Что такое педагогическое наблюдение в детском саду
консультация

Могильная Татьяна Евгеньевна

НАБЛЮДЕНИЕ - это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребёнка в то время, когда он занимается или играет. Один или вместе с другими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedagogicheskie_nablyudeniya_v_detskom_sadu.docx322.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 44

143404, РОССИЯ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК, г. КРАСНОГОРСК,

УЛИЦА БОЛЬШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ, Д. 13

e-mail: ds.samotsveti@mail.com тел.: 8 (495) 563-05-73            

 

                         Консультация для педагогов

          «Что такое педагогическое наблюдение в детском

                                               саду»        

 

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ

детский сад №44

Могильная Т.Е.  

г.о. Красногорск

2022 г.

 

т

Консультация для педагогов: Что такое педагогическое наблюдение в детском саду.

       

Что такое наблюдение?

 

НАБЛЮДЕНИЕ - это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребёнка в то время, когда он занимается или играет. Один или вместе с другими детьми.

Цель наблюдения - оценка актуального состояния и перспектив развития ребёнка-дошкольника.

Наблюдение может быть отстранённым и включённым. Во время отстраненного наблюдения взрослые стараются не вмешиваться в действия ребёнка, даже если это конфликт (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни). Включённое наблюдение допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий ребёнку со стороны взрослого. Первое даёт понимание уровня актуального развития, второе - позволяет выявить зону ближайшего развития

В основе наблюдений за детьми – лежит уважение к уникальности и целостности личности ребёнка, понимание и принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.

Следует предельно аккуратно описывать наблюдаемые факты, по возможности, без субъективных интерпретаций и «ярлыков».

Объективное наблюдение не допускает фиксации того, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать только то, что сделано или сказано.

Объективное наблюдение- это фактическое утверждение

Субъективные наблюдения являются ярлыками, личными суждениями или информацией, выходящей за рамки контекста

Давайте разберем, куда относятся данные суждения!

1. «Дима взял кубик и бросил его в Машу» (о)

2. «Марина ленива». (с)

3. «Полина провела время на участке, сидя на скамейке под деревом». (О)

4. «Дима агрессивен» (с) 

 Для обеспечения объективности наблюдение должно быть детальным и описательным, содержащим как можно больше информации.

Например, запись эпизода«Гриша решил строить из кубиков в строительном центре» даёт информацию о выборе Гриши места для работы и материала, с которым он работает.

Но не даёт столько информации, сколько содержит более полная объективная, детализированная запись наблюдения:

«Как только Гриша вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся строительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Гриша попросил меня изобразить знак для этого дома. Я сделала для них табличку с надписью «самый большой дом», а он скопировал слова на жёлтой бумаге. Гриша оставался в центре строительства 50 минут».

Какую информацию мы можем взять из этой записи?

Эта запись даёт следующую информацию:

• Гриша решил делать дом, причём обдумывал, что он хочет построить, ещё до того, как пришёл в детский сад.

• Гриша пригласил других детей.

• Он поделился с ними своими замыслами.

• Он расширил рамки своей игры, включив в неё навыки письма.

• Он был поглощён своим занятием в течение долгого времени.

Наблюдение и детальное описание поведения Гриши не отняло у воспитателя много времени. Просмотрев эту запись во время планирования, воспитатель сможет поощрить и расширить проявленный ребёнком интерес, поддержать его действия.

Например, в следующий раз заранее приготовит таблички с надписями и предложит Грише скопировать их. Кроме того, педагогу будет, о чём рассказать вечером родителям Гриши.

Вспомните, какие критерии присутствуют у вас?

Критерии:

Педагог/Группа

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения/возраст

Дни недели /дата наблюдения

Настроение утром, в течение дня

С кем и во что играл

Взаимоотношения ребенка с детьми/педагогами

Конфликты

На занятиях 

Режимные моменты (прием пищи, сон, КГН)

«Всякое наблюдение страдает от личных качеств наблюдателя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения в детском саду

Разработка сезонных наблюдений в детском саду....

Наблюдения в детском саду

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь....

Наблюдения в детском саду

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь....

«Об организации педагогических наблюдений в детском саду».

Учитывая многообразие программ, используемых на сегодняшний день в ДОУ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.3.2.3.) отмечено, что при реализации Программы...

Консультация для педагогов: «Педагогические наблюдения в детском саду».

Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок — индивидуальными особенностями. С целью раскрытия закономернос...

ИОМ"Педагогические наблюдения в детском саду"

ИОМ«Педагогические наблюдения в детском саду»...

Консультация для педагогов: "Педагогические наблюдения в детском саду"

Консультация для педагогов: "Педагогические наблюдения в детском саду" , основываясь на ООП "Вдохновение".Что такое наблюдениеЦель наблюденияВиды наблюденийКритерии наблюдения...