Консультация для младших воспитателей "Как играть с детьми"
консультация на тему

Редькина Лилия

В условиях модернизации российского образования возрастает роль взаимодействия всех структурных единиц образовательного учреждения, Единая позиция педагогов, родителей и учебно-вспомогательного персонала ДОУ в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития интегративных качеств личности дошкольников. Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда взрослые объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника.

Функции современного младшего воспитателя не ограничиваются только лишь обеспечением чистоты и порядка в групповых помещениях и на прогулочных площадках. В его функции также входит обеспечение охраны жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья; помощь воспитателю в работе с детьми; содействие в работе воспитателя по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса и по созданию для воспитанников благоприятного эмоционального климата в группе в период их пребывания в дошкольном учреждении. 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_mladshih_vospitatele_y_kak_igrat_s_detmi.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для младших воспитателей

«Как играть с детьми»

Подготовил: методист Редькина Л.М.

г. Пыть-Ях

2016 г.

    Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра имеет очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста: в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Можно сказать, что игра – это работа ребёнка. С её помощью он познаёт себя и окружающий мир.

   Игры приучают детей к дисциплине, умению «играть по правилам», которое так необходимо в жизни.

На четвёртом году жизни  у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого, побыть в воображаемой ситуации)

  К трём годам ребёнок уже называет себя именем героя, то есть принимает роль, хотя сама игра внешне выглядит как набор простых игровых действий: малыш возит машинку – разгружает её. Руководя детской игрой, мл. воспитатель должен не только разнообразить игровые действия, но и усложнять игровую задачу. Необходимо учить детей включать в игру предметы – заместители, многофункциональный материал, объединять несколько игровых действий в единую смысловую цепочку, использовать воображаемые действия, вводить в игру новые персонажи, ориентировать на сверстника как на партнёра, побуждать готовить предметную среду.

   В 3-4 года у ребёнка возрастает интерес к сверстнику. Дети ещё играют «не вместе, а рядом», но уже интересуются играми других ребят, не противятся мимолётным игровым контактам, с удовольствием включаются в коллективную подвижную игру. Самодеятельные игры детей этого возраста просты, в них много внимания отводится предмету (игрушке), но использование только предмета в качестве партнёра по игре может тормозить дальнейшее развитие игровых умений ребят. Мл. воспитатель должен, приветствуя и развивая игры ребёнка с партнёром – игрушкой, перенастраивать его и на партнёра – взрослого, а в дальнейшем, всё более на партнёра – сверстника.

   Для этого педагог должен уметь показать ребёнку взрослого или сверстника как привлекательного партнёра по игре: такой партнёр может ответить на вопрос, его можно послушать, с ним интересно разговаривать. Для этого взрослый должен учить детей диалогу, формируя у них ролевую речь, обращённую к партнёру.

  Дети четвёртого года жизни могут освоить:

  • Игры с куклами (в семью);
  • Игры с машинами и другими транспортными средствами;
  • Игры в животных и с игрушками животных;
  • Игры в магазин;
  • Игры в больницу;
  • Игры в парикмахерскую;
  • Игры в почту;
  • Игры в мастерскую.

   Сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребёнка сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».

   Главный принцип организации игры в детском саду: для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, мл. воспитатель должен играть вместе с детьми. Для формирования ролевого поведения следует начинать совместную игру с детьми, используя взаимодополнительные роли. Это должны быть парные роли, хорошо знакомые ребёнку по его жизненной практике (мама – дочка, бабушка – внучка, мама – сынок, доктор – больной, продавец – покупатель). Парные взаимодополнительные роли сразу ориентируют детей на партнёра и смещают акцент игры с предметного действия на ролевой диалог. Мл. воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно её усложняя, в следующей последовательности: первоначально взрослый берёт на себя основную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребёнка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает её другому ребёнку, т.е. ориентирует детей друг на друга.

  Игра с детьми может начинаться таким образом. Взрослый достаёт заранее подготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями», надевает белую шапочку и на виду у детей начинает играть, приписывая себе роль доктора. «Буду лечить детей, я доктор. Здесь у меня больница. Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измерим. (Ставит палочку – градусник) Теперь послушаю тебя. У тебя ангина» Пообщавшись, таким образом, с персонажем – игрушкой, взрослый вовлекает в игру одного из наблюдающих детей: «Катя, твоя дочка тоже заболела? Веди её в больницу. Я – доктор, полечу её. Что у твоей дочки болит?» Процедура «лечения» может повториться с 2-3 куклами или зверюшками, которых приводят в больницу дети. Затем взрослый – доктор может «полечить» и кого-нибудь из детей, выбрав наиболее продвинутых в игре: «Дима, а давай ты как будто заболел и тоже в больницу пришёл. Сейчас доктор тебя полечит. Здравствуйте, больной. Что у вас болит?» После такой игры с мл. воспитателем игрушки предоставляются в распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Ваня? Надевай шапочку. Теперь ты будешь доктором, будешь лечить детей»

   Непременным условием игры мл. воспитателя с детьми является неоднократное называние им своей роли («Я доктор, полечу больного мишку») и обращение к партнёру игрушечному или ребёнку как к носителю роли («Заходите, больной»). Главное, необходимо постоянно поддерживать разговор с партнёром.

   Аналогичным образом можно развернуть игру, где мл.  воспитатель – «продавец» продаёт игрушки «покупателям» – детям. При этом взрослый осуществляет лишь самые необходимые действия с предметами, основное внимание его должно быть направлено на взаимодействие, ролевой диалог с «покупателями».

В самостоятельной деятельности детей могут появиться не только основные роли из взаимодополнительных связок, использованных в паре с воспитателем, такие как врач – больной, покупатель – продавец, но и независимые роли, особенно, если ребёнку попалась на глаза игрушка, позволяющая реализовать какие-то важные для него впечатления, переживания. «Независимые» роли чаще появляются в свободной игре мальчиков (они «рулят», как шофёры, стреляют, как солдаты и т.п.) Однако такое ролевое подражание часто не сопровождается осознанием роли, ребёнок затрудняется ответить на вопрос, кем он был в игре. В таких случаях воспитателю целесообразно подключаться к игре ребёнка, используя дополнительную по смыслу роль. Это поможет перевести его от простого подражания к более сложной игре с осознанием своей условной позиции. Например, один из мальчиков, сидя на скамейке, крутит игрушечный руль. Мл. воспитатель присоединяется к его игре: «Петя, ты кто? Шофёр? У тебя какая машина? Легковая? Ах, автобус. Можно я буду пассажиром? Мне нужно на вокзал. Шофёр, ваш автобус довезёт меня до вокзала? Скоро мы приедем? Спасибо».  Достаточно даже такого кратковременного взаимодействия в рамках одного сюжетного события. Не исключено, что после выхода из «автобуса» мл.  воспитателя, к «шофёру» подсядет кто-либо из детей и игра продолжится.

  «Замыкание» детей друг на друга может осуществляться в совместной игре взрослого с двумя детьми. Общий приём остаётся здесь тем же самым – использование парных взаимодополнительных ролей. Но при этом дополнительная роль, которую берёт на себя взрослый, как бы удваивается – такая же роль предлагается одному из детей.

  Например, один из мальчиков в одиночестве вращает закреплённый на стойке штурвал. Взрослый предлагает кому-нибудь из детей: «Коля, давай вместе с Витей поиграем. Он на корабле куда-то плывёт. Витя, ты кто? Капитан? Можно  мы с Колей будем матросами? Я – матрос. Капитан, приказывайте, что мне делать. Наблюдать за берегом в бинокль? Коля, ты тоже спроси у капитана, что тебе делать».

   В ходе таких совместных игр взрослый своими вопросами старается максимально активизировать ролевую речь детей.

Игра – ситуация «У прилавка»

Взрослый  подключается к играющим в продавцов детям, выступая в роли покупателя.

Покупатель: Уважаемый продавец, взвесьте мне, пожалуйста, колбасы. Скажите, она свежая?

Продавец: Да.

Покупатель: Моя дочка очень любит жареную колбасу, и надо, чтобы колбаса была только свежей. А ветчина у вас есть?

Продавец: Нет.

Покупатель: А вчера ветчина была. Мне очень нужна ветчина, потому что моя кошка любит ветчину. Когда же вы её привезёте?

Продавец: Завтра.

Покупатель: Тогда я приду завтра. А когда приходить, с утра или в обед?

Продавец: С утра.

Покупатель: Спасибо. До свидания.

Продавец: До свидания.

Так взрослый, подключившись к играющим детям, побуждает их к ролевому диалогу.

   Переключение детей на речевое взаимодействие можно сделать ещё более отчётливым, используя особый методический приём. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор». Взрослый  предлагает двоим вовлечённым в игру детям: «Давайте поиграем в телефон. Здесь как будто ваши дома. У каждого телефон. А это мой телефон. Это у меня больница. Я – доктор. А вы как будто заболели.  Вы мне звоните, вызывайте врача. Дзинь! У меня телефон звонит. Алло! Это доктор у телефона. Кто мне звонит? Больная девочка? Что у тебя болит?» Взрослый  развёртывает ролевой диалог с одним ребёнком (выявляет характер болезни, предлагает больной придти в больницу или, наоборот, обещает приехать к ней домой), а затем переходит к взаимодействию со вторым участником: «Опять у меня телефон звонит. Дзинь! Это доктор слушает. Кто мне звонит? Ещё больная?» Диалог со вторым ребёнком  - «пациентом» - строится аналогичным образом, но взрослый несколько изменяет содержание своих вопросов, реплик, отталкиваясь от ролевых высказываний ребёнка. Так взрослый развёртывает «разговор по телефону» с каждым из детей поочерёдно.

Взрослого  не должно огорчать, если в первых таких играх дети будут отвечать на его ролевые обращения скупо, односложно. Можно и подсказать им содержание ответов. («А давай ты говоришь «Алло! Это больная звонит. Доктор, у меня высокая температура») Дети уже второй, третьей пары будут вести себя в игре более свободно, понаблюдав за игрой воспитателя с их сверстниками. Для того, чтобы дети максимально обогащали свой игровой опыт и не теряли интереса к такого рода играм, воспитателю следует каждой последующей паре предлагать иные ролевые связи, нежели те, что были раньше. Например, после телефонных разговоров «доктора» с «пациентами» развёртывать телефонные разговоры «продавца» и «покупателей». Если же дети настаивают на ролях, которые были у предыдущей пары, можно менять содержание самих сюжетных коллизий (например, взрослый  становится «продавцом» не в магазине игрушек, а в булочной, что несколько меняет содержание его диалогов с «покупателями»)

   На следующем этапе взрослый, вовлекая детей в игру, не только развёртывает телефонный ролевой диалог с каждым из них поочерёдно, но и стимулирует диалог детей друг с другом. Наиболее подходящим для такой игры является набор семейных ролей: мама – папа – дочка, мама – папа – сын, мама – дочка – бабушка. К примеру, мл.  воспитатель берёт на себя роль «мамы» и звонит по телефону одному из участников игры – папе, обращаясь к нему с поручением: сходить после работы в магазин, а сейчас позвонить домой дочке, узнать, как у неё дела, попросить подмести пол. В соответствии с такой сюжетной ситуацией «папа» вынужден звонить «дочке» (второму ребёнку, участвующему в игре) затем воспитатель – «мама» - может позвонить «дочке» и попросить теперь уже её с какой-либо целью позвонить «папе» на работу. Таким образом, взрослый вызывает детей на ролевые диалоги друг с другом.

   Такого рода игры организуются не для того, чтобы дети начали самостоятельно играть в «телефонные разговоры». Значение такой совместной игры со взрослым заключается в том, что теперь в свободной самостоятельной игре детей действия с игрушками будут в большей степени сопровождаться ролевыми диалогами, появится называние своей роли партнёру – сверстнику и ролевое  обращение к нему: дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развёртывать ролевое взаимодействие друг с другом.

 Мл. воспитатель может планировать свою работу по формированию ролевого поведения у детей следующим образом: каждый день играть с одним – двумя детьми (или с одной – двумя парами); игре с одним ребёнком или парой детей можно уделять 7-10 минут. Эту работу следует распределить на те отрезки времени, которые отведены режимом для самостоятельной деятельности детей. Игры с использованием «телефонных разговоров» целесообразно вводить лишь с детьми не младше трёх с половиной лет.

   Никогда не следует резко обрывать игру, лучше предложить смысловое обоснование для её окончания. Например, «Теперь у доктора перерыв на обед. Пойдём-ка посмотрим, что там ребята делают».

   Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Предметная обстановка для сюжетной игры детей данного возраста должна организовываться взрослым  вместе с детьми, а в дальнейшем, и самими детьми, непосредственно перед игрой. Взрослый объявляет детям, что открылся новый супермаркет. В нём можно купить любые продукты. Взрослый  на глазах детей обустраивает место для работы нового магазина: строит прилавки, раскладывает продукты, устанавливает весы. Дети подходят к прилавкам, берут в корзины товар и подходят к кассе. Взрослый  играет роль кассира. Дети подходят по одному, показывают и называют купленный товар, т.е. поочерёдно вступают в диалог с кассиром, складывают покупки в сумки и уходят.

   Итак, что должно быть в группе для сюжетной игры?

   Для обозначения условного игрового пространства целесообразно иметь пару складных деревянных рам, которые легко превратить в контуры «автобуса», «парохода», «самолёта»; ширму, которой можно отгородить «больницу». Кроме разнообразных игрушек (кукол, зверюшек, посуды, тематических наборов для игры в «больницу», «магазин», «парикмахерскую») необходимы различные предметы – заместители, которыми восполняются недостающие сюжетные игрушки (детали строительных наборов разной величины, мячики разных цветов и размеров, брусочки, верёвочки, палочки). Очень важно, чтобы дети располагали мелкими игрушками для индивидуальной игры (там, где они разыгрывают сюжет с игрушечными персонажами, действуя и разговаривая за них); это должны быть мобильные тематические наборы (сказочные и семейные персонажи, солдатики, домики, кукольная мебель, автомобильчики), которые ребёнок может взять в любое удобное место.

   Итак, общие принципы организации сюжетной игры следующие:

  • взрослый играет вместе с детьми;
  • он развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение (для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог, а действия с игрушками сводятся к минимуму);
  • ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра (сначала взрослого, а потом сверстника);
  • не стоит огорчаться, если время от времени некоторые дети будут с удовольствием играть в одиночестве. Шумные игры среди сверстников не дают возможности сосредоточиться на чём-то одном; а у маленького человека, как и у взрослого, есть потребность подумать, помечтать, сосредоточившись, например, на возведении замка из песка или рисуя новую картину
  • детей во время игры нужно поощрять маленькими призами (наклейками, яркими жетонами, маленькими игрушками, конфетами);
  • устраивая состязание среди малышей, нужно следить за тем, чтобы и проигравшие дети не были обойдены вашим вниманием – игра должна приносить только положительные эмоции, это очень важно для правильного формирования личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как играть с детьми в развивающие игры"

Каждый ребенок - неповторимая личность и подход должен быть исключительно индивидуальный. Тем не менее психологи все же попытались определить нечто общее, присущее тому или иному образу мышления мален...

Консультация для родителей по интеллектуальному воспитанию детей первой младшей группы. «Играя с детьми – развиваем их».

Консультация для родителей по интеллектуальному воспитанию детей первой младшей группы. «Играя с детьми – развиваем их»....

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание "Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Тренинг "Как общаться во время игры". Справка.

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание"Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Трен...

Консультация для педагогов"Как играть с детьми в подвижные игры".

Конспект мастер класса для детей второй младшей группы.Игра « Цыплята и ястреб»...

Консультация для родителей "Словесные игры с детьми 6–7 лет (игры нашего детства)"

Одной из задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Чтобы приучить детей к умственному труду необходимо сделать этот труд занимательным, интересным. Зан...

консультация для родителей "Развивающие игры с детьми младшего дошкольного возраста в домашних условиях".

С помощью игр можно развивать память, внимание, воображение и мышление детей. Посредством игры дети приобретают новые знания и умения, развивают различные способности....

Консультация для родителей младших дошкольников "Игры с детьми 3-4 лет"

Консультация для родителей младших дошкольников "Игры с детьми 3-4 лет"...