Программа кружка "Родничок"
рабочая программа на тему

Программа по пополнительному образованию для детей дошкольного возраста. Кружок "Родничок" (духовно-нравственное воспитание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_rodnichok.docx63.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

на заседании

педагогического совета

МАДОУ № 25

Протокол № ___

от  «____»____________20_____ г.

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МАДОУ № 25

В.П. Яковлева_____________

приказ № ___

 от  «___»_________20____ г

Программа

дополнительного образования

детей с 3-х до 7 лет

кружок «Родничок»

(духовно-нравственное воспитание)

                               

2016 год

Содержание

1.

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цели и задачи реализации Программы

1.3

Принципы и подходы к реализации Программы

1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

2

Содержательный раздел

2.1.

Задачи в соответствии с возрастом детей

2.2.

Тематическое планирование кружка «Родничок»

3

Организационный раздел

3. 1.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

3.2.

Учебно-методическое обеспечение Программы

        

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа  кружка «Родничок» по дополнительному образованию детей дошкольного возраста (Далее - Программа) определяет содержание работы кружка  «Родничок» по духовно-нравственному воспитанию детей с 3-х до 7 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад № 25».

       Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и на основе содержания программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева).

     Данная Программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным законом  от 21 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановлением  Главного государственного санитарного  врача РФ от 15.05.2013    № 26  «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации     (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

- Приказом  Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;

- Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 28.10.2013  № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

-Уставом МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 25», зарегистрированным межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Хабаровскому краю 08.10.2014 г.

      Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы нравственных качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.  Поэтому на современном этапе развития образования  духовно-нравственное воспитание  является одной из важнейших задач в  воспитании подрастающего поколения.  

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Понимая значимость данной проблемы педагогический коллектив МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 25» определил духовно-нравственное воспитание  дошкольников  приоритетным  инновационным направлением в работе с детьми дошкольного возраста.

Для реализации приоритетного направления творческой группой МАДОУ № 25  разработана программа дополнительного образования   по духовно-нравственному воспитанию   детей дошкольного возраста, которая реализуется через деятельность  кружка «Родничок».

Организация деятельности кружка «Родничок» осуществляется на основе программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева).

1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель: Формирование   основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией через  приобщение детей к истокам  и традициям русской народной культуры.

Задачи:

  1. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, праздниками, традициями, народным творчеством и искусством.
  2. Познакомить детей с предметами материальной культуры, включающей в себя предметы быта, труда и  одежду.        

               

  1. Познакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у детей творческое воображение при изготовлении своих работ в русском стиле.

  1. Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, честность, правдивость, трудолюбие, верность используя все виды русского фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).

  1. Расширять представления детей об истории, культуре, людях родного города и края.

  1. Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю, городу, стране.

Сроки реализации программы:  4 года

    Программа предназначена для работы с детьми   младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

  1. Приниципы и подходы к реализации программы кружка «Родничок»

  1. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность информации.
  2. Принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться  в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям.
  3. Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.
  4. Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.
  5. Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности детей при включении их в различные виды деятельности.
  6. Принцип наглядности  - соответствует основным формам мышления дошкольников: наглядно-действенному, наглядно-образному. Реальные предметы и наглядные образы способствуют мыслительной деятельности ребенка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.

Формы работы:

  • Интерактивные занятия.

          По форме представляют «игры-путешествия» или «игры-открытия».

  • Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного  восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.
  • Познавательные беседы- развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей формируется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию.
  • Предпраздничные посиделки: основная цель – подготовка к празднику.
  • Посиделки состоят из трех частей: познавательный рассказ взрослого, практическая деятельность детей и взрослых, творческие игровые, музыкально-литературные занятия.
  • Оформление в детском саду выставок и мини-музея. Выставки могут быть тематическими или сезонными. Содержанием выставок являются произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самого ребенка: вышивка, кружева, коврики, полотенца, произведения живописи местных художников, творческие работы детей.
  • Творческая продуктивная и игровая деятельность детей.
  • Праздники – день, который наполнен радостью, весельем.
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, разучивание  народных игр, в  том   числе хороводов.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

Кружок «Родничок»

Возрастная

группа

Планируемый результат

младшая группа

Ребенок имеет представления:

  • О русской народной игрушке – матрешке:
  • Предметах старинного быта: самовар, чугунок, лавка, колыбель.
  • Предметах рукотворного мира: варежки, рукавицы;
  • Малых фольклорных формах: песенки, потешки.

Средняя группа

Ребенок имеет представления:

  • О русской народной игрушке – матрешке, игрушках из глины;
  • Предметах народного быта: веретено, пряжа, прялка;
  • Характерных особенностях русского костюма;
  • Народных праздниках Осенины, Масленица.

Старшая группа

Ребенок имеет представления:

  • О русской избе, внешнем и внутреннем убранстве;
  • Устном народном творчестве – заклички, колядки, небылицы, считалки;
  • Истории возникновения книги, азбуки, предметов быта (ложка);
  • Знать значение слов: ремесло, рукоделие, промыслы; значение народных праздников и гуляний: ярмарка, Масленица, Рождество.

Подготовитель-ная группа

 Ребенок имеет представления:

  • О народных игрушках (кукле- закрутке, матрешке); игрушках из глины (филимоновской, дымковской, каргопольской);
  • Видах женского рукоделия, мужских ремесел, народных промыслов;
  • Народных праздниках: Масленица, Рождество, Пасха и их традициях;

Понимать и объяснять значение слов: музей, экспонаты, выставка, экскурсовод.

  1. Содержательный раздел

2.1 Задачи в соответствии с возрастом детей

Младшая группа

Познакомить детей с предметами материальной культуры, включающей в себя предметы быта, труда и  одежду.

Знакомить  с малыми фольклорными формами: песенками, потешками.

Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, правдивость.

Средняя группа

   Формировать   у детей  интерес к истории и культуре  русского народа.

Знакомить детей  с  народным фольклором ( сказками, песенками т.д.).

Дать представления о русской народной игрушке – матрешке, игрушках из глины; предметах народного быта: веретено, пряжа, прялка.

Знакомить с народными праздниками ( Осенины, Масленица).

Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю, городу, стране.

Старшая группа

Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, праздниками, традициями, народным творчеством и искусством.

Познакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у детей творческое воображение при изготовлении своих работ в русском стиле.

Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, честность, правдивость, трудолюбие.

 

Подготовительная группа

Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю, городу, стране.

     Формировать  устойчивый интерес у детей к истории и культуре нашего народа.

   Формировать  представления о народных промыслах и умение различать изделия разных народных промыслов.

Способствовать приобретению детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами.

Формировать  уважение к историческому наследию.

Расширять представления детей об истории, культуре, людях родного города и края.

Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю, городу, стране.

2.2.Тематическое планирование кружка «Родничок»

Младшая группа

                                              Сентябрь

Тема

содержание

1.

«Петушок, петушок золотой гребешок»

Знакомство детей с народным  персонажем «Петушком». Разучивание потешек о петушке.

2.

«Котик- котик»

“Заучивание потешки “Пошел котик во лесок”. Проведение русских игр  “Поясок”, “Салки-догонялки”.

3.

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

4.

«Ходит сон близ окон»

Знакомство с  колыбелью и колыбельной песней. Укачивание куклы Маши. Пение колыбельных песен.

                                                 Октябрь

Тема

содержание

1.

«Терем-теремок»

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта

2.

«Заяц в огороде»

Расширять знания детей об осени, с помощью персонажей кукольного театра.

3.

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство с историей возникновения чайника и его предшественником – самоваром.

4.

«Русская изба»

Загадывание загадок об избе и предметах быта. Проведение русской народной игры “Заря -зарянка”. 

                                              Ноябрь

Тема

содержание

1.

«Глиняный человечек»

Рассматривание глиняных игрушек. Чтение потешек.

2.

«Идет коза рогатая»

Разучивание  народных потешек «Идет коза рогатая».

3.

«Синичкин день»

Изготовление кормушки. Использование закличек, потешек, загадок. Проведение игр “Воробей”, “Птички”.

4.

«Ладушки в гостях у бабушки»

Народные потешки  и  прибаутки.  Загадывание загадок о кошке и петушке.

                                                  Декабрь

Тема

содержание

1.

«Зайка беленький сидит»

Использование на занятие загадок о зайце и елки, потешек, колыбельной песни. Проведение игры «Зайка беленький сидит».

2.

«Кот Васька именинник»

Проведение игр: «Мыши водят хоровод». «Кот и мыши», «Птички».

3.

«Народные игры  и забавы»

 Знакомство  с народными  играми, хороводами.

4.

«Сундучок Деда Мороза»

Загадки, народные приметы о зиме и новом годе.  Хороводы, народные игры.

                                           Январь

Тема

содержание

1.

«Зимние святки»

Рассказ воспитателя о Рождестве. Загадывание загадок о зиме, снеге.

2.

«Глиняная  посуда»

Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком. Чтение прибаутки “Сорока-сорока”

3.

«В гостях у сказки»

 Драматизация русской народной сказки «Теремок».

                                           Февраль

Тема

содержание

1.

«На чем ездили люди в старину»

Знакомство с телегой и санями.  Разыгрывание сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”. Проведение игр.

2.

«Водичка, водичка умой мое личико»

Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико»

3.

«Маша варежку надела»

Знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные формы. Обогащать словарный запас: пряжа, клубок, варежки.

4.

«Масленица»

Рассказ воспитателя о Масленице. Пение песен, частушек.

                                             Март

Тема

содержание

1.

«Приди весна с радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна красна».

2.

«Русская матрешка»

Рассказ о матрешке.  Раскрашивание матрешки.

3.

«Аленушка и Ванечка в гостях у ребят»»

Рассказ о народном костюме. Рассматривание кукол в русском народном костюме.

4.

«Заюшкина избушка»

Знакомство с русской народной  сказкой «Заюшкина

избушка». Повторение заклички «Весна, весна красна».

                                               Апрель

Тема

содержание

1.

«Волшебная дудочка»

Знакомство с  русскими народными музыкальными инструментами: дудочки, свистульки.

2.

«Русские народные инструменты»

Знакомство с русским народным инструментом – гуслями. Учить различать по звучанию духовые, струнные и ударные инструменты.

3.

«Красная горка»

Рассказ о Пасхе.  Повторение  закличек о весне.

4.

«Красно-солнышко»

Разучивание потешкек про солнышко «Солнышко-колоколнышко»

                                                    Май

Тема

содержание

1.

«Я живу в Хабаровске»

Рассказ об истории г. Хабаровска. Рассматривание фотографий, иллюстраций.

2.

«Приди, весна, с радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна красная!»

3.

Мониторинг

4.

Мониторинг

Средняя группа

                                         

                                            Сентябрь

Тема

содержание

1.

«Во саду ли, в огороде»

Дид.игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел».

2.

«Петушок–золотой гребешок»

Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали Петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

3.

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с домашними животными –коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка.

4.

«В гостях у бабушки»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных и предметах быта.

                                                 

                                                    Октябрь

Тема

содержание

1.

«Осенины»

Знакомство  с приметами,  пословицами и поговорками об осени, уборке урожая.

2.

«Моя Родина -Россия»

Знакомство с историческим прошлым России, со славянским народом.

3.

«Сошью Дуне сарафан»

Знакомство с русской народной одеждой.

 Рассматривание кукол в народной одежде.

4.

«Золотое веретено»

Знакомство с женским народным ремеслом – прядением, орудиями труда – прялкой и веретеном.  Сказка «Золотое веретено».

                                                     

                                                      Ноябрь

Тема

содержание

1.

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья)

2.

 «Зайчишка-трусишка»

 Знакомство со сказкой «Заяц – хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка» .

3.

«Знаешь ли ты сказки?»

Знакомство с флагом и гербом России.  Рассказ о цветах флага. Слушание гимна России.

Литературная викторина по сказкам «Заяц –хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый» .

4.

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешки и попевок о домашних животных.

                                                 

 

Декабрь

Тема

содержание

1.

«Здравствуй, зимушка – зима»

Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

2.

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок».

3.

«Устное народное творчество»

Знакомство с устным народным творчеством6 потешками, счмталками, небылицами. Дать почувствовать добрый юмор,  задор небылиц.

4.

«Сундучок Деда Мороза»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание  новогодних колядок.

                                                       

                                                         Январь

Тема

содержание

1.

«Зимние святки»

Рассказ воспитателя о Рождестве. Загадывание загадок о зиме, снеге.

2.

«Крестьянский быт»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками, самоваром, чугунком. Загадывание загадок. Презентация «Русская изба».

3.

«Народные инструменты»

Рассматривание русских народных инструментов: ложки, трещетка, свистулька, дудочка, рожок.

                                                       

                                                        Февраль

Тема

содержание

1.

«Кто же в гости к нам пришел?»

Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки».

2.

«Русская балалайка»

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.

3.

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк».

4.

«Масленица»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины».

                                                        Март

Тема

содержание

1.

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Пение песенок о маме.

2.

«Игры и забавы русского народа»»

Знакомство с русскими народными играми и забавами, хороводами.

3.

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.

4.

«Пришла весна!»

Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллекционной аппликации «Пришла весна».

           

                                                       Апрель

Тема

содержание

1.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором –дразнилками, скороговорками.

2.

«Небылица–небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

3.

«Русская свистулька»

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистульки.

4.

«Чудесный мешочек»

Слушание народных мелодий. Дидактическая игра «Угадай по звуку».

                                               

                                                  Май

Тема

содержание

1.

«Посиделки»

Загадки, пословицы и поговорки о дружбе, труде.

2.

«Хабаровск – мой город родной».

Рассказ воспитателя о г. Хабаровске и Хабаровском крае. Просмотр презентации  «Хабаровск – мой город родной».

3.

Мониторинг

4.

Мониторинг

Старшая группа

                                             Сентябрь

Тема

содержание

1.

«Что летом родиться, - зимой пригодиться»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы.

2.

«Хлеб – всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда –цепком и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

3.

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая  игра «вершки и корешки» Загадывание детьми загадок.

4.

«Эх лапти мои, лапти липовые»

Знакомство с традиционной обувью русского народа в старину. Рассматривание лаптей.

                                                Октябрь

Тема

содержание

1.

«Осенние праздники  и обычаи»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода –деревянным корытцем, тяпкой.

2.

«Сказки народов Приамурья»

Знакомство со сказками коренных народов Приамурья. Чтение Нагишкин «Амурские сказки». Рассматривание иллюстраций Г. Павлишина.

3.

«История моего города»

 Знакомство с историей возникновения города Хабаровска.

4.

«Друг за дружку держаться–ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке»

                                                 Ноябрь

Тема

содержание

1.

«Символика России»

Знакомство с флагом и гербом России.  Рассказ о цветах флага. Слушание гимна России.

2.

Гончарные мастеровые

Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин».

3.

«Русский узор»

Знакомство с русским народным узором. Рассматривание одежды с народными узорами.

4.

«Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием народных примет, песенок, загадок, пословиц.

                               

                                                      Декабрь

Тема

содержание

1.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

2.

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы».

3.

«Лиса-обманщица»

Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

4.

«С Новым годом, со всем родом!»

Рассказ о традициях празднования Нового года Пение колядок.

                             

                                                   Январь

Тема

содержание

1.

«Пришла коляда-отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

2.

«Чудный город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.

3.

«Потешный промысел наших предков»

Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа. Закреплять знания о народной игрушке.

                                                  Февраль

Тема

содержание

1.

«Одежда русских людей"

Знакомство с традиционной одеждой русского народа.

2.

«Мы –россияне»

Беседа о родной стране. Знакомство с  историей возникновения государственных символов флаг, герб, гимн).

3.

«Детские писатели Хабаровского края»

Рассказ о писателях Хабаровского края: П. Комаров, Д. Нагишкин, В. Арсеньев. Чтение П. Комаров «Веселое новоселье»

4.

«Масленица»

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.

                                               

      Март

Тема

содержание

1.

«Нет милее  дружка, чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

2.

«Народная песня»

Знакомство с русскими народными песнями.

3.

«Весна красна»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите»

4.

«Путешествие в прошлое ложки»

Знакомить с кухонной утварь, ее возникновением  и использованием.

                                                     Апрель

Тема

содержание

1.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

2.

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

3.

«Красная горка»

Знакомство с  традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

4.

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Пословицы и поговорки о труде.

 

                                                      Май

Тема занятия

содержание

1.

«Родные просторы»

Беседа о родной стране.

2.

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора»

3.

Мониторинг

4.

Мониторинг

 Подготовительная группа

                                              Сентябрь

Тема

содержание

1.

«Что летом родиться, -зимой пригодиться»

Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете.

2.

«Жила-была сказка»

Литературная викторина  по русским народным сказкам.

3.

«От зерна до каравая»

Беседа  о земледелии  уборки хлеба в старину. Знакомство с жерновами и их использованием.

4.

«В гости к тетушке Арине»

Знакомство с крестьянским бытом.

                                                 Октябрь

Тема

содержание

1.

«Тайны бабушкиного сундука»

История возникновения русского костюма (узорчатое украшение сарафана, сорочки, кокошник).

2.

«Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

3.

«Как рубашка в поле выросла»

Познакомить с технологий изготовления  крестьянами одежды. Расширять словарный запас: прялка, кудель лен.

4.

«Народные игры и забавы»

Знакомство с русскими народными играми и забавами, хороводами.

                                              Ноябрь

Тема

содержание

1.

«Двуглавый  орел»

История возникновения герба России.

2.

«Синичкин день»

Беседа об осени. Рассказ о  народных праздниках Синичкин день и  Кузьминки

3.

«Чудо - чудное, диво -дивное – Золотая Хохлома»

Беседа о народных промыслах. Украшение подноса.

4.

«Путешествие в прошлое России».

Экскурсия в  археологический музей

                                                  Декабрь

Тема

содержание

1.

«Зима -  не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Приметы, поговорки  о зиме.

2.

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

3.

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок».

4.

«Народная кукла - оберег»

 Изготовление куклы-закрутки. Мастер-класс сотрудников  краеведческого музея им. Н.И. Гродекова.

                                           Январь

Тема

содержание

1.

«Пришла Коляда накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок.

2.

«Светит, да не греет»

Формировать представления о прошлом лампочки (костер, факел, лучина,  свеча, керосиновая лампа). Обогащать словарный запас.

3.

Посиделки «У самовара»

Знакомство с самоваром и  традициями чаепития на Руси.

                                           Февраль

Тема

содержание

1.

«Дело мастера боится»

Беседа о старинных ремеслах гончар, кузнец). Знакомство со сказкой  «Семь Симеонов».

2.

«Былины, сказки и сказания»

Чтение рассказов о Руси и русских богатырях. А. Афанасьева. Рассматривание репродукции картины Васнецова «Три богатыря».

3.

«Путешествие в прошлое ручки»

Познакомить с историей возникновения карандаша и  ручки, с материалами, на которых писали в древности. Активизировать словарь: перо, уголек, береста.

4.

«Масленица Прасковейка»

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

                                             Март

Тема

содержание

1.

«Пресветлое солнце»

Образ солнца в народном искусстве (песни, сказки, загадки, вышивка).

2.

«Путешествие на златогривой тройке»

Знакомство детей  с  образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в записи)

3.

«Наши земляки»

Рассказ воспитателя о писателях и художниках Хабаровского края: П. Комаров, Д. Нагишкине,  Г. Павлишине. Рассматривание иллюстраций к книге «Амурские сказки». Чтение П. Комаров «Веселое новоселье».

4.

«Грач во дворе –весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

                                               Апрель

Тема

содержание

1.

«Шутку шутить –людей смешить»

Беседа о народном  юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница»

2.

«В гости к народам Приамурья»

Знакомство с историей и культурой родного края

(жилище и традиционная трудовая деятельность).

3.

«Красная горка»

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»

4.

«Русская березка»

Знакомство с березой – символом России.  Стихи, поговорки,  песни, загадки о березе.

                                                    Май

Тема

содержание

1.

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Беседа о г. Хабаровске (музеи, театры,  парки, памятные мест, кто и как управляет городом).

2.

 «Что я знаю о России»

КВН.

3.

Мониторинг

4.

Мониторинг

3. Организационный раздел

3.1.Требования к развивающей предметно-пространственной среде

 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1. содержательно-насыщенной: насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с доступными детям материалами;

● двигательную активность;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемой:  пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональной:  предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

● наличие полифункциональных предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативность среды предполагает:

● наличие различных пространств (для игры, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

● свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

● исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Направление  развития

Название центра,  цель,

его насыщение

Социально-коммуникативное развитие

Центр сюжетно-ролевых игр

  • Цель: стимулирование коммуникативно–речевой, познавательной деятельности детей.

Оборудование:

Зона настольно-печатных игр

Познавательное развитие

Уголок  «Русская изба» - предметы быта русского народа

  • Цель: Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.

Книжный уголок

Цель: Развитие интереса к художественной литературе.

Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой.

Оборудование:

Библиотека: подбор детской  художественной литературы  (книжки-малышки, рассказы в картинках, произведения авторские,  народные: сказки, загадки, потешки,

  • Энциклопедии.
  • Книжки-раскраски, книжки – самоделки.
  • Аудио и CD –диски для прослушивания (произведения по программе и любимые детьми произведения)

Художественно-эстетическое

развитие

Уголок изобразительной деятельности

  • Цель: развитие у ребенка интереса к изобразительной. Формирование умений использовать различные материалы.

Оборудование:

краски акварельные и гуашевые,

карандаши цветные, угольные и простые,

мелки восковые,

кисти разных размеров,

пластилин,

бумага белая и цветная разной фактуры и размера,

Музыкальный  уголок

Цель: Поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной и театрализованной деятельности. Воспитание эстетических чувств.

Оборудование:

детские музыкальные  инструменты и игрушки,

ложки,

кастаньеты,

бубны,

шумовые инструменты,

ксилофон.

игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки);

аудиосредства (магнитофон, музыкальный центр;

аудиоматериалы с записями музыкальных произведений).

Уголок театрализации

Костюмы по профессиям, атрибуты для ряжения (шапочки, косынки, юбочки).

оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и др.);

карнавальные костюмы, маски;

фланелеграф с набором персонажей и декораций;

различные виды театров (бибабо, настольный плоскостной, магнитный, теневой);

аудио-, видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов.

Методический кабинет

  • Методическая, детская,  литература, энциклопедии, словари.

Наборы предметных картинок и сюжетных картин по разным темам

дидактические игры и пособия

видеотека, аудио и CD –диски; видеоматериалы

Демонстрационный и наглядный материал.

Компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор

  1. Учебно-методическое обеспечение Программы

О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб.: «Детство-пресс».

Л.А. Кондратьева «Маленькие дальневосточники», 2012 г.

Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на  культурных традициях своего народа, М.: Аркти, 2005.

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. - М.: Владос,2013.

Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). М., 2011.

Миклаева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...