Консультация для молодых педагогов "Организация предметно – развивающей среды ДОУ"
консультация на тему

Шмакова Зинаида Васильевна

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы. Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, — среда должна быть иной, чем там, где дево¬чек больше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_predmetno_-_razvivayushchaya_sreda.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ  ДОУ

        Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира... Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы...

Е.И.   Тихеева

        Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы. Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития,  интересы, склонности, способности,  состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, — среда должна быть иной, чем там, где девочек больше.

Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности — это также будет заметно в созданной среде.

Таким образом, нет жестких, детализированных требований к построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить наиболее общие положения (требования) при создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные на современных подходах к образованию.

Требования к организации предметно-развивающей среды

  1. В каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).
  2. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям.  У ребенка дошкольного  возраста есть три  основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами.  Например, для детей третьего  года жизни  нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катание, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием использовать уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 2— 3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование  необходимо  размещать  так,  чтобы  было  удобно организовывать совместную деятельность.
  1. Динамичность — статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.
  2. Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.
  3. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим интересам мальчиков и девочек.  Например, для старшего дошкольного возраста в центре ручного труда и конструирования следует разместить образцы изготовления различной техники (мальчикам), сумочки, куклы с гардеробом вещей, предметы быта (девочкам);
  • «зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15% материалов, ориентированных на более старший возраст.

6.        Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха.  Это могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов, аквариумов.

Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы. В Российской Федерации утверждено несколько комплексных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой; «Радуга» Т.Н. Дороновой; «Детский сад — дом радости» Н.М. Крыловой; «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой). Цели образования дошкольников в этих программах существенно отличаются друг от друга, а следовательно организация жизненного пространства детей в каждом случае имеет свои особенности.

МКДОУ «Малиновский детский сад»

Консультация для молодых педагогов  «Организация предметно – развивающей среды ДОУ».

        Старший воспитатель Шмакова З.В.

Ачинский район

п. Малиновка

2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уро...

консультация для педагогов"Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к се...

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды по БДД в ДОУ»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке....

Консультация для молодых педагогов Тема "Предметная развивающая среда в ДОУ"

Предметно-развивающая среда - это определённое пространство, специально организованное и оформленное, предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребности детей в познании, общении, тр...

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образо...

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС»

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС»...