Занятие "Воздух"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Габдрахманова Тамара Александровна

Занятие "Воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vozduh.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:


Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации муниципального района

Нуримановский район Республики Башкортостан

Группа дошкольного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа деревни Первомайск муниципального района Нуримановский район                                       Республики Башкортостан – филиал  Муниципального бюджетного                       общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа                                      села Павловка муниципального района Нуримановский район                                       Республики Башкортостан  

 

Познавательно – исследовательская деятельность:

образовательная  область «Познание».                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Тема: «Где можно найти воздух?».

                                Возрастная подгруппа: старшая

                                                              Подготовила и провела воспитатель:  

Габдрахманова  Тамара Александровна.

2016г

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:
Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
Образовательная: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание). Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей, лаборатория, прозрачный, невидимый опыты (речевая область). Закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область), формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности. Вызвать желание помочь Петрушке.

Предварительная работа: игры «Поддувалочки», «Воздушные шары», чтение художественной литературы, изготовление корабликов, вееров.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, горох, трубочки для коктейля, чеснок, мыльные пузыри,  полиэтиленовая плёнка, таз с водой, нарукавники, салфетки.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент «Солнышко».
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям                                                                                                            (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.

(Стук в дверь)

Воспитатель: Ребята слышите  стук, кто это к нам пришел?

 (входит Петрушка, в руке держит воздушный шарик).                                         Петрушка: Здравствуйте ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку:
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас, что это?
Дети: Воздух

Петрушка: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. Но очень хочу узнать.
Воспитатель: Ребята, а вам интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на
 место.
Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

(Дети подходят к столам).

Воспитатель: Скажите ребята Петрушке, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим то он какой?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
Петрушка: Вот-вот невидимый, значит его и, совсем, нет.

Воспитатель: Погоди Петрушка, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас.
Петрушка: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух  всё-таки есть.
Воспитатель: Ребята давайте докажем Петрушке, что воздух есть. А чтобы он его увидел его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте подойдём к столу № 1. Что у меня лежит на столе?
Дети: Полиэтиленовые пакеты.

Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они? 
Дети: Пустые, мятые. 
Воспитатель: Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой он стал? 
Дети: толстый, надутый. 
Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Конечно, мы наполнили пакет воздухом и увидели его.                                                             (Дети переходят к другому столу с №2).

Опыт №2. На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, на дне лежат горошинки, стоят трубочки для коктейля.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках
Дети: Вода
Воспитатель: Какая вода?
Дети: Прозрачная
Воспитатель: Что лежит на дне?
Дети: Горошины
Воспитатель: Хотите оживить горошины? Что нам поможет в этом?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Подуть в трубочки.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: появились пузырьки.
Воспитатель: Это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?
Дети: Двигаются.
Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ну, конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться горошины. (Петрушка  хвалит детей)
Воспитатель: У меня для вас сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки. Она какая? Лёгкая, воздушная, воздуху послушная. А вы знаете, кто такие парашютисты (дети отвечают).                 А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.
Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух                                                                                                  (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки)

Физкультминутка «Парашют»
Дружно мы все стали в круг (
встают)
Будем делать парашют (
берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (
идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (
поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут (
опускают на пол).
Воспитатель: Здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось?

Дети: Да

Опыт №3. (Дети подходят к столу №3, на котором на тарелочке лежит чеснок).
Воспитатель: Ребята, а у воздуха есть запах.
Дети: Нет
Воспитатель: Подойдите к столу и посмотрите, что у меня лежит на столе.
Дети: Чеснок.
Воспитатель: Правильно, это чеснок. А давайте его понюхаем (нюхают). Что можно сказать?
Дети: Чеснок пахнет
Воспитатель: Можно сделать вывод, что запах передаётся по воздуху.

Опыт №4. (Дети подходят к столу №4,  на нем стоит таз с водой, а рядом лежат два непрозрачных пакета).

Воспитатель: Ребята, а  как вы думаете,  какой пакет быстрее утонет в воде маленький или большой? (ответы детей)

Воспитатель: А давайте проверим,  а как мы проверим, правильно давайте опустим их в воду. Что произошло?

Дети: Маленький пакет утонул быстрее большого

Воспитатель: А давайте откроем пакеты и посмотрим что в них. В большом пакете надутый нарукавник, в маленьком сдутый.

Воспитатель: вывод: воздух легче воды, поэтому нарукавник с воздухом не тонет, воздух выталкивает его наружу. (Петрушка хвалит детей)

Опыт №5. А давайте попробуем не дышать, кто сколько сможет. Делаем глубокий вдох, зажимаем нос пальцами. Через несколько секунд выдыхаем, невозможно больше терпеть.

Воспитатель: А теперь скажите мне, для чего, прежде всего нам нужен воздух?

Дети: чтобы дышать

Воспитатель: А кто еще дышит?

Дети: Животные, птицы, растения.

Воспитатель:

Без дыханья жизни нет

Без дыханья меркнет свет

Дышат птицы и цветы

Дышит он и я и ты!        

Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты. Кому из вас, какой опыт понравился больше всего (дети отвечают).                              Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог)
1) Вокруг нас везде есть воздух.  (1 картинка)
2) Мы с вами дышим воздухом.    (2 картинка)
3) Воздух невидим, но его можно найти разными способами.  (3 картинка)
4) Воздух заставил двигаться  предметы (горошины).(4 картинка)

5) Воздух легче воды (5 картинка)

6) Воздух не имеет запаха(6 картинка)
7) С воздухом можно играть.  (7 картинка)
Воспитатель: Петрушка, а тебе понравилось у нас.

Петрушка: Да ребята, теперь я знаю, где можно найти воздух. Спасибо вам. На память я дарю вам мыльные пузыри.
Дети благодарят, Петрушка уходит.

Игра с мыльными пузырями.