Методическая разработка по игровым программам для дошкольников «Обучаем, развиваем и воспитываем в игре»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Софронова Наталия Геннадьевна

Предлагается подборка игр, которые помогут детям лучше запомнить название цветов и их признаки, научат составлять связные рассказы и расширят воображение и зрительное внимание; быстроту и ловкость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc372.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по игровым программам для дошкольников

«Обучаем, развиваем и воспитываем в игре»

Номинация «Дидактические игры для дошкольников»

 Тема «Цветы»

Муниципальное бюджетноеобщео бразовательное  учреждение

«Большечурашевская средняя общеобразовательная школа»

Ядринского района Чувашской Республики

Составитель: Софронова Наталия Геннадьевна - воспитатель

Пояснительная записка

Группу посещают дети старшего дошкольного возраста от 5-7 лет. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека и более; учить выполнять правила игры. Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое, Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие. Учить подчиняться правилам в групповых играх. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать творческую самостоятельность, культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Весна и лето- время цветов. Дети любят любоваться цветами на экскурсиях. Хорошо ли знают наши дети название цветов, известно ли им, когда и где они расцветают?

Цели и задачи

Цели: запомнить название цветов и их признаки,  составлять связные рассказы и расширять воображение и зрительное внимание; быстроту и ловкость.

Задачи познавательного развития:

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, причинах и следствии и др.).
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения
  • Ознакомление с миром природы.
  • Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Задачи лексического развития детей дошкольного возраста:

  • Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов.
  • Закрепление и уточнение словаря: углубление понимания уже известных слов; наполнение их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено; развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
  • Активизация словаря.

Использовать в процессе ознакомления с цветами произведения художественной литературы, музыки, народные приметы. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Дидактические игры можно использовать в образовательной деятельности и в режимные моменты(на прогулке, в самостоятельной деятельности).

Формы работы с детьми по познавательному развитию по теме «Цветы»

  • Сюжетная игра.
  • Рассматривание.
  • Наблюдение.
  • Игра-экспериментирование.
  • Конструирование.
  • Исследовательская деятельность.
  • Развивающая игра.
  • Интегративная деятельность.
  • Экскурсия.
  • Ситуативный разговор.
  • Рассказ.
  • Беседа.
  • Проблемная ситуация.
  • Проектная деятельность.
  • Создание коллекций

Формы связной речи

Диалогическая речь – первичная естественная форма языкового общения. Главная особенность диалога – чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Монологическая речь – связное логическое и последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь также важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.

Содержание игровой программы

Предлагаю подборку игр, которые помогут детям лучше запомнить название цветов и их признаки, научат составлять связные рассказы и расширят воображение и зрительное внимание; быстроту и ловкость.

Дидактическая игра «Собери цветок».

Цель: обобщить знания детей о составных частях растений, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, единственного и множественного числа, развивать зрительное внимание, память.

Материал: карточки с изображением стеблей с листьями, карточки с головками цветов.

Ход игры:

Вариант 1.

Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.

Воспитатель. Листья зелёные оживут,

И свой цветочек найдут.

Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.

Вариант 2.

 У воспитателя - стебли с листья, у детей - цветы.

Воспитатель. Цветок, цветок, оживёт, и свой листочек найдёт!

Ребёнок. Я вас узнал. Вы листочки моего колокольчика.

По ходу игры воспитатель может задавать детям вопросы: «Что ещё ты знаешь о ромашке? Где она любит расти? Когда расцветает? А есть ли у ромашки какие-то особые приметы? Сравни ромашку и колокольчик по сходным признакам, Чем отличается ромашка от мака?» и т.д.

Дидактическая игра «Посадим цветы на клумбу».

Цель: обобщить знания детей о сезоне, времени цветения и месте произрастания цветов, тренировать в составлении описательных рассказов: развивать связную речь, зрительное внимание, память. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: Большие картонные карты с изображением букетов цветов, маленькие карточки с изображением одного цветка для составления клумбы.

Ход игры

Воспитатель. Каждому из нас приятно любоваться красивыми цветами, которые растут на клумбах.А как вы думаете, можно их рвать и собирать в букеты? (Ответы детей)

- Конечно, собирать цветы в букеты не нужно, вот «посадить» их на клумбу можно. Перед вами разложены карты, на которых изображены полевые (садовые, первоцветы) цветы. Найдите на маленьких карточках изображение выбранных вами цветов и «посадите» их на клумбу. (Работа детей)

- На эти клумбы будем сажать цветы. Посмотрите и скажите, на какие геометрические фигуры похожи эти клумбы?
Вот клумба в виде круга, а вот клумба похожая на прямоугольник, а эта клумба квадратная.
Посадите в середине каждой клумбы по одному цветочку.
На круглой клумбе можно рассадить цветы по-кругу. На прямоугольной — в ряд. А на квадратной клумбе посадите цветы — в углах.

Клумбы

- Молодцы, какие красивые цветы расцвели на ваших клумбах. А, теперь не называя  самого цветка, расскажите всё о нём (когда расцветает, где любит расти, какого цвета).

Дидактическая игра «Расти, цветок, расцветай».

Цель: расширить знания детей о процессе развития растений; упражнять в составлении связных рассказов с установлением причинно-следственных связей; развивать зрительное внимание (анализ синтез, сравнение).

Оборудование: картонный круг, разделённый на 8 сегментов, 8 различных сегментов с изображением различных этапов развития растения.

Ход игры

Воспитатель: Ребята, чтобы цветочек вырос, надо сначала посадить в землю маленькое семечко, ухаживать за ним, когда появится росток, выпалывать сорняки. Так выращивать садовые цветы. Однако на лугу, в лесу, в поле растёт много разных цветов, хотя их никто не сажал и не ухаживал. О них заботилась сама природа. Ветер принёс семечко, дождик его полил, солнышко приласкало - и вырос прекрасный цветок

- А теперь отгадайте загадку.

Зацвели в траве жёлтые сестрицы.

Поседели, и с ветром полетели.

На землю упадут, опять зацветут.   (Одуванчик)

- Вы узнали, о каком цветке загадка? (Ответ детей) Правильно, это одуванчик. А теперь расскажите мне, пожалуйста, как растёт это цветок. А помогут вам эти картинки. Внимательно их рассмотрите: на каждой карточке изображён определённый этап развития растения, начиная с семени. Выкладывайте эти картинки по кругу, по часовой стрелки в правильной последовательности.

Дети самостоятельно составляют из сегментов круг, причём каждый рассказывает о «своём» этапе развития растения

В ходе игры воспитатель помогает воспитанникам наводящими вопросами, на которые дети должны дать развёрнутый ответ, например: «А что нужно семечку, чтобы прорасти?» (Чтобы прорасти семечку нужны: вода, тепло и свет). Какое по форме листьев это растение? (Растения-остролисты). Какого цвета цветок? Покажи стебель, листья, бутон, распустившийся цветок. А почему разлетелся одуванчик? (Одуванчик разлетелся, потому что подул ветерок. Ветер разнесёт семена. Они упадут на землю и скоро вырастут новые одуванчики).

Развивающая дидактическая игра «Компьютер Понарошку» .

Цель: обобщить знания об основных частях растения, условиях необходимых для роста и развития растения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение, расширять представление об окружающем мире и взаимодействии человека с природой.

Оборудование: самодельная игрушка-компьютер, дискеты с заданиями, кубики с изображением предметных картинок.

Ход игры

Воспитатель. Разложи кубики с картинками, выполни задание по дискете.

1. Условия необходимые для роста и развития растения (почва, вода, свет, тепло).

2. Основные части растения (корень, стебель, лист, цветок).

Подвижная игра «В гости к цветам».

Цель: развивать слуховое внимание, воображение, выразительность движений и мимики, воспитывать интерес к растительному миру.

Оборудование: шапочки (ромашка, фиалка, мак, колокольчик), аудиозапись «Вальс цветов» Чайковского из балета «Щелкунчик».

Предварительная работа: наблюдение на клумбах, изучение названий цветов, чтение стихотворений о цветах, загадывание загадок, пение песен.

Ход игры

В группе тихо звучит «Вальс цветов» Чайковского

Воспитатель.  Ребята, сейчас вы выберите себе шапочки цветов, и присядете на корточки на коврике. Я буду читать рассказ о цветах, когда кто-то  услышит, что речь идёт о его цветке, он должен встать и выполнить движения согласно тексту.

- Наступило утро и проснулось солнышко. Я вышла на крыльцо и вдохнула свежий воздух, наполненный ароматом цветов. Мне захотелось пойти и поздороваться с цветами. Я направилась по тропинке, и вскоре

увидела в траве ромашку. (Ребёнок - ромашка встаёт) Она только что проснулась и открыла свои глазки (ребёнок выполняет действие). Увидев меня, она несколько раз кивнула головой вперёд-назад (соответствующее движение), расправила по ветру лепестки (ребёнок разводит руки в стороны) и помахала мне (ребёнок выполняет несколько махов руками). Пожалуй, цветочек со мной поздоровался. А чуть дальше я увидела синий колокольчик, который тянулся головкой к солнцу. (Ребёнок выполняет движение). Тут подул ветерок, и цветочки начали шататься: вперёд-назад, вперёд-назад. (Дети выполняют движения)

Солнышко выглянуло ещё сильнее, и проснулись другие цветы. (Дети выполняют движения). Они радовались солнышку и кивали своими красивыми головками. Вдруг налетела тучка, пошёл тёплый летний дождь, и цветочки стали лепестками ловить капли дождя.

Во время рассказа педагога дети-цветы растут и распускают бутоны, вянут под лучами палящего солнца и  с радостью ловят лепестками дождевые капли. Затем рассказчица возвращается домой и идёт с сад, где её встречают садовые цветы. В конце игры педагог «собирает букет цветов» - все берутся за руки и танцуют под весёлую музыку.

"Я садовником родился"
Цель:  развивать   память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Ход игры.

 Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился,

не на шутку рассердился,

все цветы мне надоели, кроме...»— и называет один из цветков.

Названный цветок должен откликнуться:

— Ой!

— Что с тобой?

— Влюблен(а)!

— В кого?

— В… (далее звучит название любого пришедшего в голову цветка)

Если такой игрок-цветок существует, то он должен откликнуться. Если нет — водящий снова читает стишок.

И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, приседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Мы – цветы (физкультпауза или зарядка)

  1. Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).
  2. Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).
  3. Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.
  4. Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.
  5. Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.

Игра «Увядающий цветок» Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинку и задайте следующие вопросы, на которые ему придется дать правильные ответы, ради спасения цветка: В каком горшочке растет увядающий цветок? В каком горшочке необходимо увлажнить землю, чтобы цветок не погиб? В итоге предложите «учащемуся» раскрасить картинку на свое усмотрение.

Дидактическая игра «Подбери цветку листок и лепесток»

- Рассмотрите внимательно эти цветы. Покажите цветок с круглыми лепестками (квадратными, треугольными, овальными). С каждого цветка упал один лепесток. Положите лепестки на место на их цветки с такими же лепестками.
А теперь к стеблю приложите листочки зеленого цвета.

Подбери цветку листок и лепесток

Список используемой литературы

1.Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования  «От рождении до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

2.А. О. Б Дыбина Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010г

3.О. Б Дыбина.Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2014

4.. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!», Окружающий мир

для дошкольников Методические рекомендации М: Баласс,2003г

5. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. З.Я Ряз, Л.М.Гурович

6.Т.Г,Кобзева И А Холодова Организация деятельности детей на прогулке

7.Ресурсы интернета

Источникhttp://lediveka.ru/deti/razvitie-rebenka/igry/didakticheskie-igry-dlya-doshkolnikov-kak.html Женский журнал © LediVeka.ru nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...

Методическая разработка познавательно – игровой программы по закреплению правил дорожного движения для воспитанников группы

      «Красный. Жёлтый. Зелёный»        Разработала: Редкозубова Наталья Фёдоровна,      воспитатель МОУ Пановская НШДС...

Методическая разработка тематических игровых сценариев: "Дошкольник и игра"

Методическая разработка состоит из составленных мною сценарий включает в себя цикл игр, связанных единым сюжетом, которые направлены на развитие основных познавательных и развивающих процессов: вниман...

Методическая разработка на тему: «Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера»

Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З....

Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Воспитываем у детей семейные ценности»

В настоящее время далеко не все дети владеют информацией о своей семье, не знают, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные пр...

Методические разработки к авторской программе "Родина" l часть программы "Уральцы и уралочки"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения  - одна из важных задач современной педагогикиВ современной ситуации общественным сознанием особенно остро осознается, что от правильной постанов...

Методическая разработка "Вариативность игрового оборудования в коррекционной деятельности педагога-психолога с детьми дошкольного возраста. Игры и упражнения с пирамидкой"

Среди методов, используемых педагогами для развития детей дошкольного возраста, наиболее адекватным является игра. Дидактическая игра создается педагогом в обучающих целях, одновременно выступая как в...