«Об организации педагогических наблюдений в детском саду».
консультация на тему

Учитывая многообразие программ, используемых на сегодняшний день в ДОУ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.3.2.3.) отмечено, что при реализации Программы « может» проводиться оценка индивидуального развития детей, и заданы целевые ориентиры возможных достижений ребёнком на завершающем этапе дошкольного уровня образования(ООП « Радуга»).

Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста). Её  цель: обеспечить условия оптимальности слежения за основами развития социальной, познавательной и психофизиологической  граней   ребёнка и может быть использована при работе с родителями (совместное решение проблем формирования ребёнка), как база данных и стратегический ориентир   деятельности педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       «Об организации педагогических наблюдений в детском саду».

«Люди, не зная, что за ними наблюдают,

 обычно демонстрируют некие неожиданные свойства…»

                                                      Джоанн Харрис, английская писательница.

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательных программ. (Статья 2 п.29 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

 

 Индивидуализация обучения – учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей во всех его формах и методах.

Индивидуальное обучение является типом обучения, которое учитывает вклад каждого отдельного ребёнка в процессе обучения. Индивидуализация  - учёт различий в темпах, силе и модальности (особенности восприятия) обучения отдельных детей. Процесс, позволяющий максимально развивать сильные и усиливать слабые стороны ребёнка.    

    Достичь высокого качества освоения требований образовательной программы дошкольного образования возможно при умелом сочетании совместной, самостоятельной деятельности, различных форм пополнения знаний, приобретения навыков самопознания, саморазвития и, как сказано в гл.7, ст.64, п.2 Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации»,   «…на основе  индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для дошкольного возраста видов деятельности… .» Очевидно, что значительный объём информации, знаний, умений и навыков дошкольник  получают вне стен детского сада, берёт из обстоятельств, предоставленных ему окружающей жизнью то, что кажется значимым лично для него, что оставляет свой след в памяти, в воображении, в мыслях, в чувствах. К личному знанию дети идут разными путями, движутся с разной скоростью и достигнут разных результатов в разное время. Поэтому для взрослых важно учитывать и анализировать то, что составляет личный опыт ребёнка

Понимание этого обстоятельства обуславливает изменение подходов не только к организации образовательного процесса, но и к оценке достижений каждого ребёнка и группы в целом.

        Учитывая многообразие программ, используемых на сегодняшний день в ДОУ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.3.2.3.) отмечено, что при реализации Программы « может» проводиться оценка индивидуального развития детей, и заданы целевые ориентиры возможных достижений ребёнком на завершающем этапе дошкольного уровня образования(ООП « Радуга»).

Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста). Её  цель: обеспечить условия оптимальности слежения за основами развития социальной, познавательной и психофизиологической  граней   ребёнка и может быть использована при работе с родителями (совместное решение проблем формирования ребёнка), как база данных и стратегический ориентир   деятельности педагогов.

Главой 2, статьёй 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определена структура системы образования. Дошкольное образование - единственная образовательная ступень, на которой к ребёнку не предъявляется нормативных требований.  Проведение педагогической диагностики не может быть вменено педагогу, а материалы не подлежат проверке в процессе контроля и надзора (ООП «Истоки»).  

 

 Тем не менее, и педагоги, и родители воспитанников стремятся определить признаки (показатели), свидетельствующие о том, что в развитии ребёнка происходят позитивные изменения. Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в ДОО определяет использование им  малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (динамика интересов, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методы очень трудоемки. 

Наблюдение – это процесс точной и объективной информации о поведении ребёнка в то время когда он работает или играет один или вместе с другими.

Любая педагогическая  деятельность, в том числе и мониторинговая, осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада. По мнению авторов ООП «Детство»

 Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к  диагностируемому: соответствие   методик возрастным и личностным особенностям диагностируемых; фиксация всех проявлений личности ребенка; сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей; перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики; постоянный самоконтроль педагога за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы: не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития; учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-

личностного становления ребенка; обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб. Этот принцип раскрывается: в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в

диагностике); в безопасности для испытуемого применяемых методик; в доступности для педагога диагностических процедур и методов; во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений

(разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

— деятельностных умений ребенка;

— интересов, предпочтений, склонностей ребенка;

— личностных особенностей ребенка;

— поведенческих проявлений ребенка;

— особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;

— особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

        Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и

образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой

стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности, и

как они изменяются со временем. У педагогов, работающих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, специфическом характере развития каждого из них. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые  гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.

Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осуществляет планирование.  Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей и создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей. (ООП «ОТКРЫТИЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной, научный руководитель А.Г. Асмолов).

         Несмотря на очевидность необходимости проведения диагностической работы в различных   проявлениях, до сих пор имеются существенные препятствия для  её организации в дошкольных образовательных учреждениях:

        - отсутствие методических рекомендаций по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребёнка по всем возрастным группам;

-  не достаточная теоретическая подготовленность педагогических кадров (воспитателей, специалистов);

- затруднения  в части применения   в практике   малоформализованных диагностических методов;

- отсутствие опыта коллегиальной (воспитатели, специалисты, родители) оценки   достижений каждого ребёнка;

- отсутствие инструментария оценки степени достижения  планируемых результатов,  на завершающем этапе дошкольного образования, единого для всех ООП, во избежание нарушения ст.5   Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») в которой раскрываются государственные гарантии одинаковых прав  на образование каждого человека.

 

Литература:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Москва. 2013 год.

2.Методика ведения педагогических наблюдений. Л. Свирская. Образовательные проекты. Санкт-Петербург-Москва. 2010 год.

3.Диагностика в детском саду. Е.А.Нечипарюк, Г.Д.Посевина. Методическое пособие. Ростов – на – Дону. Феникс. 2003 год.

4.Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Под редакцией О.В. Дыбиной. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Москва. Мозаика – Синтез. 2008 год.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы организации педагогического процесса в детском саду с учётом ФГОС.

В статье рассматриваются способы организации педагогического процесса в детском саду выделяются качества современного воспитателя как педагога-профессионала,приводится ознакомление с обновленной прогр...

Организация педагогической диагностики в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

  Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребёнка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития, то есть педагогическая д...

Консультация для педагогов: «Педагогические наблюдения в детском саду».

Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок — индивидуальными особенностями. С целью раскрытия закономернос...

ИОМ"Педагогические наблюдения в детском саду"

ИОМ«Педагогические наблюдения в детском саду»...

Консультация для педагогов: "Педагогические наблюдения в детском саду"

Консультация для педагогов: "Педагогические наблюдения в детском саду" , основываясь на ООП "Вдохновение".Что такое наблюдениеЦель наблюденияВиды наблюденийКритерии наблюдения...

Что такое педагогическое наблюдение в детском саду

НАБЛЮДЕНИЕ - это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребёнка в то время, когда он занимается или играет. Один или вместе с другими детьми....