Активное занятие с родителями воспитанников подготовительной группы «Семейные традиции»
план-конспект занятия на тему

Рекунова Наталья Леонидовна

Занятие проводится на основе книги № 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции», "Истоковедение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3499.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Активное занятие с родителями воспитанников подготовительной группы «Семейные традиции»

(Занятие проводится на основе книги № 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»)

  1. Цель: Присоединение  родителей к  отечественным  традициям. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении категории «Семейные традиции». Развитие единого контекста в группе.

Задачи:

  1. Актуализировать  опыт  сохранения и передачи семейных традиций.
  2. Развивать мотивацию у родителей к взаимодействию в группе.

Примерный план:

1.Присоединительный этап. Работа в круге. Присоединительное слово воспитателя по теме «Семейные традиции».

2.Основной этап. Работа в круге. Беседа с родителями о семейных традициях.

     - Работа с книгой «Семейные традиции».

     - Работа с пословицами.

     - Беседа с родителями о семейных традициях «имянаречения»

     - Индивидуальная работа (выполнение задания, предложенного педагогом).

     - Работа в четвёрке (выполнение задания, предложенного педагогом).

3. Заключительный этап. Рефлексия.

Материал для занятия: презентация «Семейные традиции», мягкий мяч небольшого размера; книга № 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»; «Задание для родителей», напечатанное    на листочках, простые карандаши для каждого родителя,

Подготовительный этап.

      Выдать родителям на дом книгу для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции». Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с заданиями к ним, ответить на вопросы, предложенные в книге по данной теме.

Использованная литература.

1.Истоковедение. том  5, М.,  Издательский дом «Истоки», 2014

2. Истоковедение. том  11, М.,  Издательский дом «Истоки», 2014

2.»Семейнвые традиции» М.,  Издательский дом «Истоки», 2014

Сценарий активного занятия с родителями

по теме «Семейные традиции»

  1. Присоединительный этап. Работа в круге.

        Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашей встрече, посвященной теме «Семейные традиции». Что такое семейные традиции? Даже немного подумав, трудно будет сразу  ответить  на этот вопрос. У большинства людей при упоминании словосочетания "семейные традиции" возникают ассоциации со словами «семья» и «традиции». Давайте и мы с Вами поразмышляем над этими понятиями.    

        Педагог передает мяч сидящему слева родителю и задает вопрос: «Как вы понимаете слово семья?». Родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу (родители передают мяч по кругу и каждый высказывается).

       Обобщение воспитателем ответов родителей (когда мяч возвращается к педагогу): Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья – это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие всегда нас  ждут и любят. Ведь не зря же говорят: «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость».  О семье и её значении хорошо сказано в стихотворении Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже?»

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец.
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле! ….

      Воспитатель: Давайте поразмышляем над вторым понятием. Педагог передает мяч сидящему слева родителю и задает вопрос: «Как вы понимаете слово традиция?»

     Родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу (родители передают мяч друг другу по кругу и каждый высказывается).

      Обобщение воспитателем ответов родителей (когда мяч возвращается к педагогу): «Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, от родственников: мам, пап, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек. Культура каждой семьи отражается через ее традиции.

      Вводный присоединительный текст воспитателя по теме занятия:      Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё: вдохновение, игра, радость, творчество, умение, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды.  Добрые традиции подобны этим родникам, они укрепляют, животворят семью. В каждом роду, семье - своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство

     Педагог предлагает родителям посмотреть презентацию «Семейные традиции».

Воспитатель: У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей к общим семейным традициям. У одних это - семейные трапезы (обеды, ужины). Замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения. У других -  совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру или отправиться на природу, активно провести время на свежем воздухе. У третьих - это организация семейных праздников. Замечательные традиции – рассматривание  семейного альбома и  составление семейной родословной истории. Сегодня многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках: кто они были? чем занимались?  И конечно же, важная для каждого ребенка традиция -  это традиция рассматривания  свадебных фотографий родителей. Для ребенка свадебное фото - это целая сказка. А для родителей - возможность рассказать ребенку предысторию его рождения, о том, как и когда папа познакомился с мамой. Такие рассказы  позволяют сформировать у ребенка представление о незыблемости его семьи, о том, что мама и папа всегда были и всегда будут вместе. В каждой семье совершенно свои особенные традиции. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага.

Основной этап.

Ресурсный круг. Воспитатель: В каждой семье свои традиции, а какая любимая традиция в вашей семье?

        Педагог передает мяч сидящему слева родителю.  Родители передают мяч друг другу, отвечают на вопрос.

       Обобщение воспитателем ответов родителей: Спасибо за ваши ответы. Это замечательно, что у каждого из вас в семье есть свои традиции. Семейные традиции объединяют семью, позволяют воспитывать у детей уважительное отношение к родителям. Дети растут в таких семьях уверенные, зная, что у них много родных и близких, это те люди, кто их поддерживает и ценит.  

       Работа с книгой. Воспитатель: А теперь я предлагаю заглянуть в наши замечательные книги «Семейные традиции» и прочитать текст в книге: «Откройте, пожалуйста, книгу на странице 4. Давайте прочитаем с вами «Слово к родителям» по цепочке. Каждому из вас надо прочитать  по законченному предложению.

     Родители читают текст по цепочке по одному предложению.

     Воспитатель: Книга также знакомит нас с некоторыми из  семейных традиций.  Некоторые традиции нашли своё отражение в народной мудрости – в пословицах и поговорках. Обратимся к  пословицам, предложенным в книге: «В семье мир да лад – большой клад.  Семья вместе, так и душа на месте. Нет такого дружка как родимая матушка.» Уважаемые родители! Кто желает поразмышлять вслух над смыслом первой пословицы? второй? Третьей?

       Воспитатель предоставляет родителям некоторое время для осмысления пословиц. Затем родители  (по желанию) высказываются о смысле пословиц.

     Обобщение воспитателем ответов родителей: Спасибо за ваши ответы. Пословицы и поговорки о семье передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, не забывайте об этом и  регулярно употребляйте в своей речи пословицы о семье. Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении семейных ценностей. Ведь семья – одна из самых великих ценностей, которую нам надо беречь и уважать.

      Воспитатель: Продолжаем работу с книгой. Откройте, пожалуйста, книгу на странице 5. Вы прочитали дома рассказ Ольги Сергеевны Абрамовой «Семейная радость». Автор в своём произведении раскрывает нам традицию имянаречения. В России существовал целый ряд традиций, связанных с имянаречением.  Имя выбирали по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или дня в три по крещении. При крещении ребенка священник выбирал в Святцах имена святых, которые записаны на этот день, и присваивал одно из имен крещеному ребенку. Позже имя ребенку стали давать сами родители.  У каждого из вас есть свое имя. С какой традицией имянаречения оно связано? почему вас так нарекли, дали вам это имя?

        Родители высказываются.

    Обобщение воспитателем ответов родителей: Замечательно, что вы знаете историю своего имени. Я надеюсь, что ваши дети продолжат традицию имянаречения в вашей семье.  

      Индивидуальная работа. Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю выполнить индивидуальное задание. Из предложенных традиций:  родительское благословение,

трудолюбие и старание,

имянаречение,

сохранение семейных реликвий,

гостеприимство,

продолжение дела, милосердие

вы должны выбрать те, которые, по - вашему мнению, присущи нашему народу. Пожалуйста, возьмите простые карандаши и листочки с заданиями для Вас и подчеркните выбранные Вами традиции. (Воспитатель раздает каждому родителю листочек с заданием.) Время выполнения задания - 2 минуты.

Работа в четверках. Воспитатель: Выполнили индивидуальное задание? А теперь я предлагаю Вам объединиться в микрогруппы по 4 человека. Сядьте, пожалуйста, поближе друг к другу. Задание остаётся тем же, только теперь вы выполняете его все вместе. Посовещайтесь, выслушайте  друг друга, и придите  к единому решению. Кто – то один от группы   выскажется и познакомит нас с вашим решением. Работа в четвёрке может продолжаться 3 минуты.  Микрогруппы по очереди озвучивают результаты своей работы.  

Заключительный этап.

Обобщение воспитателем ответов родителей: (в каждом отдельном случае здесь будет свой вариант, например такой) Итак, вы считаете, что    гостеприимство, родительское благословение, сохранение семейных  реликвий – это те традиции, которые, по - вашему мнению, присущи нашему народу. Спасибо за работу. Я разделяю ваше мнение по выбору традиций. Родительское благословение – это самое большое наследство, которое родители оставляют своим детям. Всегда на Руси родители и старшие в роду благословляли своих детей и внуков на создание семьи, на свершение каких – либо дел. А передача семейной реликвии и сегодня объединяет целые поколения воспоминаниями о предках. Традиция гостеприимства – особого вида радушия, хлебосольства хозяев при приёме гостей близка всем нам и сегодня.

Рефлексия.

Работа в круге. Воспитатель: Спасибо вам за столь интересную беседу. За ваши ответы, размышления. Пожалуйста, поделитесь мнениями о нашей встрече:  Узнали ли вы что- то новое на нашей встрече?  что вы возьмете для себя?

Родители высказываются.

Заключительное слово воспитателя: Я рада, что мы все сегодня получили неоценимый опыт общения друг с другом, поделились своими мыслями и чувствами, обменивались мнениями о народных традициях. Благодарю всех вас за участие!

Я надеюсь, что наша встреча   помогло вам  осознать всю важность темы «Семейные традиции», её значимость и то, что необходимо сохранять свои семейные традиции, создавать новые традиции и активно вовлекать в них своих детей. И пожелание ко всем  вам - не пренебрегайте семейными традициями! Это тот раствор, которым крепко-накрепко скрепляются кирпичики вашего благополучия! Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социокультурные истоки" Активное занятие с родителями воспитанников старшей группы «Семейные традиции»

Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё: вдохновение, игра, радость, творчество, умение, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и ...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»

Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников младшей группы «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»

Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группы «Дружная семья» по программе «Социокультурные истоки»

Цель: Показать родителям ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.Задачи:-  Продолжать знакомить родителей с программ...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группе «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»

Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группе «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»...

Активное занятие с родителями воспитанников подготовительной группы «Семейные традиции»

Присоединение  родителей к  отечественным  традициям. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении категории «Семейные традиции»....

Сценарий активного занятия с родителями в подготовительной группе "Семейные традиции"

Сценарий активного занятия с родителями в подготовительной группе "Семейные традиции"...