Конспект занятия «Определение свойств разных веществ»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Попова Нина Ивановна

План-конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Определение свойств разных веществ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_opyty_.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        МК ДОУ БТО Борисоглебский д/с №16

                                                   Комбинированного вида

                     Конспект занятия

«Определение свойств разных веществ»

        Подготовила: Попова Н.И.

        

                                                         г. Борисоглебск  2016

Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

- развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

- учить приобретать новую информацию посредством экспериментирования;

- формировать умение делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.

Оборудование и материалы: по числу детей – 6 мерных стаканчиков ( 5 с водой, горячую воду воспитатель наливает перед опытом № 4), лупа, оранжевый стаканчик с сахарным песком, оранжевая баночка с крышкой с сахарной пудрой, голубой стаканчик с солью, ложка, палочки, лист черного картона; 4 стола для экспериментирования; чайник с горячей водой; поднос с чашками для чаепития; таблица; персонаж Незнайка (взрослый).

       

                                                           Ход занятия

      В гости к детям приходит Незнайка. Вид у него опечаленный.Воспитатель и дети здороваются с ним и спрашивают, ото чего он такой грустный. Незнайка рассказывает, что он пришел домой и хотел выпить чаю. На столе стояли два стаканчика, он точно знает, что в одном была соль, а в другом – сахарный песок. А как отличить сахар от соли, он не знает. Вот он и пришел к детям, они ведь наверняка знают это.

     Воспитатель спрашивает у детей, готовы ли они помочь Незнайке.

     Воспитатель.  Не грусти, Незнайка. Ты пришел очень к стати. Сейчас ребята будут ставить опыты и смогут тебе многое рассказать о свойствах некоторых веществ. Они обязательно научать тебя отличать соль от сахарного песка.

     Ребята, на столах у вас приготовлено оборудование. Рассмотрите его.

     В стаканчиках разного цвета насыпаны соль и сахарный песок. Можно ли их различить по внешнему виду? Что мы можем сказать о цвете этих веществ? Верно, они оба белые.

     Попробуйте их осторожно понюхать. Почему осторожно? Правильно, ведь это сыпучие вещества, и, определяя запах, их нельзя подносить близко к носу. Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут? (Ответы детей.)

     Вот видишь, Незнайка, ребята уже могут сказать, что сахарный песок и соль одинаковые по цвету, но разные по запаху.

     Сейчас мы попробуем рассмотреть частицы этих веществ и узнаем, одинаковой ли они формы.

     

     Опыт №1

     Воспитатель. Положите перед собой черные листы картона и приготовьте лупы. Для чего нужны лупы? Правильно, они в несколько раз увеличивают  рассматриваемый объект.

     Из каждого стаканчика палочкой осторожно отделите несколько кристаллов и поместите их на разные углы черного листа. Рассмотрите их через лупу. Одинаковые или разные частицы по форме? На что похожи одни частицы? А другие?

     Верно, одни частицы похожи на горошины или шарики, а другие – на кирпичики. Что можно сказать о их величине? Правильно, «горошины» меньше, чем «кирпичики».

     Мы с вами знаем, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя. Почему? Правильно, есть вещества горькие, а есть опасные для здоровья. Но я вам уже сказала, что в стаканчиках соль и сахарный песок. Поэтому их можно попробовать  и определить, какой вкус имеют вещества. Но сначала вспомните, какая на вкус соль? А сахарный песок? (Ответы детей.)

     Осторожно наберите на кончик палочки те кристаллы, которые крупнее и имеют форму кирпичиков. Попробуйте их. Какие они на вкус? Правильно, сладкие. Значит, какое это вещество? (Сахарный песок.) В каком он находится стаканчике? (В оранжевом.)

     Можете ли вы сейчас сказать, какими на вкус будут частицы вещества в форме горошин? Правильно, они соленые, потому что это соль.

    Теперь мы можем помочь Незнайке!

    В чем сходство и различие соли и сахарного песка? (Ответы детей.)

    Соль и сахарный песок одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же у них разная величина частиц и форма. Значит, какое вещество находится в оранжевом стаканчике? (Сахар.) А в голубом? (Соль.)

    Незнайка радуется, что ребята ему помогли и собирается уходить.

   Воспитатель . Незнайка, не уходи, мы обязательно угостим тебя чаем, но чуть- чуть попозже. А сейчас ребята хотят рассказать тебе кое что интересное о свойствах веществ.

    Давайте снова рассмотрим наше оборудование. У нас на столах стоят закрытые емкости. Они такие же оранжевые, как и стаканчики с сахарным пеком. А закрыты они, потому что в них находится мельчайшие частицы сахарного песка. Они на столько мелкие, что это вещество называют сахарной пудрой. С ней нужно обращаться очень осторожно, потому что эти частички могут разлетаться от любого неосторожного дуновения.

    Ребята, как вы думаете, что раствориться быстрее- частицы сахарной пудры или частицы сахарного песка, которые крупнее их? (Ответы детей.)

    Сейчас мы проверим ваши утверждения опытным путем. Осторожно откройте емкости, и вы убедитесь, на сколько частицы пудры мельче частиц сахарного песка.

   Опыт №2

   Воспитатель. Подвиньте к себе два мерных стаканчика с водой, ложечкой возьмите сахарную пудру и всыпьте ее в один стаканчик. Теперь этой же ложечкой возьмите сахарный песок и всыпьте его в другой стакан. Посмотрите, что растворяется быстрее. Почему? Правильно, чем меньше частички вещества, тем быстрее они растворяются, то есть частички исчезают в воде.

    Закройте емкость крышкой, отодвиньте ее от себя, рядом с ней поставьте эти два стаканчика.

   Сейчас мы посмотрим, когда сахарный песок растворяется быстрее: когда мы его растворяем, не мешая ложечкой, или когда перемешиваем. Как вы думаете? (Ответы детей.) Давайте поставим еще один опыт.

  Опыт №3

    Воспитатель. Подвиньте к себе оранжевый стаканчик и два других с водой. Вода в стаканчиках холодная. Берем одинаковое количество сахарного песка, то есть по ложке, и опускаем в каждый стакан. И сразу же в одном стакане быстро перемешиваем ложечкой сахар с водой. Что вы видите? Где сахарный песок растворился быстрее? Значит, какой вывод мы можем сделать? Правильно, вещество быстрее растворяется при перемешивании.

     Отодвиньте эти стаканчики и подумайте, где быстрее растворяется вещество: в горячей или холодной воде? (Ответы детей.) Давайте проверим.

  Опыт №

Воспитатель. Поставьте перед собой два стаканчика: в одном горячая вода, а в другом – холодная. Опустите по ложечке сахарного песка в каждый стаканчик. Где сахарный песок растворился быстрее? (Ответы детей.) Осторожно потрогайте стакан. Какая в нем вода? (Горячая.)

    Значит, мы можем сделать вывод, что в стакане с горячей водой сахарный песок растворился быстрее, потому что частицы вещества перемешивается быстрее с горячей жидкостью.

     Вот видишь, Незнайка, теперь ты тоже будешь знать, что в горячем чае сахарный песок растворится быстрее, а если еще и перемешать ложечкой, то чай сразу станет сладким.

     А сейчас, ребята, давайте расскажем Незнайке о других веществах. По каким свойствам мы их различаем?  Перед вами лежат таблицы, выберите любое знакомое вам вещество и расскажите о его свойствах.(Таблица составлена произвольна.)

    Воспитатель. А теперь, Незнайка, мы с ребятами приглашаем тебя пить чай.

     Незнайка благодарит детей за то, что сегодня он узнал так много нового и интересного, и говорит, что он очень доволен, что вместе с ребятами, как настоящий ученый, проводил опыты с веществами.