Консультация для педагогов ДОУ "Гендерное воспитание дошкольников"
консультация на тему

Шмакова Зинаида Васильевна

Проблема гендерного воспитания дошкольников на сегодняшний день актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений привела к смешению половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается плохим сквернословие и вредные привычки у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Малиновский детский сад»

Консультация

для педагогов ДОУ

«Гендерное воспитание дошкольников»

        Старший воспитатель

        З.В. Шмакова

Ачинский район

п. Малиновка

2015 год

 Гендерное воспитание дошкольников

        Проблема гендерного воспитания дошкольников на сегодняшний день актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений привела к смешению половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается плохим сквернословие и вредные привычки у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

        На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными, грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой  деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

        Когда – то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

        На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ.gender-род), подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово пол подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола.

Под гендером понимается социальный пол человека, формируемый в процессе социализации личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами. Полоролевое воспитание детей в России осуществлялось естественно.

        Гендерная идентичность – одна из базовых характеристик человека, которая формируется в процессе социализации ребенка, основным психологическим механизмом которой выступает половая идентификация. Половая идентификация – сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе биологическое развитие ребенка как мальчика или девочки, усвоение норм, способов, эталонов полоролевого поведения и развитие самосознания и самопринятия ребенком себя как девочки и мальчика.

        Именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность.

К двум годам ребенок узнает, что существует два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик.

        В 3-4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например: с одеждой) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими (образ тела, гениталии) и поведенческими свойствами.

        Средний дошкольный возраст (4-5лет) характеризуются уже большей четкостью в определении полового образа. Именно в 4-5 лет дети имеют представление о собственной гендерной принадлежности и аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платица, у меня короткая прическа»).

        В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности. Причем это совпадает с бурным усилием половой дифференцировки поведения и установки: мальчики и девочки по собственной инициативы выбирают игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения.

        Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с мамой, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их то - же окружают женщины.

        Программно- методическим обеспечением дошкольных программ гендерные особенности не учитываются. В результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек.

                     Психологические портреты девочек и мальчиков

        Девочки: в центре внимания интересов и потребностей девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления(одежда). Девочек чаще привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании.

        Мальчики: сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью,  с потребностью к преобразующей деятельности. У  мальчиков пространство охватывает как горизонтальную, так и вертикальную перспективу.

        Девочки: склонны к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, особенно младших сестер и братьев.

Мальчики: нет склонности опекать, обучать, наставлять младших в особенности девочек.

        Девочки: игры девочек опираются на ближнее зрение, они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки - играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Мальчики: игры чаще опираются на дальнее зрение, они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все представленное им пространство.

        Девочки: лучше чувствуют  и понимают назначение вещи. Сломанную игрушку просто отбрасывают в сторону как непригодную вещь. Используют игрушки по назначению, делая ошибки в ее применении по незнанию.

Мальчики: отчетлива, выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается ( а нередко и заканчивается) с того, что он лезет внутрь смотреть, как она устроена, так и не использовав ее по назначению. Мальчик, сломав игрушку, лишний раз воспользуется возможностью ознакомиться с ее устройством.

        Девочки: период включения в деятельность на занятиях у девочек короче. Девочки обычно после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Девочки реже поднимают руки, хотя и знают не хуже мальчиков. Отвечая, девочки смотрят в лицо воспитателю, и ищет у него в глазах подтверждения  правильности ее ответа, и только после кивка взрослого продолжает более уверенно. Девочки задают вопросы для установления контакта со взрослыми, т.е больше ориентированы на отношения между людьми. Девочки склонны к предметно-оценочной речи, в речи девочек преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.

        Мальчики: на занятиях «раскачиваются» долго, на педагога смотрят редко. В то время, как они достигают пика работоспособности, основные задания и пояснения к их выполнению уже даны, а поэтому мальчики начинают задавать вопросы воспитателю, самое важное они пропустили и не поняли .

Мальчики: чаще поднимают руку, не боятся ошибиться в ответе. Отвечая, мальчик смотрит в сторону, на стол, перед собой. Мальчики чаще задают вопросы взрослым ради получения какой-либо информации. В речи мальчиков преобладают глаголы и междометия.

        Девочки: проявляют больше точности в работе, однако, меньше целостности, общего взгляда на предмет. У девочек наблюдается большая внушаемость, меньшая решительность в действиях. При выполнении заданий девочки лучше выполняют здания типовые, шаблонные.

Мальчики: более склонны к обобщениям, но менее конкретны. Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, нестандартные способы решения, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но уровень качества исполнения, тщательность, аккуратность или точность нередко не соответствует требованиям педагога.

        Средства формирования гендерной идентичности дошкольников

Предметно-развивающая среда

        Одним  из ведущих условий для формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.

        Известно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников(физической, игровой, умственной), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Игрушки и игры должны быть подобраны таким образом, чтобы давать возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству  и введению домашнего хозяйства, развивать умение общаться. Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогать развивать навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей.

     Работа с детьми                                              

        Модель педагогического процесса строится таким образом, чтобы при наличии смешенных групп использовался дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и  девочек в разных видах деятельности.

В старшем дошкольном возрасте можно проводить игры занятия «Кто я мальчик, девочка?» «Какой я мальчик? Какая я девочка?» «Мужчина и женщина в семье и обществе». «Я сегодня и в будущем».

Цель и содержание различных видов деятельности следует формулировать с учетом половой принадлежности детей.

        На физкультуре следует планировать разную дозировку упражнений и разные основные виды движений для мальчиков и девочек; на музыкальных занятиях подбирать репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера с учетом пола детей; на занятиях по математике использовать разный материал: девочки составляют задачи с куклами, а мальчики о машинках.

        Познавательная деятельность должна быть направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, обычаях и традициях народно воспитания. Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах, также способствует овладению ребенком ценностям и способам полоролевого поведения. С этой целью детей нужно знакомить с русскими народными играми, заучивать с ними пословицы и поговорки о женских и мужских качеств, семье и труде. Для конструктивной деятельности в группах можно использовать различные конструкторы, мозаики. Девочкам можно предложить бисероплетение, различные мозаики.

В процессе изобразительной деятельности педагоги должны создавать условия для того что бы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Также при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией следует понимать о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти девочки  в среднем на 1,5 года. Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствует трудовые поручения, которые также следует распределять в зависимости от пола ребенка мальчики выполняют работу, связанную с применением силы, девочки с аккуратностью. Значимым условием формирования позитивной гендерной идентичности является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре закрепляются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины, женщины, папы или мамы. Педагогам следует соблюдать ряд необходимых требований при педагогическом сопровождении сюжетно-ролевой игры дошкольников с целью формирования у них позитивной половой идентичности.

- хорошо понимать специфические задачи игры;

- видеть развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании представлении о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных стереотипов мужественности и женственности;

- иметь представления о том, какой должна быть сюжетно-ролевая игра на каждом возрастном этапе;

- Воспитатель должен играть в месте с детьми, показывая им положительные  образцы маскулинного или феминного поведения, либо акцентируя внимание на таких образцах в поведении детей;

- воспитатель избегает позиции «учителя», заменяя ее на позицию «играющего партнера», избегает негативных оценок, подчеркивая только позитивные моменты;

- педагог объединяет детей в группы детей разного пола.

Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям

        Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.

При подготовки к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:

  1. Пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер (особенно для молодого специалиста)
  2. Продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола
  3. Использовать больше наглядности на занятиях т.к это важно для мальчиков
  4. Использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, часто для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков ситуации поискового характера.
  5. Проводить КВН, викторины типа «А ну-ка мальчики!» «А ну-ка девочки»!
  6. При обучении новому материалу разделять детей на подгруппы, мальчики и девочки, рассаживать детей на занятиях мальчик-девочка т.к дети взаимно дополняют друг друга.
  7. В начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимания
  8. При объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.

Работа с семьей

        Понимая исключительную важность детско-родительских отношений и примера родителей для формирования гендерной идентификации, большая работа должна проводиться с семьями воспитанников.

Для выявления представлений и отношений родителей к проблеме гендерного воспитания можно провести анкетирование по вопросам: «Какие качества мы воспитываем у мальчиков и девочек?» «Знаете ли вы своего ребенка и особенности его взаимоотношений со сверстниками?» «Определите педагогический стиль своего поведения в семье». «Должны ли быть у  ребенка домашние обязанности»?

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголках для родителей» следует оформить наглядную информацию. В ходе практических консультаций для родителей можно провести психолого-педагогическое просвещение родителей по данной теме, а так же обмен опытом по воспитанию детей.

        Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада способствует повышению результативности деятельности педагогов. В старших группах родители могут провести занятия в кружках по интересам, на которых дети с удовольствием попытаются овладеть навыками рукоделия, домоводством, познакомятся с особенностями различных профессий.

        В группах можно оформить фотоальбом: «Мама с дочкой, папа с сыном - вместе смотрятся красиво!» «Наша дружная семья!» общий стенд «Роль отца, матери и старшего поколения в воспитании дошкольника». Совместно с родителями можно провести совместно культурно -досуговые мероприятия (например: «Рыцарский турнир», «Мода для крошек», «Калейдоскоп профессий», привлекать родителей к участию в конкурсах рисунков, выставках, поделок ( «Моя семья», «Умелые руки не знают скуки»).

        Если сравнивать девочек и мальчиков, то можно сделать вывод – что девочки  и мальчики – это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!

        Так давай те же постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь - они будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов«Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Цель: углубить знания педагогов о формировании у детей гендерной принадлежности в условиях ДОУ....

презентация для педагогов Патриотическое воспитание дошкольников

Презентация для воспитателей, которая познакомит с целью, залачами, критериями патриотизма, а таже с содержанием разделов по патриотическому воспитанию....

Роль профессиональных умений педагога в воспитании дошкольников

Презентация о профессиональных умениях педагога...

Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ».

Проблема экологического образования волнует всех учёных общественность, педагогов. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную картину мира. Мы так много взяли ...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Консультация для педагогов: "Патриотическое воспитание дошкольников"

МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»           Консультация для педагоговПатриотическое воспитание дошкольников:формы, методы и этапы....