Проект рабочей программы по теме: « Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через уважительное отношение к малой Родине».
рабочая программа (старшая группа) на тему
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, армии. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rabochey_programmy_sementina_v._i.docx | 84.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» | |
Реализация дополнительных профессиональных программ |
Проект рабочей программы
по теме:
« Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через уважительное отношение
к малой Родине».
Разработчик:
Сементина
Валентина
Иннокентьевна
воспитатель
МБДОУ №19
«Ласточка»
г. Новоалтайска
тел.2-48-92
г. Барнаул
2015 год
Структура рабочей программы | ||
1. | Пояснительная записка ………………………………………………... | 3 |
1.1. | Цель рабочей программы ……………………………………………… | 5 |
1.2. | Задачи рабочей программы ……………………………………………. | 5 |
1.3. | Принципы и подходы к организации образовательного процесса …. | 6 |
2. | Планируемые результаты освоения Программы (в соответствии с целевыми ориентирами ) | 7 |
3. | Календарно-тематическтий план | 8 |
4. | Методическое обеспечение программы | 14 |
2
Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ребенок должен развиваться в пяти образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, а так же социально-коммуникативное развитие.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, армии. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать нравственные ценности, любовь, уважение к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к малой родине, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
3
Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Данный проект рабочей программы по развитию детей старшего дошкольного возраста разработан в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада «Ласточка» города Новоалтайска Алтайского края, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Рабочая программа построена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Проект программы реализуется в течении учебного года в условиях активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально практическим путем , то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
4
Цель программы.
Создание благоприятных условий для нравственно-патриотического воспитания детей через уважительное отношение к малой родине.
Задачи программы.
- формирование представлений о малой родине.
- развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, детскому саду, городу.
- участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
- осуществление тесного сотрудничества с родителями в работе по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду.
Принципы и подходы к формированию программы
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Комплексно- тематический принцип построения образовательного процесса.
Планируемые результаты.
- проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку.
- стремление к познанию окружающей действительности.
- бережное отношение к окружающей природе.
- дети способны участвовать в проекте.
5
Календарно-тематический план
дата | тема |
Цель, задачи | Пространственное планирование |
Сентябрь1-2неделя 3-4 неделя | «Дружная семья» «Моя родословная» | Обобщать и систематизировать представления о составе семьи. Расширять представления о родовых корнях семьи ( у семьи есть своя история). Активизировать познавательный интерес к семье, к близким. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Формировать представление о семейных традициях. | Работа над понятиями: семья, родня, фамилия, имя, отчество. Составление родословной, семейного герба. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Чтение стихов о бабушке, сестренке, братишке и т.д. Беседа «Мои домашние обязанности». Дидактические игры «Для чего человеку имя». Рисование «Мои родные». С/ролевая игра «Семья». Занятие «Я и моя семья». Создание выставки «Моя родня». . |
Октябрь | «Как хорошо у нас в саду». |
Познакомить детей с историей детского сада, особое внимание обратить на то, что наш детский сад – это второй родной наш дом. Закрепить адрес детского сада. Расширять представления детей о людях, работающих в нашем саду. Воспитывать чувство любви и гордости за свой детский сад, желание сделать все возможное для того, чтобы наш детский сад был еще лучше и краше. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим. | Рисунки. Экскурсии по детскому саду. Путешествие по плану детского сада. Ролевые игры «Кто работает в детском саду», «Я – воспитатель». Экскурсии по территории детского сада, знакомство с планом участка. Рассматривание фото альбома «История детского сада». Составление рассказов по картинам из серии «Мой детский сад». Выставка изобразительного искусства «Мой любимый детский сад». Развлечение «Праздник друзей» |
Ноябрь | «С чего начинается Родина?» | Закрепить и расширить знания детей о родном городе. Объяснить, что город – это результат труда людей разных поколений, что – мы хозяева города, и каждый житель должен о нем позаботиться. Познакомить с историей возникновения города, с культурой и бытом коренных народов Алтая. Дать знания о том, что такое герб, объяснить символику герба города, его назначение. Воспитывать у детей интерес и уважение к национальной культуре, любовь и гордость за свой город, уважение к людям, прославившим город и сейчас работающих на благо народа.Развивать желание побольше узнать о городе, в котором живут дети. . | «Город на Алтае» (путешествие по фотографиям и иллюстрациям) Рассказ воспитателя об истории города Новоалтайска (выгодное местоположение, боевое прошлое); Слушание песен о городе Новоалтайске. Экскурсия по городу. Изготовление панно из природного материала "Герб города Новоалтайска, Алтайского края ". Рисование «Мой город». Экскурсии в краеведческий музей города Новоалтайска, рассматривание альбома «Мой любимый город». |
Декабрь 1-2 неделя 3-4 неделя | «Народные праздники на Руси» «По Новогодней карте» | Расширить представление о народных русских праздниках, познакомить с происхождением и назначением праздников. Развитие у детей интереса к русской народной культуре. | Беседа о праздниках. Рассказ воспитателя о времени встречи Нового года и воображаемое путешествие по карте. Беседа о Новогодних символах. Рассказ о новогодних обычаях. Оформление группы к празднику. Зимние постройки из снега для малышей. Акция «Поможем птицам зимой». Новогодний праздник «Новый год у ворот». |
Январь 1-2 неделя 3-4 неделя | «Моя улица родная»
«Осторожно, дорога!» | Уточнить знания детей о названиях некоторых улиц; своей улицы, показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории своего города. Рассказать об истории возникновения Общественных зданий на улицах, их назначение. Воспитывать у детей интерес к истории города, уважение к труду людей, обустраивающих наш город Познакомить как организовано движение по улице. Закреплять правила на дорогах.
| Наблюдения и экскурсии на территории детского сада и за его приделами. Рассматривание домов (этажность, формы домов, из какого материала построены, номера). Общение «Микрорайон – как часть города». Создание макетов домов, улицы, общественных зданий. Рисунки. Дидактические игры «Путешествие по городу», «Расскажи о своем городе». Экскурсии по улице, в ГИБДД. Развивающие игры: «История родного города», «Заколдованный город», «Волшебные ленты дорог». Решение проблемной ситуации «Почему люди мусорят на улицах города?» |
Февраль | «Сильны и могучи богатыри славной Руси» | Познакомить детей с одним из видов русского фольклора- былиной, былинными героями-русскими богатырями, защитниками своей земли. Углублять знания детей о Российской Армии-защитнице нашей страны. Воспитывать уважение к профессии защитника Родины, желание быть на них похожими. | Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри». Чтение былин об Илье Муромце, Миките Селяновиче, Никите Кожемяке, Алеше Поповиче. Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины. Беседа «Что лучше - худой мир или хорошая война». Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту». Беседа «Есть такая профессия -Родину защищать». Чтение произведений о защитниках Родины, об Армии. Рисование «Пограничник».Аппликация: изготовление открытки к дню Защитника Отечества. Пословицы о храбрости, героизме воинов («Смелость города, берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.)Развлечение «Будем в армии служить». Занятие «Богатыри земли русской». |
Март |
«Очень я люблю маму милую свою».
| Воспитывать ласковые и добрые чувства к своим мамам. Уточнить и закрепить знания детей о профессии своей мамы, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. | Беседа «Мама - самое прекрасное слово на земле». Составление рассказов из личного опыта на темы: «Моя мама лучше всех», «За, что я люблю свою маму», «Как я помогаю маме». Рисование «Портрет моей мамы». Чтение стихотворений о маме. Пение песен о маме. Аппликация-«Открытка для мамы». Развлечение «Я для милой мамочки». |
Апрель | «Путешествие в природу». | Уточнить и закрепить знания детей о природе, как среде жизни человека, без которой он не проживет, о познавательной ценности природы: наблюдения за природой помогают людям лучше охранять природу, придумывать и создавать необходимые для жизни и деятельности предметы. Воспитывать заботливое, бережное отношение к растениям и животным. Пробуждать эстетические чувства. | Беседа «Роль человека в жизни природы». Рассказ воспитателя «Дети - Маугли». Дидактическая игры«Что, где растете?». «Природа и человек». Беседа «Что было, если бы из леса исчезли». Трудовая деятельность: «мы идем помогать растениям». Игры-эксперименты с водой и песком. Дидактическая игра «Живая и мертвая вода». Чтение литературных произведений. Итоговая беседа «Человек-часть природы». |
Май 1-2неделя 3-4 неделя |
«Про отцов и дедов помнить от века завещано»
«Белая береза-русская береза! Любимое дерево на Руси» |
Беседа о празднике Победы, о родственниках погибших в годы войны.
Знакомство с традициями народных гуляний. | Беседы о празднике Победы, о родствен - никах, погибших в годы войны. Экскурсии к вечному огню. Конкурс семейных рисунков: «Мы за мир».Просмотр фильмов по военной тематике. Открытое занятие по данной теме. Рассматривание фото из семейных альбомов. Знакомство с традициями народных гуляний. «Праздник берёзки». |
11
Литература:
- Петрова И.В., Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду» [Текст]\, Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России» [Текст]\, подготовительная группа, Москва, 2008 г.
-. Маханева М.Д «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» [Текст]\, Сфера, Москва, 2009 г.
- Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» [Текст]\, МЦГЛ, 2004 г.
- Кондречкинской Л.А. «С чего начинается Родина?» [Текст]\ под редакцией Л.А. Кондречкинской, МТЦ, Сфера, 2003 г.
- Ривина Е.К." Знакомим дошкольников с семьей и родословной"[Текст]\ - М: Мозаика- синтез, 2009-2010 г.
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».
Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия для восприятия целостной картины истории своей...
Методическая разработка фрагмента плана одного рабочего дня на тему "Мой город" Старший дошкольный возраст.
Методическая разработка фрагмента плана одного рабочего дня на тему "Мой город" Старший длшкольный возраст....
Проект «Развитие нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста в области образовательной деятельности «Познание».Тема: «Осень - чудная пора!»
Огромную роль в нравственно-экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Мой любимый город Красноармейск"
Проект "Мой любимый город Красноармейск" проводился в подготовительной к школе группе. В течении недели дети ходили на эксуксии в школу, музей, на швейную фабрику. Свои впечатления отражали ...
Рабочая программа педагога по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Мамонтовского района »
Рабочая программа педагога по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Мамонтовского района »...
Проект рабочей программы Тема: «Эмоционально – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровые занятия»
Игра является ведущей формой деятельности ребенка. применение игр в работе с детьми, один из методов в коррекции личности ребенка дошкольника. Игра придает процессу увлекательную форму, ...
«Развитие интереса к своему здоровью у детей старшего дошкольного возрастачерез музыкально-ритмические движения»
laquo;Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта,а, прежде всего воспитание человека».В.А. Сухомлинский....