авторская программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Сумей постоять за Родину-мать!»
рабочая программа на тему

Каркищенко Надежда Ивановна

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал…

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой ее ты в детстве увидал…»

                                              К. Симонов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rodina_zvyozdnyy.docx105 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный заочный смотр - конкурс методических разработок

«Инновационный опыт педагогов в достижении новых образовательных результатов»

Номинация: авторская программа

по нравственно - патриотическому воспитанию детей

старшего дошкольного возраста

«Сумей постоять за Родину-мать!»

                                         Авторы программы:

                                                              Учитель-логопед   М. Л. Конусевич

                                                     Воспитатели:  Л. В. Степанова

                                                                                Н. И. КаркищенкоАктуальность патриотического воспитания дошкольников

Смоленск, 2015 г.

Паспорт программы

Фамилия, имя, отчество авторов

М. Л. Конусевич

Л. В. Степанова

Н. И. Каркищенко

Ученая степень, ученое звание, почетное звания

Название организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 76 «Звёздный» г. Смоленск

Должность (полностью)

Учитель-логопед   М. Л. Конусевич

Воспитатели:  Л. В. Степанова

Н. И. Каркищенко

Город, населенный пункт

214018 г. Смоленск, проспект Гагарина, д. 52 А

Наименование методической разработки

Программа нравственно-патриотического воспитания «Сумей постоять за Родину-мать!»

Номер телефона

7 (4812) -35-67-58

7 (4812) -35-67-59

7 (4812) -35-69-20

Адрес электронной почты

mbdouds76@yandex.ru

dsad76@admin.sml

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………….…………………………………………..4
  2. Нормативно-правовое обеспечение программы…………………………………............5
  3. Сроки реализации программы……………………………………………….…………….5
  4. Этапы реализации программы ……………………………………………….……………5
  5. Цели и задачи………………………………………………………….……….…………….6
  6. Новизна………………………………………………………………………………………7
  7. Педагогические принципы программы……………………………..………….................7
  8. Актуальность программы…………………………………………………………………..8
  9. Методическая система работы……………………………………………………………..9
  10.  Практическая значимость…………………………………………………………………10
  11. Структура программы….……..…………………………………...………………………10
  12. Ожидаемый результат реализации программы………………………………………….13
  13.  Планируемые результаты…………………………………………………………………14
  14.  Система мониторинга……………………………………………………………………….15
  15.  Список  литературы ………………………………………………………………………..16
  16.  Приложение 1 (календарно-тематическое планирование)

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал…

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой ее ты в детстве увидал…»

                                              К. Симонов

Пояснительная записка

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов:

  • Национальной доктрине образования Российской Федерации, в ней подчеркивается, что  «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
  • В 2005 году разработана и запущена в работу государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006 – 2010 года»,  на данный момент продленная до 2015 г. Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству.
  • Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
  • Программа, реализуемая в детском саду «От рождения до школы» под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны.

Работа, начатая на государственном уровне, нашла своё отражение и в нашей работе  со старшими дошкольниками. Программа «Сумей постоять за Родину-мать!» составлена на основе авторских технологий Н. В. Алёшиной «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», М. Б. Зацепиной  «Дни воинской славы», М. Д. Маханевой «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Е. Ю. Александровой «Система патриотического воспитания в ДОУ», Н. Г. Зеленовой «Мы живём в России» и др. Программа опирается на федеральный Закон  «Об образовании».

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:

  • позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка старшего возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации "Об образовании";
  • Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.»;
  • Национальная доктрина образования Российской Федерации;
  • Устав образовательного учреждения МБДОУ ДС № 76 «Звёздный»
  • Программа, реализуемая в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Сроки реализации программы:

2012 – 2015 гг.

Программа рассчитана на 3 года.

Этапы реализации программы:

I этап: проектный.  (2012-2013)

Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

Задачи:

Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты.

Разработать, обсудить и утвердить Программу  «Сумей постоять за Родину-мать!».

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.

Подобрать диагностические методики по основным направлениям Программы.

Разработать календарно-перспективное планирование Программы

II этап: практический. (2013-2014)

Цель: Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по реализации основных задач по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

III этап: аналитический.  (2014-2015)

Цель: анализ итогов реализации Программы.

Задача:

Обобщение результатов работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию.

Цель программы.

Обеспечение раннего развития и формирования у детей дошкольного возраста нравственно – патриотических чувств и становление основ гражданственности в процессе реальной жизнедеятельности, развитие у детей социальной компетенции.

Укрепление связи поколений в семье, углубить традиции, семейные ценности.

Основные задачи программы:

  • способствовать созданию развивающей среды, становлению более совершенного дошкольника в нравственном, мировоззренческом плане, заложению патриотических основ;
  • учить детей  проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
  • познакомить с боевыми традициями нашего народа в годы Великой Отечественной войны;
  • дать знания детям о Российской армии, воспитывать желание быть храбрыми, сильными; способствовать развитию выносливости, гибкости, силы воли, смелости, стойкости;
  • посеять и взрастить в детской душе семена любви и привязанность к своей семье, дому, детскому саду: малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо, все хорошее начинается с родного дома и матери - хранительницы очага;
  • создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным;
  • побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
  • формировать духовные отношения к родному городу, познакомить с историей города, с его достопримечательностями;
  • воспитывать гражданина и патриота своей страны, уважение к защитникам Отечества на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
  • воспитывать у ребенка любовь и бережное отношение к природе и всему живому; уважение к людям труда; чувства ответственности и гордости за достижения Родины; общечеловеческие нравственные качества личности: толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
  • вовлечь родителей в процесс пробуждения у детей чувств любви к семье, родному городу, к природным и культурным ценностям родного края;
  • воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Новизна: Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по привитию нравственно-патриотических чувств, ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала разработка и внедрение в работу Программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Сумей постоять за Родину-мать!».

Нами дан теоретический анализ проблеме патриотического воспитания, представлена интеграция таких областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Разработано перспективное планирование по работе с детьми и родителями.

Педагогические принципы программы

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
  6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Актуальность программы

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не саам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.                                                                                                                                           В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания.  Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине.

Мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.


Методическая система работы:


Практическая значимость: данную систему работы можно использовать в практике работы любого дошкольного учреждения с детьми старшего возраста,  в кружковой работе,  в группах кратковременного пребывания детей.

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

 Структура программы

Программа охватывает два возрастных периода развития детей: старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группы).

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по блокам:

1 блок  «Мой дом – моя семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Укрепление  связи  поколений в семье, воспитание уважения к представителям старшего поколения.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «семья».
  • Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.
  • Формировать интерес к своей родословной.
  • Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.

2 блок «Смоленск – мой любимый город».

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

 накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

 узнать её, стать подлинным патриотом» 

С. Михалков

 Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Смоленской области, России. Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

Цель: Закрепление и расширение знаний о родном городе.

Задачи:

  • Познакомить  детей с историей возникновения города, его гербом.

Город – результат труда людей разных поколений.

  • Формировать представление об исторических корнях города.
  • Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.

3 блок «Земля –  наш общий дом».

Цель: знакомство старших дошкольников  с многообразием жизни на планете Земле.

Задачи:

1. Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, тундра, тайга, степь, джунгли, пустыня), условий жизни их обитателей (животных, растений).

2. Формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о расах, населяющих Землю, их традициях, особенностях жизни людей в разных уголках планеты.

3. Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста анализировать особенности, видеть закономерности жизни в разных природных зонах.

4. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника.

6. Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности разных природных зон и ее обитателей.

4 блок «Защитники Отечества»

Цель:Вызвать у детей интерес к истории нашей страны и чувство гордости за воинов, защищавших ее.

Задачи:

• Расширить и обобщить знания детей о защитниках Отечества с древних времен до настоящих дней.

• Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.

• Сформировать у детей представление о героизме, воспитать уважительное отношение к воинам-защитникам.

• Формировать мнение о недопустимости повторения войны.

• Заинтересовать детей историей их семей, города, страны; воспитывать чувство сопричастности к событиям, которыми живет страна.

• Заложить у детей основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией.

• Сформировать у родителей отношение к дошкольному детству как к важному и уникальному периоду развития личности будущего гражданина нашего Отечества.

5 блок  Работа с родителями

Предлагаемая программа включает в себя представление о семье и ее роли в процессе патриотического воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Современная модель сотрудничества  ДОУ с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения. В этом направлении были поставлены следующие задачи:

  • объединение усилий педагогов и родителей для развития патриотического самосознания детей;
  • создание атмосферы общности интересов в процессе организации инновационной деятельности;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Для решения этих задач был разработан план работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.Опрос родителей показал, что 97,8% родителей довольны работой по патриотическому воспитанию в ДОУ.

План работы с родителями по развитию патриотического самосознания у детей старшего дошкольного возраста программы.

Форма организации работы с родителями

Тема

 Родительское собрание

  • круглый стол
  • педагогическая гостиная
  • «Я – семья- род- народ. Патриотическое воспитание в ДОУ»
  • «Растим патриотов»  

Семинар - практикум

  • «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»
  • «Игры и ситуации переживания, развивающие нравственные чувства и доброе отношение к сверстникам и членам семьи»

Тренинг с элементами лекции

  • «Народные игры как средство в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
  • «Когда эмоции захлестывают»

Стендовая консультация

  • «Каким бывает общение наших детей»

Открытый просмотр

  • «Страна, в которой я живу»
  • «Поезд добродетелей»

Совместный досуг

  • «Есть такая профессия Родину защищать»

Семейный творческий конкурс

  • «Мы за мир!»
  • Презентация «Наша дружная семья»

Презентация опыта работы

  • КВН «Знатоки родной страны»
  • Конкурсная программа «Умники и умницы»

Анкетирование по патриотическому воспитанию детей в ДОУ

  • «Необходимость патриотического воспитания в ДОУ»
  • Итоги работы по реализации программы.

Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:

  • Специально организованные занятия;
  • Беседы;
  • Наблюдение;
  • Чтение художественной литературы;
  • Сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры;
  • Тематические праздники;
  • Целевые прогулки, экскурсии;
  • Взаимодействие с социумом и др.

 Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

5–6 лет.

  • Знать свой домашний адрес, название города.
  • Иметь представление о символике города.
  • Знать название близлежащих улиц.
  • Иметь представление о жизни и быте смолян.
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
  • Знать профессии своих родителей.
  • Знать правила поведения в природе.
  • Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
  • Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

  • Краткие сведения об истории города – Смоленск.
  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Знать герб, флаг города Смоленск.
  • Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
  • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
  • Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
  • Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
  • Иметь элементарные представления об охране природы.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения детьми программы  дошкольного  образования  подразделяются  на  промежуточные  и  итоговые.

Цель - оценка эффективности педагогического воздействия; отслеживание достижений и своевременное выявление затруднений каждого ребенка. Результаты диагностики позволяют корректировать дальнейшую работу, планировать индивидуальные занятия с детьми, давать рекомендации по патриотическому воспитанию.

По результатам освоения программы предполагается получить следующие результаты:

-формирование у дошкольников основ патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества, готовности к защите;

- применение полученных знаний о родном крае, об Отечестве в добрых делах и поступках;

-формирование представлений о морали, осознание нравственных норм и реализация  их в поведении;

- формирование  представлений о   Родине, своем городе, о самом себе.

Диагностика развития патриотического самосознания ребенка осуществляется в индивидуальном порядке по методикам предложенным Урунтаевой Г.А.,  по результатам которых были  выделены уровни развития патриотического самосознания у старших дошкольников.

Высокий уровень:

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 4- 5 улиц.Знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень:

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы(делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень:

Не знает названия страны, своего адреса, знает название города. Узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Система мониторинга

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

В процессе мониторинга личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, игровых методик.

Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Планируемые результаты освоения детьми программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы.

Промежуточные результаты освоения программы раскрывают динамику формирования личностных качеств воспитанников в период освоения программы по развитию патриотического самосознания.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
  3. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"»
  4. «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.
  5. Программа, реализуемая в детском саду «От рождения до школы» под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

6. Н. В. Алёшиной «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной

действительностью»

7. Е. Ю. Александровой «Система патриотического воспитания в ДОУ»

8. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию. -2005.

9. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. –

М.:Аркти,2007.

10. Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия. – М.: Просвещение,2001.

11. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного

      возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

12. З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

13.  Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

14.  И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

15. М. Б. Зацепиной  «Дни воинской славы»

16. Н. Г. Зеленовой «Мы живём в России»

17.Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

18. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание: Методическое пособие.- М.: Творческий центр,2007

19.Липнягова Н.Н., Лусихина Т.В. Люби и знай свой родной край,2007.

20.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

21.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка.-  М.: Центр «Сфера» М.2008.

  1. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

23. Материалы Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...

Проект рабочей программы по теме: « Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через уважительное отношение к малой Родине».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...

«Россия, Родина моя!» Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин» и ФГОС ДО

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязаннос...

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

РЕГИОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»...

Программа дополнительного образования.По нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.«Моя Родина - Россия»

План доп.образования для детей старшего дошкольного возраста«Моя Родина - Россия»  Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, ...

Консультация для педагогов дошкольного образования НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В консультции предстлены нормативные основы ноавственно -патриотического воспитания, задачи которые решаеи педагог в ходе достижения его целей....

ПРОГРАММА «Росиночки России» нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Авторская программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ....