"Духовно – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность "
статья на тему

Антонова Екатерина Фягимовна

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от педагога требуется не только   помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим - задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность  

 (Антонова Е.Ф, МДОУ д/с «Сказка»)

Есть Бог, есть мир, они живут вовек, 
А жизнь людей - мгновенна и убога. 
Но все в себе вмещает человек, 
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилев

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от педагога требуется не только   помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим - задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Сила православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека и является приоритетом таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Фундаментальные положения православной педагогики – обретение ребенком трудолюбия, скромности, почитания и послушания старших, забота о младших.  Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей. Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. В настоящее время проблема воспитания душевно, психологически и физически здоровых детей стоит особенно остро.

Более 20  лет в нашем детском саду проходит работа по духовно –нравственному воспитанию детей. За это время работниками детского сада был собран большой объем материала. И я продолжаю эту работу через проектною деятельность, в соответствии с ФГОС ДОУ.

Мною разработан долгосрочный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиции русского народа».  Содержание проекта  ориентировано на развитие, прежде всего, личностных качеств дошкольников, таких как доброта, уважение к другим людям, взаимопомощь, способность к сочувствию и состраданию, стремление к познанию законов природы. Основная цель моей работы с детьми - формирование основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов, развитие познавательной активности, творческих способностей. 
          При разработке проекта  для детей дошкольного возраста я учитывала, что в дошкольном возрасте впервые закладываются этические правила, общее представление о мире, о природе, об обществе, о самом себе. Ребенок дошкольного возраста сам строит теории о происхождении вещей и мира. Он сам пытается объяснить целый ряд зависимостей и отношений. Ребенок этого возраста находится на такой ступени, на которой мышление отличается образностью, конкретностью. Он создает свои теории о происхождении животных, о рождении детей, о прошлом и т.д., то есть у дошкольника есть тенденция понять не только отдельные факты, но установить и некоторые обобщения. У детей 5 – 7 лет происходит бурное развитие творчества, фантазии. К.Д. Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть. Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт — основу развития воображения. 
         Одним  из путей развития у дошкольников нравственности, духовности, по моему мнению, является  ознакомление с литературой, особенно сказками, мифами, рассказами. Я считаю, что литература - богатейший источник и побудитель чувств, переживаний. Мифы, сказки - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность - реальность мира чувств, эмоций. Это возможность просто ответить на глобальные вопросы: «Как появился наш мир?», «Откуда появились люди?», «Почему на Земле такое множество стран и языков?». В процессе слушания мифов и исторических рассказов у детей появляется внутренний импульс к содействию, помощи, стремление защитить, желание вмешаться и изменить ситуацию. Главное - создать поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребенком при восприятии историй, проявились в окружающей реальности.
          Я стараюсь научить каждого ребенка видеть и понимать другого человека, способности поставить себя на место другого и переживать с ним чувства ибо «одно из самых важных направлений в личностно-ориентированном воспитании дошкольников - развивать внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учить сопереживать». (В.А.Сухомлинский).
           В этом процессе я с детьми совместными усилиями пытаюсь превратить содержание истории в систему открытых проблем.

         Один из разделов проекта посвящен знакомству дошкольников с древней книгой -  Библией. Я считаю, что дошкольникам можно и нужно говорить о Боге, добре и зле, об истине и заблуждениях. Детям в этом возрасте легко вообразить себе, представить реалистически то, о чем мы говорим отвлеченно, - силу добра и силу зла. Для детей реален именно опыт ощущения, а не рассуждения о нем. 
          Я стараюсь  в доверительной беседе на доступном для дошкольников языке последовательно и систематично знакомить  детей с Детской  Библией, где каждая история – это проблема выбора между добром и злом. Такие моменты способствуют закладыванию основ детского мировоззрения, от этого зависит во многом, будут ли в ребенке посеяны семена доброты и веры, будет ли чему прорасти в будущем. 
          Не любая форма деятельности приводит к изменению, обновлению духовного мира ребенка. Знакомство с Библейскими историями происходит в специфических детских видах деятельности.
           Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста используется мною в совместной образовательной деятельности  для проигрывания библейских сюжетов. Игра и сказка объединены общим историческим происхождением. На занятиях вместе с детьми  я строю  Вавилонскую башню из кубиков, проигрываю ситуации общения героев библейских историй. Перед праздником Красная горка дети играют в веселые народные игры с расписными яйцами.
           Рассказывание историй – это один из основных методов донесения до ребенка содержания Детской Библии. В индивидуальном развитии современного ребенка истории, ярко и образно рассказанные взрослым, существенно дополняют игру, расширяют перспективу освоения ребенком сферы «необыденного», вводят его в мир не реализованных человеческих возможностей и замыслов. Работая с детьми, я убедилась, что дети любят слушать рассказы, доступные их реалистическому восприятию и их воображению, и таких рассказов много в Священном Писании. Библия — не скучная книга о каких-то событиях — это книга, которая преподносит нам истину о Боге в историях. Иногда Библия сообщает нам о событиях достаточно, чтобы пробудилось наше любопытство, и при этом не дает законченных ответов на наши вопросы. Я рассказываю детям истории образно, творчески, стараюсь пробудить  интерес у слушателя и дать все то, что нужно знать ребенку, но не дать ему ответов на каждый возникающий у него вопрос
Новозаветные рассказы о чудесах вызывают у детей не эмоции чудесности - дети мало отличают чудо от обыденного, - а радостное сочувствие: «Жил человек, который был слеп, ничего не видел, никогда не видел. Вы закройте глаза и вообразите, что ничего не видите. А Иисус Христос подошел, дотронулся до его глаз, и он вдруг стал видеть... Как вы думаете, что он увидел?». В процессе работы с дошкольниками я обязательно использую пружину развивающей интриги. Если я хочу, чтобы активность детей в процессе познания не ослабевала, то строю работу таким образом, чтобы удовлетворение полученными новыми знаниями в конце очередного занятия сочеталась у них со страстным нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии. Этот путь обеспечивает и активизацию творчества ребенка: ребенок не ждет разъяснений взрослого, он сам активно прогнозирует, строит догадки, предположения - и так вплоть до следующего занятия. При выборе библейского повествования важно учитывать возраст и особенности слушателей. Дети воспринимают мир сквозь призму реальных переживаний — им нужны конкретные представления о нем. Поэтому они воспринимают истину о Боге, слушая повествования об Иисусе и других библейских персонажах. В этих повествованиях дети видят жизнь героев, чувствуют их эмоции, переживают с ними голод, холод, угнетение, радость, горе, надежду, отчаяние. 
         Просмотр мультипликационных фильмов является современным информационным средством, доступным для детей, любимым детьми. Мультфильмы серии «Гора самоцветов» знакомят с исторически значимыми событиями в жизни нашей страны России, способствуют развитию у ребенка чувства патриотизма, принадлежности к великой и могучей стране. Дети с большим удовольствием смотрят красочные, увлекательные по сюжету мультфильмы, которые не столько отвечают на многие вопросы, сколько заставляют задуматься о важном, насущном. После просмотра происходит обсуждение поднятой темы, во время которого дети задают вопросы мне, друг другу, обмениваются впечатлениями, выстаивают свои собственные теории. Так, после просмотра мультфильма про Каина и Авеля ребята самостоятельно смогли дать определение понятию «зависть». Дети поняли, что наказание, которое получил Каин, легкое лишь на первый взгляд: жить вечно, сознавая, что тебя никто не любит, ты никому не нужен – это мука. Дошкольники с их реалистическим восприятием проводят параллель со своим жизненным опытом и делают неожиданный вывод: мы видели такого человека, как Каин, он искал себе пропитание в мусорной свалке, потому что его никто не любит, не помогает, он никому не нужен. Наверное, после такого разговора ребенок будет больше ценить любовь и заботу близких людей.

Или, например, обсуждая с детьми притчу «О блудном сыне», где отец прощает своего младшего сына, промотавшего все свое имущество, дети сами приходят к выходу, что одно из главных качеств человека – это умение прощать.

Читая библейскую историю о Давиде и Голиафе, дети сами осознают, что нельзя ставить себя выше всех остальных, гордиться собой, а остальных считать слабее себя, ведь всегда найдется тот человек, который сможет в чем – либо победить.
          Наряду с игрой и активным восприятием рассказов значительное место в работе по духовному воспитанию дошкольников занимают продуктивные виды деятельности - рисование, лепка, конструирование. Эмоции, чувства, ощущения ребенка, пережитые на занятии, без их материального воплощения крайне недолговечны, способны быстро замещаться другими эмоциями и чувствами. Продуктивная изобразительная деятельность способствует более глубокому освоению темы. Ребенок, изображая на листе бумаги образ голубки с оливковой ветвью в клюве или сцену Всемирного потопа, еще раз переживает, «проживает» данное событие, поэтому даже через некоторый промежуток времени ребенок способен по своему рисунку воспроизвести данное событие.
         Для проигрывания сюжетов, наглядного представления событий мною совместно с детьми изготовлены из разных материалов (бумага, кусочки шерсти, пластилин, деревянные палочки, ткань) объемные макеты: «Рождение Иисуса Христа», «Ноев ковчег». Перед праздником Пасхи проводится изготовление подставок под крашеные яйца, расписывание яиц. 
           Непреложная истина особенности восприятия детей дошкольного возраста – услышанное быстро забывается, увиденное запоминается надолго. С этой целью я использую метод демонстрации картин по библейским сюжетам. Рассматривая картины из серии «Сотворение мира» («Сотворение мира», «Сотворение человека», «Создание жены») дети еще более реалистично воспринимают библейские сюжеты, вникают в детали рассказанной истории о сотворении мира Богом. Изучая детали иллюстрации «Изгнание Адама и Евы из рая», дети более точно осознают, что за нарушение правил, есть наказание.
          Метод драматизации, театрализации также часто применяю в беседах с детьми. В данном методе сочетается и иллюстрация истории, и игра, и творчество. На магнитной доске заранее изображается место, где происходит библейская история: лес, море, горы, храм, пустыня и т.д. На этом фоне помещены и могут передвигаться фигуры библейских персонажей, животные и т. п. — все это служит наглядным пособием для библейских историй. Нет необходимости тщательно прорисовывать черты лица и детали одежды персонажей. Тем самым детям предоставляется свобода поразмышлять, о чем думает тот или иной персонаж, какой он и что он чувствует. Хорошо разыгранный спектакль производит на детей неизгладимое впечатление.
          Существуют песни, пересказывающие библейские истории, слова которых можно сопровождать соответствующими символическими движениями тела и жестами. Так, содержание притчи о двух людях, строивших себе дом, — один на песке и другой на скале — легко изображается жестами к песне «Один построил дом свой на песке». Дети могут знакомиться с библейской историей и таким образом — распевая песню и проделывая при этом соответствующие движения, они как бы участвуют в истории и основательно ее запоминают. Ребята с удовольствием заучивают слова рождественских песенок и поют их в группе и дома.
          В процессе воспитания важно не только знать, какие черты характера прививать ребенку, но, прежде всего, приобрести эти качества самому. Если мы не живем теми ценностями, о которых рассказываем детям, то ожидать каких-то изменений бесполезно. Дети воспринимают обучение не ушами, а глазами. Что они видят, тому и подражают. Обучая детей в детском саду, я на опыте убедилась в непреложности педагогической истины, что развитие ребенка, в том числе мышление и речь, происходит полноценно только тогда, когда развитие ума не отрывается от развития души. Если нет основы для духовного развития, то происходит сужение границ интеллектуальных возможностей ребенка. Преподаваемый материал усваивается медленнее и быстрее стирается из памяти, как погибает семя, посаженное в неподготовленную почву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через художественное слово.

Тезисы  к выступлению на тему "Развитие духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста  через художественное слово"...

Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому ак...

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно в эти годы, для которых характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, являются благоприятным для нравственного и духовног...

Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»

Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...

Опыт работы «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Опыт работы по  теме: «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»...

Доклад на тему"Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность."

дАННЫЙ ДОКЛАД БУДЕТ ПОЛЕЗЕН ВОСПИТАТЕЛЯМ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП. в НЕМ ГОВОРИТСЯ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....