Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группы «Дружная семья» (4-5 лет) по программе «Верность родной земле» Автор: воспитатель Боневич Татьяна Николаевна Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Сургут
план-конспект занятия (средняя группа)
Предлагаю вашему вниманию конспект активного занятия с родителями "Дружная семья" в средней группе, который поможет взрослым получить представление и осмыслить социокультурную категорию "Родной очаг".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект активного занятия (развивающего) с родителями (участниками форума) воспитанников средней группы «Дружная семья» (4-5 лет) по программе «Верность родной земле» (подпрограмма «Моя семья», тема сентября) +презентация
Автор: воспитатель Боневич Татьяна Николаевна
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
г.Сургут
Цель: оказание родителям педагогической поддержки в освоении категории «Родной очаг» детьми среднего возраста.
Задачи:
- продолжать знакомить родителей с программой «Социокультурные истоки» для детей 4-5 лет;
- показать ценность семейных отношений, значимость дружной семьи;
- развивать у родителей способность работать в паре, приходить к согласию.
Оборудование: презентация к занятию, комплект книг для развития детей 4-5 лет: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово», листы бумаги с заданиями, карандаши.
Ход занятия:
#1054;рганизационный этап
Присоединение к теме.
Педагог приглашает участников присесть. (Родители (участники) присаживаются за столы).
Педагог включает социальный ролик о семье и семейных ценностях.
Ребенок в ролике завершает: «… Чем больше, тем лучше. Так веселее!» Голос за кадром: «Наполните жизнь счастьем!».
- Устами ребенка глаголет истина: «Чем больше деток в семье, тем лучше. Так веселее!» Такая простая формула семейного счастья – дети! Чем больше, тем лучше!».
- Добрый вечер уважаемые педагоги. Добрый вечер всем, кто присоединился к нашему занятию. Вы наверно догадались, что сегодня наш разговор пойдет о семье.
- Подготовительный этап
- Семья - самая большая ценность и дар жизни, благодаря которому каждый человек с момента рождения входит в мир и становится его уникальной и неповторимой частью. О том, как сформировать у детей среднего дошкольного возраста понятие ценности дружной семьи мы и поведем сегодня речь на нашем занятии, потому что в четыре-пять лет у детей начинает выстраиваться целостный образ Семьи.
- Наши сыновья и дочери - будущие папы и мамы. Какие ценности впитают они в себя, какими родителями они станут , во многом зависит от нас, родителей и педагогов современного 21 века.
- Именно в семье ребёнок впервые познаёт такие чувства, как любовь, вера, милосердие и такие человеческие качества как послушание , ответственность и уважение.
Личный пример родителей - это основное условие воспитания.
Если мы хотим, чтобы наши дети были счастливы во взрослой жизни, очень важно дать им сегодня положительный пример семейных отношений, важно, чтобы семья, в которой живёт ребёнок была дружной.
- Поэтому педагоги и родители помогают осмыслить четырехлетним детям понятие «ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ?» и ответить на вопрос «Какую Семью можно назвать ДРУЖНОЙ?» через чтение литературных произведений книги для развития и одноименной книги для развития речи, которые так и называются – «Дружная семья» (показать книги!)
Работа по данной книге поможет взрослым и детям раскрыть ценностно-смысловое содержание социокультурной категории «Родной очаг».
Книга состоит из 2 частей: «Дружная семья» и «Домашнее тепло».
В сегодняшнем общении мы будем использовать литературные произведения этих книг.
- Уважаемые коллеги, Традиционно обе книги начинаются с обращения к родителям - «Слово к родителям», я предлагаю вам открыть тексты «Слово к родителям» на стр.3 из книги для развития и книги для развития речи «Дружная семья». где размышляют о дружной семье, в которой складываются самые тёплые отношения, пронизанные искренней любовью, заботой друг о друге и вниманием. «Слово к родителям» в книге для развития речи продолжает раскрывать представления о дружной семье, подводит родителей к осмыслению собственного опыта семейной жизни. Завершается Слово к родителям кратким напутствием - пожеланинем в контексте ценностно - смыслового содержания книги: «Доброго вам пути!»
Семья. Это слово имеет тайну. Взрослые раскрывают эту тайну детям. Это слово можно разделить на два: Семь и Я. Семеро таких же, как я. Папа, мама, сестры, братья, бабушки и дедушки - самые близкие люди.
В этом возрасте дети начинают осмысливать и определять границы своей семьи, постепенно их расширяют и причисляют себя к ней. Этому способствует произведение «Что такое семья?» Е.Гомоновой их книги для развития речи «Дружная семья».
Откройте книгу на стр. 14. Давайте прочитаем.
- Обратите внимание детей на то, как в дружной семье все ласково и нежно обращаются друг к другу:
Мамочка, маменька, матушка, мамуля, мамулечка;
Папочка, папуля, батюшка;
Бабушка, бабуля, бабулечка, бабуленька;
Дедушка, дедуля, дедулечка.
Расскажите детям, что семья - это продолжение Рода. Начало уходит в далёкое прошлое. Знать свой род, свои корни очень важно.
- Уважаемые коллеги! Мой совет Вам: загляните вместе с детьми в Ваши семейные альбомы, расскажите ребёнку о родных людях, его предках.
В процессе чтения литературных произведений книги «Дружная семья» педагоги рассказывают детям о том, что каждая семья носит свою фамилию, фамилия передаётся по мужской линии).
Рассказ «Семья» Л.Корсунской на стр.11 из книги для развития «Дружная семья» отвечает детям на вопрос «Почему семья носит фамилию Никитины?».
Расскажите Вашим детям о происхождении фамилии вашей семьи. Он запомнит это на всю жизнь.
- Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость и ценность семьи, воспитывать у них любовь и уважение ко всем членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Важно подвести детей к пониманию того, что семья – это самые близкие и родные люди, любящие друг друга. Им хорошо вместе.
Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и близких, в сочувствии и помощи им.
В дружной семье все стараются друг друга поддержать. Об этом рассказ «Первая рыбка» Е.А. Пермяка на стр. 16.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершика? Но все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
- Постепенно знакомя детей с произведениями они начинают понимать, что семья - это особое место на Земле, там, где тебя выслушают, поймут, не осудят и дадут полезный совет. Общие традиции, общие дела и занятия, совместное решение проблем, уютные вечера, совместные поездки и долгожданные выходные, проведённые вместе - вот что такое ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ.
- Рассказ «Семеро по лавкам» Л.Нечаева на стр.26 из книги для развития «Дружная семья» раскрывает образ многодетной семьи, где растёт 7 девочек. Дети узнают, что в этой семье все живут дружно, радостно, мирно, счастливо, размышляют о том, чем понравилась им эта большая семья. Папе и маме приходится много работать, живут они не богато, но радостно.
Дружная семья даёт ощущение домашнего тепла, оно воспринимается как проявление сердечной доброты, радости, душевной теплоты, терпения, взаимной любви всех членов семьи по отношению к родным и близким.
- Давайте вместе поразмышляем, что же такое домашнее тепло?
ДОМАШНЕЕ ТЕПЛО - это:
Общая Радость,
Ласковое слово,
Порядок и уют,
Мамины пироги,
Родные лица,
Доброта и забота,
Помощь и поддержка близких.
- Вместе с детьми мы рассуждаем о том, что нужно делать, чтобы семья жила дружно и счастливо:
ВМЕСТЕ ТРУДИТЬСЯ.
ПОМОГАТЬ РОДИТЕЛЯМ, БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ.
ПОЗДРАВЛЯТЬ ДРУГ ДРУГА С ПРАЗДНИКАМИ.
ЗАБОТИТЬСЯ О МЛАДШИХ БРАТИШКАХ И СЕСТРЕНКАХ,
РАССКАЗЫВАТЬ ДРУГ ДРУГУ НОВОСТИ
- В книгах «Дружная Семья» вы найдете литературные произведения, посвященные Маме и Папе.
Стр.
От слова МАМА на душе светло,
От слова ПАПА радостно на сердце.
И нет дороже в жизни этих слов
Для всех моих и братьев, и сестер,
Для всех, для всех людей на белом свете!
- В семье нужны и важны все: и папы, и мамы, братья и сестры, и бабушки и дедушки. Ведь, как правило, именно бабушки и дедушки помогают растить детей, рассказывают внукам разные истории из жизни семьи, читают сказки, («Коли внучек маю, так и сказки знаю»). Бабушки и дедушки делятся своими воспоминаниями и жизненным опытом, дают мудрые советы, наказы, играют с внуками. Да и просто очень сильно их любят. Эта любовь взаимна.
Образы бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, запечатленные в книгах «Дружная семья» помогают воспитанию послушания в наших детях:
Ты, дедушка, прожил на свете сто лет
Скажи, нам, пожалуйста, в чем тут секрет?
«Тут нету секрета», - ответил нам дед.
Я слушался старших до старости лет.
Стихотворение «Бабушкин двор» СТР. 4 (книга для развития речи) с первых страниц книги раскрывает образ родного очага и любимой бабушки-труженицы. Оно буквально пропитано добрыми ласковыми словами-образами (ребятушки, внучатушки, ладушки, детки, петушок, гребешок, лошадка, лапка), которые дети отмечают после знакомства с содержанием произведения.
И, наконец, сказки, которые дают нашим детям образец семейных отношений. Они есть практически в каждой книге для развития детей к программе «Социокультурные истоки».
Откройте книгу на стр.5. (Чтение сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» родителями).
Давайте вместе поразмышляем·
- Как старшая сестра заботилась о младшем брате? (У детей не было ни мамы, ни папы, они были сиротами, жили одни. Поэтому Алёнушка заботилась о братце, пестовала его и лелеяла, воспитывала с любовью как мама оберегала его). ·
- Как братец спас свою сестру?
- Что помогло сестрице Аленушке и братцу Иванушке преодолеть все беды и остаться неразлучными? (Алёнушка и Иванушка очень любили друг друга, помогали друг другу, жили дружно в согласии и добре).
После прочтения этой книги ребенку, обратите внимание детей на то, что главными в сказке являются любовь и преданность сестры и брата, которые помогают друг другу преодолеть жизненные испытания.
Велика сила братско-сестринской любви в жизни человека. Благодаря сохранению любви, Алёнушка в сказке снова ожила, а Иванушка стал человеком.
Спасибо, уважаемые коллеги. Очень хочется сказать, что тема семьи нашла свое отражение не только в сказках, стихах, притчах, много пословиц и поговорок на тему семьи предлагается в книгах.
Задание:
Индивидуальный этап
- А сейчас я предлагаю каждому из вас выполнить задание: выбрать и подчеркнуть пословицы, в которых говорится о дружной семье.
- Не надобен и клад, коли в семье лад.
- Любовь да совет, так и горя нет.
- У доброго батьки добры и дитятки.
- Муж - голова, а жена - душа.
- Три друга: отец да мать, да верная жена.
- Промеж мужа и жены нитки не продёрнешь.
- С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне.
- Материнская молитва со дна моря достанет
Воспитатель предлагает родителям самостоятельно выполнить задание. Время работы – 2-3 мин.
Работа в паре
- А теперь я предлагаю Вам объединться в пары, еще раз внимательно прочитать пословицы и подчеркнуть, в которых говорится о дружной семье. Родители сообщают друг другу своё решение и приходят к единому мнению. Время работы - 4 мин.
Выберите те, на которых изображена последовательность этапов строительства дома. Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению, договоритесь, друг с другом, кто будет отмечать в книге задания карандашом.
- Договоритесь, кто из вас один будет представлять совместное решение.
После отведенного для выполнения задания времени, пары представляют результат своей работы.
Другие пары выражают свое согласие или предлагают другой вариант
Педагог: Какая пословица вам понравилась больше всех и почему?
Рассуждения родителей.
Итог: Я согласна со всеми утверждениями и каждой пословицей, в которых говорится о дружной семье. Пословицы и поговорки о семье передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, не забывайте об этой мудрости. Регулярно употребляйте в своей речи пословицы о семье. Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении семейных ценностей. Ведь семья – одна из самых великих ценностей, которую нам надо беречь и уважать.
#1047;аключительный этап
Рефлексия. Работа в круге: Спасибо вам за столь интересную беседу, за ваши ответы, размышления. Мы получили неоценимый опыт общения друг с другом, делились своими мыслями и чувствами, обменивались мнениями.
- Узнали ли вы что-то новое на нашем занятии и что вы возьмёте для себя?
- Спасибо всем, кто высказал свое мнение и поделился своим опытом.
И в заключении мне хочется обратиться к замечательным строкам
Дарьи Тарадановой «Что может быть семьи дороже».
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает общий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»
Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...
Конспект активного занятия с родителями воспитанников младшей группы «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»
Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...
Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группы «Дружная семья» по программе «Социокультурные истоки»
Цель: Показать родителям ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.Задачи:- Продолжать знакомить родителей с программ...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группе «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»
Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группе «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»
усвоение детьми моральных и нравственных ценностей таких, как любовь, доброта, верность, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии...

Активное занятие с родителями воспитанников средней группы Тема: «Дружная семья»
Активное занятие с родителями воспитанников средней группы Тема: «Дружная семья»...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников младшей группы "Доброе слово" по программе "Социокультурные истоки"
Задачи:Продолжать освоение социокультурной категории «Слово».Развитие единого контекста в группе.Способствовать осмыслению родителями значимости доброго слова в воспитании детей....