ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТА И КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
статья на тему

«Конфликт – это пересечение интересов.

Виноватых нет. Есть только причины»

Е.Малышев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_psih._osobennnosti.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель

Горбунова Е.А.

МДОУ д/с № 192

ИССЛЕДОВАНИЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ОСОБЕННОСТЕЙ

КОНФЛИКТА И КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.

«Конфликт – это пересечение интересов.

Виноватых нет. Есть только причины»

Е.Малышев

Жизненный опыт каждого человека показывает, что в процессе личностного и эмоционально значимого общения довольно часто возникают конфликты. Отношения людей (любовные, дружеские, производственные) обязательно проходят проверку на прочность с помощью ссор и конфликтов.

Конфликтные отношения — один из важных предметов изучения современной социальной психологии. В последние годы в психологической литературе появилось немало публикаций, затрагивающих проблему конфликта и конфликтного взаимодействия детей дошкольного возраста (Л.Н. Абрамова, К. Бютнер, В.И. Гарбузов, Б.П. Жизневский, А.И. Захаров, В.Я. Зедгенидзе, Я.Л.Коломинский, Т.А. Павленко, А.А. Рояк, А.Г. Рузская, Г.Т. Хоментаускас, С.Г. Якобсон и др.).

Ссоры, конфликты, драки — неизбежное явление жизни детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие же постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций. Одни очень бурно реагируют на ситуацию столкновения интересов в совместной деятельности с ровесником и сами выступают инициаторами конфликта; другие вовлекаются в конфликт сверстниками и почти сразу же пытаются выйти из него.

На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими людьми (взрослыми и сверстниками). При этом трудными для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но и достаточно типичные, часто повторяющиеся ситуации, требующие от него согласования действий с другими, принятия и понимания другого человека. Вообще сфера взаимоотношений в детском коллективе и семье (не только с родителями, но и братьями, сестрами) представляет собой источник многих конфликтов и, в конечном счете, глубоких психологических проблем.

Конфликт может охватывать разные сферы детских отношений.

В отечественной литературе достаточно хорошо изучены и описаны различные типы отношений дошкольников друг к другу. Так, на материале сюжетно – ролевой игры А.А.Рояк выделяет сюжетные и деловые отношения ребенка со сверстниками, которые составляют ее внешний план, а также межличностные отношения, формирующие внутренний план игры. На основании этих данных можно выделить внешний и внутренний конфликты дошкольников.

Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей и, как правило, не захватывают межличностных отношений. Поэтому они имеют ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми.

Анализ детских взаимоотношений, проведенный А.А. Рояк, показал, что психологический конфликт чаще всего возникает первоначально в сфере деловых отношений детей, а затем переходит в межличностные. Внутриличностный конфликт возникает лишь тогда, когда вследствие имеющихся противоречий ущемляются ведущие потребности ребенка, и он сам осознает это. В отдельных случаях, по мнению автора, психологический конфликт может длительное время существовать в межличностных отношениях детей и внешне никак себя не обнаруживать. Он встречается, когда имеющиеся противоречия в мотивах ребенка и сверстников не затрагивают их ведущей потребности и в результате не осознается детьми, что способствует его скрытому характеру.

Необходимо заметить, что изначальный внешний конфликт легко трансформируется во внутриличностный, основными признаками которого становятся снижение самооценки, появление чувства неполноценности, ущербности. Эти негативные личностные характеристики усугубляются еще и тем, что дошкольник не способен самостоятельно разрешить этот конфликт.

Обидчивость, агрессивность, подозрительность, враждебное отношение к другим, разрушительность, непослушание и др. — наиболее распространенные формы поведения ребенка в ситуации реального конфликта.

Конфликтность — качество личности, выражающее ее предрасположенность к конфликтам. Некоторыми общими характеристиками конфликтности дошкольников являются: активность в установлении контактов со сверстниками; стремление к обострению ситуации и доминированию над другими; неумение идти на компромисс; эгоистичность и эгоцентричность; невнимательность к другим; желание посредством повышенной агрессивности избавиться от собственной тревожности и т.д.

Группа конфликтных детей неоднородна в своем составе. Склонность к конфликтам, интенсивность их протекания, повод возникновения, а также способ выхода из него различны у разных детей.

Т.А. Павленко и А. Г. Рузская проанализировали огромный фактический материал и выделили несколько групп детей, склонных к конфликтам во взаимодействии со сверстниками.

Первая группа — «Я всегда прав». Такие дети чаще других инициируют конфликтную ситуацию. Во взаимодействии со сверстником они открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка. Они ревниво следят за успехами сверстников и, видя в них конкурентов, стремятся обязательно превзойти их, стать предметом всеобщего внимания.

Вторая группа — «Я лучше других». Такие дети также конфликтуют часто, остро, эмоционально и активно. Навязывают партнеру свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление. Для этих детей характерны демонстрация своего превосходства, высокомерие по отношению к сверстнику. Такие дети, как правило, стремятся привлечь внимание к себе, своей деятельности, знаниям.

Третья группа — «Я — взрослый, я — главный». Конфликтность детей выражена меньше, чем в первых двух группах. Такие дети — вожаки, командиры, лидеры. Они претендуют на главные роли во всем, но дипломатично; навязывая образцы действий, показывают, как много он потеряет, если не примет их. Относятся к ровеснику в основном критически, особенно если у них самих что-то не получается. Во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам и принимают их предложения только в том случае, если они им выгодны.

Четвертая группа — «Я за себя постою». Сверстник для этих детей значим, они чувствительны к его отношению к себе, стремятся к контактам, но очень осторожны: боятся ущемления своих интересов. В то же время хотят показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность. Обычно чувствуют себя недооцененными. Сотрудничество с ровесниками для этих детей — путь к самовыражению, позволяющий показать и доказать свою состоятельность.

Пятая группа — «Я хороший». Это наименее конфликтные дети из самых конфликтных дошкольников. Они стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками, заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок. При любой удаче привлекают к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили ее.

При общем сходстве развития конфликта, динамики переживания детей негативные реакции на неуспех могут быть выражены неоднозначно — от внутренней замкнутости, отчужденности, малообщительности вплоть до агрессии в поведении.

Специфической формой агрессивности детей выступает обидчивость. Обида возникает в результате рассогласования ожидаемого и реального поведения партнеров по общению. Обида в отношениях между детьми проявляется в тех случаях, когда ребенок болезненно переживает ситуации, связанные с его игнорированием (отвержением) со стороны сверстников — ребенка не приглашают играть, не дают игрушки или желанной роли, обзывают, дразнят и т.д. Возникновение данного отрицательного эмоционального состояния у ребенка возможно также и в ситуации собственной неудачи (например, проигрыша в игре) на фоне успеха сверстника.

Если в младшем дошкольном возрасте дети не фиксируют свое внимание на этих переживаниях и быстро забывают их, старшие дошкольники нередко очень ярко демонстрируют свои обиды в адрес сверстников.

Поведение детей в состоянии обиды, казалось бы, носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе — обиженный всем своим поведением показывает свои «страдания» обидчику, чем стремится вызвать чувство вины и раскаяния у последнего. Но, в то же время, попадая в конфликтную ситуацию, а порой инициируя ее, обидчивый ребенок не пытается разрешить ссору, а как бы «застревает» в ней, отказывается от общения с обидчиком, молчит, отворачивается, уходит в сторону.

Если на проявления агрессии (открытой и скрытой) ребенка взрослые (родители, педагоги) реагируют незамедлительно, малая общительность чаше всего не вызывает серьезных опасений; в некоторых случаях даже воспринимается как благо. Тем не менее, она в не меньшей степени, чем агрессия, свидетельствует об отсутствии (или недостаточном развитии) способности ребенка к позитивному разрешению конфликтных ситуаций.

О наличии конфликтов между малообщительным ребенком и сверстниками говорят суженность сферы общения, неучастие ребенка в стабильных игровых объединениях, отсутствие взаимных симпатий между детьми и др. Конфликтные ситуации такой ребенок чаше всего разрешает, подчиняясь желанию сверстника, уступая ему в чем-то. Зачастую это происходит несмотря на собственный дискомфорт.

И так несмотря на различия во внешних поведенческих характеристиках агрессивность и малообщительность дошкольника свидетельствуют о его неспособности конструктивно и самостоятельно разрешать конфликтную ситуацию.

Обратим внимание на возможные причины перечисленных выше трудностей в отношениях со сверстниками.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — сюжетно-ролевая игра, именно здесь чаще всего и возникают конфликты между детьми.

Конфликтный ребенок в большинстве случаев не владеет в должной мере игровыми умениями и навыками. Игра же, организованная сверстниками, связана со множеством таких проблемных ситуаций, как выбор темы, определение участников, подбор игрового материала, распределение ролей, обсуждение замысла и т.д. Конфликтный ребенок не всегда может самостоятельно разрешить такие ситуации, а если и разрешает, то часто с позиции силы, ему трудно поддержать игровую инициативу сверстников. Все это ведет к усилению конфликтных проявлений у ребенка и, в результате, к его непринятию в группе сверстников.

Можно говорить о существовании некоторых причин конфликтов в игровой деятельности, специфичных для каждого этапа дошкольного детства. Д.Б. Эльконин пишет о том, что у дошкольников младшего возраста конфликты чаще возникают из-за игрушек, у дошкольников среднего — из-за ролей, а в более старшем возрасте — из-за правил игры.

Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский дополняют, уточняют причины конфликтов в игре и выделяют следующие:

  • «разрушение игры» — разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации;
  • «по поводу выбора общей темы игры» — спор из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети;
  • «по поводу состава участников игры» — спор о том, кто именно будет играть в данную игру;
  • «из-за ролей» — разногласия между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль;
  • «из-за игрушек» — споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами;
  • «по поводу сюжета игры» — разногласия из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей;
  • «по поводу правильности игровых действий» — споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Конкретные причины детских конфликтов в значительной степени определяются возрастом. Так, с возрастом резко уменьшается количество конфликтов из-за игрушек. Также существенно снижается количество конфликтов из-за разрушения игры.

Средний дошкольный возраст считается пиковым для конфликтов по поводу распределения ролей. Конфликты по поводу правильности игровых действий, появляясь позже других, неуклонно возрастают в общем их числе.

Исходя из разработанных в отечественной литературе положений о структуре человеческой деятельности, А.А. Рояк предполагает, что трудности в налаживании отношений со сверстниками могут быть обусловлены дефектами формирования операциональной стороны деятельности, либо недостатками в развитии ее мотивации.

Дети с операциональными трудностями владеют способами построения «деловых» взаимоотношений со сверстниками, могут владеть и коммуникативными умениями, но реализовать их в совместной игре не способны из-за неумения играть. Как следствие, они не принимаются сверстниками в игровые объединения.

Возможно, такие дети умеют играть, обладают положительными личностными качествами (добротой, желанием поделиться, уступить и т.п.), но не в силах управлять своим поведением, сдерживать отрицательные эмоции. В результате, подобная импульсивность поведения дошкольника дезорганизует игру.

Операциональные трудности испытывают и медлительные дети, которые, умея играть, строить положительные отношения со сверстниками, не могут обеспечить необходимый в игре динамизм действий.

Конфликт особо обостряется в таких случаях, когда несформированность игровых умений и навыков осложняется недостаточным развитием у ребенка положительных способов сотрудничества с детьми.

Мотивационные трудности могут быть вызваны различными изменениями в мотивационной стороне деятельности. В частности, это может быть связано с недостаточной сформированностью у ребенка потребности в общении. В результате, несмотря на доброжелательное отношение детей к нему он будет предпочитать игру в одиночестве совместным играм с ними.

Такого рода трудности могут возникнуть и в связи с преобладанием у ребенка эгоистических мотивов, мотивов самоутверждения. Такие дети — прекрасные организаторы игр, но, к сожалению, они диктуют сверстникам свои правила игры. Они могут знать, что необходимо делиться, помогать, уступать товарищам, но не стремятся реализовать это в жизни.

Таким образом, к основным причинам возникновения и развития конфликтности в дошкольном возрасте относятся:

  • отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения;
  • личностная предрасположенность к конфликту.

Можно выявить некоторые особенности поведения ребенка в нем.

Нередко отмечается рассогласование вербального и реального поведения детей в конфликте. Так дошкольники при обсуждении поведения персонажей рассказов обнаруживают устойчивое знание социально одобряемых норм поведения в конфликтной ситуации. Однако, попадая в ситуацию реального конфликта, отклоняются от ранее одобренных ими норм.

Поведение детей в реальных конфликтных ситуациях характеризуется импульсивностью, реактивностью, и связано это, в первую очередь, с недостаточным уровнем развития произвольности поведения.

При анализе механизмов конфликтного взаимодействия дошкольников особый интерес представляют исследования Т.В. Сенько, которая выделяет конкретные формы взаимодействия дошкольников: доминирование и подчинение. Они могут быть положительными и отрицательными, вербальными и действенными, сильными и слабыми.

Симпатию и признание сверстников получают дети, проявляющие в поведении формы положительного доминирования, т.е. умение помочь, подбодрить, вселить уверенность в себя, а также те, у кого присутствуют формы положительного подчинения, т.е. доверчивость, умение радоваться успехам других, внимательно слушать, легко воодушевляться и т.д.

Отрицательное отношение и непризнание вызывают:

  • агрессивные, конфликтные, враждебно настроенные дети, т.е. дошкольники, которые стремятся к лидерству, используя формы отрицательного доминирования (заставляют, призывают, нападают, ругают);
  • пассивные, необщительные, замкнутые, неуверенные дети, т.е. те, у кого преобладают формы отрицательного подчинения (уступают, подчиняются, переживают, терпят);
  • дети с ярко выраженными эгоистическими наклонностями.

Мы считаем, что в конфликтной ситуации, как особой ситуации взаимодействия, можно проследить проявления доминирования, подчинения и равенства.

Дошкольник склонен использовать одну стратегию поведения в конфликте чаще, чем другие. Так преобладающей стратегией во взаимодействии малообщительного ребенка с другими детьми считается подчинение, для агрессивного ребенка в большей степени характерна стратегия доминирование. Миролюбивые дети чаще используют стратегию равенство.

Та или иная стратегия поведения в конфликте влияет на характер дальнейшего общения дошкольников со сверстниками и на их личностное развитие. Ребенок-диктатор, получая поддержку детской группы, со временем становится еще более эгоистичным, самоуверенным, авторитарным. Он не слышит и не желает слушать сверстника, не хочет идти ни на какие компромиссы. У детей с преобладающей стратегией подчинения может выработаться зависимое поведение и такие нежелательные качества, как льстивость, угодливость, хитрость, иждивенческая мотивация.

Таким образом, закрепляется соответствующий вариант поведения ребенка в конфликте (диктаторство или приспособление). В последующем ребенок ведет себя в проблемных ситуациях довольно стереотипно, шаблонно; его поведение лишено какой- либо гибкости, вариативности.

Обратимся к анализу конкретных способов разрешения конфликтов дошкольниками.

Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский выделяют следующие способы воздействия детей на других участников конфликта:

  • «физическое воздействие» — сюда включены такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их и т.д.;
  • «опосредованное воздействие» — в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей, жалуется на него воспитателю, плачет, кричит с целью привлечь внимание взрослого или сверстников;
  • «психологическое воздействие» — сюда отнесены способы воздействия на соперника, адресованные непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т.д.;
  • «словесное воздействие» — это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего делать не должен. Это высказывания типа: «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий: «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например: «Куда ты дел машину?»;
  • «угрозы и санкции» — такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий. Например: «А я расскажу»; угрозы разрушения игры: «Я с вами не буду играть»; угрозы разрыва отношений в целом: «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т.п.;
  • «аргументы» — высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа: «Я первый», «Это мое».

Дети раннего и младшего дошкольного возраста в спорах с сверстниками применяют в качестве основного аргумента те ил иные средства физического воздействия, в силу чего конфликты, в основном, завершаются неблагополучно. Дети 4—5 лет чаш других используют способы «словесного воздействия» на соперников в ситуации конфликта.

  • К старшему дошкольному возрасту наблюдается все больше использование детьми различных обоснований своих действий самооценок и взаимооценок себя и партнеров по игре, что позволяет договориться, т.е. решить спорный вопрос, возникший по ходу игр. Это позволяет продолжить игру в первоначальном составе участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...

Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...

Памятка для родителей "Конфликтные ситуации. Способы выхода из конфликтных ситуаций»

Давайте подумаем, конфликт имеет только отрицательные стороны или мы можем извлечь из возникшего конфликта что- то положительное?...