Приёмы развития произвольной регуляции у детей подготовительной в школе группы в условиях реализации ФГОС ДО.
консультация (подготовительная группа) на тему

Наймушина Ирина Юрьевна

В свете реализации ФГОС ДО произвольное поведение выделяется, как необходимое условие для успешного овладения образовательной программой ДОУ, психологической готовности к обучению в школе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvolnost.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы развития произвольной регуляции у детей подготовительной в школе группы в условиях реализации ФГОС ДО.

Произвольная регуляция  или произвольность  (способность владеть и управлять своими эмоциями,  действиями и поступками) – это одно из важнейших качеств личности, которым должен  овладеть ребёнок дошкольного возраста. В свете реализации ФГОС ДО произвольное поведение выделяется, как необходимое условие для успешного овладения образовательной программой ДОУ, психологической готовности к обучению в школе.

В чём это проявляется недостаточное развитие произвольности будущего первоклассника?

1. Ребёнок не может спокойно сидеть во время занятий (НОД), часто отвлекается.

2. Ребёнку тяжело выполнять указания взрослого.

3. Ребёнок не умеет планировать свою деятельность, не знает с чего начать выполнять задания.

4.  Ребёнок не может закончить начатое до конца, сосредоточится нужное время на одном деле.

5.  У ребёнка наблюдаются проблемы в усвоении моральных норм и правил поведения, есть проблемы с дисциплиной.

Все эти важные качества необходимы ребёнку для успешного обучения в школе и полноценного развития. Нарушение дисциплины, неорганизованность, несобранность и т.д.  затрудняют  жизнь ребёнка в целом. Многие родители, да и воспитатели считают, что произвольность можно развить строгостью и повышая требования к ребёнку. Однако при этом часто подавляется активность и инициативность дошкольника, нарушается развитие  волевых качеств.  Чрезмерный контроль может привести и  к вспышкам агрессии, импульсивности, расторможенности, у детей со слабой нервной системой, чувствительных и эмоциональных -   неуверенности, тревожности. Если приказами и наказаниями взрослый заставляет ребёнка подчиняться, то у последнего  не развиваются  умение управлять собой, своим поведением, адекватная оценка своих поступков и самостоятельность.  

Важно помнить, что основная черта произвольности – его осознанность. Чтобы уметь управлять собой, необходимо сознательно, по своей воле делать то, что необходимо, знать с какой целью и для чего это делается.  Осознание своих действий, преодоление непосредственного ситуативного поведения составляет основу овладения собой в дошкольном детстве.

Какие же приёмы, можно  использовать воспитателям и педагогам  для развития произвольной регуляции ребёнка.

Игра.

Игра – это ведущая деятельность в дошкольном детстве.

Подвижные игры с правилами  организуют  игроков, ограничивают спонтанность, сдерживают импульсивность. Правила игры – это рамки, которые стоят перед игроками для достижения цели.  В играх с правилами легко сопоставить свои действия с действиями других, осознать их и оценить. Всё это происходит в непринуждённой форме, потому что выполнения правил игры очевидно и происходит по доброй воле тех, кто согласился играть.  

Примеры игр.

Игра «В нашей группе есть ребёнок…»

Цель: развитие умения играть по правилам,  принимать самостоятельный выбор, установление положительных контактов между детьми,  сплочение группы.

Ход игры:

Выбирается водящий, который встаёт спиной к игрокам и произносит фразу: «В нашей группе есть ребёнок –  он очень добрый, это…» и начинает описывать внешность одного из игроков. Остальные угадывают. Дети угадывают, кто это. Тот, кого «загадали» подходит к водящему обнимает  его или жмёт руку и становится водящим. Следующий ребёнок выбирает, за что он будет хвалить и кого. (Варианты: «в нашей группе есть вежливый ребёнок», «в нашей группе есть умный ребёнок», «в нашей группе есть опрятный ребёнок», «в нашей группе есть  щедрый ребёнок» и т.д. )

Игра «Рука к руке»

Цель: развитие умения выполнять плавила, сознание положительного эмоционального фона.

Ход игры:

Водящий произносит фразу, например «Рука к руке!» и все участники игры, в том числе и он сам, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнёром руками.  Тот, кто не успел найти себе свободного партнёра, становится водящим. Варианты команд: «Спина к спине», «нос к носу», «Плечо к плечу» и т.п.

Игра «Гусеница»

Цель:  развивать умение согласовывать свои действия со всеми участниками

Ход игры: Дети становятся цепочкой и кладут руки на плечи друг друга. Таким образом,  они начинают двигаться по комнате, обходят различные предметы и преодолевают всякого рода препятствий.

Игра «Слушай хлопки».

Цель:  развивать умение правильно и быстро выполнять команды ведущего

Ход игры: дети ходят по группе. По сигналу ведущего выполняют обговоренные заранее правила.

Один хлопок – остановка, руки вдоль туловища.

Два хлопка – остановка, прыжки на месте

Три хлопка – найти пару, взяться за руки

Четыре хлопка – сделать ласточку.

Команды можно менять.

Игра «Скульптор и глина».

Цель: развитие волевых качеств, умения  играть в паре и согласовывать действия с партнёром по игре.

Ход игры:

Дети делятся на пары. Ведущий предлагает им договориться, кто будет скульптором, а кто «глиной».  Необходимо выполнять правила: скульптор должен бережно и осторожно обращаться с глиной, не делать больно, глина должна слушаться скульптора, не разговаривать.

По команде скульпторы начинают  «лепить»  из глины скульптуру. В конце игрокам предлагается погулять мимо скульптур, отгадать, кого изображает скульптура. В конце скульптуры можно оживить. Затем игроки меняются ролями.

Сюжетно-ролевые игры развивают внеситуативно-личностное общение. Взрослый, участвующий в таких играх помогает выстроить сюжет,  подобрать и расширить тематику и содержание, что позволит детям  познакомиться с  правилами и нормами  поведения в конкретных ситуациях,  вариантами выхода из различных ситуации. Известно, что социальные нормы  и правила  через игру усваиваются и соблюдаются легче, чем при просто речевом общении.  При этом взрослый не должен навязывать и постоянно диктовать правила игры, а только предлагать и советовать.  Дети в таких играх – равноправные участники.

Игры за столом.

В эту категорию входят все игры, где нужно выполнить задание по образцу: конструкторы, мозаики и т.п.  Игры – «ходилки», лото, домино  также имеют определённые правила и заставляют проявлять волевые качества,  подчинять свои желания игровым условиям.

Чтение и обсуждение сказок, драматизация.

Ребёнку дошкольного возраста  очень трудно оценивать своё поведение.  В этом ему могут помочь сказочные герои.  Сравнивая,  поведение положительных и отрицательных персонажей дошкольники  как бы смотрят на себя «со стороны».  При этом необходимо задавать вопросы: «Какой из героев сказки тебе понравился? Почему?», « На кого из героев сказки ты хочешь быть похожим? Почему», «Какой из героев сказки поступил бы так же как ты, когда помог  другу убрать игрушки?», «Какой из героев сказки никогда бы не пришёл на помощь?»

Экраны поведения,  достижений и умений.

Экраны  учат ребёнка планированию, самостоятельности и оценке своих действий.

Варианты таких экранов может быть множество.  

Рекомендуется экран делать вместе с ребёнком. Демонстрационное поле делится на части суток, режимные моменты или дни недели.  Его можно сделать в виде поляны с цветами (цветы – это режимные моменты, часть суток или дни недели), моря, космического пространства с планетами и т.д. Выбирается предмет, который будет передвигаться по этому полю. ( По поляне – бабочка, пчела или жук, по морю – кораблик, по дороге – машинка, по космосу и планетам – ракета).  Если положительные действия преобладают, а отрицательных  мало, они незначительные или их нет совсем – предмет передвигается вперёд. Делая «шаги» переходя от одной «клеточки» к другой – ребёнок  анализируют свои действия и поступки, за пройденный период. Кроме того можно  задавать вопросы типа: «Чему ты успел научиться за этот период, что интересного узнал?» В конце пути можно придумать какое-то поощрение в виде,  например, совместного любимого занятия, чтения книги, просмотра мультфильма и т.д.

Во время работы с экраном ребёнок начинает осознавать свою жизнь во времени, планировать свою деятельность, добиваться необходимых результатов, контролировать поведение.

Режим в детском саду строго регламентирован, но при этом есть время, когда ребёнок занимает себя самостоятельно.  В это время особенно важно помочь ребёнку построить свою деятельность, спланировать заранее, чем он будет заниматься.

Во время бесед со взрослым   ребёнок вспоминает, что он делал, даёт оценку своим действиям, поступкам, вспоминает интересные моменты и те, которые его огорчили.  При этом устанавливается связь между прошлыми  и настоящими действиями,  определяется  зависимость будущего от того, что было в прошлом.

Ребёнок оказывается в ситуации выбора, учится принимать самостоятельные решения, относящиеся к его собственным действиям. Видит зависимость конечного результата от своих поступков и действий.  Задача взрослого при этом – показать, как его хорошие поступки и продуктивные действия приводят к желаемому результату, и как отрицательные поведения, несдержанность тормозят продвижение к намеченной цели.  При этом важно, чтобы не было подмены мотивов. Совершать хорошие поступки и продуктивные действия ребёнок должен главным образом не для того, чтобы получить поощрение в виде «приза».

Экраны можно делать индивидуальные и групповые.

Групповые экраны делаются большого формата и предметов, которые двигаются по полю должно быть по количеству детей.

Примеры экранов:

- поле с цветами и бабочка, жук, пчёла;  

- море и кораблик, дельфин;

- море с льдинами  и умка;

-  планеты и ракета;  

- дорога и машина;

- небо и самолёт или птица.

Психолог Л.С. Выгодский в своих работах указывал, что сам дошкольник, в какие бы условия его не помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и овладеть своим поведением. Более того, он не почувствует необходимости в этом, сам не сможет посмотреть на себя «со стороны». Всё это он сможет сделать только совместно со взрослым -  в общении или в совместной деятельности. Поэтому очень помочь ребёнку осознать себя, свои действия,  своё поведение, свои поступки, ставить цели и достигать их, преодолевать импульсивность,  сдерживать свои желания, если это необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематических функций у детей подготовительной к школе группы "Новые приключения Колобка"

Цель:1. Развитие общих речевых навыков.2. Совершенствование фонематического восприятия.3. Совершенствования навыка звукового анализа, синтеза и представлений.4. Совершенствование анализа и синтеза пре...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД «Путешествие к животным жарких стран» по развитию познавательных способностей для детей подготовительной к школе группы

КОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОЙ  НОД«Путешествие к животным жарких стран»по развитию познавательных способностейдля детей подготовительной к школе группы Цель: Развитие познавательных с...

Сценарий праздника к Международному дню толерантности «Лети, лети лепесток» для детей подготовительной к школе группы в рамках реализации программы "Азбука духовности"

Сценарий праздника  «Лети, лети лепесток» для детей старшего дошкольного возраста приурочен к Международному Дню Толерантности и предполагает приглашение на праздник детей с ОВЗ и их родителей....

Диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС

Предлагаю диагностику речевого развития детей подготовительной группы. Работая по речевому направлению, я заметила, что у детей улучшается связная речь, дети становятся более эмоциональными и общитель...

Развитие художественно-творческих способностей детей средствами ритмики и хореографии в условиях реализации ФГОС

Развитие художественно-творческих способностей детей средствами ритмики и хореографии в условиях реализации ФГОС консультация для педагогов дополнительного образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок» (подготовительная к школе группа «Белочка») срок реализации прогр

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – детский сад «Теремо...

Конспект занятия «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук» в подготовительной к школе группе. Звуковой анализ слова «ручка».

Данный материал содержит конспект занятия «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук» для подготовительной к школе группе со звуковым анализом слова "руч...