Экологические наблюдения в детском саду
статья по окружающему миру на тему

Кузнецова Екатерина Николаевна

Исследовательская деятельность в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГБЮДОУ д/с №2

Кировского района СПб

Меха Оксана Вадимовна

Статья

Экологические наблюдения в детском саду.

Исследовательская деятельность дошкольника.

В представлении великого чешского педагога Я. А. Коменского природа

– это единство макро- и микромира. Человек  должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе

 - пытливый исследователь, открыватель мира».

Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребенка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.

Успешность умственного, физического, психического, эстетического воспитания в зависимой степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Богатым источником разнообразных ощущений является природа. Роль воспитателя заключается в том, что бы поддержать, сохранить первые, наиболее яркие детские впечатления и, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы. Исследуя почки, листья, цветки, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды, дети описывают их с точки зрения чувственного опыта (сенсорики): цвет, форму, поверхность, край листьев, лепестков, запах; для этого все нужно понюхать, потрогать, попробовать на вкус. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления. Поэтому столь важны в дошкольном, младшем школьном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а также посильная практическая исследовательская деятельность.

Большой интерес вызывают у ребят весенние фенологические наблюдения. Дети пытаются найти ответы на вопросы: какого цвета почки у различных деревьев и кустарников? Отличаются ли по величине и цвету почки растений, развивающихся в тени и под прямыми солнечными лучами? У каких деревьев и кустарников почки распускаются раньше, чем у других, и почему? Что общего у сережек ольхи, орешника, осины и чем они отличаются? Что происходит, когда сережки становятся рыхлыми? Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов (явлений) природы способствует активизации мыслительной деятельности детей.

Предложите детям изобразить то, что им удалось понаблюдать в течении дня.

Важное место у детей в процессе формирования представлений, умений наблюдать, различать и сравнивать занимает такой прием воссоздания действительности, как зарисовка по памяти. Этот прием влияет также на развитие способности активизировать, «оживлять» прошлый чувственный опыт и на формирование умения схематически изображать объекты в пространстве. Поэтому после наблюдения за пробуждающейся природой детям дается задание: сделать зарисовки почек в определенные периоды их развитияу деревьев и кустарников разных пород, цветов кустарников и травянистых растений, сережек деревьев.

Приучая детей аккуратно делать рисунки, схемы, обозначения, мы постепенно вырабатываем у них привычку работать в тетради, альбоме, воспитываем усидчивость – готовим к будущей учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения в детском саду

Разработка сезонных наблюдений в детском саду....

Наблюдения в детском саду

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь....

Наблюдения в детском саду

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь....

Наблюдения в детском саду. Зима.

Существует одна из форм познания окружающего мира -  наблюдение. Познавательное занятие не требует устойчивого внимания.  Оно включает в работу: восприятие, мышление и речь. Наблюдения ...

Картотека Экологические наблюдения в детском саду старшая группа

Экологические наблюдения в детском садустаршая  группа...

Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.

В презентации раскрывается  понятие " Экологическое пространство",виды  пространств и т.д...