Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ».
материал (младшая группа) по теме

Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который является условием личностного становления ребенка. Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые, в частности, воспитатели. Для этого в своей педагогической деятельности широко используем театрализованные игры. Театрализованные игры – это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения. Ведь дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться. Отсюда – актуально использовать разнообразные театрализованные игры в воспитательно-образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Фрицковская Екатерина Андреевна

Из опыта работы воспитателя первой младшей группы

«Театрализованная деятельность

 как средство всестороннего развития детей

в условиях ДОУ».

     Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который является условием личностного становления ребенка. Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые, в частности, воспитатели. Для этого в своей педагогической деятельности широко используем театрализованные игры. Театрализованные игры – это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения. Ведь дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться. Отсюда – актуально использовать разнообразные театрализованные игры в воспитательно-образовательном процессе.

     В развитии способностей детей помогает театр, театральная деятельность, театрализованные игры. Они способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.

Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.

В связи с этим, можно выделить следующую цель: всестороннее развитие  способностей детей через театральную деятельность в педагогической деятельности.

Поставленная цель  реализовывалась  через решение следующих задач:

  • формирование интереса к театрализованной деятельности;
  • развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности, развитие фразовой и диалогической речи;
  • привитие навыков грамматически правильного оформления высказываний;
  • развитие умения с помощью выразительных средств речи передавать характерные особенности героев сказки;
  • развитие воображения, творчества, навыков импровизации и т. д.

     Для всестороннего развития малышей в ходе работы были созданы следующие условия:

  • придается большое значение настрою детей на «сказочное» занятие. Это зависит от настроя самого педагога, речь которого должна быть эмоциональной, выразительной;
  • побуждать малышей к речевой активности на протяжении всей игры;
  • повторять игры через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые игры воспринимаются легче, а порой и с большим интересом;
  • поощрять воображение и творческий подход к инсценировкам;
  • удовлетворять желание детей рассмотреть и ближе познакомится с различными декорациями и героями до начала инсценировки;
  • помнить, что все выполняемое детьми: слова, движения, импровизации необходимо поощрять;
  • педагог не должен быть грубым и строгим. Важно помнить, что это игра и самое главное, чтобы ребенок вживался в роль, начинал раскрепощаться и говорить; 
  • создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность;
  • воспитание интереса к различным видам театральной деятельности;
  • формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены);
  • совершенствование познавательных процессов.

Данные задачи решались в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями и узкими специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата.

Знания, умения и навыки дети получали в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевой и дидактических игр.

Одним из основных средств развития личности ребенка является предметно-развивающая среда. Учитывая индивидуальные особенности малышей и для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание нетрадиционной предметно-развивающей среды в группе. В группе она расположена таким образом, что обеспечивает не только совместную театрализованную деятельность, но и является основой всестороннего развития и самостоятельного творчества каждого ребенка. В связи с этим, в первой младшей группе нашего детского сада был оформлен уголок театра, включающие в себя:

  • Наглядные пособия (репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
  • Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
  • Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы)
  •  Разнообразные виды театров:

бибабо,

настольный и пальчиковый (куклы-головки) театры,

театр кружек и картинок,

варежковый театр,

театр шапочек и  масок.

кукольный театр,

театр на фланелеграфе,

театр игрушек (используем любые игрушки),

театр ряженья.

  • Дидактические игры («Конструирование из геометрических фигур», «Назови одним словом», «Расскажи, что видишь», «Почини машину», «Слепим Снеговика» и др.).

     Большинство из перечисленных видов театра сделаны руками персонала детского сада и родителей. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.

Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы нужно отводить практическим методам, среди которых считается необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Воспитатели организуя работу с воспитанниками, активно используют творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитывают индивидуальные особенности детей, дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников)

В работе с воспитанниками стараюсь чаще включать театрализованные игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание) практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, далее проводятся игры импровизации «Встало утром солнышко», «Зайка», «Ветерок», «Елочка» и др., что позволяет активизировать речевое развитие детей, улучшить интонационную выразительность и формировать связную речь. Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников в группе, эффективно использую весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические).

Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.

Система работы основана на повышении интереса малышей к театрализованной деятельности за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как: веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты , необычные игры - забавы, аттракционы способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями, т.е. во время занятий педагоги могут использовать театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводят персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.

 Опыт работы по данной теме включает следующие материалы: 
1. Распределение театрализованной деятельности в  перспективном планировании, что позволяет равномерно и целенаправленно распределить нагрузку на всестороннее развитие детей на занятиях, в режимных моментах.

 2. Создание картотеки игровых упражнений, подвижных игр, утренней гимнастики, физкультминуток, дыхательных упражнений с элементами театрализации. Обеспечивают непрерывность, поэтапность всестороннего развития детей.

3.   Изготовление разных видов театра, атрибутов и оборудования.

4. Оформление папок-передвижек для родителей по теме. Размещаются фотографии из жизни группы, разная информация, интересные и занимательные советы как  гармонично и полноценно развивать своего ребенка.

Организация  работы проводится по трем направлениям:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми.
  • Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
  • Совместная работа педагогов ДОУ.

Взаимодействие и просветительская работа с родителями производится посредством проведения консультаций, собраний по теме, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком вне ДОУ на информационных стендах.

 Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование театрализованной деятельности (организация досугов), подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми  на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов  по теме.

Провожу два раза в год диагностику развития детей. Отмечается положительная динамика уровня знаний, умений и представлений воспитанников по основным разделам программы. Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность театрализованной деятелтности в условиях ДОУ.

Итак, влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр-занятий можно решать практически все задачи программы и наряду с основными методами и приемами развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал для полноценного и всестороннего развития малышей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная игра как средство всестороннего развития детей с ОНР в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида»

В статье раскрывается сущность использования театрализованной деятельности как средства социально-личностного развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями....

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны

Решая, социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

Презентация «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ»

В этой презентации рассмотрена театрализованная игра как активная форма обучения дошкольника....

Опыт работы «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи у дошкольников»

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особ...

Творческая работа «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Творческая работа «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» ...

Музыкально-театрализованная деятельность- средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Уникальные возможности каждого ребенка наиболее ярко проявляются и развиваются  в творческой деятельности, одной из которых является театрализация. Научить детей понимать прекрасное, увлечь детей...