Главные вкладки

    Опыт работы «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
    материал по окружающему миру

    Опыт работы по  теме: «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty_ekologicheskoe_vospitanie.docx21.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы по  теме: «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

    Воспитатель: Суханова Е.Н

     Наблюдая за детьми 4-5 лет,  их особенностями и проявлениями, заметила, что дети на прогулке увлеченно играют в песок, подбирают различные камушки, а различные – травинки, цветы часто обрывают, отщипывают листочки.

    Природный материал непроизвольно пытаются обследовать элементарными способами: действуют с ними в игре,  ощупывают, раскладывают или разбрасывают, собирают опавшие листья. Дети от природы очень любопытны, они задают много вопросов.

    Наблюдение и беседы позволили сделать вывод о том, что у детей появляется интерес к природе, но в то же время отсутствует бережно и созидательное отношение к ней, понимание, что  природу надо беречь и охранять.

    Исходя из актуальности, решила целенаправленно работать в направлении экологического образования дошкольников.

    Организуя наблюдения и дидактические игры на прогулках, осмысливая свой опыт работы, заметила эти противоречия, из которых вывела проблему: как выстроить систему  работы по экологическому образованию детей, отвечающую их потребностям в развитии, интересу к живой и неживой природе, направленную на оказание посильной действительной помощи природе?

    Для решения данной проблемы сформулировала цели задачи.

    Наиболее эффективными технологиями в образовательном процессе в работе со старшими дошкольниками считаю технологии:

    - проектная деятельность;

    - наглядное моделирование (по Л. А. Венгеру);

    - Лэпбук.

    Об использовании образовательные технологий пойдет речь в представлении моего опыта работы по экологическому развитию дошкольников.

     Стандарт ориентирует педагога на использование проектной деятельности, которая позволяет включать детей в активную познавательную деятельность

     На 1 этапе провела первичную диагностику, в которой использовала в основном метод наблюдения, беседы, анкетирование родителей.

    На основе результатов диагностики, изучение специальной литературы, интернет-источников составила перспективный план работы, в который включила деятельность с детьми, с родителями, социальными партнерами.

    2 этап перехода к непосредственно проектной деятельности разрабатывала исходя из того, что это деятельности в дошкольном детстве имеет свою специфику и отличается от проектной деятельности взрослых. Ее результаты значимы для самих детей.

    Мною вместе с детьми и родителями разработан и реализован ряд проектов, в том числе одним из самых актуальных и значимых стал проект «Наша Красная книга» о растениях и животных России и Красноярского края.

     Совместно с родителями собирали информацию об исчезающих видах растений и животных нашей планеты из разных источников: энциклопедии и познавательная литература, интерне, просмотр телепередач, беседы со взрослыми.

    Дети учились на практике применять знания из раздела «Развитие экологических представлений», полученные в ходе освоения образовательной программы, строили наглядные модели из карточек с условными обозначениями факторов значимых для роста и развития растений (свет, температура, влажность), строения растений, в том числе особенностей корневой системы, листьев, учились классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Одна из самых интересных моделей, которые научили строить дети - это модель экологических систем, где все факторы, влияющие на жизнь растений, находятся во взаимозависимости. Эти экосистемы лес, луг, водоем,  город.

    Дети пришли к выводу, что деятельность человека может пагубно влиять на природу при потребительском отношении к ресурсам (вырубка лесов, беспорядочной массовый сбор растений, загрязнение атмосферы заводами, автомобилями).

     Самый сложный аспект в работе - не пугать детей, не вызывать чувство собственного бессилия, а помочь прийти к выводу - что дети могут сделать для охраны природы, в каких конкретных делах и событиях это выражается.

    В реализации проекта неоценимым ресурсам стало сетевое взаимодействие.

    Особо интересным и значимым стало сотрудничество с детской библиотекой микрорайона.  Дети посещали различные мероприятия: экскурсии,  развлечения с просмотром видеосюжетов, участвовали в викторинах, рассматривали книги в читальном зале и брали их в группу,  записалась в библиотеку. На основе полученных материалов подобрали иллюстрации и описания объектов природы, работали в малых группах, изготавливали «Красную книгу».

            Интересным и необычным стало применение технологии ЛЭПБУК на подготовительном этапе изготовления «Красной книги».

    Темой первого оформления детьми ЛЭПБУКА  стала «Экологическая система «Луг»». Дети собрали много разнообразного материала о луговых растениях и  насекомых, в том числе редких и охраняемых, классифицировали его и распредели по тематическими кармашкам. Один из кармашков так и называется «Красная книга».

    Основной идей и темой проектной  деятельности детей стала охрана природы. Через участие в проектах и экологических акциях, дети пришли к выводу, что они тоже могут принимать деятельное участие в охране природы и сбережении ресурсов.

    Дошкольники совместно с родителями стали участниками акции на уровне города и края «Подари пернатым дом», «Живи, елочка», «Зимняя планета детства». Инициировали проведения акции в детском саду «Наш чистый двор», «Дерево дружбы».

    Основной упор в своей работе делала на формирование системы  экологических представлений через ознакомление с природой родного Красноярского края. Для формирования экологических представлений использовала  непосредственный контакт ребенка с объектом природы, живое общение с растениями, наблюдения и практическую деятельность по уходу за ними.

    Дети принимали совместно с родителями и воспитателями на участие в субботниках по благоустройству и озеленению своего участка; посадили елочку, березку, цветы.

     Замечательная идея была посадка дерева дружбы в средней группе.

      В самостоятельной   и совместной деятельности дети проводили исследования  в мини - лаборатории, в уголке природы. В группе дошкольники регулярно ухаживали за растениями, высаживали цветочную рассаду, огород на подоконнике. У  детей не только появилось бережное отношение к объектам природы, но и  ответственность к выполнению своих обязанностей.

    Создала предметно  пространственную  развивающую среду в группе.

     Проектная деятельность позволяет включать родители в жизнь ребенка, расширять границы общения, обеспечивает сотрудничество детского сада и семьи. На родительском собрании было проведено анкетирование она показала что 100% родителей положительно относятся к участию в проектной деятельности, считают направление важным и готовы оказывать помощь в реализации.

     Дети совместно с мамами и папами подготовили интересные исследования. Детские исследовательские работы «Вода ее свойства» , «Зачем жирафу пятна» были представлены на детской научно – практической  конференции в детском саду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.»

    Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ус...

    Формирование экологический представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

    Экологическое воспитание подрастающего поколения по своей сути – это вопрос будущего. Будущей возможности любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом, общаться с животными...

    "Духовно – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность "

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от педагога требуется не только   помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, м...

    Приобщение к истокам русской национальной культуры и традициях у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) .

    Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность«… Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без это...

    Из опыта работы "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

    Сегодня мне хотелось бы поделиться  своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок. В последние годы сложилась  тенденция постепенного ухода игры из ...

    Педагогический опыт: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

    Данный опыт может быть использован в виде дополнительного образования в ДОУ, представлять интерес для воспитателей, увлечённых истоками нравственно - патриотического воспитания, русской, мордовской на...