«Театрализованная игра как средство всестороннего развития детей с ОНР в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида»
статья на тему

Попова Елена Александровна

 

В статье раскрывается сущность использования театрализованной деятельности как средства социально-личностного развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья для педагогов ДОУ18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная игра как средство всестороннего развития детей

с ОНР в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида

 В статье раскрывается сущность использования театрализованной деятельности как средства социально-личностного развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

     Наше время — время перемен. Реалии сегодняшнего дня говорят о том, что педагогам, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для наиболее эффективного социально-личностного   развития дошкольников.

      Особое значение в нашем детском  образовательном учреждении компенсирующего вида  уделяется театрализованной деятельности, в которой наиболее ярко показан принцип обучения: учить -  играя. Нарушение речевого развития детей с ОНР  проявляется, прежде всего, в нарушении общения. Совместная со сверстниками и взрослыми  театрально-игровая деятельность обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Занятия  театрализованной деятельностью  сближают детей, способствуют формированию добрых отношений друг к другу,  проявлению индивидуальных особенностей, что способствует становлению их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. Исходя из этого, мы решили организовать свою работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация воспитательно-образовательного  процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений [2,с.65].     

     Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умеющий не только выразительно читать или рассказывать что-либо, но и готовый к любому "превращению".

     Театрализованные игры мы используем во всех видах деятельности, применяя их  в своей работе,  ненавязчиво обогащаем и углубляем  знания детей об окружающем мире, прививаем любовь к литературе. Играя, ребята познают современную действительность, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. В результате у детей формируется модель поведения в современном мире.  А умело поставленные педагогом вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.

     Развитие любознательности и исследовательского интереса в театрализованных играх основано на создании возможностей для моделирования, поиска, экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Игры  детей можно сравнить с  импровизированными  театральными  постановками, где они выступают в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта, костюмера. В совместной деятельности  вместе с  детьми обсуждаем  и сообща изготавливаем необходимые атрибуты для воплощения общего игрового замысла, что развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. И, наконец, сама театрализованная игра завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение. 

      С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний перед ребёнком возникает необходимость ясно, чётко и понятно изъясняться.  В результате  активизируется словарь, совершенствуется диалогическая речь, её грамматический строй, навык связной речи,  звукопроизношение, темп, выразительность, интонационная  сторона речи. Для развития речи и обогащения эмоционально-чувственного опыта детей мы используем инсценирование и разыгрывание речевых ситуаций с театральными куклами (бибабо, куклы на рукавичках, пальчиковые куклы). Рассматривание иллюстраций позволяет детям лучше понять смысл сюжета  и показать своё отношение к героям. Мы предлагаем детям такие задания: «Придумай и расскажи,  что произошло с героями», «Изобрази любимого героя», «Передай образ голосом».  Ребята сами придумывают и выражают характерные особенности персонажа  при помощи движений, жестов, мимики.

     В театрализованных играх развивается и совершенствуется общая и мелкая моторика: координация, плавность, целенаправленность движений; укрепление мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

     Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, то есть развивает эмоциональную сферу дошкольника, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия сжатости, обучения художественному  воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство [1,с.12].    

      Художественные произведения имеют богатое этическое содержание. В них ярко раскрываются и обсуждаются такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность, смелость,  осуждаются и критикуются ложь, предательство, трусость. Обсуждая с воспитанниками прочитанные  сказки, рассказы, мы выясняем, что  положительные черты одобряются, поощряются, отрицательные – высмеиваются, осуждаются. Использование  театрализованных игр позволяет нам корректировать поведение, развивать чувство  коллективизма, ответственности друг за друга, формировать  опыт нравственного поведения.   «Широкие возможности имеют игры-драматизации, когда дети проигрывают какие-то ситуации, берут на себя роли положительных и отрицательных героев; агрессивного ребенка чаще следует ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго, – это дает возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, принять ценность именно неагрессивного, ненасильственного поведения» [3,с.11] .    

  Театрализованная деятельность является важным средством развития эмпатии – условия, необходимого для  организации совместной деятельности детей. Основа эмпатии – умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям, речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия [4,с.34].

     Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её в качестве эффективного педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.

     Развитие театрализованной деятельности, накопление социально-нравственного опыта детей – длительная работа, которая предполагает вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Активизации их интереса способствуют просмотры видеофильмов о жизни детей в детском саду с использованием мультимедийного оборудования, тематические мероприятия: «Вечер любимых сказок», «Театральное шоу» и другие, в которых дети и родители являются равноправными участниками.

    Организация театрализованной деятельности не только создаёт условия для приобретения детьми новых знаний, умений, навыков, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребёнку найти своё особенное место и одновременно стать полноправным членом сообщества, что способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех.

Литература:

1.Запорожец, А.В. Некоторые психологические моменты детской игры / А.В. Запорожец  // Дефектология  - 1965/ - №10, С. 72-79.

2.Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений  /   М.Д. Маханёва. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 4 -9.

3.Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста /  В.Г Маралов,  Л.П. Фролова. - Череповец, 1995, с. 15.

4.Венгер Л. А., Мухина Л. А. Психология / Л. А. Венгер, Л. А Мухина.  М.  1988. – 21 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры, как средство всестороннего развития ребенка

сообщение из опыта работы на педагогическом совете...

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ».

Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который является условием личностного становления ребенка. Полноц...

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны

Решая, социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

Презентация «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ»

В этой презентации рассмотрена театрализованная игра как активная форма обучения дошкольника....

Театрализованная игра как средство всестороннего развития дошкольников.Консультация дя воспитателей.

В работе приведена классификация театрализованных игр.Технология и требования к организации игр.Театральные игры, упражнения и этюды....

«Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ»

Театральная деятельность оказывает влияние практически на все сферы развития ребенка....

Театрализованная игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

laquo;Театр - искусство прекрасное.Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по настоящему,всегда уносит из него запас мудрости и доброты». К.С.Станиславский...