Методическая разработка тематических игровых сценариев: "Дошкольник и игра"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Земляницына Марина Николаевна

Методическая разработка состоит из составленных мною сценарий включает в себя цикл игр, связанных единым сюжетом, которые направлены на развитие основных познавательных и развивающих процессов: внимание, мышление. память, воображение, речь, логика и физическое развитие; способствуют закреплению навыков общения, помогают ребёнку социализироваться. Тематические сценарии можно использовать в основной развивающей деятельности детей, отдельными тематическими вечерами досуга, или при работе с родителями, как совместные игровые мероприятия. Во всех игровых сценариях есть музыкальное сопровождение, кинезиологические упражнения и соответствующая возрасту физическая нагрузка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

 «Земляницына Марина Николаевна

Педагог-психолог

ГБДОУ Детский сад №72

Россия, Санкт-Петербург

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-8 ЛЕТ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. «Дошкольник и игра».

Работая в дошкольном учреждении, я столкнулась с такой проблемой, как недостаточное разнообразие игровых сценариев для проведения интересной развивающей и коррекционной деятельности. Цель моей работы заключается в том, чтобы помочь детям адаптироваться  с помощью игр, игровых сценариев, т.к. именно  внешняя среда оказывает основное влияние на психическое и поведенческое развитие ребёнка, на его анатомо-физическое состояние и созревание организма в целом.  

Из опыта работы и моих наблюдений, детям до пяти лет свойственна индивидуальная форма игры. Не стоит навязывать ребёнку компаньонов, разрушая его игровое настроение. Всё должно происходить постепенно.

Я считаю, что игра многозначна и детей необходимо научить играть. Для этого я использую свои подходы к детям в игре:

  • Дружеская , теплая, не подавляющая ребёнка манера общения;
  • Установление степени дозволенности, т.е. безопасности в игровом взаимопонимании («Мы играем. В игре можно делать больно?... «Нельзя!»)
  • Предоставление ребёнку самостоятельного выбора линии поведения;
  • Право ребёнка выражать свои чувства.

 Каждый разработанный мною сценарий включает в себя цикл игр, связанных единым сюжетом, которые направлены на развитие основных познавательных и развивающих процессов: внимание, мышление. память, воображение, речь, логика и физическое развитие; способствуют закреплению навыков общения, помогают ребёнку социализироваться. Тематические сценарии можно использовать в основной развивающей деятельности детей, отдельными тематическими вечерами досуга, или при работе с родителями, как совместные игровые мероприятия. Во всех игровых сценариях есть музыкальное сопровождение, кинезиологические упражнения и соответствующая возрасту физическая нагрузка.

По моему мнению, игра – это «экологически чистый» вид деятельности, если так можно выразиться. И чем больше внимания к ней будет проявляться со стороны родителей, специалистов, тем психологически развитым и здоровым вырастет ребёнок.

Сценарий игрового досуга для детей младшего дошкольного возраста                                                    «Топ – топ ножками по нашему городу»   автор Земляницына М.Н.

Цель: Создание благоприятного эмоционального фона, положительных эмоций и чувств, укрепление психического и физического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Ознакомление детей с памятниками животным города Санкт – Петербурга;
  • Развитие эмоционального отклика на содержание занятия;
  • Воспитание любви к своему городу и его жителям;
  • Активизация и обогащение словаря детей;
  • Стимулирование к выполнению движений в игре.

Оборудование: фигурки животных (объёмные): Заяц, Кот, Лошадь,  в корзине. На столе  фотографии с памятниками животным г. Санкт – Петербурга (Кошка Василиса  с Васильевского острова, Заяц на пеньке у Петропавловской крепости, Кот Елисей на Елисеевском магазине, Кони с Аничкового моста ),

Большой голубой платок для релакса.

                                       Ход игровой деятельности

Звучит спокойная музыка. К детям в гости приходит педагог, переодетый Кошкой.

Кошка:

«Здравствуйте, мои друзья!

Вас так рада видеть я.

В вашем городе живу,

К деткам в гости прихожу.

Кошка Василиса я!

Вы узнали все меня?»

Ведущий:

«Здравствуй, Василиса! А, что ты принесла нам в корзинке?»

Кошка:

«Чудеса живут в корзинке!

Побежали по тропинке!

Топ-топ-топ (дети топают ногами)

На Заячий остров!

Добираться нам не просто:

На трамвае -  «дзынь, дзынь, дзынь» (дети встряхивают кистями рук)

На метро – «ту – ту  ту – ту» (дети имитируют руками движение паровозика)

Ехать очень далеко!» (можно повторить 3 раза)

(дети двигаются по комнате , вслед за Кошкой)

(показ Зайца)

Кошка:

«Зайка на пеньке сидит,

Ветер воду шевелит (педагог дует , дети повторяют)

Тихо, Заинька, сиди

И с пенька не уходи!» (дети грозят пальчиком)

Ведущий:

«Василиса, а кто это у тебя ещё в корзинке шевелится?»

Кошка:

«Это друг мой – Елисей (показ Кота)

На проспекте всех главней!.

Высоко сидит, глядит.

Никуда не убежит!

Дотянуться до него

Будет очень нелегко!» (дети тянутся вверх , пытаются достать Кота. Гладят его)

Кошка (показывает Лошадь)

Ведущий:

«Мы на Невском побывали

Топ-топ-топ

Топ-топ-топ.(дети топая ногами идут за ведущим)

И коней там увидали

О-го-го, О-го-го. (дети качают головой)

На мосту стоят лошадки

И-го-го, и-го-го(дети цокают языком)

Мы на них поедем в гости

Далеко, далеко (дети скачут ,имитируя лошадь)

Ведущий:

Ох, скакали и устали,

Нужно деткам отдыхать,

Нужно деткам полежать! (дети ложатся на ковёр)

Релакс «Петербургское небо»

(Ведущий и Кошка с помощью большого голубого платка делают над каждым ребёнком купол и медленно его опускают)

Дети встают.

Кошка:

«В нашем городе живут славные зверюшки,

Приходите к ним ,друзья,

Почесать за ушком!»

Ведущий:

Спасибо, кошка Василиса, что рассказала нам про интересных животных -памятников нашего города Санкт – Петербурга. Мы обязательно сходим к ним в гости!. До свидания!

     

                                                                                                               

 

СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИГРОВОГО ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СТРАНЕ ИГРАНДИЯ»

1 игра «Поймай руки в одном стуке».

Цель:  Развитие сотрудничества, слухового внимания

2 игра «Зевок».

Цель: Полное расслабление, умение перевоплощаться.

3 игра: «Пляшущие ноги, руки, носы».

Цель: Узнавание частей тела на картинке и умение двигать только этой частью тела.

4 игра: «Дождь, ветер, гром».

Цель: Повышение чувства групповой сплоченности.

5 игра: «Беги, замри».

Цель: Развитие двигательной активности, слухового внимания, самоконтроля.

6 игра: «Кошкин дома»

Цель: Развитие сотрудничества и правильного дыхания

7 игра: «Ключи от буфета»

Цель: Учить передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимика, жесты); Воспитывать коллективизм и любовь к коллективному исполнению; Развитие умения вступать в диалог.

8 игра: «Мешочек эмоций». (авторская игра).

Цель:  Развитие навыков работы в команде, чувства эмпатии, преодоление тактильных барьеров.

9 игра: «Червячок, куколка, бабочка».(авторская игра)

Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие фантазии.

10 игра: Упражнение на дыхание «Раздуй огонь».(авторская игра)

Цель: Закрепление умения правильного дыхания.

11 музыкальная игра: «Друзья».

Цель: Развитие умения слушать и эмпатийных способностей.

СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИГРОВОГО ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СТРАНЕ ИГРАНДИЯ» Автор – составитель Земляницына М.Н.

Цель: Создание благоприятных условий для гармоничного и психологического здоровья детей через игровую деятельность.

Задачи:

  • Учить умению играть в коллективе, умело и красиво двигаться.
  • Учить воспринимать эстетику тела для формирования и развития положительной «Я – концепции».
  • Дать возможность задействовать в игре все тело, творчески выражать себя без слов, умение включаться в совместную деятельность.
  • Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий, эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
  • Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению различных музыкальных движений разного характера.
  • Развивать чувство ритма, умение свободно ориентироваться в пространстве.

Оборудование: картинки с использованием различных частей тела, искусственная свеча (фонарик), фонарики из картона, макет города и маски эмоций.

Музыкальный материал: К.Глюк «Танец благословенных духов» из оперы «Орфей и Эвредика», мелодия из к/ф «Амели», Я. Тахаши «Оживленная улица», И.Брамс «Колыбельная», И.Штраус «Марш Радецкая», Лядов «Вариации на тему Глинки».

Ход досуга:

Дети входят под музыку и встают в круг. На стене зала макет города и  изображения лица с эмоцией равнодушия.

Психолог: Ребята, сегодня мы с вами попали в страну Играндия, где нас ждет много приключений, жители этой страны, веселые, добрые, отзывчивые, но недавно у них случилось странное событие, кто-то задул огонек игры и теперь все жители страны грустят и скучают, потому что не могу играть без огонька игры. Они пригласили нас чтобы мы помогли им разжечь этот огонёк. Поможем? (ответы детей) А как же его разжечь, как вы думаете? (ответы детей). Правильное! Надо сыграть в разные игры. Поиграем? (ответы детей).

И первой игрой мы будем будить спящих и скучающих жителей страны Играндии. Я буду хлопать в ладоши, а вы попробуйте хлопать также как я, чтобы получилось одновременно.

Игра  «Поймай руки в одном стуке».

Психолог: Посмотрите, жители страны просыпаются, потягиваются, зевают и мы сейчас превратим в большие ротики наше тело и покажем всем телом большой зевок. Внимательно слушайте музыку и старайтесь двигаться медленно.

Игра «Зевок».

Психолог: Все взбодрились, проснулись и очень нам обрадовались и мы рады.  Давайте потанцуем, но не так как всегда, а отдельными частями тела. Я вам буду показывать их на карточках, а вы, какую часть тела увидите, той и двигайтесь.

Игра «Пляшущие ноги, руки, носы».

Психолог: Молодцы, замечательно все у вас получается. А пока мы танцевали, что-то погода испортилась. Когда я скажу слово « Дождь», вы хлопаете в ладоши, «Ветер» потираете ладошки, «Гром»- топаете ногами. я тоже буду вместе с вами всё показывать, но буду вас путать. Поэтому слушайте внимательно!

Игра «Дождь, ветер, гром».

Психолог: Вот так погода! Нужно поиграть еще в одну игру, чтобы убежать от этого ненастья. У меня есть замечательный барабан. Под музыку вы двигаетесь по залу, а когда я ударю в барабан, вы должны будете замереть на месте и не двигаться.

Игра «Беги, замри!»,

Психолог: Бежали мы, бежали и добежали до кошкиного дома. Вставайте скорее в круг и сыграем в игру «Кошкин дом».

Игра «Кошкин дом».

Дети держатся за руки и идут по кругу под музыку, проговаривая:

Тили, тили, тили, бом!

Загорелся кошкин дом!

Пух, пух, пух и огонь потух!

(Дети, набрав воздух носом, дуют.)

Психолог: Какие молодцы, потушили пожар, ребята, а пока тушили пожар, у меня пропали ключи от буфета, где лежали мои конфеты, кто их взял?

Их взял…(имя ребёнка)

Ребёнок отвечает: Кто? Я? Я не брал!!! Их взял, их взял…(называет имя другого ребёнка) игра повторяется, чтобы все дети приняли участие.

Игра «Ключи от буфета».

Психолог: ой, а посмотрите какие жители страны Играндии все одинаковые, у них нет настроения, давайте им покажем наши эмоции и подарим им свое настроение. Вы должны обняться, обняться и превратиться в « мешочек» и договориться, какую эмоцию будете показывать, а мы угадаем!

Игра «Мешочек настроения».(авторская игра)

Психолог: «Ура! У нас получилось! И теперь у жителей страны Играндия есть настроение, есть эмоции. А чтобы всем стало еще интереснее и веселее, мы сыграем в нашу любимую игру «Червячок, куколка, бабочка».

По команде педагога дети «превращаются» в червячка (катаются по полу), куколку (замирают на месте), бабочку (медленно перемещаются по помещению, махая руками). Педагог «ловит» детей сачком из сцепленных в круг рук.

Игра «Червячок, куколка, бабочка».

Психолог: А как же наш огонек? Не горит! Давайте подуем на него и он разгорится!

Игра «Раздуй огонь» (когда дуем вместе, гаснет свет и появляются много огоньков. Светомузыка)

Психолог: Разгорелся наш огонек игры, возьмите каждый свой фонарик и украсьте им домики жителей стран (дети идут, развешивают фонарики). Мы помогли жителям страны Играндия и теперь давайте сыграем все вместе и пригласим гостей с нами поиграть.

Музыкальная игра «Друзья обнимаются»

Психолог: Молодцы, ребята, вам понравилось играть? (ответы детей). Давайте прощаться с гостями и жителями страны Играндия. До свидания.

При составлении сценария использовались авторские игры и упражнения и игры из книги  Фопель  К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет. – М; Генезис, 2010.

СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ «В ПОИСКАХ ЗАПАСОВ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ. Автор Земляницына М.Н.

Цель: укрепление семейных отношений по средствам игровой деятельности.

Психолог(педагог): «Здравствуйте, мои друзья! Я очень рада вас всех видеть.

Давайте поздороваемся друг с другом.»

Игра "Молчаливое приветствие"(поздороваться в тишине теми частями тела, которые назовёт педагог)

Психолог(педагог): А теперь разомнём наши пальчики и ручки.

Игра "Кто зубы не чистит...."(кинезеологическое упражнение)

Кто зубы не чистит не моется мылом;

(движение: соединять пальцы с большим пальцем по очереди, двумя руками)

Тот вырасти может грязнулей ленивым;

(движение вверх ладонь над ладонью, как по ступенькам)

Дружат с грязнулями только грязнули;

(движение: рукопожатие своими руками)

Которые сами в грязи утонули;

(движение вниз ладонь над ладонью, как по ступенькам)

У них вырастают противные бяки;

(движение: ладони сложены вместе как при молитве, и двигаются вв верх по змейке)

За ними гоняются злые собаки;

(движение: хлопки ладонями, запястья вместе)

Грязнули боятся воды и простуд

(движение: обнимая себя меняя руки, похлопывая себя по плечам)

А иногда и вообще не растут.

(движение вниз ладонь над ладонью, как по ступенькам)

Сюрпризный момент.

Психолог(педагог): Сорока принесла письмо от жителей леса.

(зачитывает письмо).

"На помощь мы просим скорей вас прийти.

Запасы на зиму помочь нам найти!"

Да здесь ещё и карта вложена.

(показывает карту)

Психолог(педагог): «Отправляемся мы в путь,

                                       Чтоб помочь запас вернуть.

                                         В мешки запасы сложим,

                                          Зверушкам всем поможем!»

Игра: "Поставь заплатку"(мешки из разноцветной бумаги с дырками, подобрать «заплатку» соответствующую цвету мешка)

Психолог(педагог): Мешки готовы? Смотрим на карту и в путь!

      «Вот и болото на пути.

        Скорей бы вам его пройти.

        Здесь много надо всем внимания,

        В конце вас ждёт ещё задание!»

Игра: "След в след" (игроки проходят по болоту по бумажным следам, наступая след в след, держась друг за друга, цепочкой. На последнем следочке-следующее задание)

Психолог(педагог): «Что за чудо-островок?

                                       Мал, как птички он носок!

                                       Всем на остров надо встать

                                     В тесноте, но постоять.»

Игра: "Островок" (игроки встают на лист бумаги так, чтобы все могли уместиться, начиная с полностью развернутого листа, затем лист складывается.)

Психолог(педагог): «На карте обозначен мост,

                                      Но, видно, ветер его снёс.

                                      И надо по канату

                                      Пройти вам всем, ребята!»

Игра: "По тоненькой верёвочке" (дети и взрослые идут по канату, держа равновесие)

Психолог(педагог): «На карте нарисован пузырёк.

                                      Вокруг рассыпанный горох.

                                      Что надо сделать, вам, друзья?

                                      Наверное, собрать горох,

                                      Заполнив быстро пузырёк.»

Игра "Горошек в бутылочке" (играющие, по очереди, заполняют бутылочку горохом, под счёт до десяти, на обратной стороне дна задание)

Психолог(педагог): Текст задания: Лицом к окну ты повернись,

                                    Пять маленьких шагов пройдись.

                                    Смотри туда, где красный цвет,

                                   Там и вопрос, там и ответ.

(ориентир – красный конверт со следующим заданием)

Игра: "Найди пару" (играющим раздаются части целой картинки из конверта, они должны найти пару и сложить картинку. На обороте одной картинки - загадка:

     "В крупе найдёте слово вы,

                                     Собрав лишь круглые шары."

Игра: "Собери слово" (играющие выбирают из коробки с крупой только круглые шарики с написанными на них буквами. Выкладывают слово "ГРИБ")

Игра: "Грибы на палочке" (участники делятся на пары родитель-ребенок, взрослым участникам завязываются глаза, дети, только словами, помогают нанизывать плоские «картонные грибы» с прорезями на палочки. Осталась лишняя палочка с заданием.)

Психолог(педагог): читает задание:

                                         Лежат в дупле запасы все,

                                         На самой верхней высоте.

                                       Чтобы дупло скорей достать,

                                     В два роста надо быстро встать!

Игра: "Дупло на шкафу" ("дупло" на шкафу, в нём сладости, печенье, сок и т.д. Родители "увеличивают" рост детей с помощью подручных материалов или подсаживают их и по очереди достают гостинцы).

В конце квест-игры проводится «минута объятий».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Тематическое планирование. Лето."

Представленно тематическое планирование по дням на первые две недели июня....

Презентация к методической разработке "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста"

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

Методическая разработка исследовательско-игрового проекта "Вода-водичка"

Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в первой младшей группе "Вода-водичка"(Знакомство с агрегатными состояниями воды, её пользой)....

Методическая разработка по игровым программам для дошкольников «Обучаем, развиваем и воспитываем в игре»

Предлагается подборка игр, которые помогут детям лучше запомнить название цветов и их признаки, научат составлять связные рассказы и расширят воображение и зрительное внимание; быстроту и ловкость....

Методическая разработка "Вариативность игрового оборудования в коррекционной деятельности педагога-психолога с детьми дошкольного возраста. Игры и упражнения с пирамидкой"

Среди методов, используемых педагогами для развития детей дошкольного возраста, наиболее адекватным является игра. Дидактическая игра создается педагогом в обучающих целях, одновременно выступая как в...