Статья "Создавая детский театр"
статья на тему

Носырева Любовь Владимировна

В данной статье освещаются цели, задачи, способы, наработки создания детского театра в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdavaya_detskiy_teatr.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Создавая детский театр

Л.В. Носырева

музыкальный руководитель

ГБДОУ №28 Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Жизнь, как известно, не стоит на месте. Прогресс, затрагивая многие сферы нашей жизни, меняет, в первую очередь, молодежь и, конечно, детей. Интернет, компьютерные игры, анимационные фильмы, зачастую весьма агрессивные, влияют на детскую психику, формируя свойственный современной молодежи поведенческий стереотип.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делает акцент на гуманизации в деле формирования человека нового времени. И чем раньше начата эта работа, тем успешнее результат. Недаром ФГОС повышает социальный статус дошкольного образования.

Педагогам необходимо учитывать изменяющиеся условия в воспитании детей. Поскольку, развивая личность ребенка в разных образовательных областях, часто объединяя их, необходимо искать новые методики или, что на мой взгляд лучше, осовременивать уже известные и наработанные.

Художественно-эстетическое развитие является неотъемлемой частью становления гармоничной личности ребенка.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. И всё же искусство развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей – процесса генерирования оригинальных идей, имеющих ценность – опирается на определённые методы и приемы, логические модели построения игрового взаимодействия, то есть технологии.

Ставя перед собой цель целостного развития личности ребенка, детский театр представляется тем самым редким многогранным инструментом, с помощью которого в симбиозе нескольких образовательных областей, воспитывается гармоничный в своих проявлениях человек.

Прежде, чем прийти к мысли создать детский театр, мы, педагоги ГБДОУ №28 Петродворцового района Санкт-Петербурга, прошли достаточно долгий путь. Работая с детьми, обратили внимание на выраженную робость и закомплексованность многих воспитанников. На утренниках далеко не все дети могли свободно прочесть стихотворение, спеть… Захотелось растормошить, раскрепостить, обогатить знаниями и сделать жизнь детей радостной и одухотворенной.

Исходя из опыта проведения театрализованных игр и инсценирования песен, убедились, что даже минимальное перевоплощение детей в сказочного героя, элементы костюма придали детям смелости в общении друг с другом и со зрителями. Основной принцип методики театрализованных игр – никакого насилия над природой ребенка, а только заинтересованность, новизна, импровизация. Сначала дети получали крохотные роли в хороводных играх, инсценировках песен, театрализованных играх. Затем подошли к созданию театральной сказки. Театрализованные игры стали мостиком от игры к творчеству.

В театрализованных постановках положительным моментом является возможность участия всех детей, независимо от их исполнительных способностей. Наличие большого количества персонажей позволяет педагогам подобрать роль для каждого участника сказки.

Играя «в театр», стремимся все делать как в настоящем театре. У нас появился занавес, костюмерная с красивыми костюмами, афиши, программки с действующими лицами и исполнителями, билеты, афишная тумба. Изготавливаются декорации и оформление к каждому спектаклю, подбирается музыка, соответствующая содержанию происходящего действия, дополнительное освещение, а также используется проекция видеоряда согласно с творческим замыслом.

Работая над спектаклями, мы воспитываем в детях уверенность в себе, развиваем познавательную активность, самостоятельность, творческую инициативу, воображение, сострадание. Дети, перевоплощаясь в героев театрализованных представлений, учатся доброте, отзывчивости, честности, смелости. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Мы знакомим детей с различными видами театра: драматическим, комедийным, кукольным, оперным, балетным, народным балаганным. Развиваем речь детей, обогащая их словарь и добиваясь правильного произношения слов. Формируем умение мимикой, позой, жестом передавать основные эмоции. Обучаем сопровождать движение песенной и танцевальной импровизацией.

У всех спектаклей – счастливые концовки, добро всегда побеждает зло. Как правило, все персонажи находятся на сцене (в зале), в точно отведенных местах. Используется все пространство зала, от занавеса до зрителей. Здесь дети двигаются, танцуют, играют, поют, ведут диалоги. Вся «труппа» может состоять из детей одной группы, либо детей двух разновозрастных групп. В спектаклях старших групп участвуют только дети. Каждому персонажу шьется костюм или берется готовый из костюмерной. Здесь надо отметить взаимодействие с родителями воспитанников. Чем больше времени существует театр, тем большую помощь оказывают благодарные родители. Они стали нашими помощниками, обеспечивая театр тканями, костюмами, атрибутами и т.д.

Но самое главное – тесное взаимодействие всех педагогов. Подготовка каждого спектакля требует полного взаимопонимания. Четкое знание поставленных задач, единство требований, стремление к успеху, творческий подход к делу – необходимые условия для этого. Находить время для работы над спектаклем приходится в течение всего дня. Песни и танцы разучиваем на музыкальных занятиях, отдельные и трудные элементы танцев и упражнений включаем в утреннюю гимнастику. Используем театрализованные игры, вечера досуга.

Наши спектакли ставятся в разных жанрах: тут и сказки, и музыкальные постановки, и мюзиклы, и музыкальные ревю, и спектакли по мотивам каких-либо произведений. Как правило, спектакли очень музыкальны: тут и танцы, и песни, и сольное пение, и детский оркестр, и музыкальное сопровождение, передающие настроение и состояние героев.

Работая над сценарием, берем за основу авторское или народное литературное произведение. Учитываем возраст и интересы детей. При этом текст пишется специально для каждого героя, создавая определенный характер. Могут вводиться новые персонажи (по количеству детей в группе). Если спектакль приурочен к какой-либо дате, то специально добавляем тематический материал. Затем подбираем музыку, к которой предъявляются высокие требования. Она должна соответствовать теме спектакля, его настроению, характеризовать героев; должна быть исполнена на хорошем уровне.

Театральная постановка – детище всего коллектива. Во время представления привлекаем к сотрудничеству и помощников воспитателей: вовремя включить или выключить свет, помочь поменять декорации, открыть или закрыть занавес и т.д.

Таким образом, мы поставили уже более 20 спектаклей силами детей. Среди наших постановок есть «Золушка», «Дюймовочка», «Чиполлино», «Снегурочка», «Гадкий утенок», «Двенадцать месяцев», «Гуси-лебеди», «Кошкин дом», «Кошки-мышки», «Глупый мышонок», «Козленок Ру-ду-ду», «Осенние проделки Лешего» и многие другие.

Только в младшей группе ограничиваемся небольшими театрализованными сценками, набираем опыт такой работы. В перспективе хотим попробовать с малышами поставить спектакли «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка». Хотим попробовать изготовить театральные маски на палочках, специальные завязывающиеся платки и обыграть их. И ставить все новые и новые спектакли. Будем пополнять красивыми костюмами нашу костюмерную, делать более выразительные декорации, накапливать атрибуты, использовать технические новинки. Хотим создать серию видеофильмов по нашим спектаклям. Начало уже положено.

В заключение необходимо сказать, что, работая над театрализованными постановками с детьми, наш коллектив испытывает творческий подъем и моральное удовлетворение от чувства причастности к высокому миру театрального искусства.