Из опыта работы "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
презентация к уроку (старшая группа)

Казакова Анна Юрьевна

Сегодня мне хотелось бы поделиться  своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок. В последние годы сложилась  тенденция постепенного ухода игры из детского сада. Игра вытесняется учебной деятельностью. Загруженность детей в детском саду учебой ведет к тому, что они все раньше и раньше начинают становиться маленькими школьниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение

детский сад  «Сказка» п.Магдагачи

Интеллектуальное развитие

 детей старшего дошкольного возраста

 через игровую деятельность

(из опыта работы)

                          Составил: педагог-психолог

                                                                      I квалификационной категории

                                                           Казакова Анна Юрьевна

2019 год

«Интеллектуальное развитие детей старшего  дошкольного возраста через игровую деятельность»

(опыт работы)

       

     Сегодня мне хотелось бы поделиться  своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок.

     В последние годы сложилась  тенденция постепенного ухода игры из детского сада. Игра вытесняется учебной деятельностью. Загруженность детей в детском саду учебой ведет к тому, что они все раньше и раньше начинают становиться маленькими школьниками.

Зададимся вопросом: а  каких  детей ждут наши школы, общество? Безусловно, здоровых,  деятельных, интеллектуально развитых и как следствие конкурентно способных.

      В отечественной педагогике достаточно глубоко обоснована идея о роли  игр в интеллектуальном  развитии ребенка.

     Но хотелось бы отметить еще один важнейший аспект игры: это внутреннее ощущение свободы, которое испытывает ребенок. Деятельность без удовольствия, никогда не принесет пользы. В игре, удовольствие ребенок может получить не только от результата, но и от эффекта «приятной» новизны.

     Итак, игра для ребенка – это свобода, творчество, формирование

познавательных  интересов и способностей!

    В игре дети:

1. Учатся применять имеющиеся у них знания;

2. Ставятся перед необходимостью поиска новых решений;

3. Учатся взаимодействию друг с другом;

     Кроме того, в игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, воображение, речь.

      Однако, чтобы игра была целенаправленной, интересной и развивающей необходимо руководящее участие в ней взрослого.

      Учитывая эти факты, я составила  цикл коррекционно-развивающих занятий «Играем и  Учимся».

  Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.

        Данный цикл занятий  рассчитан для работы с детьми  6-7 лет по подготовке их к школе. Он состоит из двух блоков занятий «Интеллектуально-познавательного» и «Мотивационно-личностного» и включает в себя 26 занятий, которые  могут проводиться, как фронтально со всеми детьми группы, так и по подгруппам (10-12 детей), один  раз   в неделю. Длительность занятия 30-35 минут.

Новизна.  Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики. Занятия имеют четкую структуру:

1. Разминка (дидактические игры на развитие внимания и скорости мышления) (5 мин.)

2. Основная часть занятия (20 мин.)

- 1-2 дидактических и развивающих игр, упражнений на развитие познавательных психических процессов;

- динамическая пауза (физминутка или малоподвижная игра);

- пальчиковая гимнастика;

- работа в тетради;

- игра (задание) на развитие речи

       3. Заключительная часть (рефлексия) (5 мин.)

      Некоторые занятия носят тематический характер и построены в виде «Путешествий».

      Цикл занятий «Интеллектуально-познавательного блока»  я, как это уже стало традицией, завершаю  интеллектуальной викториной «Умники и умницы», цель которой  создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения, активизации знаний детей. Интеллектуальная викторина  представляет систему увлекательных игр и упражнений на логическое мышление. Играя,   дети учатся обобщать и находить различия, сравнивать, действовать по правилам, проявляют находчивость, смекалку. Большую радость им доставляет получение грамот, дипломов, медалей «Самый умный».

       Прекрасное содействие в воспитании интеллектуальной личности оказывают загадки, развивающие память и умение мыслить логически. А для развития внимательности и умения красиво излагать свои мысли, хорошую роль сыграет совместное чтение сказок и стихов. Большой интерес вызвала у детей проведённая мною викторина по сказкам К.И. Чуковского, где дошкольники представив свою команду, соревнуясь, путешествия по произведениям  Корнея Ивановича, закрепляя свои знания, стремясь к победе  получили положительный эмоциональный  заряд энергией и хорошее настроение.

     Таким образом, занятия по развитию интеллектуальных способностей детей эффективнее проводить в форме игры. Так усвоение программы проходит гораздо легче и быстрее, дети меньше устают и более продолжительное время не теряют интереса к занятиям. Следовательно, данные занятия дают положительный результат, повышают интеллектуальное развитие, что способствует  успешному обучению детей в школе.

       Особую роль интеллектуальному развитию детей я уделяю и работе с ними в сенсорной комнате. Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка. Психическое развитие, развитие интеллектуально – познавательной сферы и речи  детей  происходит в процессе интеграции внешнего мира во внутренний. Сенсорная комната для ребенка – это идеальная обстановка, в которой он не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.

       Здесь я использую следующие методы работы:

-игры и игровые упражнения;

-дыхательные упражнения;

-релаксационные упражнения;

-беседы, сказкотерапия и пескотерапия;

-подвижные игры;

-наблюдения;

-музыкотерапия

      Таким образом, сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка.

        В заключение  своего выступления замечу, что развивать интеллект ребенка необходимо целенаправленно, систематически, с учётом возрастных особенностей, во всех видах детской деятельности, привлекая к этому развитию всех участников педагогического процесса: воспитателя, музыкального руководителя, психолога и т.д., а также родителей.

     

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» (опыт работы) Выполнила : педагог-психолог I квалификационной категории Казакова Анна Юрьевна Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Сказка» п. Магдагачи

Слайд 2

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития . Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Интеллект ребенка - специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Интеллектуальное развитие дошкольников –многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, является важнейшей составной частью общего психического развития. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Очень важно помочь ребёнку развить свой интеллект своевременно.

Слайд 4

Цикл коррекционно-развивающих занятий « Играем и Учимся». Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений . Задачи: Активизация имеющихся у детей знаний об окружающем мире; Развитие познавательных психических процессов; Развитие волевых качеств личности; Развитие произвольности поведения умения считаться с мнением других, и вести продуктивный диалог; Развитие мелкой моторики рук; Повышение мотивационной готовности детей к школе. Разработка системы работы, с родителями в данном направлении .

Слайд 5

Занятия имеют четкую структуру : 1. Разминка (дидактические игры на развитие внимания и скорости мышления) (5 мин .) 2 . Основная часть занятия (20 мин .): - 1-2 дидактических и развивающих игр, упражнений на развитие познавательных психических процессов; - динамическая пауза ( физминутка или малоподвижная игра); - пальчиковая гимнастика; - работа в тетради; - игра (задание) на развитие речи 3 . Заключительная часть (рефлексия) (5 мин.)

Слайд 6

НОД : «Путешествие на планету Знаний»

Слайд 7

Интеллектуальная викторина: «Умники и Умницы»

Слайд 8

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского

Слайд 9

Таким образом, занятия по развитию интеллектуальных способностей детей эффективнее проводить в форме игры. Так усвоение программы проходит гораздо легче и быстрее, дети меньше устают и более продолжительное время не теряют интереса к занятиям. Следовательно, данные занятия дают положительный результат, повышают интеллектуальное развитие, что способствует успешному обучению детей в школе.

Слайд 10

Сенсорная комната для ребенка – это идеальная обстановка, в которой он не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.

Слайд 11

М етоды работы в сенсорной комнате: - игры и игровые упражнения ; -дыхательные упражнения ; -релаксационные упражнения ; -беседы, сказкотерапия и пескотерапия ; -подвижные игры; -наблюдения; -музыкотерапия

Слайд 12

Темная сенсорная комната – целый мир новых впечатлений и ярких эмоций. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует гармоничному развитию и коррекции имеющихся проблем.

Слайд 14

Развивать интеллект ребенка необходимо целенаправленно, систематически, с учётом возрастных особенностей, во всех видах детской деятельности, привлекая к этому развитию всех участников педагогического процесса: воспитателя, музыкального руководителя, психолога и т.д., а также родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в области познания и картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Вода».

Материал разработан для проведения  исследований свойств воды с детьми старшего дошкольного возрастах. Предложенные опыты с водой помогут детям систематизировать знания о свойствах воды.   ...

Презентация опыта работы «Способы развития воображения в игровой деятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание....

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...