Педагогический проект "Глаза - наши помощники"
методическая разработка (подготовительная группа)

Евсеева Екатерина Николаевна

Проект совместной образовательной деяельности, целью которого является формирование у детей представление о глазах, как органе зрения, о бережном отношении к ним, действиях и условиях, направленных на укрепление зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_glaza_-_nashi_pomoshchniki.docx28.1 КБ
PDF icon Приложение к проекту376.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54                                                                                                              комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Педагогический проект

Совместной образовательной деятельности

Тема: «Глаза – наши помощники»

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательная, речевая, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественного слова.

Образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, проблемно-игровая (проблемные и творческие ситуации), ИКТ.

Актуальность проекта:

По статистике, уже половина современных школьников имеет дефекты зрения. В чем же причина ухудшения зрения у детей? Одна из основных – слишком большие нагрузки на органы зрения. В дошкольном возрасте, когда детский глаз еще не «созрел», эти нагрузки часто оказываются для него непосильными. Когда-то дети все свободное время пропадали во дворе, сейчас не отрываются от телевизора или компьютера, увлекаются видеоиграми. Вторая причина – неправильное питание. В итоге детский организм не получает всех жизненно важных макро- и микроэлементов и витаминов, необходимых для нормального зрения. Третья причина – генетическая предрасположенность. Если хотябы один из родителей страдает близорукостью, у ребенка появляется шанс ее унаследовать. Болезнь всегда лучше предупредить, чем лечить, это касается и зрения.

Проблема:

Дети дошкольного возраста хорошо знают, что глаза человеку нужны для того, чтобы видеть, но не знают свойства зрительного аппарата, и, конечно же, не всегда могут самостоятельно контролировать свои действия и окружающую обстановку, которые, так или иначе, влияют на зрение.

Цель проекта:

Формировать у детей представление о глазах, как органе зрения, бережном отношении к ним, действиях и условиях направленных на укрепление зрения.

Задачи проекта:

Обучающие:

Познакомить детей со строением глаза, показать, какую роль играет зрение в жизни человека.

Закрепить представления детей о том, что полезно, а что вредно для глаз.

Способствовать пониманию детей о возможности частичной компенсации зрения другими органами чувств (пальцами, слухом).

Развивающие:

Развивать связную речь детей.

Продолжать расширять активный словарь детей (офтальмолог, окулист, сильное, отличное, острое, зоркие и пр.)

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, воображение, мышление, память, любознательность детей.

Работать над совершенствованием навыков экспериментирования.

Активизировать работу мышц глаза. 

Способствовать умению делать выводы, умозаключения, высказывать свое мнение.

Воспитательные:

Вызвать познавательный интерес к занятию.

Формировать умение бережного отношения к органу зрения.

Создавать условия для развития активности и самостоятельности.

Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание им помогать.

        

Вид проекта:познавательно-исследовательский

Проект разработали: воспитатели ГБДОУ детского сада № 54 комбинированного вида Красносельского р-на СПб            Смирнова Н.В., Евсеева Е.Н.

Участники проекта: воспитанники, педагоги ГБДОУ детского сада № 54 комбинированного вида Красносельского р-на СПб, родители.

Продукт проекта: книжки-самоделки «Что я знаю о глазах и зрении» (совместная работа детей и родителей), тренажёр для глаз «Лабиринт» (дети), выставка детских работ «Автопортрет», мини-картотеки (гимнастика для глаз), памятка для родителей «Береги зрение», дидактическая игра «Узнай животного по глазу», презентация «Как видят животные?», презентация проекта.

Сроки реализации:01.04.2019 – 30.04.2019

Этапы проекта:

Подготовительный: изучение литературы по теме, подготовка материалов, разработка формы работы с детьми, родителями, воспитателями, отбор художественного, иллюстративного материала для оснащения развивающей среды в группе, подбор дидактических игр для развития зрительного восприятия, подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр; информирование родителей по теме проектной деятельности.

Основной: анкетирование родителей, консультации для родителей, беседы, наблюдения, просмотр презентаций,рисование, дидактические и сюжетно-ролевые игры, разыгрывание проблемных ситуаций, словесные игры по теме, исследовательская деятельность, экспериментирование, проведение гимнастики для глаз.

Заключительный:проведение викторины «Мои глаза – моё богатство»

Прогнозируемый результат:

- формирование устойчивого интереса у родителей к проблеме укрепления и сохранения зрения у детей;

- расширение знаний детей о глазах, как органе зрения;

- формирование осознанных навыков бережного отношения к глазам;

- повышение качества образовательного процесса: процесс обучения становится более увлекательным, эмоционально насыщенным.

Реализация проекта:

Этапы

Содержание

Подготовительный:

Изучить методическую литературу по теме.

Подобрать комплексы упражнений по профилактике зрения, игровые упражнения с элементами гимнастики для глаз.

Подготовить консультации для родителей на теме «Береги глаз как алмаз», «Профилактика и коррекция зрения у детей дошкольного возраста средствами специальных упражнений»

«Полезные продукты».

Подобрать литературу, наглядные пособия, подобрать и разработать дидактические игры по теме проекта в соответствии с возрастом.

Создать презентации «Строение и функции глаза», «Как видят животные».

Основной (содержательный)

Организация совместной деятельности воспитанников, воспитателей, родителей.

  1. Анкетирование родителей «Здоровье глаз детей»
  2. Просмотр презентаций с детьми «Строение и функции глаза», «Как видят животные»
  3. Дидактическая игра «Что полезно, что вредно для глаз» (с использованием картинок); «Угадай животного по глазу»; «Собери модель глаза», «Близко-далеко».
  4. Экспериментирование по теме «Почему глаз зимой не мёрзнет?»
  5. Беседы «О пользе витаминов», «Как беречь глаза. КГН», «ОБЖ – что вредит глазам?»
  6. Решение проблемной ситуации «В глаз попала соринка».
  7. Проведение гимнастики для глаз и игр с элементами гимнастики. Разучивание стихотворных разминок для глаз. (см. Приложение – гимнастика для глаз, картотека гимнастики для глаз в картинках).
  8. Создание детьми самодельных тренажёров для глаз и их использование (лабиринты).
  9. Исследовательская деятельность –испытания «Зачем нужны глаза?»
  • Первое испытание «Сбей кеглю»

Давайте поделимся на 2 команды:

Одной команде завязывают глаза, второй нет. Попробуйте сбить кеглю.

-Какой можно сделать вывод?

  • Второе испытание «Минное поле»

Одной команде завязывают глаза, второй нет. Необходимо обойти «мины»

- Какой можно сделать вывод?

  • Третье испытание «Жмурки»

Надо поймать друга, одни ловят с открытыми глазами, другие с закрытыми.

-Какой можно сделать вывод?

  • Четвертое испытание «Учим танец»

Я покажу вам движения, а вы повторяйте: «Повернитесь, улыбнитесь, а теперь ручку так и с поворотом, и шаг-шаг,раз-два-три..»  и т.д.

  1. Анализ и заучивание пословиц о глазах, зрении.
  • Завистливый глаз душу точит.
  • Говорить с глазу на глаз.
  • Глаза — зеркалодуши.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • В чужом глазу соринку видишь, а в своём бревна не заметишь.
  • Идти, куда глаза глядят.
  • Глаза ушей вернее.
  • Глаз – не очки, выбьешь – не купишь.
  1.  Анализ и заучивание загадок о глазах и зрении.
  • Когда приходит беда, из них течет вода.
  • Он - очень маленький кружок, но до неба достать смог.
  • Два друга живут рядышком, а встретиться не могут.
  • Это озеро никогда не покрывается льдом и всегда сопровождает человека.
  • У меня есть брат, но вот беда, видим одно и то же, но не встретимся никогда.
  • Они бывают карие, зеленые и голубые. Они позволяют человеку наслаждаться природой и красотами. Что это?
  • Два соседа через мостик видят все.
  • Эти окна ночью закрываются, А с рассветом свету раскрываются.
  • Два окошка видят дорожки, Ночью их закрывают и они отдыхают.
  • Говорят, что они зеркало души. Что же это? Ответь, Только не спеши.
  • Два глубоких океана, В них эмоции видны. Открывают их все рано, ночью закрывают их.
  1. Подвижная игра «Водяной» (узнай друга с закрытыми глазами).

Дети встают в круг, выбирается считалкой водящий «Водяной», который встаёт в центр круга с закрытыми глазами. Дети водят хоровод со словами «Водяной, водяной, что сидишь под водой? Выходи на чуточку, на одну минуточку». Хоровод останавливается, водяной с закрытыми глазами подходит к любому из детей и пытается узнать «на ощупь», кто перед ним. Если угадывает, то тот, кого угадали, становится «Водяным».

  1. Дидактическая игра «Определи букву, цифру на ощупь» (как азбука Брайля).
  2. Сюжетно-ролевая игра «На приёме у окулиста».
  3.  Оригами «Глаз».
  4. Рисование «Автопортрет».
  5. Аппликация-коллаж «Вредные и полезные продукты для глаз».
  6. Чтение художественной литературы: В. Танасийчук «Сколько глаз у стрекозы?», Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост», А.Платонов «Хаврошечка», К.Ушинский «Слепая лошадь».
  7. Драматизация сказки «У страха глаза велики»
  8. Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»

Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение.

Сейчас дети очень много сидят за компьютером, телевизором. Перестали играть в настольно-печатные, развивающие игры и другие. Предпочтение отдают играм в планшетах, телефонах, которые есть почти у каждого ребенка. Дети очень мало стали читать. Поэтому нужно не забывать делать гимнастику для глаз в целях профилактики утомления. Можно включить музыку и потанцевать, или сделать несколько танцевальных движений. Гимнастику можно делать в любом месте, если ее выучить и помнить.

Вот несколько несложных упражнений, которые можно делать в течение дня.

1. Посмотри на предмет

Следить за некоторыми предметами, которые находятся в разных местах. Водить глаза влево, вправо, вверх, вниз.

2. Зажмурься

Закройте сильно глаза, напрягая глазные мышцы. Затем откройте глаза и, расслабив мышцы глаз, посмотрите куда-нибудь вдаль. Такое упражнение делайте несколько раз, чтобы полностью снять напряжение глаз.

3. Держи голову прямо

Держа голову, прямо надо посмотреть направо и посмотреть на какой-нибудь предмет вдаль, зафиксировать свой взгляд. Далее посмотрите также влево, вверх и вниз. Каждый раз, когда будете смотреть вдаль, не забывайте расслаблять мышцы.

4. Посмотри на свой нос

Очень простое упражнение, его можно делать в любом месте. Надо посмотреть на кончик носа и задержать взгляд, а затем закрыть глаза. Открыть глаза, посмотреть вдаль. Повторять желательно несколько раз.

5. Капелька

Это упражнение лучше делать у окна: в магазине, в транспорте. Оно самое простое упражнение для глаз. На уровне глаз найдите капельку воды на стекле и надо переводить взгляд то на капельку, то вдаль. Повторитьэтоупражнениенесколькораз.

Заключительный (итоговый):

Викторина для детей «Глаза – наши помощники»

Проведение игрового занятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности с участием воспитанников нашей группы № 1.

Выставка книжек-самоделок «Что я знаю о зрении и глазах»

Продукты проектной деятельности:

Картотека гимнастики для глаз, игр с элементами гимнастики для глаз в стихах.

Тренажёры для глаз – самоделки.

Дидактическая игра «Узнай животного по глазу», «Конструктор глаза».

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «На приёме у окулиста»

Коллаж «Полезные и вредные продукты»

Памятки для родителей

Презентации «Строение и функции глаза», «Как видят животные»

ИТОГ реализации проекта:

Сформирован устойчивый интерес у родителей к проблеме укрепления и сохранения зрения у детей.

Созданы условия для сохранения зрения, проводится гимнастика для глаз.

Дети знают основы ухода за своими глазами, стремятся следить за своим здоровьем, напоминают друг другу правила сохранения зрения.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка "Наши пальчики-язычку помощники"

Педагогическая копилка для педагогов, детей и их заботливых родителей по развитию мелкой моторики руки "Наши пальчики-язычку помощники"...

Педагогический проект "Ребёнок на улице. Наши помощники - дорожные знаки"

По статистике, чаще всего причиной дорожнотранспортных происшествий становятся сами дети. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить рас...

Педагогический проект "Ребёнок на улице. Наши помощники - дорожные знаки"

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

Информационный педагогический проект «Машины- наши помощники»

Информационный педагогический проект по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с автомобильным транспортом...

Педагогический проект "Потешки наши помощники"

Тип проекта: познавательно - игровой.Продолжительность: краткосрочный.Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы раннего возраста.Возраст детей: с 1,5 до 3 - х лет.Время проведен...

Наши родители - наши помощники.

Взаимодействие воспитателя с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с по...