука, перца и капусты,

На столе не будет пусто!

Мяса, хлеба молока,

Чтоб бабка блинов спекла,

Да еще яиц мешок,

И все будет хорошо!”

Репка

(пальчиковая игра

по мотивам русской народной сказки)

Как у деда в огороде

(“Дед”: покажите воображаемую бороду.)

Подрастала репка.

(Поднимите руки вверх, округлите и сомкните, затем плавно разведите в стороны и сомкните на уровне груди.)

И созрела она, вроде,

Но сидела крепко.

Дергал-дергал репку дед,

Наступил уже обед.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Он и эдак, он и так –

Не получается никак.

“Ох, спина моя болит,

Одолел радикулит!

Слаб я стал на старость лет,

Тяну, тяну, а толку нет!”

Похлебал дед пшенной каши,

Что варила баба Глаша,

(“Баба”: “наденьте” воображаемый платок и “завяжите” его под подбородком.)

И надумал бабку звать,

Вместе репку чтоб достать,

“Ну-ка, бабка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…”

“Видно, надо помощь звать,

Надо Анечку позвать.

(Пальчиковое упражнение “Бантик”. Пальцы обеих рук сложите вместе щепотью, соедините их так, чтобы получилась перевернутая на бок восьмерка. Это – “бантик”.)

Внученька! Ты к нам иди!

Тянуть репку помоги!”

Ухватилась внучка крепко

За бабулю, та – за детку.

“Ну-ка, внучка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

“Видно, надо помощь звать,

Надо Жучку к нам позвать.

(Пальчиковое упражнение “Собака”. Поверните руку ладонью к себе, большой палец поднимите вверх, указательный палец согните и прижмите к среднему и безымянному пальцам. Мизинец опускайте и поднимайте, изображая, как собака лает.)

Жучка! К нам скорей беги!

Тянуть репку помоги!”

“Ну-ка, Жучка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

Как-то очень крепко

Сидит наша репка!

“Видно, надо помощь звать,

Надо Мурочку позвать.

(Пальчиковое упражнение “Кошка”. Соедините большой палец со средним и безымянным, а мизинец и указательный пальцы выпрямите.)

Вон и наша кошка,

Жмурится в окошке.

Мурка: “Муррр! Сейчас приду!

Тянуть репку помогу”

“Ну-ка, Мурка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

Глубоко и крепко

Пустила корни репка.

(Пальчиковое упражнение “Кошка”. Соедините большой палец со средним и безымянным, а мизинец и указательный пальцы выпрямите.)

“Видно, надо помощь звать,

Надо Мышку нам позвать.

Сторожила я с утра

Ее около окна.

Мышка, мышка, выходи!

Репку вынуть помоги!”

(Пальчиковое упражнение “Мышка”. Соедините большой, средний и безымянный пальцы, выпрямив их. Согнутый указательный палец прижмите к среднему, а согнутый мизинец – к безымянному.)

“Я работы не боюсь!

Над лентяями смеюсь!

Пи-пи-пи, уже бегу!

Я сейчас вам помогу!”

“Становись, держись покрепче,

И тяни, тяни порезче!

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Раз, два, три, тяни-и-и-и!”

Разом вместе налегли,

Репку вынули из земли.

“Посмотри, какая –

Желтая, большая!

(Разведите руки в стороны, показывая, какая большая выросла репка.)

Мы ее запарим,

Мы ее зажарим,

Репу ест уже сто лет

Всякий русский человек!

Всем кусок достанется,

И еще останется!

Скажу я вам без лести!

Мы сильны, когда мы вместе!”

РАЗМИКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

Приготовьте несколько полосок из цветной бумаги – желтого, розового, голубого, белого цветов. Вырезайте их не прямыми, а извилистыми. На розовой дорожке нарисуйте жирные точки. На одной из дорожек нарисуйте “камушки”, так, чтобы ребенок мог “перешагнуть” пальчиками с камушка на камушек без особого труда.

Указательный и средний пальцы вытяните и опустите вниз, большим пальцем прижмите к ладони мизинец и безымянный палец. Получился человек. Из второй руки сделайте такого же человечка и поставьте руки на стол. В такт стихотворению шагайте по дорожкам, разложенным на столе;

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Веселые, задорные.

Гуляют наши пальчики

По желтенькой дорожке.

Повстречались пальчики

С пушистой белой кошкой.

(Выполните пальчиковое упражнение “Кошка” и пройдите наперерез пальчикам. Соедините большой палец со средним и безымянным, а мизинец и указательный пальцы выпрямите.)

Подожди немножко,

Пусть проходит кошка.

Шагают наши пальчики

По розовой дорожке.

На ней, наверно, зайчики

Рассыпали горошки.

А ну-ка, наши пальчики,

Скачите, словно мячики!

(Перепрыгивайте пальчиками с “горошинки” на “горошинку”.)

Подпрыгивают пальчики

По голубой дорожке.

Смотри: за поворотом

Выглядывают рожки!

(Пальчиковое упражнение “Улитка”. Одну руку сожмите в кулак и положите на стол, выпрямите указательный палец и мизинец, показывая рожки улитки, и пошевелите ими.)

Познакомься, это – Ритка,

Моя знакомая улитка!

Бежали наши пальчики

По каменной дорожке –

Прыг-скок, прыг-скок,

Скорее прыгай на мосток!

(Перепрыгивайте по камушкам пальчиками.)

По дорожке по прямой

Шагали пальчики домой.

Как лягушки, прыгали,

Ноженьками дрыгали.

(Поставьте указательный палец на стол, а средний поднимите и попрыгайте им, затем – наоборот.)

Скачет пальчик, ловкий, смелый,

По дорожке снежной, белой.

На снегу не удержался,

Поскользнулся, засмеялся.

(Покажите, как палец упал, - сначала “прыгайте” по дорожке, затем положите руку на основание ладони.)

Баю-баюшки, баю

Ручкам песенку спою,

Уложу я ручку спать

На удобную кровать,

(Положите одну ладошку на стол, а другой погладьте ее, затем поменяйте положение рук.)

Им приснится сладкий сон,

Розовый пушистый слон.

СЦЕНАРИИ ДЛЯ

КОРОТКИХ СПЕКТАКЛЕЙ

Огородник

Действующие лица – зайчик и козел.

Козел:              

Зайчик, зайчик, где ты был?

Зайчик:            

За морковкою ходил.

Козел:

На базар иль в магазин?

Зайчик:            

Я морковку в огороде

Возле дома посадил,

Поливать не забывал,

Сорняки все убирал.

Свинки

Действующие лица – две хрюши, петушок и автор.

Автор:

Жили-были свинки,

Чумазые спинки.

Они в грязи купались,

С мочалкою не знались.

Вот раз Петя-Петушок,

Золотистый гребешок,

Их к себе позвал,

Строго им сказал:

Петушок:

Надо в баню вам сходить,

Грязь со спинки всю отмыть,

Вымыть лапки, пятачки,

Ушки, хвостики-крючки.

Автор:

Пошли в баню свинки

Тереть друг дружке спинки.

Терли мылом пятачки,

Ушки, хвостики-крючки.

Выбежали чистые,

Румяные, лучистые.

Вот какие душки

Чистенькие хрюшки.

Марфуша

Действующие лица – хрюша Марфуша и собака.

Собака:

Эй, Марфуша, что ты спишь,

В луже целый день лежишь?

Марфуша:

Мне в грязи лежать не лень,

Я могу лежать весь день.

Собака:

Сколько можно кашу есть,

Над тарелкою пыхтеть?

Марфуша:

Я поесть люблю всегда,

Не наемся никогда.

     

Про козу

Действующие лица – Прошка и коза.

Прошка:

Наша хитрая коза

Прячет желтые глаза,

Огород весь истоптала,

Всю капусту обглодала.

И не стыдно тебе?

Коза:

Ме-е-е-е-е!

Страшная история

Действующие лица – попугай и Прошка.

Прошка:

Эй, зеленый попугай,

Можешь волка напугать?

Попугай:

Я могу реветь

Как большой медведь:

“Уа-Уа-Уа!”

Прошка:

Он медведя не боится,

Он с медведем сам сразится!

Попугай:

Лаять я могу всерьез,

Как лохматый злющий пес:

“Р-р-р-р-р-гав-гав-гав!”

Прошка:

Он собаку не боится,

Он с собакой сам сразится!

Попугай:

Милицейскую сирену

Я изобразить могу:

“У-у-у-у-у-у-у-у!”

Прошка:

Будет волку не до смеха,

Вот потеха так потеха!

Испугается бандит

И из леса убежит.

Нехочуха

Действующие лица – Василиса и Прошка.

Прошка:

Василиса, хочешь чаю?

Тебя в гости приглашаю.

Василиса:

Нет, спасибо, не хочу.

Прошка:

Может, вместе погуляем?

На полянке поиграем?

Василиса:

Нет, спасибо, не хочу.

Прошка:

Хочешь, песенку спою?

Ай-лю-лю-лю-лю-лю.

Василиса:

Нет, спасибо, не хочу.

Прошка:

То не хочешь, и вот это…

Пропадет моя конфета,

Вкусная, сладкая,

Такая ароматная!

Василиса:

Ой, хочу, хочу, хочу!

Задира

Действующие лица – крокодил и попугай.

Попугай:

Эй, зубастый крокодил,

Почистить зубы не забыл?

Крокодил:

Осторожно, попугай,

За хвост цапну – не рыдай!

Попугай:

Эй, зубастый крокодил,

Ты за хлебом не ходил?

Крокодил:

Осторожно, попугай,

За хвост цапну – не рыдай!

Попугай:

Эй, зеленый длинный хвост,

Ты к коряге не прирос?

Крокодил:

Осторожно, попугай,

За хвост цапну – не рыдай!

Попугай:

Эй, зеленый мясоед,

Хочешь свеженький омлет?

Крокодил:

Да!!! Цап!!!

Воспитатель

Действующие лица – петух, курица, цыплята.

Курица:

Милый Петя-Петушок,

Золотистый гребешок,

Я по делам пойду,

Червяков найду.

А ты с детками посиди,

И за ними пригляди –

Погуляй, покорми да спать уложи.

Автор:

Петя с детками остался,

Он в земле с ними копался.

Петух:

Червячков чтобы найти,

Надо лапками грести.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!

Мои милые цыплята,

Мои дружные ребята,

Идите к папе под крыло,

Здесь уютно и тепло!

Заблудилась

Действующие лица – Прошка и Василиса (принцесса).

Прошка:

Плакала принцесса

На мостике у леса,

И катились слезы

Градом в три ручья.

Здравствуйте, принцесса!

Разве интересно

Стоять здесь одиноко

И плакать в три ручья?

С вами что случилось?

Что-то приключилось?

Может, кто обидел,

Милая моя?

Принцесса:

Да, со мной случилось!

Да, и приключилось!

Я за-за-заблудилась!

Прошка:

Бедная моя!

Принцесса:

Я вышла рано из дворца,

Перешла я мостик,

Прошла дорожку до конца,

Мелькнул там чей-то хвостик…

А потом я оглянулась,

Влево-вправо повернулась,

Не видать дорожки,

Что делать мне, бедняжке?

Прошка:

Нет повода для стресса?

Милая принцесса!

Вот она, дорожка,

По ней вперед идите.

Принцесса:

Да? А где же мостик?

Прошка:

Вы на нем стоите!

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
СО СКОРОГОВОРКАМИ

Скороговорки всегда можно “переложить на пальцы”, т.е. придумать поначалу несложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять.

Вначале сами попробуйте четко, не торопясь, произнести скороговорку с одновременным движением рук, а затем проделайте это вместе с Ребенком. Если поначалу у Малыша что-то не будет получаться, возьмите его руки в свои и вместе выполните все движения от начала до конца. В процессе работы над скороговорками можно менять интонации, темп, громкость.

Это поможет развить речь Ребенка, его координацию, почувствовать ритм и подготовить руку к письму.

Б

Пара барабанов,

пара барабанов,

пара барабанов

била бой.

Ладони поочередно

ударяют о край стола.

*

Идут бобры

в сырые боры.

Обе ладони лежат на столе.

Затем, поочередно, одна –

Сжимается в кулак, другая –

распрямляется.

В

Водовоз вез воду

Из-под водопровода.

Обе ладони лежат на столе. Одновременно с произнесением скороговорки правая рука скользит по столу и очерчивает круг,  а левая скользит вверх-вниз.

*

Уточка-вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

Предплечье – вертикально. Ладонь – под прямым углом. Все пальцы прижаты друг к другу. Вращение кистей от себя – к себе.

Г

До города дорога в гору,

От города – с горы.

Внутренняя сторона обеих ладоней опущена вниз. Ладони соприкасаются большими пальцами, имитируя волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

*

Груздь на солнце греет

                                 бок.

В кузовок иди грибок!

Указательный палец правой руки – “ножка”; пальцы левой руки, сомкнутые вместе – “шляпка”. С одновременным произнесением скороговорки – менять “шляпку” и “ножку”. Кузовок – переплетенные пальцы обеих рук плотно смыкаются, “забирая к себе грибок”.

Д

Раз – дрова,

Два – дрова,

Три – дрова.

Пальцы обеих рук зажаты в кулаки на уровне груди. На каждый счет поочередно выставляются большие пальцы обеих рук, указательные, средние.

*

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

Ладони вертикально поставлены друг к другу: правая – распрямлена, а пальцы левой – образуют щепотку и упираются в правую ладонь. С одновременным произнесением слов – ладони “меняются местами”.

Ж

У ежа – ежата,

У ужа – ужата.

Кулак правой руки лежит на столе, на слово “ежата” – кулак распрямить, пальцы поднять и развести в стороны. Ладонь левой руки лежит на столе, на слово, “ужата” – пальцы растопырить на столе.

*

Слишком много ножек

У сороконожек.

Пальцы обеих рук “бегают” по столу, как по клавишам.

З

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

Руки тыльной стороной прижаты друг к другу. Пальцы подняты вверх и растопырены. С одновременным произнесением слов – шевелить кистями рук  и пальцами.

*

Все озера – зеркала

Из зеленого стекла.

Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. С одновременным произнесением слов ладони меняются “ролями”: правая – вверх, левая – вниз.

К

Руки лежат на столе как на клавишах.

Купи

Удар по столу большими

Пальцами обеих рук.

Кипу

Удар по столу указательными

Пальцами рук.

Пик

Удар по столу средними

Пальцами рук.

Начинаем в медленном темпе, затем идет ускорение.

Один Клим

клин колотил.

Колотил, колотил,

Да не выколотил.

Кулачек левой руки стоит на ребре. Сверху, на левом, стоит правый кулачок.

На каждое слово кулачки “разжимаются” и меняются местами.

Л

Полили ли лилию?

Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На слово “лилию” – ладони размыкаются, образуя цветок.

Видели ли Лидию?

Ладони вновь смыкаются, руки поднимаются вверх, образуя кольцо – “портрет”.

Корабли лавировали,

лавировали,

Да не вылавировали.

Обе ладони поставлены на ребро и прижаты друг к другу, большие пальцы подняты вверх. С одновременным произнесением слов ладони волнообразно скользят от переднего края стала – к заднему, и наоборот.

М

Мимо маленькой Марины

Пробежал медведь с малиной.

Пальчики обеих рук сомкнуты. Ладони – под прямым углом. На каждое слово или слог пальчики поочередно прижимаются к большому пальцу (“туда и обратно”).

*

Мышка – в норке,

Пальчики правой руки собраны в щепотку, (“мышка”), левая ладонь (“норка” прячет “мышку”), ловит кончики пальцев левой руки.

Мишка – на горке.

Ладони – на себя, все пальцы, кроме больших, переплетены, большие (“уши медведя”) – выставлены вверх. На слова “на горке” – ладони – от себя (вверх) – образуют “горку”.

Н

Проворонила

Ворона

Вороненка.

Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты. С одновременным произнесением слов распрямляем пальцы и вновь – сжимаем в “замок”.

*

Константин 

Ладони обеих рук прижаты друг к другу и поставлены на ребро.

Констатировал.

Ладони ровно ложатся на стол.

П

Пекарь

Пек

Калачи

В печи.

Пальцы вместе, ладони слегка согнуты “горкой”, правая прикрывает левую. На каждое слово ладони меняем местами.

Полпогреба репы,

Полколпака гороха.

Ладони обеих рук поставлены на ребро. На каждое слово ладони поочередно “шагают” вправо-влево.

Р

Тридцать три

трубача

трубят тревогу.

Руки на уровне рта. Все десять пальчиков “бегают” ко рту и от него, имитируя игру на трубе.

*

Король – орел,

Орел – король.

На слово “король” – ладонь правой руки с растопыренными пальцами поднимается над левой (“корона”). На слово “орел” – ладони тыльной стороной прижимаются друг к другу, машут.

С

Влас – у вас,

Афанас – у нас.

Руки вытянуть вперед. Прижать руки к груди. Повторить.

*

Нисколько не скользко,

Не скользко нисколько.

Левая ладонь лежит на столе внутренней стороной вниз, правая ладонь чуть сжата в кулак и тоже лежит на столе. С одновременным произнесением слов правая ладонь скользит вперед, постепенно распрямляясь, левая – движется “к себе” и постепенно сжимается в кулак. Идет смена положения рук на каждое слово.

Т

В такси

Таксе

Тесно.

Сомкнуть руки в “замок”, вытянуть перед собой, образовав “кольцо”. Вытянуть руки обратной стороной ладонями наружу, сохранив “замок”. Смена положения рук – на каждое слово.

*

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Ладони поочередно ударяют о край стола то внутренней, то тыльной стороной.

Ф

У филина Фили –

Два филиненка:

Ладошки правой и левой руки попеременно сжимаются в кулаки.

Филька и Филимонка

Поднимается вверх правая ладонь, затем – левая.

Филин с филинихой

Лелеют филинят.

Ладошка “моет” ладошку.

Фильке с Филимонкой

Клевать не велят.

Ладошка “гладит”

ладошку

Х

Хвала

Ударяем правой рукой по столу.

Халве?

Раскрываем ладонь.

Хвала

Ударяем левой рукой по столу.

Халве?

Раскрываем ладонь.

Хвала

Ударяем обеими руками по столу.

Халве…

Раскрываем обе ладони.

Ц

Восемь сцепщиков

Цепляют цистерны.

Большие и указательные пальцы обеих рук образуют два кольца, которые сцеплены между собой. На каждое слово пальчики образуют колечки из других пальцев (большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца).

Ч

Речисто,

Да не чисто.

Левая ладонь – вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачек. С одновременным произнесением слов – меняем положение рук.

Ш

Шапка

Руки – на столе, пальцы переплетены и выгнуты горкой.

Да шубка –

В том же положении ладони становятся на ребро.

Вот и весь

Мишутка.

Ладони ложатся на стол

Тыльной стороной вниз.

Щ

Два щенка,

Кулаки правой и ревой руки поочередно ставятся на стол ребром.

Щека к щеке,

Кулачки трутся друг о друга.

Щиплют щетку

В уголке.

Правая ладонь

Обхватывает кончики

Пальцев левой, и наоборот.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
СО СТИХАМИ

(игровые разминки)

Гости

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка – ну, пожалуйста.

Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж кончиков пальцев правой  руки.

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин, и Степану блин,

И Матвею блин, и Сергею блин,

А Никитушке – мятный пряничек.

Вращение кистей рук от себя. Поочередный массаж кончиков пальцев левой  руки.

Щи-талочка

Чищу овощи для щей,

Хлопаем в ладоши.

Сколько нужно овощей?

Разводим руки в стороны.

Три картошки,

Забиваем три пальца на левой руке.

Две морковки,

Загибаем два пальца левой руки.

Луку полторы головки,

Загибаем три пальца на правой руке.

Да петрушки корешок,

Загибаем один палец.

Да капустный кочешок.

Загибаем один палец.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Ладошками отодвигаем капусту в сторону.

Раз!

Выставляем большие пальцы.

Два!

Выставляем указательные пальцы.

Три!

Выставляем средние пальцы.

Огонь зажжен.

Хлопаем.

Кочерышка,

Правой рукой показываем на центр круга.

Выйди вон!

Правой рукой показываем на дверь.


Какая у кого песенка

У ходиков песня такая:

- Тик. Тик. Тик.

Руки – “стрелки”.

У птички-синички – такая:

- Пик. Пик. Пик.

Ладошки – “клювики”.

У поросенка – такая:

- Рюх. Рюх. Рюх.

Ладошки – “пятачки”.

У ежика песня такая:

- Плюх. Плюх. Плюх.

Пальчики – “колючками”.

У кисоньки песня такая:

- Мяу. Мяу.

Ладошки гладят

шерстку

А у рыбешки – какая?


Три пингвина

Жили-были три пингвина.

Пик, Пак, Пок.

Хорошо и дружно жили.

Хлопки.

Удары по столу.

Ладошка “моет” ладошку.

Пик, Пак, Пок.

Удары по столу.

Как-то утром на рыбалку.

Пик, Пак, Пок.

Зашагали в перевалку.

Хлопки.

Удары по столу.

Ладошки “шагают” – “шлепают” по столу.

Пик, Пак, Пок.

Удары по столу.

Наловили много рыбы.

Вращение кистей рук к себе.

Пик, Пак, Пок.

И еще поймать могли бы.

Удары по столу.

Вращение кистей рук от себя.

Пик, Пак, Пок.

Удары по столу

Съели дружно все до крошки.

Хлопки.

Пик, Пак, Пок.

Кроме маленькой рыбешки.

Удары по столу.

Хлопки.

Пик, Пак, Пок.

Удары по столу.

Дружно бросилися в драку,

Пик, Пак, Пок.

Учинив большую свалку.

Удары кулачками друг о друга.

Хлопки.

Удары кулачками о стол.

Пик, Пак, Пок.

Хлопки.

Чтобы жить все время дружно,

Пик, Пак, Пок.

Уступать друг другу нужно.

Ладошка “моет” ладошку.

Хлопки.

Ладошка “моет” ладошку.

Пик, Пак, Пок.

Хлопки.

Десять птичек – стайка

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Хлопки.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей.

Эта птичка совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Поочередное

поглаживание всех десяти

пальчиков.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички по домам!

Пальчики прячутся за спину.

Скрут

“Кто живет под потолком?”

- Гном.

Руки в стороны.

Руки – “колпачок” над головой.

“У него есть борода?”

- Да.

Руки в стороны.

Кисти рук у подбородка.

“И манишка, и жилет?”

- Нет…

Руки в стороны.

Руки – к груди.

“Как встает он по утрам?”

- Сам.

Руки вытянуть вверх.

Руки “в боки”.

“Кто с ним утром кофе пьет?”

- Кот.

Руки в стороны.

Пальчики – “усики”.

“И давно он там живет?”

- Год.

Руки в стороны.

Указательный пальчик правой руки – вверх.

“Кто с ним бегает вдоль крыш?”

- Мышь.

Руки в стороны.

Ладошки – “ушки”.

“Ну, как его зовут”

- Скрут.

Руки в стороны.

Переплести пальчики обеих рук.

“Он капризничает, да?”

Ни-ког-да!..

Руки в стороны.

***

От сосулек – звон, звон!

Хлопки на каждое слово.

Просыпайся – клен, клен!

Кисти рук опускаются вверх-вниз.

Растопился снег, снег.

Потираем одну ладошку о другую.

Ручейки – в бег, в бег.

Волнообразные движение руками.

Гром шагает: топ, топ.

Почки слышно: хлоп, хлоп.

Топаем ногами.

Хлопки на каждое слово.

***

Тра-та-та,

Тра-та-та!

Руки “в боки”

Топаем ножками.

Растворялись

Ворота.

Руки вверх вниз.

А из этих

Из ворот

Вышел ма-аленький

Народ.

Приседаем,

руки вниз.

Один дядя вот такой,

Пальцы – “очки” у глаз.

Другой дядя вот такой,

Руки вытянули – “высокий”.

Третий дядя вот такой,

Руки “держат газету”.

А четвертый вот такой!

Сжимаем руки – “держим штангу”.

Одна тетя вот такая,

“Причесываем волосы”.

А другая – вот такая,

Встали на носочки – “балерина”.

Третья тетя вот такая,

Смотримся в “зеркало”.

А четвертая – такая!

Прыгаем на “прыгалках”.

***

Раз, два, три, четыре, пять!

Хлопки на счет.

Вышел дождик погулять.

Руки вверх вниз.

Шел неслышно, по привычке,

Движемся по кругу туда-обратно.

А зачем ему спешить?

Вдруг читает на

табличке:

Кисти рук вверх.

“По газонам не ходить!”

Кисти скрещиваем – “ножницы”.

Дождь вздохнул

тихонько:

Руки плавно

вытянуть вверх.

“Ох!”

Плавно опустить.

И ушел.

Присесть.

Газон засох.

Закрыть голову ладошками.

***

Десять, девять,

Хлопаем в ладоши.

Восемь, семь,

Шлепаем о колени.

Шесть, пять,

Хлопаем в ладоши.

Четыре, три,

Шлепаем о колени.

Два, один.

Хлопаем в ладоши.

В прятки мы играть хотим.

Закрываем глаза то внутренней, то тыльной стороной ладоней.

Только надо нам узнать:

Хлопаем на каждое слово.

Кто из нас пойдет искать.

Хлопаем на каждое слово. Приседаем.

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопки на счет.

Вышел пальчик погулять.

Указательный палец правой руки движется по кругу, по центру левой ладошки.

Только вышел из ворот –

Глядь, другой к нему идет.

К указательному присоединяется средний.

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий, выходи.

Затем – присоединяется безымянный.

Вместе стаем в хоровод –

Вот.

Хлопок.

Затем руки меняются местами.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Пальчиковые игры со спичками

Игры со спичками (палочками) помогут развить мелкие движения рук, а значит и речь.

Вместе с тем спички (палочки) – хороший материал для развития памяти, внимания, логики, воображения, математических и геометрических представлений.

Жила-была крыша

Для того, чтобы активизировать работу пальчиков, а заодно познакомиться с геометрическими фигурами, можно использовать Сказку. Взрослый рассказывает, а Ребенок “иллюстрирует” ее с помощью спичек (палочек).

Взрослый

Ребенок

* Жил-был на свете Дом, страдал он оттого, что не было у него крыши.

* Мочил его дождь, трепал ветер,

бил град.

* Услышал об этом добрый Ёж и решил помочь Дому.

* Покатился он по ровной дороге и на окраине деревни увидел Крышу. Стояла она одна-одинешенька и грустила.

* Ёж рассказал Крыше о беде Дома и отправились они вместе ему на помощь.

* Обрадовался Дом, таким красивым он стал!

У Ребёнка получилась цепочка из геометрических фигур. Ее можно упростить, рассказав более короткую сказку, а можно и усложнить, продолжив сказку.

Выкладывание из спичек

Вкладывание из спичек прекрасно тренирует пальчики ребенка, совершенствует точность мелких движений руки. В качестве примера сделайте заранее заготовки фигурок, которые дети будут выкладывать. Спички можно приклеить к картону, если вы планируете использовать заготовки не один раз. Предварительно с каждой спички нужно срезать кончики с серой, можно использовать зубочистки с обрезанными острыми краями или обычные счетные палочки. Последние предпочтительнее – они цветные, и фигурки из них получаются красивыми, красочными. Можно сесть рядом с ребенком, высыпать палочки или спички на стол и начать выкладывать фигурку, а ребенок должен повторять за вами. Одновременно расскажите веселое стихотворение о том герое, которого вы выкладываете. Хорошим дополнением к занятию может стать пальчиковое упражнение на тему – предложите ребенку обвести нарисованную точками фигурку героя, выложите по контуру изображение героя с помощью риса.

Качели:

Взлетают выше ели

Крылатые качели

Как птица я лечу,

Достать луну хочу.

Давай сядем на качели

И качнемся еле-еле,

А потом все выше, выше,

Выше дома, выше крыши.

Мы уже и к солнцу ближе,

Будь оно чуть-чуть пониже,

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Только крепче ты держись!

Забор:

Вокруг дома частокол:

Вырос новенький забор.

Не перелезть через него,

Он выше папы моего.

Телевизор:

До чего же хорошо –

Дома есть у нас кино.

Щелкнем выключателем,

Выходит замечательно! 

Перламутровый экран

Покажет маме сериал,

Передачи про диеты

И про вкусные котлеты,

Фильма нового премьеру,

А потом – “Миллионера”.

Папе – вести и футбол,

И хоккей, и баскетбол,

Телешоу про машины,

Ну а мне – мои мультфильмы!

Ракета:

На стремительной ракете

Полетим к другой планете,

Поглядим, как там дела

И как выглядит Земля.

Скажем в рупор: “Я – второй!”

А потом – скорей домой.

Очки:

Бабушка, надень очки,

Поиграем в пряточки!

Не смотри под креслом, стой,

Вот он я, перед тобой!

Раз решили червячки

Заказать себе очки:

“Перед глазами все темно,

И не видно ничего”.

Доктор лоб свой почесал,

А потом о им сказал:

“Дорогие червячки!

Ну зачем же вам очки?

Вы живете под землей,

Там нет солнца день-деньской.

Лучше вам фонарь купить,

Под землею им светить”.

Табурет:

Зовет нас мама на обед,

Возьмем с собою табурет.

Это – стул без спинки,

Под него ты спрячь ботинки.

Письмо:

Почтальон письмо принес.

По дороге так замерз –

Зуб на зуб не попадал,

А письмо я прочитал:

“Здравствуй, дорогой внучок!

Поспевает кабачок,

Помидор краснеет,

Вишенки алеют.

В гости ждем!

Баба Люба, дед Мазай”.

Подснежник:

На проталине росток:

Первый голубой цветок.

Он под снегом вырастает,

Его “подснежник”называют.

Солнцу улыбается,

Вырасти старается.

Мост:

Мы стоим у реки.

Как ее нам перейти?

Мы по мостику вдвоем

На тот берег перейдем.

Чтоб под ним легко могли

Плавать даже корабли.

Мы по мостику пойдем,

На тот берег перейдем,

Будем осторожными:

С моста упасть ведь можно!

Окно:

Окна – как глаза у дома,

Это всем давно знакомо:

Если вас в квартире нет,

Не горит в окошке свет,

А когда домой пришли,

Светят в окнах огоньки.

Тетрадь:

Я сейчас учусь писать,

У меня своя тетрадь.

Буквы в строчках вывожу,

Ровно за столом сижу.

Скоро научусь писать,

Получу оценку “пять”!

Кровать:

Я люблю свою кроватку,

В ней мне спится сладко-сладко.

Я люблю свою подушку –

Я ее кладу под ушко.

Я кровать не обижаю –

Ее утром заправляю.

Пусть она отдохнет,

Меня до ночи подождет.

Часы:

“Тик-так” весь день

Часы стучат –

И не хотят

Идти назад.

Они идут

Всегда вперед,

И никогда наоборот!

Дождик:

Посмотри на улицу –

Дождик во дворе,

Солнышко зажмурилось,

Капли на стекле.

Очень нужен дождик

Лесу и полям,

Виноградным гроздьям,

Людям и зверям.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

НА БУМАГЕ

В основном, это изо-игры, и они полезны не только для пальчиков, но и для развития творческого воображения, цветоощущения, внимания и зрительной памяти.

Пальчиковые рисунки

Лист белой бумаги, краски и пальчики – все это пригодится для того, чтобы поиграть с Ребенком в рисунки-загадки и нарисовать необычные картины.

  1. Попросите Ребенка обмакнуть указательный палец правой (левой) руки в красную краску и поставить на листе много красных точек. Спросите у Малыша: чтобы это могло значить? (“Бусы рассыпались”, “Гроздья рябины склонились”, “Много солнц на небе” и т.д.).
  2. Точно так же можно поиграть с любой другой краской.
  3. Попросите Ребенка оставить на бумаге разноцветные отпечатки пальчиков (исходя из наличия красок), затем каждый из отпечатков дорисовать, т.е. постараться увидеть в каждом отпечатке образ.
  4. Попросите Ребенка поставить отпечатки следующим образом: красный, желтый, зеленый, красный, желтый . . .Пусть Ребенок продолжит цветную логическую цепочку.
  5. Начертите поле для игры в крестики-нолики. Играйте так же, но вместо крестиков и ноликов используйте два разных цвета.
  6. Попросите Ребенка нарисовать картину, которая состоит только из отпечатков пальцев.

Рисунки ладошками

  1. Еще для игры на бумаге можно использовать ладошки. Попросите Ребенка обвести правую и левую ладошки, затем пронумеровать какой-либо стишок о пальчиках.
  2. Для развития воображения Ребенка можно использовать следующее задание: обвести ладошки таким образом, чтобы, дорисовав их, получить какой-либо интересный образ.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

С ОРЕХАМИ И КРУПОЙ

Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речи. Их можно использовать для занятий как с одним Ребенком, так и с группой детей.

С орехами

Лучше всего для игры подойдут грецкие орехи.

Их можно:

  1. вращать между ладоней (один или два);
  2. перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;
  3. вращать внутри одной ладони (перебирая пальцами);
  4. удерживать поочередно между пальцев рук;

Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.

Шумный лес

Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень

Шустро шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш?

Шум и шорох возле шалаша.

Ну а если полон рот морошки –

Широежки и широконожки.

Несъедобная считалка

Суп из шишек –

Для мальчишек.

Из гребенок –

Для девчонок.

Из репейника –

Бульон.

Кто не хочет –

Выйти вон!

Сонный слон

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит слон,

Старый, серый, сонный слон

Динь-дон. Динь-дон.

Стало в комнате темно:

Заслоняет слон окно.

Или это снится сон?

Динь-дон. Динь-дон.

С крупой

Для игры лучше использовать гречневую крупу, рис, пшено, горох и др.

Их можно:

  1. сортировать с открытыми глазами (игра “Золушка”);
  2. сортировать на ощупь;
  3. превращать в буквы, цифры, небольшие слова;
  4. использовать для изготовления картин, панно;
  5. использовать для счета;
  6. превратить в шумовые музыкальные инструменты, наполнив ими коробочки, баночки и др.;
  7. использовать для создания “Гречневой куколки”, наполнив куколку, выкроенную из байкового материала гречкой (головку – ватой). Перебирая пальцами туловище куколки, можно произносить различные потешки, стишки (- Ножки мыли? – Мыли! – Ручки мыли? – Мыли! – Щечки мыли? – Мыли! Все помыли! И теперь мы чистые, зайчики пушистые!).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста).

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, психолога, старших воспитателей, но постепенно все дети переводятся на общий ...

Педагогический проект "Родители- лучшие друзья и помощники"

В законе об образовании сказано, что в помощь семье созданы дошкольные учреждения. Что бы стать полноценным помощником  семьям воспитанников в вопросах воспитания и обучения детей, я разработала ...

Как пальчики язычку помогают. Рекомендации родителям.

Взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи у дошкольников младшего возраста....

Мастер-класс для родителей "Как пальчики язычку помогают".

Подборка различных форм работы по развитию мелкой моторики....

Педагогический проект "Глаза - наши помощники"

Проект совместной образовательной деяельности, целью которого является формирование у детей представление о глазах, как органе зрения, о бережном отношении к ним, действиях и условиях, направленн...

Информационный педагогический проект «Машины- наши помощники»

Информационный педагогический проект по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с автомобильным транспортом...