ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО»
материал (подготовительная группа) на тему

Захаренко Ирина Николаевна

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

 «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx84.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

 «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Содержательный аспект методики развития двигательных качеств в дошкольных учреждениях по-прежнему носит классический характер. Однако все чаще и чаще имеют место вариативные, модифицированные подходы к развитию психофизической сфере детей дошкольного возраста.

Развитие и формирование двигательных умений и способностей детей дошкольного возраста лежат в основе не только физических способностей и качеств, но и в основе психического развития. Ритмика представляет собой одно из важных средств музыкального воспитания  дошкольника. Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Швейцарский музыкант и педагог Э.Ж. Далькроз (1865-1950 гг.) впервые обосновали ритмику как метод музыкального воспитания детей. По мнению Ж. Далькроза, музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие волевой и интеллектуальной сферы человека. Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки, ее образов и формирование на этой основе навыков выразительного движения.

В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.

Представление о ритмическом воспитании детей основано на трудах отечественных и зарубежных ученых (Н.Г. Александрова, Н.А. Власова, Г.А. Волкова, В.А. Гринер, В.И.  Дресвянников, Э. Жак-Далькроз, Н.П. Збруева, Е.В. Конорова, Т.С. Овчинникова, Е.В. Оганесян, К.Орф, Е.Ф. Рау, А. Розенталь, М.А. Румер, Н.С. Самойленко, Е.В. Чаянова, Ю.А. Флоренская, Е.Ф. Шершнева и др.). Дошкольный возраст – самый благоприятный для осуществления музыкально-ритмического воспитания. Это обосновано сензитивностью детского возрастного периода. Ребенок с ранних лет предрасположен к творчески активной деятельности, что и является основой музыкального воспитания.   

Объект исследования – развитие двигательных умений и способностей у дошкольников.

Предмет исследования – ритмика как средство  развития двигательных умений и способностей  у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – определить комплекс средств музыкальной ритмики для  детей старшего дошкольного возраста, способствующего развитию двигательных умений и способностей,  моторной пластичности, а также развитию их культуры движения.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие двигательных умений и способностей у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться  эффективнее в том случае, если  в процессе музыкальных занятиях в условиях ДОУ активно использовать средства ритмики.

Задачи исследования:

– провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

– определить стартовые показатели развития двигательных умений и способностей  у детей  старшего дошкольного возраста в рамках музыкальных занятий;

– определить, апробировать и доказать эффективность комплекса средств музыкальной ритмики направленного на развитие двигательных умений и способностей  детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, наблюдения, констатирующий и формирующий эксперименты, математическая обработка результатов исследования.

Теоретическая и практическая значимость заключается в том,  что изучено значение ритмики для развития двигательных умений и способностей, а также общего развития детей старшего дошкольного возраста. Разработан, апробирован и подтвержден результатами экспериментальной работы комплекс средств музыкальной ритмики, направленный на развитие двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ МУЗЫКАЛЬНЫХ  ЗАНЯТИЙ  В  ДОУ

1.1 Общая характеристика физиологических основ двигательной сферы

Сенсорные и исполнительные (оперантные) компоненты двигательного навыка. Физиологическим механизмом тренируемости, благодаря которому формируются новые, индивидуально приобретенные виды двигательной деятельности, в том числе спортивная техника, являются временные связи, возникающие условно-рефлекторным путем. Рефлекторная природа произвольных движений была раскрыта И. М. Сеченовым. В дальнейшем И. П. Павлов вместе со своими многочисленными учениками и последователями выявили основные закономерности образования новых форм двигательных актов по механизму условно-рефлекторных связей.

Рассматривая  двигательный навык, всегда подразумевается не просто повторение по условному сигналу ранее имевшейся реакции, а образование оперантных, называемых также инструментальными или мануальными; временных связей. Эти связи характеризуются новой формой движения или образованием комбинации из уже известных элементов нового сложного двигательного акта, до этого не имевшегося у данного организма. Следовательно, в этом случае временные связи относятся не только к афферентным (сенсорным, чувствительным), но и к эфферентным (эффекторным), то  есть  исполнительным, звеньям двигательных реакций.

Двигательный навык  –  это способность к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля за ним, сформированная в обучении. В процессе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в которой интегрируется знание о выполняемой двигательной задаче, средствах и способах ее решения, и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче.

 При формировании различных движений, многие компонент физического упражнения также не являются полностью новыми, они представляют собой элементы ранее приобретенных навыков.

Если необходимо усвоить сложную технику движения, компоненты которого в значительной своей части являются новыми, обычно используются подготовительные упражнения и обучение по элементам, когда техника выполнения движения усложняется постепенно на базе временных связей, сформированных при более простых координациях.

В некоторых случаях наличие прочно закрепившихся навыков не только не содействует, но даже препятствует формированию нового по своему характеру двигательного акта, особенно когда структура нового движения связана с переделкой старого навыка. Поэтому при обучении  упражнениям важно сразу же формировать правильные движения, так как переделка прочно закрепленных неполноценных двигательных актов может потребовать весьма длительного времени и большого труда.

Динамический стереотип и экстраполяция в спортивных двигательных навыках. Двигательный навык, как правило, представляет собою не элементарный, а комплексный двигательный акт, состоящий из нескольких элементов (фаз), связанных в едином целостном двигательном акте. В ациклических упражнениях –  отдельные фазы в определенном порядке последовательно сменяют друг друга. В циклических упражнениях также имеется многократно повторяющаяся закономерная связь фаз движения в каждом цикле.

В процессе формирования двигательного навыка отдельные фазы движения, представляющие собой как бы различно протекающие компоненты двигательного акта, складываются в своеобразную цепь реакций, осуществляющихся в виде определенного динамического стереотипа.

Следует указать, что динамический стереотип в физических упражнениях относится только, к последовательности осуществления фаз движения. Так, при беге, ходьбе, прыжках и т. д. только последовательность этих фаз остается одной и той же, а временные отношения между ними, обусловленные длиной и частотой шагов, постоянно варьируют. Внутренняя  же структура движения, то есть состав участвующих в двигательном акте мышц и количество сокращающихся двигательных единиц в этих мышцах, может непрерывно меняться. Это характерно также для длительности скрытых периодов, последовательности включения в деятельность отдельных мышц, продолжительности периода импульсации в них, величины средней и максимальной амплитуды  биопотенциалов и т. д.  Это объясняется тем, что при наличии в организме большого числа исполнительных приборов (сотни мышц и сотни и даже тысячи двигательных единиц в каждой из них) ЦНС имеет возможность достигать одного и того же внешнего эффекта за счет многих вариаций тонкой внутренней структуры движения.

Динамический стереотип является характерным для последовательности фаз внешней структуры только тех навыков, в которых эта последовательность может протекать по определенному стандарту (циклические упражнения). Но существуют и другие виды навыков, в которых необходимо в связи с частыми изменениями ситуации реагировать каждый раз новым движением (ациклические упражнения). К такого рода навыкам относятся навыки в  спортивных играх. В них динамический стереотип: в виде стабильной целостной системы смены фаз движений, как правило, не образуется; стабильность в той или иной мере относится не к проявлениям сложных двигательных комбинаций, а лишь к отдельным составным элементам.

Двигательная деятельность человека характеризуется большой вариативностью. Значительная часть моторных актов новой структуры благодаря высокой пластичности ЦНС осуществляется путем экстраполяции. Она обеспечивает так называемый перенос навыков и возможность «с места» осуществлять новые движения.

Экстраполяцией является способность нервной системы на основании имеющегося опыта адекватно решать вновь возникающие двигательные задачи. Увеличение запаса освоенных движений содействует значительному повышению возможностей человека без специального обучения правильно решать новые двигательные задачи, близкие к ранее решённым.

Формы экстраполяции весьма разнообразны. Они имеют отношение к самым разным сторонам  двигательной деятельности, в том числе к связанным с правильной оценкой создавшейся ситуации и определением тактики действий, программированием характера и формы предстоящих движений и пр.

Экстраполяция широко осуществляется при выполнении не только совершенно новых, но и привычных двигательных актов. Например, человек при ходьбе использует огромное количество различных вариантов комбинаций деятельности мышц, необходимых каждый раз для адекватного приспособления к конкретным условиям. Любой наклон тела или поворот головы, изменение высоты или длины шага, увеличение или снижение веса переносимого груза всегда сопровождаются изменениями программы выполнения двигательного акта. Естественно, что практически невозможно обучить человека неограниченному числу встречающихся в жизни вариантов движения, например, ходьбы. Но при овладении даже ограниченным числом вариантов этого двигательного акта ЦНС оказывается способной благодаря экстраполяции осуществлять его в самых различных условиях.

Еще большее значение экстраполяция имеет при выполнении движений со значительными вариациями внешнего характера двигательного акта.

Способность человека к экстраполяции при овладении двигательными актами лишь в небольшой степени обусловлена наследственной информацией. Основное значение имеет формирование временных связей. При однообразном выполнении двигательных актов возможности к экстраполяции суживаются, при разнообразии же их  –  расширяются. Поэтому тренировка в циклических движениях должна проводиться с различной скоростью и длительностью передвижений, с разным весом отягощений и т. д.

Диапазон экстраполяции всегда несколько ограничен. Поэтому экстраполяцию необходимо учитывать при подборе комплекса подготовительных упражнений. Этот комплекс должен включать такие упражнения, которые могут оказать положительное влияние на освоение основного упражнения. Если же несколько вспомогательных упражнений дают по механизму экстраполяции один и тот же эффект, то количество их можно уменьшить. При подборе подготовительных упражнений необходимо также всегда учитывать тот эффект, который по механизму экстраполяции сказывается и на развитии вегетативных функций (кровообращение, дыхание и т.п.), обеспечивающих двигательную деятельность.

В общем физиологическом  аспекте следует охарактеризовать стадии (фазы) формирования двигательного навыка. Становление двигательного навыка проходит через несколько стадий, или фаз.

В первой стадии отмечается иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу лишних мышц.

На этой стадии начинается объединение отдельных частных действий в целостный акт. Во второй стадии наблюдаются концентрация нервных процессов, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения и более высокая степень совершенства внешнего проявления стереотипности движений.

В третьей стадии навык стабилизируется и еще более совершенствуются координация и автоматизация движений.

В ряде случаев некоторые из стадий могут отсутствовать. Это связано со многими факторами: степенью сложности и мощности мышечной работы, исходным состоянием двигательного аппарата, квалификацией спортсмена и др. Уже говорилось, что новые сложные движения всегда формируются на фоне сложившихся координации. Вследствие этого обучение, например, гимнастическим упражнениям будет проходить совершенно различно.

Устойчивость навыка и длительность его сохранения. Двигательные навыки, как и другие проявления временных связей, недостаточно стабильные в начале образования, в дальнейшем становятся все более и более стойкими. При этом чем они проще по своей структуре, тем прочнее. Навыки со сложнейшими координационными отношениями менее стойки. Вследствие этого даже высококвалифицированному спортсмену трудно при повторениях сложных движений каждый раз показывать свои лучшие результаты. Если хотя бы один какой-то фактор, от которого зависит качественное выполнение упражнения, становится менее полноценным, результат снижается. К факторам, снижающим устойчивость навыка, относятся ухудшение общего состояния нервной системы (например, при утомлении), развитие гипоксии, недостаточная адаптация при значительном изменении поясного времени, неуверенность в себе при сильных противниках и др. Существенное значение имеет тип нервной системы.

После прекращения систематической проработки навык начинает утрачиваться. Но это имеет различное выражение для разных его компонентов. Наиболее сложные двигательные компоненты могут ухудшаться даже при перерывах в несколько дней. Еще больше они страдают при длительных перерывах (недели, месяцы). Поэтому для достижения высоких результатов тренировка должна быть систематической, без длительных интервалов. Несложные компоненты навыка могут сохраняться месяцами, годами и десятилетиями. Например, человек, научившийся плавать, кататься на коньках или ездить на велосипеде, сохраняет эти навыки в упрощенном виде даже после весьма больших перерывов.

Вегетативные компоненты навыков, связанные с регуляциейфункции кровообращения, дыхания и т. д., имеют ряд отличий от двигательных. При кратковременной смене одного вида Деятельности другим вегетативные компоненты перестраиваются медленнее, чем двигательные. При длительных перерывах (месяцы и в особенности годы) вегетативные компоненты навыка в отличие от двигательных могут угасать полностью.

Характеристика деятельности мышц при формировании двигательного навыка. Особенности деятельности мышц при формировании двигательных навыков можно проследить по данным электромиография при одновременной регистрации биопотенциалов нескольких мышц. Как уже говорилось, в начальных стадиях формирования двигательного навыка биопотенциалы регистрируются не только в тех мышцах, которые необходимы для осуществления данного двигательного акта, но и в ряде «лишних» мышц. Это связано с явлениями иррадиации в нервных центрах. По мере закрепления навыка происходит ограничение иррадиации, а при полностью сформированном навыке она наблюдается только в необычных условиях, например – при действии сильных посторонних раздражителей, при утомлении.

В результате совершенствования навыка в циклических движениях изменяется длительность периодов активности мышц. В начальных стадиях формирования навыка электрическая активность соответствующих мышц наблюдается не только во время активных фаз движения, но и в интервалах между ними. В дальнейшем злектромиографические залпы становятся короткими.

В процессе формирования навыка происходит изменение взаимоотношений между мышцами  – антагонистами. В начале обучения может наблюдаться их одновременная биоэлектрическая активность, при относительно медленных движениях обнаруживается реципрокность между ними, и биоэлектрическая активность начинает возникать поочередно. Однако даже при сформированном навыке реципрокность может быть выражена не полностью, проявляясь лишь в снижении активности антагониста во время сокращения агониста. При этом, чем быстрее темп движений, тем больше биоэлектрическая активность агониста сочетается с одновременной активностью антагониста.

В ряде случаев одновременная деятельность мышц-антагонистов представляет собой выражение особой формы координации, наблюдающейся при высокой степени, совершенства данного двигательного навыка. В частности, это имеет место при медленных движениях, требующих плавного перемещения звеньев тела.

У разных лиц биоэлектрическая активность, отражающая степень участия в движении различных мышц при формировании двигательного навыка, протекает неодинаково. Это объясняется тем, что одно и то же движение может выполняться при несколько отличающемся сочетании деятельности работающих мышц.

1.2. Ритмика как эффективное средство развития  двигательных способностей и навыков детей дошкольного возраста

Ритмика – специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно детям любого возраста.

Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого ее восприятия и понимания

Ритмика – вид деятельности, завоевавший прочное место как в дошкольной и музыкальной педагогике, так и в коррекционной педагогике. Ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкальным материалом.

Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа динамики, ритма и формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной грамоте им легче усваивать через движение.

Наблюдая в своих экспериментах моторную природу чувства ритма, Б.М. Теплов приходит к некоторым заключениям, которые имеют большое значение для организации ритмики:

Восприятие ритма обычно включают те или иные двигательные реакции. Это могут быть видимые движения головы, руки, ноги или даже качание всем телом, не проявляющиеся вовне зачаточные движения голосового, речевого и дыхательного аппарата, мышц конечностей, глубоко лежащих мышц грудной клетки и брюшной полости. Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым, оно всегда является процессом слухо-двигательным.

Большинство людей не осознают этих двигательных реакций, пока внимание не будет специально обращено на них.

Переживание ритма по природе активно. Невозможно просто слышать ритм. Ребенок тогда переживает ритм, когда он его воспроизводит.

Все сказанное проявляется по отношению к восприятию ритмического акцента. С психологической стороны ритмический акцент выражается в своеобразном переживании активности, чувства деятельности, чего-то энергетического, напряженного, своего рода, внутреннего толчка, причем это связано с более сильными двигательными реакциями.

Музыкальное движение, основанное на координации слуха и моторно-двигательной активности дошкольников, составляет основу ритмики.

Благодаря ритмике у детей формируется правильные моторные привычки и способности не только производить ритмические движения, но и представлять, воображать совершенно четко всевозможные временно-пространственные соотношения, которые в любой момент могут быть выполнены с той же четкостью. Согласованность с музыкой такова, что движения выполняются на метрической основе, в отличие от ритмической.

Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей форме: ритмических упражнениях, музыкальных игр, танцев, хороводов.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, то есть мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение  в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Вследствие этого ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми компонентами.

Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.

На занятиях ритмикой музыка вызывает двигательные реакции у детей и углубляет их, не просто сопровождая движения, а именно определяет их сущность. Поэтому задача педагога по ритмике состоит в том, чтобы развить у старших дошкольников активные движения, а также развить активное торможение. Музыка – это раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения .

Ритмику можно рассматривать и как здоровье сберегающую технологию. В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется и оздоравливается организм ребенка: развивается слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, пластичность, энергичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает овладение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру. Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке.

Музыкально-ритмическое движение способствует развитию пространственных и временных ориентировок детей дошкольного возраста. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придает ему особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов используя традиционные методы: наглядный, словесный и практический.

2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

2.1. Диагностика уровня развития двигательных умений и способностей у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях (методика и результаты констатирующего эксперимента)

Аналитический обзор психолого-педагогической и психофизиологической литературы в теоретической части работы показал, развитие двигательных умений и способностей детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью общего  развития  ребенка.

Наше экспериментальное исследование было направленно на подтверждение выдвинутой нами  гипотезы и поставленных задач.

С этой целью нами было организовано и проведено исследование, состоящее из трех этапов:

1 этап – констатирующий эксперимент;

2 этап – формирующий  эксперимент;

3 этап – контрольно –  диагностический, аналитический этап.

В начале констатирующего эксперимента было проведено кратковременное наблюдение за испытуемыми старшими дошкольниками. На основе проведенного кратковременного наблюдения мы подобрали комплекс диагностических приемов, позволяющих  определить уровень развития двигательных умений и способностей у старших дошкольников на музыкальных занятиях.

Первый комплекс диагностических процедур был направлен на обследование моторно-пластической сферы старших дошкольников. В этот комплекс вошли игры,  разработанные  Ю. Ф. Гаркушей: «Путешествие на лесную поляну»,  «Играем с мячом»,  «Думай как я».

В процессе исследования моторной пластичности учитывались следующие данные: координация движений рук и ног, соблюдение равновесия тела, объём выполнения движений, переключаемость движений (своевременная, замедленная, отсутствует), самостоятельность выполнения движений (полная или с помощью экспериментатора), наличие сопутствующих движений, мимические движения, показатель акцентности.

В предложенных нами  диагностических играх использовались несложные двигательные элементы (шаг, бег, подскоки, упражнения на перестраивание и передвижение) которые сопровождались музыкальными произведениями: «Скок-скок», «Догони-ка», «Прыгай в такт». Сопровождающие музыкальные произведения имели чёткую метроритмическую основу, что облегчало их восприятие и  помогало выполнению движений.

Полученные данные исследования моторно-пластической сферы испытуемых старших дошкольников фиксировались по следующим параметрам:

–  высокий уровень развития моторно-пластической сферы.

Сформирована статическая и динамическая координация движений, хорошо сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук, выразительная и эмоциональная мимика лица, музыкальная акцентность не нарушена. Двигательные умения испытуемых четкие  и логично скоординированы.

–  средний уровень развития моторно-пластической сферы.

У испытуемых сформирована статическая и динамическая координация движений, мелкие движения кистей и пальцев рук отстают в развитии, наблюдается некоторая двигательная расторможенность и напряжённость, некоторая зависимость моторики от эмоциональных переживаний. Музыкальная акцентность фрагментарно нарушена.

–  низкий уровень развития моторно-пластической сферы.

В результате полученных диагностических данных нами были составлены протоколы испытуемых старших дошкольников с балловыми и уровневыми показателями.

Во второй диагностический блок вошли  двигательные игры – тесты на выявление уровня развития чувства метра. Тесты позволили нам определить реактивно-метрические способности старших дошкольников. Все задания данного теста предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объеме четырех тактов.

На основании полученных диагностических данных  с помощью второго блока тестов был составлен второй индивидуальный протокол, в котором наглядно представили  уровневый показатель реактивно – метрических способностей испытуемых старших дошкольников на занятиях ритмикой.

Таким образом, в результате констатирующего эксперимента пришли к выводу о том, что показатель развития двигательных умений и способностей у испытуемых старших дошкольников находится на среднем уровне, а значит  необходима специальная работа на музыкальных занятиях, направленная на  развитие двигательных умений и способностей у испытуемых.

2.2.Содержание и методика формирующего эксперимента

На основании проведенного констатирующего эксперимента мы разработали комплекс средств музыкальной ритмики, направленный   на развитие двигательных умений и способностей у детей старшего  дошкольного  возраста, проводимых в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Ограниченный временной промежуток экспериментального исследования по развитию всей двигательной сферы   испытуемых старших дошкольников не позволил получить более глубокие и обширные результаты. Цель нашего формирующего эксперимента – убедиться в эффективности  разработанного нами комплекса и адаптированности его в условиях музыкальных занятий в ДОУ.

Средства ритмики нами использовались  в рамках музыкальных занятий, проводимых два раза в неделю. Целевое время ритмики, в рамках занятий, составляло 15 минут.

Весь  разработанный нами комплекс был поделен на двигательно – игровые микрокомплексы  с различным видом целевых установок.  

Средством развития двигательных  умений и способностей старших дошкольников в ходе формирующего эксперимента являлся микрокомплекс двигательных, ритмических игр, состоящий из пяти циклов.  

Первый цикл двигательно – ритмических игр назвался  «вводным» или ознакомительным. В этот период испытуемым старшим дошкольникам предлагались игры, направленные на раскрепощение и развитие интереса к выполняемой деятельности. Примером таких  игр может служить пальчиковая музыкальная игра «Смешные человечки».

Цель игры: развитие манипулятивных действий, музыкальной акцентности, четкой  жанровой переключаемости.

Ход игры и выполнение действий: испытуемые старшие дошкольники делятся на пары – мальчик и девочка, которым предлагается выполнение определенных действий под музыкальное сопровождение.

1.Бежали мимо речки смешные человечки («человечки» – пальчики бегут по «дорожкам» – рукам детей, стоящих напротив друг друга). В качестве музыкально–иллюстративного материала используется пьеса Р.Бойко  «Бежим, бежим, бежим».

2. Прыгали – скакали (пальчиками «попрыгать» по плечам друг друга). В качестве музыкально–иллюстративного материала используется русская народная песня «Скок, скок».

3.Солнышко встречали (ласково положить руки на щёки друга). В качестве музыкально–иллюстративного материала используется песня О. Солопановой «Ласковая песня мамы».

4.Забрались на мостик (сложить мостик из рук). В качестве музыкально–иллюстративного материала используется И. Арсеева «Наша игра».

5. И забили гвоздик (постучать кулачками). В качестве музыкально–иллюстративного материала используется любое произведение, написанное в жанре марша.

При проведении пальчиковых игр особое внимание уделялось показу образца движения во время проговаривания фразы – координация слухо–двигательной сферы.  Однако у испытуемых дошкольников всё равно наблюдалось несоответствие движений во время фразы движениям образцовым. Так, при словах взрослого «… прыгали – скакали » испытуемые начинали прыгать на месте вместо движений пальчиками на плечах сверстника. В ходе игры также можно было  заметить замедленное, несвоевременное выполнение движений детьми (педагог уже говорил следующую фразу, а некоторые дошкольники только начинали выполнять манипулятивные действия, соответствующие предыдущей). Однако, при всей «неправильности» выполнения заданий, в группе отмечалось оживление и высокий эмоциональный подъём.

Во второй микрокомплекс вошли игры – тренинги, направленные на развитие эмоциональности в психомышечной сфере испытуемых дошкольников. В играх – тренингах мы использовали  поэтическое и музыкальное сопровождение (такой прием помогал более доступному пониманию двигательного выражения). Так, например, в этот блок вошли такие игры – тренинги как «Утро», «Радость», «Игра в оркестр», «Предметная игра с музыкальными инструментами: металлофон, гармошка, детское пианино, бубен», «Танцы с куклами», «Хоровод» и др.

Работа осуществлялась по выполнению движений, передающих различный характер музыки:

– бодрый шаг («Прогулка» Э.Беттольфа, «Марш» В.Агафонникова);

– легкий бег на носках («Контрданс» Бетховена, «Лиса» Мильмана из музыки к сказке «Кот-Котофеевич») и т.д.

В этом блоке использовались и игры–тренинги, например:

Игра-тренинг «Утро»

Целевые установки. Создать положительный эмоциональный фон, осуществить психомышечную тренировку с испытуемыми, развить синхронность выполняемых движений с сопроводительными средствами.
Педагог читает стихотворение В.Я. Данько «Утро».

  Следующие игры были направлены также на развитие имитационных движений у испытуемых старших дошкольников. Так, например, Игра «Будь внимателен!».  

Дошкольники шагают под «Марш» С.Прокофьева (Приложение3). Затем на слово «зайчики», произнесенное ведущим, испытуемые  должны начать прыгать, на слово «лошадки» – как бы ударять «копытом» об пол, «раки» – пятиться, «птицы» – бегать, раскинув руки в стороны, «аист» – стоять на одной ноге. Все движения выполняются детьми в ритм музыки.

В третий блок вошли игры, направленные на развитие пластичности выполняемых движений. Для того, чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, необходимо научиться напрягать и расслаблять мышцы. Выразительность исполнения ритмических и танцевальных композиций достигается умением свободно пользоваться  движениями верхнего плечевого пояса. Например, поднимать руки, не следует  одновременно напрягать и поднимать плечи, излишне выпрямлять руки в локтях. Плавными, красивыми движениями должны быть движения кисти и пальцев рук. С этой целью мы большое внимание уделяли развитию позициональности  плечевого пояса. (Приложение 1).

В этот цикл вошли такие игры–миниатюры как: «Качели», «Любопытная Варвара», «Кораблик», «Шарик» «Ветер», «Ветер и зайка» и др. Содержание и инструкцию выполнения одной из  игр–миниатюр мы сочли нужным представить в нашей работе.

В четвертый блок вошли игры, направленные на осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности организма детей дошкольного возраста. В своей работе мы учитывали то, что чем меньше двигательный опыт у  испытуемых дошкольников, чем меньшим запасом движений они обладают, тем сложнее им  будет выполнить задание «Двигайся, как ты хочешь» (Приложение 2).

Данную форму ритмического занятия следует планировать совместно с психологом и музыкальным работником.

В заключительный цикл мы включили наиболее сложные двигательные умения дошкольников – танцевальные. Сложность данных умений заключается в соединении двигательно-плясовых и художественных умений. В своей работе мы использовали элементарные плясовые умения, рассчитывая на имеющийся опыт испытуемых дошкольников.  Неотъемлемым компонентом в развитии двигательных умений и способностей старших дошкольников являются пляски под народные мелодии, для которых характерно наличие запева и припева. Эти пляски особенно близки детям дошкольного возраста, хорошо ими запоминаются. Строятся пляски на простейших элементах плясовых движений, которые являются наиболее удобными для детей данной возрастной категории  (хлопки, притопывание ногами, вращение кистями рук и т.д.). Например, пляска «Гуляем и пляшем», музыка М.Раухвергера (движения пляски Т.С.Бабаджан). Перед началом пляски испытуемые  стоят парами, держась за одну руку.

На первую часть пляски – прогулка парами (по четыре шага на каждый такт), к концу восьмого такта – остановка: партнеры поворачиваются друг к другу лицом, расцепив руки. Во время прогулки дети напевают без слов («ля-ля-ля») мелодию первых восьми тактов.

Во второй части пляски дошкольники делают быстрые, легкие полуприседания на месте, при этом быстрые повороты кистей.

В третьей части пляски испытуемые, взявшись за обе руки, быстро топают на месте в ритм музыки.

Данная пляска способствует развитию у старших дошкольников  двигательных умений, ориентации в пространстве, ощущению ритмичности.

Так как показатель ритмичности выполнения всех двигательных умений и способностей является основным компонентом, мы не обошли и эту работу с испытуемыми дошкольниками.  

2.3.Анализ результатов экспериментальной работы по развитию двигательных умений и способностей старших дошкольников

На основе проведения формирующего эксперимента, который заключал в себе  использование  специально разработанной методики  с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях ритмикой, был проведен анализ результатов экспериментального исследования. По итогам нашей экспериментальной работы, можно заключить, что возрос уровень двигательных умений и способностей испытуемых детей, стала более сформирована их моторно-пластическая сфера (движения стали более ритмичными, эмоциональными по внешним проявлениям, координированы).

На основе полученных данных повторного диагностирования старших дошкольников мы составили сопоставительную таблицу результатов проведенной экспериментальной работы.

   Сопоставительная  таблица  процентных показателей  

Диаграмма процентных показателей первого этапа

Рис. 1

Диаграмма процентных показателей второго этапа

Рис. 2

             –   высокий уровень  

            –    средний уровень

             –   низкий уровень

На основании  представленных диаграмм  (рис.1,2) можно  зафиксировать положительную динамику в сфере развития двигательных умений и способностей у детей старшего дошкольного возраста. Так,  например, сократилось количество испытуемых старших дошкольников составляющих группу с низким уровневым показателем на 10%, по сравнению с первичными показателями. Количество испытуемых дошкольников, составлявших  группу со средним уровневым показателем, сократилось также на 10% по сравнению со стартовыми показателями. Группа испытуемых дошкольников с высоким уровневым показателем возросла на 20%, по сравнению с первичными данными.

Количественные показатели лишь только частично отражают уровень развития двигательных умений и способностей старших дошкольников на занятиях ритмикой. Основной характеристикой являются качественные показатели.

В результате проведенной нами работы с детьми старшего дошкольного возраста в контексте качественных изменений мы отметили, что испытуемые  дети умели произвольно поддерживать и правильно регулировать тонус мускулатуры, четко выполнять манипулятивные действия, выполнять последовательность действий в соответствии с речевой инструкцией и самостоятельным намеченным планом. Особенно важно то, что у испытуемых  старших дошкольников танцевальные движения стали более художественны и с четко прослеживаемыми хореографическими навыками (положения корпуса, позициональность рук и ног, танцевальные шаги  и пр.). В определении моторно-пластической сферы детей, следует отметить, что в экспериментальной группе движения испытуемых детей приобретали художественную окраску (например, в танце снежинок).

Необходимо отметить и то, что у испытуемых детей наблюдались достаточно уверенные передвижения по залу, что дает, в дельнейшем, возможность расширять задания на ориентировку в пространстве. В зависимости от построения музыкально-ритмических игр, плясок, упражнения детей усложнялись: стайкой – парами – друг за другом и т.д.

Таким образом, формирующий эксперимент подтвердил эффективность используемой нами  методики покомпонентных действий, направленной на развитие двигательных умений и способностей, моторно-пластической сферы у  детей старшего дошкольного возраста на занятиях ритмикой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аналитический обзор психолого-педагогической литературы, проведение экспериментального исследования, разработка и апробация методики, направленной на развитие двигательных умений и способностей у детей старшего дошкольного возраста, дают нам возможность заключить, что процесс развития моторно-пластической сферы, двигательных умений  у детей данной возрастной категории осуществляется наиболее эффективнее на занятиях ритмикой. Нами было отмечена необходимость занятий ритмикой с детьми старшего дошкольного возраста. Это позволит чётко проследить сформированность отрабатываемых двигательных умений и способностей. Также необходимо осуществлять индивидуализацию занятий, предъявляемых детям старшего дошкольного возраста. В целях развития двигательно-эмоциональной сферы детей большее внимание уделять совершенствованию координационному переключению с одного движения на другое с постепенным его усложнением. Переход к освоению новых заданий и упражнений осуществлялся только на основе чёткого выполнения ранее разученных упражнений.

В результате проведенной экспериментальной работы мной были сделаны следующие выводы.

1. В основе развития двигательных умений и способностей  лежит  психофизическая основа, а также активная слуходвигательная природа. В осуществлении развития моторно-пластической сферы принимают взаимосвязано участие анализаторы: слуховой, зрительный, двигательный.

2. У дошкольников нет достаточного арсенала двигательных средств, для того, чтобы сходу овладевать целостными движениями, которые требуют одновременных ориентировок в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве. Для этого необходим широкий арсенал методических приемов, используемый в комплексных, вариативных музыкальных занятиях.

3.Музыкально-ритмическое движение способствует развитию общей моторики детей, совершенствованию кинестетического аппарата, а также формированию сенсорных способностей.

4.Развитие ритмического чувства у детей старшего дошкольного возраста способствует координационности у них ощущения пульсации, акцентности, что ведёт к совершенствованию ритмических навыков и навыков выразительного движения, а также способствует регуляции мышечного тонуса.

5.Важнейшим является факт влияния музыкального ритма на развитие музыкально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. В раннем возрасте развитие ребёнка осуществляется опосредственно через совершенствование общительности, эмоциональности, развитие знания об окружающем и т. д.  В этом случае сочетание музыкального ритма и движения в процессе музыкально-ритмической игры отвечает психофизиологическим особенностям и активности детей, способствует лучшему установлению с ними эмоционального контакта.

6. Последовательность разучивания  двигательно – ритмических играх и время, затраченное на их усвоение, должно варьироваться. Например, поэтапное усвоение элементов перестроения, изменения характера движений и т. д. Ходьба, различные её виды – на носках, на пятках, со сменой темпа и направления – настраивает детей на рабочий лад, организует их для проведения занятия.

Все двигательно-ритмические игры использовались с учётом психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Учитывалась необходимость поэтапного и покомпонентного использования игр и упражнений для детей дошкольного возраста.

В применённой мной методике обнаружила некоторые моменты позволяющие судить о необходимости дальнейшего её совершенствования и разработки.

В результате формирующего эксперимента при попытке повторного обследования двигательных умений и способностей, моторно-пластической сферы детей наблюдала положительную динамику результатов исследования.

Вариативный подход к заданиям заставляет у дошкольников задействовать все анализаторные системы: по ходу занятия дети кого-нибудь изображают, мимикой и жестами выражают своё отношение, выполняют разные действия (хлопают, топают, шагают), напрягаются и расслабляются, поднимают ручки и загибают нужное количество пальцев, затем считают их.

Эти результаты позволяют судить об эффективности применения методики занятий по ритмике в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Гипотеза, выдвигаемая в начале исследования, подтвердилась; задачи, поставленные перед исследованием, были реализованы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  

1. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвет, 2007.

2. Басов М.Я. Движения под музыку – М.: Логос, 2005.

3. Вебер М.А. Искусство и педагогика. – СПб.: Академия, 2005.

4. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М.: Логос, 2004.

5. Зимина А.Н. Народные игры с пением. – М.: Владос. 2000.

6. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2004.  

7. Евстратова Н.А. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду: Дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2001.

8. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников. – М.: Академия, 2006.

9. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. Вып. 1-5. – СПб.: Детская музыка.2006.

10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Академия. 2008. 11. Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2009.

12. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». – Пермь: Смысл. 2007.

13. Фомина Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики: Дис. ... канд. пед. наук. –  Волгоград, 2006.  

14. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. М.: Дрофа. 2008.

15.Щемененко А. В. Ритмика и вокальное воспитание для детей. – М.: Феникс.2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей у дошкольников через художественно-продуктивную деятельность"

Я работаю в детском саду уже 24 года. Последние годы углубленно веду работу по теме «Развитее творческих способностей через игровую деятельность». На занятиях творческого характера я создаю у детей ощ...

Опыт работы по теме: "Развитие слухового восприятия, внимания и памяти на занятиях по развитию речи"

Проблема в развитии слухового восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем. Уровень актуального развития детей должен быть ...

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

опыт работы по теме"Развитие связной речи у дошкольников через приём мнемотехники"

Использование приёма мнемотехники для развития у детей связной речи....

Опыт работы по теме:«Развитие художественно- творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» в средней группе

Опыт работы по развитию художетвенно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности....

Опыт работы по теме «Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством музыкально-театрализованной деятельности»

Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование проходит в различных видах деятельности, мы остановимся на музыкал...