Пальчиковые игры, как средство всестороннего развития детей
материал (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Петренко Ирина Николаевна

Пальчиковые игры для малышей развивающие речь, память и моторику. Рекомендации по проведению пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчиковые игры, как средство всестороннего развития детей»

Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет развивающие речь и моторику

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком способствующих развитию памяти, речи.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке. Действия аналогичны первоначальным

"Паучки" ползают на голове.

ЧЕРВЯЧКИ

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять. Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает, Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.

Каркает: "Вот и обед!" Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.

Глядь - а червячков уж нет!         Сжимаем кулачки, прижимая их к груди

РЫБКИ

Пять маленьких рыбок  играли в реке, Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке, Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.

И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!” Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко”. Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

А третья сказала: “Мне хочется спать!” Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. Быстро качаем ладонями (дрожь).

А пятая крикнула: “Здесь крокодил! Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).

Плывите скорей, чтобы не проглотил!” Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).

ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка перчатку нашла, - Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив, - Складываем ладоши "ковшом" 

Мышат позвала. - Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба дала покусать, - Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

Погладила (отшлёпала) всех - Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

И отправила спать. - Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). 

КОТЯТА

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят, - Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

          Два маленьких самых        

И самых красивых. - Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). 

У ЖИРАФОВ

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. - Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. - Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. - Щипаем себя, как бы собирая складки. 

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. - Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.-   Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. - Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. - Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. - Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Эти пальчики щипают,- Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).

Эти пальчики гуляют,- Указательный и средний "идут" по другой руке.

Эти - любят поболтать,- Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

Эти - тихо подремать,- Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться.- Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ

Как- то серенький козёл

В огород поесть зашёл.- Указательные пальцы выпрямлены,

пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.

Посмотрел по сторонам -

Есть еда и здесь и там.- Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.

Под копытами - трава,- Опускаем подбородок.

А над головой - листва.- Поднимаем подбородок вверх.

Наклонись - капусту кушай,- Наклоняемся вниз.

А вверху - большие груши.- Встаём на носочки, тянемся вверх.

Сзади огурцы растут,- Поворачиваемся назад.

Впереди кусты цветут.- Возвращаемся обратно.

Слева - молодой лучок,

Справа - вкусный кабачок.- Полуобороты вправо-влево.

Здесь - сто ягодок, там - двести,- Наклоны вправо-влево.

Козлик крутится на месте.- Крутимся.

И, пока он выбирал,

Пёс его в сарай прогнал.- Наклонив голову, убегаем от "пса".

ДОМ

Я хочу построить дом,- Руки над головой "домиком".

Чтоб окошко было в нём,- Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".

Чтоб у дома дверь была,- Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла- Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял,- Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял.- Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было, - Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл,- "Стряхивающие" движения

И тюльпан в саду расцвёл- Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов (групповая) на тему: « Подвижные игры как средство всестороннего развития детей раннего возраста»

Подвижные игры являются эффективным средством в решении одной из важнейших задач физического воспитания детей -развитие основных движений....

Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...

«Театрализованная игра как средство всестороннего развития детей с ОНР в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида»

В статье раскрывается сущность использования театрализованной деятельности как средства социально-личностного развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями....

Презентация "Русские народные подвижные игры, как средство всестороннего развития детей"

Презентация для педагогов о значении русских народных подвижных игр во всестороннем развитии детей....

Консультация для воспитателей "Народные подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного воспитания"

              Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует...

Игра как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста

Для ребенка игра- средство самореализации и самовыражения . Подвижные игры дошкольников и младших школьников...

Мастер-класс для родителей "Пальчиковые игры как средство всестороннего развития дошкольников"

Цель: познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка. Обучить родителей этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможн...