Авторские публикации.
статья (младшая группа) на тему

Тимофеева Мария Петровна
1. Роль игровых приемов в развитии общения детей младшего дошкольного возраста. // Человек в современном мире. Материалы международного форума. Вып. 1. / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Гинго, 2013. 328 с. 2. Создание условий для поддержки инициативы у детей 2 – 3 лет. // Ступень в педагогическую науку: Материалы VII Международного форума работников образования (29 апреля 2016 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д.п.н., проф. Г.Ф. Гребенщиков. – М.: Издательство «Перо», 2016. – 88 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игровых приёмов в развитии общения детей младшего дошкольного возраста.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. В то время как, умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Кроме того, сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.

Федеральные государственные требования предъявляемые к структуре  дошкольного образования основной общеобразовательной программы определяют уровень достижения планируемых результатов и в области общения дошкольника «- это ребенок овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве), способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками (в зависимости от ситуации)» Кроме того, в программе по которой работает наш детский сад, определено: «Общение и разнообразные деятельности выступают как главное условие усвоения ребёнком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания».

Программой определены  параметры развития и способы фиксации совместной детской деятельности, где сказано, что ребёнок - выпускник детского сада может работать в едином темпе и ритме с другими детьми.

Речь идёт об общегрупповом темпе, который может возникнуть только при нормальной организации жизни в детском саду,  где приоритетом являются дружеские связи детей, их обращенность друг к другу, умение и стремление играть и действовать вместе.

Между тем, наши наблюдения показали, что дети младшего дошкольного возраста, многим  из которых исполнилось четыре года  испытывают трудности в общении со сверстниками. Отсутствует   коммуникативная потребность в общении , интерес друг к другу, наблюдается дефицит соответствующих способов и средств сотрудничества. Ситуация осложнялась адаптацией детей к условиям детского сада.

И перед нами встала задача, какие создать условия, какие создавать игровые ситуации, в которых дети вынуждены будут, решая игровые задачи,  обращать друг на друга внимание, общаться, взаимодействовать, овладевая при этом новыми для них способами взаимодействия.

Проанализировав методическую литературу по социо-игровой педагогике, деятельность педагогов практиков по внедрению социо-игровых приемов для развития общения  младших дошкольников, мы посчитали, что  самыми эффективными приёмами развития общения младших дошкольников являются игровые приёмы вообще  и  социо-игровая педагогика в частности.

На основе пособия « Развитие талантов ребенка через игру» В.М Букатова, основываясь на практике педагогов, использующих социо-игровую педагогику, нами была подобрана серия из социо-игровых приемов, целью которых  - обратить, направить внимание и интересы  детей друг на друга.

На первом этапе нами использовались игровые приемы, задания, которые пробуждают интерес друг к другу (или зависимость друг от друга). Многие из этих игр повышают мышечную мобилизованность. Это игры (по классификации В.Букатова) игры для рабочего настроя. К этим приемам мы отнесли следующие группы игр:

- Игры в кругу.

На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогали нам налаживать доброжелательную атмосферу в группе, помогали  снять эмоциональное напряжение детей.

«Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся»,  «Солнечные лучики»,  «Ручеёк радости»,  «Мы стоим рука в руке»,  «Пузырь»,  «Карусель»,  «Поздороваемся необычно».

На следующем этапе - чтобы пробудить интерес к разговору, развивать умение слушать друг друга, не мешать, не перебивать, предварительно об этом договариваясь, мы играли в «Волшебную палочку».

Для начала выбирались самые близкие темы для игры: «Как тебя называют ласково?», «Любимая игрушка», «Я люблю когда…».

Потом постепенно вводился вариант «Волшебной палочки» дидактического характера: «Найди предмет определенного цвета», «Домашние животные», «Какой?», «Какой бывает каша, вода и т.д.»,

«На что похоже?».

Кроме того, чтобы дети учились слушать друг друга, не мешать друг другу, нами использовался прием «Что слышно за дверью, за окном».

Чтобы дети чувствовали партнера, «дружочка» мы играли в такие игры как:

«Сапожки», «Поезд».

Чтобы сначала направить детей друг на друга, а потом предоставить ребенку возможность осознать, что он может помочь «дружочку», мы использовали следующие приемы: «Кто во что одет?», «Ветер дует на того…», «Дом мод», «Зеркало», «Ты дрозд - я дрозд», «Дружная парочка», «Выложи фигуру веревочкой».

Чтение стихотворений «с дружочком» - условием такого исполнения являлось то, что дети должны держаться за руки  и помогать рассказывать стихотворение своему товарищу.

Следующая группа игровых приемов, применяемая нами для развития  общения младших дошкольников, это «игры разминки-разрядки».

Опираясь на опыт использования таких игр «социо-педагогами» во второй младшей группе, мы, не учитывая темп исполнения, начали играть в «Руки-ноги».

Широко нами применялись всевозможные хороводные игры. Хороводы помогали детям не только психологически и деятельностно отдохнуть, но и помогали сплотиться. «Бабушка Маланья», «По дорожке Настя шла», «Каравай», «Коза», «Дядя Трифон», «Колпачок».

Если говорить о группе игр для творческого самоутверждения, то такие игры помогали нам развивать не только творческую активность. Как правило, эти игры подразумевают объединение в группы. И они помогали нам привлекать внимание одной группы к другой. Среди них: «Мишка - косолапый», «Зайка беленький сидит», «Животные», «Магазин игрушек».

Говоря о развитии общения младших дошкольников, нужно отметить, что обратить детей друг на друга, учить оказывать посильную помощь «дружочку», можно и входе продуктивной деятельности. Это может быть и совместное конструирование, лепка парой, тройкой, коллективные работы.

Большую возможность для применения игровых приемов дают и интегрированные занятия. В ходе которых, создаются условия для направленности детей друг на друга, для решения задачи по развитию общения детей младшего дошкольного возраста.

Анализ использования игровых приемов в развитии общения младших дошкольников позволил нам сделать следующие выводы.

У большинства детей стала проявляться потребность в эмоциональных контактах со сверстниками. Появилась потребность в общих действиях, сверстник  стал интересен и как участник игр и как средство самоутверждения. Дети стали обращать друг на друга внимание, общаться, взаимодействовать, овладевая при этом новыми для них способами взаимодействия.

Литература.

1. Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2011. – 63 с.

2. Букатов В.М. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. – СПб.: Речь, 2009. – 189 с.

3. Задровская И.А. Размышления социо-игровых технологиях в ДОУ // Социо-игровая педагогика и современное образование: Сб. науч. материалов науч. конф., 8-9 апреля 2003г. - Красноярск,2003.-С.53.

4. Кулакова З.Н. Использование приемов социо-игровой педагогики для развития коммуникативных умений воспитанников ДОУ // Социо-игровая педагогика и современное образование: Сб. науч. материалов науч. конф., 8-9 апреля 2003г. - Красноярск,2003.-С.29-33

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: 1986. – 150 с.

6. Парамонова Л.А. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.

7. Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. Книга вторая. Условия успеха. – СПб.: Образовательные проекты, Образовательный центр Участие, Агентство образовательного сотрудничества, 2011. – 416 с.

8. Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. Книга первая. Условия успеха. – СПб.: Образовательные проекты, Образовательный центр Участие, Агентство образовательного сотрудничества, 2011. – 288 с.



Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.

Тимофеева Мария Петровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №9 «Звездочка» общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей г. Енисейск Красноярского края

        В последние годы в теории и практике дошкольного образования все больше говорится о детской самостоятельности и инициативе. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. [9] Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС ДО, являются инициативность и самостоятельность детей в различных видах деятельности. [9] В соответствии с ФГОС ДО, в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы». [9]

        ИНИЦИАТИВА (франц. initiative - от лат. initium - начало), почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях.[2]

        В педагогической энциклопедии отмечается, что понятие «инициатива» - это почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой, выражается в добровольной деятельности (на благо общества, в личных интересах), в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения (обычаям, нравам, традициям). [10]

        Инициатива дошкольников проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициатива связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Быть инициативным, значит уметь преобразовать наличную ситуацию в соответствии с собственным замыслом. Возможно ли это в младшем дошкольном возрасте? Как поддержать детскую инициативу в возрасте 2-3 лет? Что следует сделать педагогу, чтобы дать возможность проявиться детской инициативе уже в первой младшей группе?

        Необходимыми условиями для возникновения инициативного поведения детей являются: воображение, уверенность в себе, ориентация в социальных рамках, способность взаимодействовать с другими детьми.[8]         Приоритетной сферой деятельности детей 2-3 лет является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами, приобретение сенсорного опыта. Таким образом, учитывая условия возникновения детской инициативы, особенности возраста детей, ведущий вид деятельности мы определили три направления поддержки детской инициативы младшего дошкольного возраста.

  1. Создание условий для становления доброжелательных отношений в группе, сближения детей друг с другом и педагогом.
  2. Организация развивающей среды, стимулирующей активность и самостоятельность в различных видах деятельности, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей 2-3 лет.
  3. Создание условий для обогащения сенсорного опыта.

В условиях адаптационного периода детей к условиям детского сада, для создания доброжелательной атмосферы, для создания предпосылок к возникновению способности общаться и взаимодействовать, для снятия эмоционального напряжения нами использовались игровые приемы социоигровой технологии, которые пробуждают интерес друг к другу, создают предпосылки для детского общения.[6] Это игры в кругу: «Подари улыбочку соседу», «Здравствуй», «Пузырь», «Карусель», «Поздороваемся необычно». Кроме того, чтобы дети учились слушать друг друга , не мешать друг другу нами использовался прием «Что слышно за дверью, за окном». Чтобы сначала направить детей друг на друга, а потом предоставить ребенку возможность осознать, что он может помочь «дружочку» ,мы использовали следующие приемы: «Кто во что одет?», «Ветер дует на того…». Использовались хороводные игры. Хороводы помогали детям не только психологически и деятельностно отдохнуть, но и помогали сплотиться. «Каравай», «Колпачок».[11] Говоря о создании предпосылок к детскому взаимодействию, нужно отметить, что необходимо направлять детей друг на друга постоянно. Педагог должен поощрять и стимулировать посильную помощь сверстнику, совместные игры, творческие работы, создавать условия для этого. Этому способствуют приемы социоигровой технологии, которые мы успешно практиковали в ходе адаптационного периода и первого года пребывания детей в детском саду.

Вторым направлением в становлении инициативного поведения детей нашей группы стала организация развивающей среды, стимулирующей активность и самостоятельность в различных видах детской деятельности, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Предметно-пространственная развивающая среда в нашей группе организована в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Отвечает принципам  содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.[7]

Центры активности организованы в соответствии с направлениями  детского развития. А формы работы в центрах, материалы и оборудование способствуют развитию активности и инициативности в различных видах деятельности, согласно возрасту (предметная деятельность, экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность). [9]

        Для развития воображения стимулируется и поощряется использование полифункционального материала, предметов – заместителей. Лоскутов ткани, веревок, ширм, пластиковых емкостей, бутылок, дощечек, труб ПВХ.

В группе организованы центры: «Рабочая панель», «Центр сенсорного развития», «Центр книги-драматизации», «Центр художественного творчества», «Центр игры», «Центр движения», «Центр конструирования», «Центр воды и песка». В пространстве группы детям представлена возможность проявлять самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их здоровья, свободно пользоваться игрушками и пособиями, соблюдать нормы жизни группы, поддерживать ритуалы, предъявлять продукты своей творческой деятельности.

В соответствии с ведущим видом деятельности младших дошкольников, еще одним важным направлением развития детской инициативы является обогащение сенсорного опыта. С этой целью пространство группы пополняется материалами и оборудованием, способствующим становлению инициативы в ведущей для возраста предметной деятельности. Среди таких материалов и оборудования «Сенсорная панель» с различными видами креплений, застежками, замочками, кнопочками, выключателями и т.д. Коллекция «Волшебных бутылочек» среди которых есть «шумная», «грязная», «морская», «медитативная», «магнитная», «электростатическая». [4] С помощью таких бутылочек дети учатся наблюдать, экспериментировать, делать первые научные выводы. «Ландшафтный стол»[5], где дети могут фантазировать, строить улицы и дороги, отправлять в плавание кораблики, создавать леса, строить ограды для зверей, конструировать мосты. Набор подносов и мисок для экспериментирования с водой и сыпучими веществами. «Подносы с баночками-закрутками» где дети с удовольствием ищут для каждой резьбы, подходящую крышку [3]. «Золотые баночки с отверстиями», через которые малыши могут засовывать и мягкие помпончики, и грецкие орехи и прищепки, и пробки, тренируя мелкую моторику и делая открытия в мире звуков. «Корзина сокровищ» с прищепками, трубами и трубками, соединительными элементами для водопроводных труб, различной бумагой, выключателями , старыми ламповыми патронами, шлангами и многим еще очень интересным содержимым. Трубы из «Корзины сокровищ» можно вставлять друг в друга, а для этого необходимо найти правильное положение рук и целенаправленно давить на детали. Можно смотреть через трубу, как в подзорную, наблюдать за фрагментом окружающего мира. Создавать конкретные предметы, подъемный кран, тоннель для машинок, спортивный инвентарь, «фундамент для дома». Наблюдать, как путешествуют предметы по замысловатым изогнутым трубным маршрутам. Из шлангов можно сконструировать обруч или баранку, а можно просто им постучать, извлекая и сравнивая звуки, которые издают разные шланги, при ударе о разную поверхность.

Такое оборудование обогащает сенсорный опыт, стимулирует воображение, создает условия для становления детской инициативы.

Таким образом, социоигровые приемы помогают детям стать более уверенными в себе, способствуют развитию навыков  взаимодействия с другими детьми. А уверенность в своих силах, умение взаимодействовать являются необходимыми  условиями для становления инициативного поведения.

Среда группы, организованная в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает проявление активности в различных видах деятельности, в соответствии с возрастом. Организованное таким образом пространство, способствует развитию детской инициативы. В группе всегда есть, чем заинтересоваться, можно выбрать вид деятельности, можно выбрать адекватное место действия, можно предъявить результат. Что тоже является одним из ключевых моментов, в поддержке детской инициативы.

Обогащение сенсорного опыта способствует развитию воображения, поддерживает детскую инициативу в ведущей предметной деятельности.

Мы считаем, что наша практика в поддержке детской инициативы позволяет поддерживать детские интересы, позволяет формировать умение организовать свою деятельность, быть ее субъектом, быть самостоятельным, а главное, инициативным!

Литература

        1. Алиева Т, Урадовских Г., Арнаутова Е., Нехорошкина О. «Живые» практики поддержки детской инициативы/ Учительская газета Москва, №29 от 22 июля 2014 г. – Москва, 2014

        2. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

        3. Бостельман А. Экспериментируем и играем на подносе: 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ А. Бостельман, М. Финк; под ред. С.Н. Бондаревой. – Москва: Национальное образование, 2015. – 72 с.

        4. Бостельман А. 33 блестящие идеи для детского сада. Делаем игрушки своими руками: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ А. Бостельман, М. Финк; под ред. С.Н. Бондаревой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 84 с.

        5. Бостельман А. Эксперименты в ванне: развивающие игры для детей: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ А. Бостельман, М. Финк; под ред. С.Н. Бондаревой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015 – 120 с.

        6. Букатов В.М. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. – СПб.: Речь, 2009. – 189 с.

        7. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный инсти-тут развития образования, 2014. – 96 с.

        8. Материалы семинара «Создание условий  для развития детской инициативности и самостоятельности». http://www.kipk.ru/  

        9. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

        10. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г

        11. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские публикации

Список статей, вышедших в разных сборниках...

Авторская публикация на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»

Цель: Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов....

Из опыта работы: Авторская публикация "Формирование знаний о физической культуре среди детей и родителей".

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка ...

Авторская публикация: "Развитие импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста"

ВведениеГлава I. Практические аспекты развития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста1.1 Изучение уровня развития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста1.2 ...

Авторская публикация "Формирование знаний о физической культуре среди детей и родителей".

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка ...

Авторская публикация. Тема «Приобщение дошкольников к сельскохозяйственным профессиям на традициях малой родины»

Авторская публикация. Тема «Приобщение дошкольников   к сельскохозяйственным профессиям на традициях малой родины»...

Авторская публикация Тема:«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Авторская публикация Тема:«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...