Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группы «Дружная семья» по программе «Социокультурные истоки»
план-конспект занятия (средняя группа)

Цель: Показать родителям ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

Задачи:

-  Продолжать знакомить родителей с программой «Социокультурные истоки» для детей 4-5 лет.

- Присоединить родителей к отечественным традициям семьи, приобрести социокультурный опыт внутрисемейных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktiv_zanyatie_druzhnaya_semya.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группы «Дружная семья» по программе «Социокультурные истоки»

Автор воспитатель:

Дебирова Минара Такабудиновна

ХМАО – Югра г. Нефтеюганск 2016г.

Цель: Показать родителям ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

Задачи:

-  Продолжать знакомить родителей с программой «Социокультурные истоки» для детей 4-5 лет.

- Присоединить родителей к отечественным традициям семьи, приобрести социокультурный опыт внутрисемейных отношений.

 Оборудование: презентация к занятию, комплект книг для развития детей 4-5 лет: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово», листы бумаги с заданиями (приложение 2), карандаши.

Предварительная работа:

Анкетирование (Приложение 1).

Памятка для родителей (приложение 3)

Консультации: «Что такое семейные ценности», «Роль отца в семье», «Роль матери в семье».

Ход занятия

Подготовительный этап.

Воспитатель:

Добрый вечер, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Я рада  приветствовать вас на нашем  занятии, сегодня мы с вами еще раз вспомним, что представляет программа «Социокльтурные истоки», а также чем мы будем заниматься в этом году.

В возрасте 4 -5 лет дети выходят на первоначальное прочувствованное восприятие ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека, у них развивается способность следовать нравственным нормам и правилам, способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к близким людям, продолжается развитие навыков познавательного и личностного общения.

Для детей средней группы подготовлены книги для развития «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово» (показ книг родителям) (слайд 3).

Родители рассматривают книги, более подробно воспитатель останавливает внимание на книге «Дружная семья».

Сегодня у нас первое занятие в средней группе, а о чем конкретно сегодня мы с вами будем рассуждать вы узнаете, отгадав эту загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Вступительное слово воспитателя:

Конечно, вы правы «Дружная семья!». Тема семьи проходит красной нитью в течение всего второго года обучения. В четыре-пять лет у детей начинает выстраиваться целостный образ Семьи. Через освоение первой книги для развития детей 4-5 лет и участие в занятиях «Дружная семья» и  «Домашнее тепло» дети узнают о традициях семьи, о роли матери, отца и детей в ней. Благодаря этому они выходят на понимание вечных семейных ценностей. Эти занятия должны помочь развивающейся личности освоить роли мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем – роли не только мужчины и женщины, но и мужа и жены, отца или матери в соответствии с общественно – моральными принципами.

Ресурсный круг. (слайд 4) Родители сидят в кругу. Воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы:

- Что такое семья, и какую семью можно считать дружной?

- Считаете ли Вы свою семью дружной? Почему? (родители делятся своим опытом)

В заключение высказывается воспитатель (слайд 5-6):

Дружная семья, на мой взгляд, – это теплые, нежные, доверчивые, честные, мудрые, добрые отношения между всеми членами семьи, пронизанные любовью, заботой друг о друге, пониманием и вниманием. В моей семье есть некоторые традиции, которые нас объединяют общими интересами, приятными времяпрепровождениями, такими как: собираемся вечерами за одним столом за обсуждением важных вопросов, за ужином, отмечаем вместе праздники, вместе едим отдыхать, в выходные дни ходим на прогулки, смотрим вместе фильмы дома или в кинотеатре, совместные чаепития, совместное поедание дыни или арбуза, совместное рукоделие (учимся вязать спицами) и многое другое.  

Некоторые родители отметили, что семья – это ячейка общества, или просто перечисляли всех членов семьи, другие отмечали, что семья– это целый  мир, то чем они  живут, для чего  живут и перечисляли совместные дела, которые укрепляют семью. Мамы, которые воспитывают детей без пап, обязательно вспоминали бабушек и дедушек, которые им помогают. Но все родители пришли к выводу, что дружной семью делают отношения между папой и мамой, между родителями и детьми. Что в основе их отношений должны быть любовь, забота, доброта, доверие, верность, взаимопонимание, уважение и приводили примеры, которые подтверждали проявление этих отношений.

2. Основной этап.

Воспитатель: В книге  «Дружная семья» собраны песни, сказки, рассказы, русские народные игры, потешки. Одной из семейной традиции является чтение детям сказки. В этой книге есть сказка, с которой вы уже знакомы «Братец Иванушка и сестрица Аленушка». После прочтения этой книги ребенку, обратите внимание детей на то, что главными в сказке являются любовь и преданность сестры и брата, которые помогают друг другу преодолеть жизненные испытания.

Поразмышляйте вместе с детьми:

  • Как старшая сестра заботилась о младшем брате?
  • Как братец спас свою сестру?
  • Что помогло сестрице Аленушке и братцу Иванушке преодолеть все беды и остаться неразлучными?

Работа в паре   « Народная мудрость о семье»

Индивидуальная работа. Воспитатель родителям предлагает самостоятельно прочитать и разобрать смысл пословиц (раздает всем родителям карточки с таблицей и списком пословиц, приложение 2), распределяя их на группы:

- о роли мужа и отца в семье;

- о роли жены  и матери в семье;

- об отношениях мужа и жены;

- о воспитании детей.

Воспитатель:

- Предлагаю  Вам разделиться на пары, прочитать пословицы и распределить их на группы:

  1. Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад.
  2. Любовь да совет, так и горя нет.
  3. У кого детки, у того и заботы.
  4. Жену с мужем Бог разбирает.
  5. Детям не порча игрушка, а порча – худая прислужка.
  6. Подумаю с подушкой, а после спрошусь с женушкой.
  7. У доброго батьки  добры и дитятьки.
  8. Худое дело, коли жена не велела.
  9. Муж- голова, а жена- душа.
  10. Три друга: отец да мать, да верная жена.
  11. Непослушным детям Бог счастья не дает.
  12. За мужнину жену есть кому вступиться.
  13. С лица не воду пить, умела бы пироги печь.
  14. Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю длину вытянулся, так не научишь.
  15. Красота приглядится, а щи не прихлебаются.
  16. Не тот отец, кто родил, а тот кто вспоил, вскормил, добру научил.
  17. Промеж мужа и жены нитки не продернешь.
  18. Муж да жена одна душа.
  19. Не наряд жену красит, домостройство.
  20. За мужниной головой не сижу сиротой.
  21. Муж того возом не навозит, что жена горшком наносит.
  22. Детки хороши – отцу –матери венец, худы- отцу матери конец.
  23. У кого детей много, тот не забыт от Бога.
  24. С доброй женой горе – полгоря, а радость вдвойне.
  25. Родительское благословение в воде не тонет, в огне не горит.
  26. Не ищи красоты, ищи доброты.
  27. Худо мужу тому, у кого жена большая в дому.
  28. Жену выбирай не глазами, а ушами.
  29. Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет.
  30. Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет.
  31. Материнская молитва со дна моря вынимает.

После отведенного для выполнения задания времени, пары представляют результат своей работы. Другие пары выражают свое согласие или предлагают другой вариант (слайд 7).

Воспитатель: Какая пословица вам понравилась больше всех и почему?

Рассуждения родителей.

Я предложила родителям каждую пословицу  заменить одним понятием. Предположительно такие: любовь, взаимопонимание, согласие, доверие, уважение, женская мудрость, отцовская доброта, забота, разумное воспитание, родительское благословение, женская хозяйственность, послушание, супружеская поддержка и другие варианты родителей.

Ресурсный круг.

Воспитатель:

Давайте, продолжим наш разговор о семье.

- А как книга помогает Вам  формировать отношения в семье, сделать их  более теплыми?  

(Рассуждения родителей)

Я указала родителям на то, что любовь к книгам необходимо обязательно воспитывать с раннего детства, так как это важно и необходимо для духовно- нравственного воспитания детей. Если детям не пели колыбельные, не читали потешки, сказки, не водили хороводы, то они и не хотят книги читать.

В конце занятия я предложила родителям для ознакомления памятку «Как воспитать семейные ценности», где я привела несколько примеров о том, как обычный досуг сделать традицией, способной сплотить всю семью (приложение 3)

Рефлексия

Воспитатель:

Уважаемые родители, как Вы считаете, мы сегодня провели плодотворную работу? Почему так думаете? Что нового сегодня Вы узнали, приобрели  для себя? Какие приемы и методы Вы отныне будите использовать в воспитании послушания у ребенка? (Родители делятся своими мнениями и впечатлениями)

Воспитатель благодарит родителей за активное участие и прощается.

(слайд 8-9)

Как хорошо, что есть семья!
И у тебя, и у меня!
У птиц, и рыбок, и зверей!
У взрослых есть, и у детей!

Семей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет:
У каждой есть особое, свое,
И нет других, похожих на нее.

Список литературы:

  1. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 320 с.;
  2. Книга для развития детей 5-6 лет «Радость послушания»;
  3. И.А. Кузьмин. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Истоки».

 

Приложение 1

Анкета для родителей «Семейные ценности»

Уважаемые родители!  Просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Какими Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:

а) очень хорошими; б) хорошими;  в) не очень хорошими.

2. Что такое на ваш взгляд семейные ценности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие семейные традиции существуют в Вашей семье?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

(перечислите эти традиции)

6. Что в Вашей семье принято делать, собравшись вместе?

а) Решать  жизненные проблемы;

б) работать на приусадебном участке;

в) смотреть телепередачи и обсуждать их ;

г) обсуждать  успехи детей;

д) делиться впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

е) другое__________________________________________________

8. Какую деятельность ребенка Вы организуете в семье?

а) совместное чтение;                                                                

б) прогулки на природе;  

в) развивающие игры;                                                      

г) занятия спортом;

д) мой ребенок самостоятельный, сам находит себе дело;

е) другое _________________________________________________

9. Какой  труд объединяет вашу семью?

а) работа на даче;

б) уход за домашними животными;

в) общего труда нет, разные обязанности распределены между членами семьи;

г) другое __________________________________________________

_____________________________________________________________

10. В случае возникновения спорных ситуаций или конфликтов в семье, какие методы Вы используете для  их решения?

а) объяснение; б)бойкот;  в) компромисс;

б) угрозы, запугивание; д) применяю силу;   е) соглашаюсь;

в) другое___________________________________________________

________________________________________________________________

11. Какие увлечения у членов  Вашей семьи?

а) спорт;       б) музыка;       в) рыбалка;       г) компьютерные игры;  

д) домашние животные; е) художественное творчество (рисование, конструирование, лепка, аппликация)

ж) другое___________________________________________________

________________________________________________________________

12. Какие средства используете Вы для укрепления отношений и улучшения микроклимата в Вашей семье?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Приложение 2

Задание: Запишите номера пословиц в соответствующие графы

О роли мужа, отца в семье

О роли жены и матери в семье

Об отношении мужа и жены

О воспитании детей

Пословицы:

1.        Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад.

2.        Любовь да совет, так и горя нет.

3.        У кого детки, у того и заботы.

4.        Жену с мужем Бог разбирает.

5.        Детям не порча игрушка, а порча – худая прислужка.

6.        Подумаю с подушкой, а после спрошусь с женушкой.

7.        У доброго батьки  добры и дитятьки.

8.        Худое дело, коли жена не велела.

9.        Муж- голова, а жена- душа.

10.        Три друга: отец да мать, да верная жена.

11.        Непослушным детям Бог счастья не дает.

12.        За мужнину жену есть кому вступиться.

13.        С лица не воду пить, умела бы пироги печь.

14.        Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю длину вытянулся, так не научишь.

15.        Красота приглядится, а щи не прихлебаются.

16.        Не тот отец, кто родил, а тот кто вспоил, вскормил, добру научил.

17.        Промеж мужа и жены нитки не продернешь.

18.        Муж да жена одна душа.

19.        Не наряд жену красит, домостройство.

20.        За мужниной головой не сижу сиротой.

21.        Муж того возом не навозит, что жена горшком наносит.

22.        Детки хороши – отцу –матери венец, худы- отцу матери конец.

23.        У кого детей много, тот не забыт от Бога.

24.        С доброй женой горе – полгоря, а радость вдвойне.

25.        Родительское благословение в воде не тонет, в огне не горит.

26.        Не ищи красоты, ищи доброты.

27.        Худо мужу тому, у кого жена большая в дому.

28.        Жену выбирай не глазами, а ушами.

29.        Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет.

30.        Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет.

31.        Материнская молитва со дна моря вынимает.

Приложение 3

Памятка для родителей

Как воспитать семейные ценности?

 Несколько полезных примеров по сохранению семейных ценностей

     Все хорошее и плохое закладывается в человеке с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им нормы поведения нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить семью. Традиции могут быть такими:

  • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всем большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любовь и доброта.
  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную семью.
  • Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.
  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и доставляет массу впечатлений, воспоминания остаются на всю жизнь.
  • Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно – образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы на тему: «Дружная семья» (по программе «Социокультурные истоки»)

Программное содержание:Задачи.образовательныеформировать у детей отношение к семье, как одной из главных социокультурных ценностей. Формировать мотивацию на добрые дела, жить в мире, дружбе и согласии...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»

Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников младшей группы «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»

Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...

Конспект активного занятия с детьми средней группы в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"

Образовательная деятельность для детей 4-5 лет. Дети осваивают  социокультурную категорию «Родные просторы»....

Конспект детей с родителями воспитанников подготовительной группы «Сказочное слово» по программе «Социокультурные истоки».

Технологическая карта по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Раздел «Социокультурные истоки» в подготовительной группе. Назва...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группе «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»

Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группе «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»

усвоение детьми моральных и нравственных ценностей таких, как любовь, доброта, верность, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии...