Наблюдения в детском саду
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Макаримова Гульнара Бадертдиновна

 Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.  Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

 В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения.  Воспитатель обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков.  Можно организовать наблюдения в детском саду в цветнике или на участке земли, отведенном под огород, где дети могут принимать участие в посадке и сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп можно организовать дежурство на участке.

 Для надежного усвоения и закрепления знаний детьми, необходимо весь объем равномерно распределить на несколько занятий. К организации наблюдения в детском саду воспитатель должен заранее подготовиться – выбрать время, место и объект наблюдения, учитывая количество детей, их  возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_v_detskom_sadu.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения в детском саду

 Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.  Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

 В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения.  Воспитатель обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков.  Можно организовать наблюдения в детском саду в цветнике или на участке земли, отведенном под огород, где дети могут принимать участие в посадке и сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп можно организовать дежурство на участке.

 Для надежного усвоения и закрепления знаний детьми, необходимо весь объем равномерно распределить на несколько занятий. К организации наблюдения в детском саду воспитатель должен заранее подготовиться – выбрать время, место и объект наблюдения, учитывая количество детей, их  возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями.

 Существуют различные виды наблюдений. Во время кратковременных наблюдений, организованных для развития знания о разнообразии свойств и качеств объектов природы, дети научатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.

 Для детей среднего и старшего возраста организовывают более длительные наблюдения в детском саду, направленные на получение знаний о природных изменениях в течение года, о росте и развитии растительного и животного мира. В процессе этих наблюдений детям уже предлагают сравнить наблюдаемое состояние с тем, что они видели раньше.

 Более сложный вид наблюдения предполагает уже наличие у детей определенных знаний, способности анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы. В процессе этого наблюдения дети определяют, например, по цвету плода – созрел он или нет, по следам – кто проехал или прошел.

 Детям старшей и подготовительной групп предлагается отражать результаты наблюдения в календаре природы, где можно зарисовать сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отразить участие людей в окружающем мире.

 В зависимости от цели, содержания и задач занятия, для наблюдения в детском саду используются индивидуальные, групповые (4-6 человек)  и фронтальные (вся группа) формы организации. Наблюдения бывают эпизодическими, длительными и обобщающими.

Подготовка наблюдения в детском саду включает в себя:

 - определение места наблюдения исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков, соответствующих программе;

 - выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только интерес и увлечение детей, но и их способность воспринять предоставленный материал;

 - подготовка объекта к наблюдению.

  - подготовка всего необходимого для наблюдения: если наблюдаться будут растения, то возможно понадобиться лупа, если животное – корм, вода, посуда, щеточки для ухода за животными.

 - необходимо продумать организационные моменты – освещение, размещение детей, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту.

 Каждый воспитатель индивидуально подходит к организации наблюдения в детском саду, но существуют некоторые общие требования к его проведению, которых он придерживается.

 Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение должно давать новые знания,  быть взаимосвязано с предыдущим и расширять уже имеющиеся знания.

 Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Для этого наблюдения в детском саду должны проводиться систематически и вызывать интерес у детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления  рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять,  обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.

 Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает для детей полезное с приятным.

Наблюдения за луком — это первое (в этом году) систематическое ознакомление детей с ростом и развитием растения, его взаимосвязью с внешней средой. Постановка несложных опытов, регулярные наблюдения один раз в неделю и зарисовки в календаре помогут дошкольникам укрепить понимание зависимости растущего растения от комплекса условий, в которых оно находится.

Наблюдения проводятся в сравнительном плане. Для сравнения можно взять одновременно два-четыре варианта сочетания условий. Если с группой детей в предыдущие годы не проводилась систематическая работа по экологическому воспитанию, то для сравнения целесообразно взять лишь два варианта условий . Если группа сильная, то с детьми одновременно можно вести наблюдение за тремя и даже четырьмя вариантами проращивания луковиц. Зарисовки луковиц, баночек можно делать с помощью трафаретов — рисунки будут аккуратными, сопоставимыми.

Первая неделя

Наблюдение за луком

Цель. Уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т. е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. Зеленый лук полезен людям (особенно зимой и весной), так как в нем много витаминов. Чтобы проверить, когда лук лучше растет, луковицы можно выращивать в разных условиях.

Воспитатель рассматривает с детьми (в зависимости от варианта опыта) две-четыре одинаковые луковицы. Обращает внимание на сухие чешуйки, старые корни, плотность луковицы. Обсуждает с детьми условия, при которых из луковиц будет расти зеленый лук. Дети наклеивают на банки цветные кружки, обозначающие различное сочетание условий, зарисовывают банки с луковицами на странице календаря, ставят их в соответствующие места.

Проект "Зеленый лучок на подоконнике"

 Проект «Зеленый лучок на подоконнике»

 "Что за зелень у окна.

 Ведь за окном у нас зима.

 Поговаривают что лук,

 Полезен от семи недуг.

 Малыши лучок сажали.

 Урожаем угощали,

 Витаминов целый клад

 Приходите все к нам в сад."

 Цель:

 Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.

 Задачи:

 1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях.

 2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.

 3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.

 4. Повторение правильного и бережного отношения к природе.

 5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда.

 Проектная идея.

 Создать в группе детского сада огород на подоконнике.

 Участники проекта: дети старшей группы МБДОУ «Детский сад « Капелька», родители и воспитатели группы.

 Работа с родителями.

 1.Провести работу с родителями «Участие в проекте «Зеленый лучок на подоконнике».

 2.Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки.

 3.Домашнее задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполино», с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.

 Результат.

 1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.

 2. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой так и в стакане с водой.

 Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты.

 Проект рассчитан на 2 месяца.

 1 ЭТАП – подготовительный ( 1 неделя ).

 В группе детского сада мы разбили грядки на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями сортов лука(лук- батун, лук-шалот, репчатый лук ( датой посадки и первой зелени).

 Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах.

 2 ЭТАП – исследовательский ( 8 недель ).

 Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

 3 ЭТАП - заключительный ( 3 недели )

 • Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

 • Оформили выставку рисунков — аппликаций «Лучок из природного материала».

 • Провели конкурс для детей и родителей «Овощи с нашего подоконника», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили рассказы о том, как они вырастили лучок, укроп, салат на своем подоконнике в группе.

 • Провели игру «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами.- «Угадай название овоща наощупь».

 • Далее родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали.

 • Завершился праздник круглым столом- чаепитием.

 Организационная деятельность.

 1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки- материал по данной теме

 2. Подобрать материал: контейнеры, луковицы разных сортов и другие семена овощей для сравнения, и оборудование для опытов и экспериментов детей.

 3.Составить перспективный план мероприятий

План реализации проекта.

 Подготовительный этап

 Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. Воспитатели группы — 1 неделя.

 Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зеленый лучок на подоконнике». Воспитатели — 1 неделя.

 Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, стаканы, земля, луковицы). родители- 1 неделя .

 Разбивка грядок на подоконнике. Дети, воспитатели- 2 неделя.

 Изготовление табличек - указателей с названиями лука . Дети, воспитатели- 2 неделя.

 Исследовательский этап (8 недель)

 Рассматривание луковиц и семян лука и других овощей, посадка лука. Дети, воспитатели группы- 3 неделя .

 Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение лука», «Условия, необходимые для роста лука», «Размножение, рост, развитие зеленого лука.». Воспитатели группы — 4 неделя.

 Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка лука», «Первая зелень» «Витамины для детей» «Полезная пища». Воспитатели - в течении проекта.

 Проведение дидактических игр « Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?». Воспитатели — 5 неделя.

 Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах. Воспитатели- в течении проекта.

 Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме , размеру, вкусу). Воспитатели группы- в течении проекта.

 Беседы о том, как выращивают другие овощи на огороде, в теплице и оранжереях. Воспитатели — 6 неделя.

 Заключительный этап .

 Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели , родители. 3 неделя

 Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку». «Зеленый лучок из природного материала» Дети, воспитатели -7 неделя.

 Праздник «Овощи с нашей грядки», инсценировано сказка «Репка», «Вершки и корешки»: воспитатели , родители -в конце проекта.

 Проведение конкурса «Угадай название овоща»: воспитатели - в конце проекта.

 Совместное чаепитие детей, родителей и воспитателей группы: воспитатели группы. 8 неделя.

 

Занятие- беседа- исследование: Узнаем какая земля.

 Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая.

 Материал, оборудование: земля в контейнерах

 Вода

Занятие- опыт- эксперимент: Вода и растения

 Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

 Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

 Солнце

Занятие- опыт- эксперимент: Солнце и лучок.

 Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.

 Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)

 Человек

Занятие- опыт- эксперимент: Человек и лук

 Цель: Выявить насколько луку необходим уход человека.

 Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и луком ( один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

 Конкурс рисунков-аппликация

 «Зеленый лучок из природного материала»

 Материал: Бумага, клей,березовые листочки, садовая декоративная трава

Огород на окне. Цикл наблюдений в старшей группе

Воспитатель с детьми устраивают «огород на окне»: в один ящик сажают лук-репку и дольки чеснока на зелень, в другой — корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Все, что прорастет, можно использовать как витаминную добавку к обеду. В специальном ящике можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка. (Полноценные летние огороды на участках по целому ряду объективных причин не получаются — особенно трудные условия складываются в городских детских садах.) «Огород на окне» может существенно обогатить педагогический процесс, позволит познакомить детей с особенностями выращивания некоторых овощных культур, получить витаминную зелень, в которой весной так нуждается человеческий организм.

Отдельно от огорода в 2—3 стеклянные (майонезные) банки сажают луковицы с дидактической целью, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Органи­зуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Наблюдение 1. «Выращиваем лук».

Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.

Собрав детей вокруг большого стола, воспитатель предлагает рассмотреть луковицы, сравнить их. Подводит ребят к выводу: луковицы одинаковые по величине, форме; все три в коричневых сухих чешуйках, твердые на ощупь. Затем уточняет, какие условия нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень. Предлагает проращивать их по-разному — у одной будут все три необходимых условия: свет, вода, тепло; у другой будет вода и тепло, но не будет света (луковицу надо поставить в темный шкаф или плотно накрыть черным колпаком); у третьей будет свет и вода, но она будет стоять в холодном месте (между рамами окна или т. п.). «Интересно, что получится?» — говорит воспитатель и дает детям возможность высказаться, сделать предположения. «Не знаю, не знаю, что будет,— заключает он,— давайте создадим для луковиц разные условия и будем наблюдать. А чтобы нам интересно было сравнивать луковицы, мы их зарисуем по трафаретам и на каждой баночке приклеим кружочки-обозначения — в каких условиях растет каждая луковица».

Одни дети наливают воду в баночки, ставят луковицы, приклеивают кружочки, другие делают зарисовки на странице календаря. В заключение воспитатель сообщает: «Через неделю, в этот же день, мы будем рассматривать луковицы и снова их рисовать».

В один из свободных вечеров воспитатель напоминает детям о сказке В. Бианки «Хвосты», читает ее, предлагает повторить инсценировку: ведь скоро праздник—12 февраля — день рождения писателя.

Наблюдение 2. «Выращиваем лук».

Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий — воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании и связывать ее с тем, что все луковицы находятся в разных условиях: одна луковица — в самых хороших (есть свет, тепло, вода), поэтому она лучше всех проросла, у нее более длинные корни и зелень, у другой есть тепло и влага, но нет света, она тоже хорошо проросла, но только листья загнутые и желтые; третья имеет влагу, свет, но сидит в холоде—она почти совсем не проросла; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы.

В начале разговора воспитатель уточняет, сколько прошло времени со дня посадки луковиц: «Мы сажали лук на прошлой неделе, в четверг. Сегодня тоже четверг, значит, прошла целая неделя. Ее можно представить цветной полоской, которая состоит из семи квадрат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения в детском саду

Разработка сезонных наблюдений в детском саду....

Наблюдения в детском саду

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь....

Экологические наблюдения в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду...

Наблюдения в детском саду. Зима.

Существует одна из форм познания окружающего мира -  наблюдение. Познавательное занятие не требует устойчивого внимания.  Оно включает в работу: восприятие, мышление и речь. Наблюдения ...

«Об организации педагогических наблюдений в детском саду».

Учитывая многообразие программ, используемых на сегодняшний день в ДОУ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.3.2.3.) отмечено, что при реализации Программы...

Зимние наблюдения в детском саду

Познавательные прогулки зимой для дошкольников 4-6 летКарточка 1Тема: СнежинкиЦельУчить детей наблюдать за изменением формы снежинок в зависимости от смены погоды, показать простейшую форму снежинок -...

Картотека Экологические наблюдения в детском саду старшая группа

Экологические наблюдения в детском садустаршая  группа...