Авторская публикация Тема:«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
статья

Валентина Владимировна Самойлова

Авторская публикация Тема:«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naumova._samoylova.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для выпуска в сборнике методических изданий

РУБРИКА: Педагогика ДОУ.

 Организация педагогического процесса.

Тема:«Правовое воспитание

детей старшего дошкольного возраста»

Авторы:

Самойлова Валентина Владимировна

Наумова Юлия Алексеевна

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка- детский сад №5 муниципального образования Усть-Лабинский район

Должность: воспитатель

                      воспитатель

Контактный телефон: 8-918-998-59-23

          С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. Бесспорно, учитывая огромный объем работы, все направления деятельности, реализуемой в ДОУ, очень сложно  уделить достаточное внимание проблемы защиты прав ребенка в детском саду. Неоспоримо одно- данное направление должно «красной нитью» проходить через всю воспитательно-образовательную работу.

       Обучение основам правового сознания планируется через интегрированную систему в разных видах деятельности  по принципу постепенного движения от собственного «я» к окружающему миру.

      Содержание ООД предполагает знакомство детей с основными правами и свободами человека: правом на имя, семью, свободу и равенство, правом на владение имуществом, на собственное мнение, право быть гражданином своей страны и др. Детей знакомили с адаптированными текстами международных документов, раскрывающих основные права и обязанности человека: Конвенцией о правах ребенка[2,с.99].

     Одним из основных нравственно-правовых представлений является осознание детьми существования правил поведения в обществе. Группа детского сада является для детей первой моделью устройства того общества, в котором они живут, где существуют определенные обязанности. Кроме правил, которые дети уже узнали в младшем и среднем возрасте мы им рассказывали о том, что в группе детского сада соблюдаются и другие правила:

    - у каждого ребенка есть имя [5, с.4], поэтому следует обращаться к друг другу по имени. Например на ООД «Ты и твое имя» дети узнали какое множество имен ест на свете, и каждое имя имеет свое значение. Воспитатель спрашивает: «А как вы думаете, зачем люди придумали имена?» Чтобы обращаться друг к другу. Ребята узнали, что имена звучат по-разному и имеют свой смысл. Например: Саша – Александр- мужественный, защитник. Воспитатель знакомит детей со свидетельством о рождении, где записывают имя каждого человека. Проводились такие игры с детьми, как «Расскажи, что означает твое имя?», «Ласковое имя», и др. Также дети узнали о том, что есть документы, в которых записывают имя человека, его фамилию и отчество. Это свидетельство о рождении, паспорт. «Мой первый паспорт»- это совместная работа детей и родителей, в котором, дети осознанно представили свой документ.

Мы изготовили «Волшебный сундучок», где размещены атрибуты и вещи, подтверждающие и подсказывающие детям, что есть права. Дети с удовольствием играют, доставая «паспорт», тем самым зная, что мы имеем право на гражданство и т.п.[1,с.44]

     - следующее правило гласит: у детей есть мамы и папы и все дети должны воспитываться в семье [4,с.35],[2,с.35]. При показе мультимедиапрезентации, рассматривании фотоальбомов, коллажей на тему «Моя семья» дети узнали, что же такое семья, закрепились их представления о родственных связях, сформировалось уважительное отношение к близким, родным людям. Ребята познакомились с родословным древом и даже увидели, как оно составляется. Был оформлен альбом рисунков «Я и моя семья», «Моя родословная»[4,с.52].

    - в  цикле ООД «Каждый ребенок имеет право на труд» дети с помощью родителей знакомились с профессиями членной своей семьи, уточняли их общественную ценность. Научились понимать и осознавать, свои права и обязанности в семье.

    - чтобы подвести детей к знакомству с правом на гражданство, мы начали свою работу с истории нашего города, его символикой. Проводили экскурсии в детскую библиотеку, в городской историко-краеведческий музей, где узнали много интересного о родном городе, крае. Затем мы познакомили детей с историей республики, историями образования гербов, их формой, цветом. Дети узнали значение каждого цвета на флагах. Одновременно проводились беседы, задавая детям вопросы поискового характера: «Чем похожи гербы города, края, страны?», «Угадай, чего не хватает на гербе (флаге)?», «Найди ошибку в изображении герба (флага)?». С помощью этих форм работы дети осознают, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет, воспитывается чувство гордости своим гражданством, чувство уверенности в себе.

     - для закрепления представлений о праве на медицинскую помощь [1,с.69]при рассмотрении темы «Семья» мы подчеркнули, что родители заботятся о здоровье ребенка, оказывают первую помощь при заболевании. Проводя занятия по знакомству с родным городом, упомянули о том, что есть различные лечебные учреждения, в том числе для детей, в детском саду и школе есть медицинский кабинет и медицинские работники, которые следят за состоянием здоровья детей. Теперь они знают, что никто не должен страдать от болезней – все имеют право на медицинскую помощь; поменялось отношение к детям-инвалидам. Мы предложили детям закрыть глаза, уши, нос, представить и рассказать, что они при этом почувствовали. Вообразить, что сломана и не двигается рука или нога. Это задание нельзя превращать в шутливую игру: дети должны почувствовать, чего лишен человек, который из-за тяжелой болезни потерял слух, зрение, возможность самостоятельно двигаться. Мы ходили на экскурсии к детской и взрослой поликлиникам и к районной больнице.

      Перед знакомством с правом на образование [5,с.77] мы задавали детям вопросы: «А вы хотели бы учиться в школе?», «В какой бы школе вы хотели учиться?». Получив ответы, мы сделали для детей игру, которую назвали «школа моей мечты». Для детей были нарисованы шаблоны школ в виде ракет, замков, автомобилей, а учителя представлены в виде принцесс, космонавтов. С интересом и удовольствием дети обыгрывали каждый свою школу, рассказывали, что будут делать. На тематических ООД говорится о необходимости в жизни каждого человека образования, о важности в дальнейшей жизни школьного обучения.

     Наша задача состоит в том, чтобы не требовать от детей безошибочного знания прав и обязанностей, а способствовать развитию правового мировоззрения, нравственных представлений. Они знают, что все дети разные, но все имеют одинаковые права; знают о здоровом образе жизни и здоровой пище; знают что все имеют право отдыхать и высказывать свое мнение. Изменилось поведение в группе, в семье. Дети знают, что у каждого есть свои обязанности и дома и в детском саду и поэтому с удовольствием выполняют поручения взрослых и работу дежурных в группе. Как, в каждом детском коллективе возникают ежедневные конфликтные ситуации между детьми. К нашему удивлению сейчас дети самостоятельно, без помощи воспитателя могут прийти к общему решению проблемы. Видно, что дети переживают, если кто-то из сверстников обижает другого, стараются пожалеть обиженного и поучить обидчика.

       Широко используется в работе по знакомству и обучению основам правового сознания технические средства обучения и информационно-коммуникационные технологии: просмотр мультимедиапрезентаций, видеороликов, прослушивание аудиозаписей как на ООД так и с свободной деятельности. Разработан банк мультимедиапрезентаций по различным тематикам: «Мои права», «Я и моя семья», «Мы живем в России» и др.

      Дети усвоили основной перечень своих прав, научились выражать свое мнение о правах человека при чтении художественной литературы, в беседах-размышлениях, при выполнении творческих работ.

Преимущественными методами являются игра, драматизация ситуаций, беседа, диалог. Также используются такие приемы, как наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. Прием визуализации. Позволяет детей тонко ощущать изменение окружающего мира.  Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким и беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит  и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи. И наш основной принцип в работе дать детям возможность познать себя и окружающий мир на собственном опыте в конкретных ситуациях, поступках. Поэтому необходимо научить ребенка «прислушиваться» к собственным эмоциям, ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

      Таким образом, правовое воспитание старших дошкольников в организационно-педагогической деятельности построено с учетом организации целостного педагогического процесса в ДОУ, направленного на усвоение детьми правовых представлений, воспитание уважительного отношения к действующим поведенческим нормам и формирование адекватных моделей нравственно-правового поведения. В процессе формирования основ правовой культуры используются различные средства, методы и приемы работы с детьми. В работе не менее важное место отводится правовому просвещению педагогов ДОУ и родителей.

     Наше общество только начинает  подходить к признанию ребенка самостоятельной личностью, которая обладает своими правами. Семья несет ответственность за защиту жизни детей с младенческого до подросткового возраста. В результате бесед, наблюдений, анкетирования мы установили, что права детей дошкольного возраста зачастую нарушаются именно в семье. Часто дети остаются без надзора, у родителей, в свою очередь, все чаще возникает отчаяние по поводу тех или иных отрицательных проявлений в поведении ребенка. В результате, не зная как себя вести в трудных ситуациях, родители нередко используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. Подобная ситуация, вышедшая из-под контроля, очень опасна для здоровья ребенка и развития его личности.

        Проведенный нами экспресс-опрос показал, что из 100 родителей большинство имеют низкую правовую культуру: о Конвенции о правах ребенка известно лишь 20% родителей, о существовании Семейного кодекса знают 50% опрошенных, назвать свои права смогли лишь 15%. Так как семья продолжает оставаться самым эффективным инструментом в развитии личности ребенка, основными задачами в этом направлении определили такие:

-познакомить с содержанием статей Конвенции о правах ребенка [3,с.5];

-вызвать интерес у родителей и желание осмыслить собственные права и в доступной форме знакомить с ними своего ребенка.

      Для успешного решения данных задач проводились следующие мероприятия для родителей: педагогами был оформлен стенд «Защита прав детей в семье» с конкретными рекомендациями по воспитанию детей в духе уважения и соблюдения правы и свобод человека, проводилось посещение семей с целью оценки взаимодействия взрослых с ребенком; тренинги детско-родительских отношений «Как мы чувствуем друг друга», «Любящие родители». На родительских собраниях родители имели возможность познакомиться с историей создания Конвенции ООН о правах ребенка, поделиться опытом семейного воспитания. Был затронут вопрос о необходимости наказания в процессе воспитания детей, формах наказания и поощрения.

        Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, агрессивность и родители не знают как вести себя в трудных ситуациях. Педагоги подготовили ряд консультаций «Восемь типов родительской любви», «Какой я родитель?», «Я и мой ребенок» и др.

       В рамках выставки семейных работ «Мама, папа, я- счастливая семья» родители вместе с детьми своими руками изготовили поделки, в которых отражались права детей в изображении сказочных персонажей, героев мультфильмов.

         С большим удовольствием участвуют в совместных праздниках и развлечениях «Капустник», «Папа, мама, я – спортивная семья». Также была проведена телепередача «Моя семья», где родители делились секретами о своей семье.

Ребенок рождается в семье, у него есть мама и папа. Ребенок имеет право на имя,  на ласкательные имена. Мы совместно с родителями изготовили «Дерево имен». В групповой приемной размещена «Ромашка», на которой мамы поместили картинки с ласковыми именами своих детей.

       Ребята познакомились с родословным «древом» своей семьи, вместе с родителями изготовили альбомы «Родословная семьи». Вместе с родителями и педагогами изготовили альбомы «Мой любимый город Усть-Лабинск», «Моя семья», «Мои обязанности дома»,  «Профессии моей семьи», «Мы отдыхаем» - ведь каждый человек имеет право быть гражданином страны, в которой родился и живет, имеет право на труд, на отдых и свободу, семью.

        Были даны творческие задания родителям на тему «Домашние обязанности вашего ребенка», сочинение «Мой ребенок».

        Считаем удобным донесение информации до родителей в виде буклетов, памяток, которые в достаточном количестве размещены в группах. Тематика их разнообразна: «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем?», «Знаем мы права свои- помогают нам они», «Жестокое обращение к ребенку» и др.

        Надо сказать, что на первых порах родители с удивлением и недоверием отнеслись к этому начинанию, но по мере работы они прониклись доброжелательностью и даже благодарностью за внимание к их детям. А мы с удовлетворением отмечаем, что наши воспитанники стали более открытыми и откровенными.

       Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности. Видеть счастливые лица детей, их радостные глаза, как будто говорящие:»Имеем право» - это был самый лучший результат нашей работы.

Список литературы:

1. Н.Г. Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я..и я имею право»  г. Москва 2007г.

2. С.А.Козлова «Мы имеем право» г. Москва 2010г.

3. «Конвенция о правах ребенка» конвенция ООН г.Москва 2005г.

4. Т.В.Макарова, Г.Ф.Ларионова «Толерантность и правовая культура дошкольников» г. Москва 2008г.

5. Т.А.Шорыгина Беседы « О правах ребенка» г. Москва 2008г.

6.  Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7.Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ,;

8.Семейный кодекс Российской Федерации;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности на тему правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы с детьми  дошкольного возраста по теме правового воспитания...

Авторские стихотворения как эффективный инструмент нравственно- этического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

               Использование данного опыта в практике педагогов, психологов, воспитательной деятельности родителей будет способствовать в дальнейшем эффе...

Авторская концепция « Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».П

В работе представлена авторская педагогическая концепция в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста....

Презентация к докладу на тему: "Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГТ и ФГОС ДО"

На фотографиях презентации представлены игровая, продуктивная, совместная деятельность, НОД, работа с родителями....

Проект на тему: «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста через литературные произведения».

Образовательные области:  - «Художественное творчество»,  - «Познание», «Социализация»,  - «Коммуникация», «Труд»,  - &l...

авторская программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Сумей постоять за Родину-мать!»

«Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал…Ты вспоминаешь Родину такую,Какой ее ты в детстве увидал…»...

Публикация "Роль подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Игра – это ведущий вид деятельности, естественный спутник жизни ребенка,...