Проект рабочей программы Тема: «Эмоционально – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровые занятия»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Пархоменко Светлана Николаевна

    Игра является ведущей формой деятельности ребенка. применение игр в работе с детьми, один из методов в коррекции личности ребенка дошкольника. Игра придает процессу увлекательную форму, облегчает процесс  запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует мышлению, воображению, творческим способностям ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmash.n.a._2014g.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад общеразвивающего вида №32 п.Раздольное Надеждинского района"

Проект рабочей программы

Тема: «Эмоционально – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровые занятия»

                                                 Разработчик: Пархоменко С.Н.

                                                          воспитатель МК ДОУ ДСОВ №32

Раздольное 2018

I. Целевой

Пояснительная записка

     Дошкольный возраст является периодом становления личности, интенсивного формирования эмоционально-нравственных основ ее культуры (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, и др.) Нравственное развитие тесно связано с развитием эмоциональной сферы и является одной из центральных линий психического развития дошкольника. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума» (А.В.Запорожец).  Таким образом, эмоциональное и нравственное развитие личности – взаимосвязанные процессы, в результате которых происходит усвоение и реализация в поступках общественных норм, вызывающих эмоциональный оклик, эмоциональное принятие, что становится постоянным, непосредственным побудителем (мотивом) отдельных поступков и всего поведения личности.

    Игра является ведущей формой деятельности ребенка. применение игр в работе с детьми, один из методов в коррекции личности ребенка дошкольника. Игра придает процессу увлекательную форму, облегчает процесс  запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует мышлению, воображению, творческим способностям ребенка.

    Содержание игр. их организация методика проведение направлены на преодоление замкнутости, скованности. нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Дети учатся осознавать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других людей. Формируется умение адекватно выражать свои эмоции, используя при этом вербальные и невербальные средства.

    На игровых занятиях формируется доброжелательное отношение друг к другу, умение говорить и принимать комплименты, произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.

Актуальность

    В связи с появившейся проблемой нравственной опустошенности, проявлением детской жестокости и агрессии, возникла необходимость помочь детям разобраться в сложном мире социальных отношений, научить согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои поступки с общественными нормами поведения.

    Ни для кого не секрет, что «лучший друг» современного ребенка – это телевизор и компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. а ведь именно  живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, это приводит к импульсивности поведения.  

    Дошкольный возраст предполагает не только овладение ребенком знаниями, умениями и навыками, но и становление базовых свойств личности, самооценки и образа «Я», эмоционально – личностной сферы, нравственных ценностей и установок, социально  - психологических способностей в  отношениях с другими людьми.

    Общеизвестно, что дети эгоцентричны, потому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоционально-нравственной сферы.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.20ё13г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»;

  • Постановление от 15.05.2013г. №26 «ОБ утверждении СанПин 2.4.1.3049-13»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по  основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

  • Программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014 г.

Цель программы

    Способствовать развитию эмоционально - нравственных качеств и элементарных правил поведения в обществе сверстников и взрослых людей в процессе игрового общения.

Задачи

  • Обеспечить развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
  • Формировать гендерную идентичность.
  • Формировать и уточнять представления о своем ближайшем окружении.
  • Давать детям представление об индивидуальных особенностях сверстников.
  • Давать детям представление о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми.
  • Продолжать знакомить с правилами этикета.
  • Сформировать представление о различных формах вежливого общения между людьми.
  • Расширять эмоционально – чувственный опыт совместного проживания событий.
  • Формировать уверенность в себе и умение играть в коллективе.
  • Воспитывать уважение к культуре народов Приморского края.

Принципы

  • Системности планомерности.

  • Принцип учета возрастных особенностей.

  • Принцип доступности.

  • Принцип креативности – творческий подход педагога к проведению игрового занятия и творческое применение детьми знаний и умений.

  • Игровой принцип.

  • Принцип проблемности – (создание проблемной ситуации на игровом занятии позволяет детям самостоятельно найти решение, выбор стратегии поведения в ситуации, вариативность решения проблемы и т.д.)

  • Принцип наглядности.

Предполагаемые результаты

В результате освоения рабочей программы в группе организованы и пополняются:

- мини-музей «В гостях у сказки»;

-разные виды театров;

-совместно с родителями изготавливаются и приобретаются дидактические и развивающие пособия по развитию эмоционально - нравственных качеств;

-интерьер группы украшается веселыми сказочными персонажами.

В результате реализации рабочей программы дети способны

  • Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию.
  • Проявлять заботу, сочувствие и взаимопомощь.
  • Имеют понятие о добре и зле.
  • Проявляют уверенность в себе, самостоятельность и активность в общении со взрослыми и сверстниками.
  • Инсценируют сюжеты знакомых сказок, стихов.
  • Проявляют инициативу в выборе игр.
  • Вежливо общаются друг с другом используя ласковые выражения.
  • Понимают значение выполнения нравственных норм, как в собственном поведении, так и в поступках литературных персонажей.
  • Понимают различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и в поведении.
  • Умеют уступать друг другу в конфликтных ситуациях.
  • Умеют выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.

Программа состоит из пяти основных разделов: «Языки общения», «Ты и я», «Мы разные», «Характер», «Умение владеть собой», «Культура общения».

   Разделы программы тесно связаны между собой, их содержание постоянно перекликаются. В каждом разделе содержатся темы игровых занятий.

Структура занятий состоит из четырех этапов

  • Приветствие.
  • Разминка.
  • Основная часть.
  • Заключительная часть.

    В основной части занятия игры и упражнения направлены на обучение детей речевым этикетным формулам (приветствие, прощание, благодарность), развитие умения понимать настроение окружающих, понимать свое эмоциональное состояние и умение с ними справляться, говорить и принимать комплименты, на воспитание гуманных отношений между детьми. Использование художественного слова.  Беседы по сказкам и рассказам, в том числе Приморских писателей.  Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать ее.

    В заключительной части – упражнения на релаксацию и развитию воображения. продуктивной деятельности – рисование. Использование музыки. Цель заключительной части – снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление.

II. Содержательный

Календарно - тематическое планирование игровых занятий по эмоционально – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема

Занятия

Предварительная работа

  • Языки общения

Цель: Развивать язык жестов, мимики, пантомимики; сформировать понятия, что кроме речевых существуют и другие средства общения; формировать способность выражать словом свои чувства, понимать другого, уметь согласовывать свои действия с действиями партнера.

1.Что такое общение?

2.Общение бывает разным.

3.Отгадай, что я сказал.

4.Играем и вспоминаем.

1.Беседа на тему: «Мои умные помощники».

2.Аппликация на тему: «Радость – грусть»

3.Стихотворение А.Вагнер «Цвета радуги»

4.Игра в театральную студию «Пойми меня»

  • Ты и я, мы – разные.

Цель: Учить детей разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения. Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе. Научить анализировать с этих позиций себя и своих друзей.

1.Что значит быть другом.

2.Мы все разные.

3.Письмо другу.

4.Мое настроение.

5.Ссора.

6.Как помириться.

1.Разучить с детьми пословицы, поговорки о дружбе.

2.Чтение сказок и рассказов о дружбе, в том числе народов Алтая .

3.Беседа с родителями на тему: «С кем общается ваш ребенок?»

  • Характер

Цель: Развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. Показать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и в поведении.

1.Сказочная шкатулка.

2.Волшебный лес.

3.Путешествие в страну Драконов

4.Рыцари и дамы.

5.«Разноцветная звезда»

1.Чтениме и рассказывание сказок о хороших и плохих поступках.

2.Оформление альбома «Что такое хорошо и что такое плохо».

3.Консульнация для родителей «Детские конфликты»

  • Умение владеть собой

Цель: Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния; анализировать их причины, подвести к пониманию значения выполнения нравственных норм, как в собственном поведении, так и в поступках литературных персонажей.

1.Игра «Король».

2.Смелость.

3.Трудная ситуация.

4.В гостях у синьора минора на острове плакс.

5. «Клокочущий вулкан»

1.Провести анкетирование с родителями на тему: «Общение детей в семье».

2.Чтение сказки К.Д.Ушинского «Умей обождать».

3.С/р игра «Как побороть страх?».

4.Беседа с родителями на тему: «Как предупредить отклонение в развитии ребенка?»

  • Культура общения

Цель: Способствовать освоению детьми основных правил этикета, помочь им понять, что одни и те же  высказывания могут быть восприняты окружающими и как невежливые, и как насмешливые, и как шутливые. Объяснить детям, что слово человека могущественно: словом мы можем пожалеть, приободрить, обидеть, огорчить и т.п. Убедить детей, что только доброе и ласковое слово поможет найти взаимопонимание.  

1«От улыбки стало всем теплей».

2.Как обратиться к собеседнику?

3.Зачем быть вежливым?

4.Каким тоном?

5.Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

6.Веселый этикет.

1.Чтение книжек «Вежливый этикет».

2.Разучитьстихи о вежливых словах.

3.Беседа «Как вести себя за столом?»

4.Подготовить папку – передвижку для родителей «Хорошие и дурные манеры»

III. Организационный

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)

Занятия проводятся: 1 раз в неделю, длительность - 25 минут.

Сроки реализации: сентябрь 2018г. – май 2019г.

Материально – техническое обеспечение

  • Раздаточный и демонстрационный материал
  • Подбор  иллюстраций «Азбука настроений».
  • Картотека игр для развития эмоциональной сферы ребенка, в том числе картотека игр народа Приморского края
  • Микрофон.
  • Театральная ширма.
  • Волшебная палочка, волшебный сундук, шапка – невидимка.
  • Альбомы для рисования, фломастеры.
  • Схемы – эмоции, фотографии, иллюстрации с изображением различных эмоциональных состояний.
  • Мини – музей «В гостях у сказки».
  • Аудиомагнитофон, оборудование для мультимедийного просмотра материалов.

Список используемой литературы

1.  З.И.Курцева «Ты - словечко, я – словечко», изд. Баласс 2002, Москва.

2. Л.Г.Киреева, О.А.Саськова «Комплексные занятия ,сюжетно-ролевые и дидактические игры»

3. М.В.Корепанова, Е.В.Харлампова «Познаю себя», изд. Дом Российской Академии образования, Москва 2004.

4. Н.В.Клюева, Ю.В.Филлипова «Общение детей 5-7 лет», Академия развития 2001.

5. Т.И.Кандала, О.А.Семкова, О.В.Уварова «Занимаемся, празднуем, играем», изд. «Учитель» -2010.

6. В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры», АРКТИ 2001.

7.Зинченко Л.Н., Федорова И.В. Литература родного края – Учебное пособие. 2007г.

8. Интернет – ресурсы.

9.ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",  от 29.12.12г. пр. №273-ФЗ

10.ФГОС дошкольного образования, от 17октября 2013г., пр. №1155

11.Постановление от 15 мая 2013 г. N 26«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»;

12.Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Н.Е. Вераксы.

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по  основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, через игровую деятельнсть

Процец познания маленького человека отличается от прцесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями....

Описание опыта. Тема : «Формирование математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Важность темы обусловлено тем, что занимательные математические игры, способствуют развитию умственных способностей у детей, вызывают интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний....

"Духовно – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность "

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от педагога требуется не только   помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, м...

Из опыта работы "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Сегодня мне хотелось бы поделиться  своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок. В последние годы сложилась  тенденция постепенного ухода игры из ...

Рабочая программа «Полюбуйся» художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Рабочая  программа «Полюбуйся» разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирова...

Отчет по самообразованию на тему: «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год.

Отчет по самообразованию на тему:«Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год...