Главные вкладки

    Презентация опыта работы «Способы развития воображения в игровой деятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста».
    методическая разработка (средняя группа) по теме

    Мороховец Тамара Ивановна
    Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация опыта работы «Способы развития воображения в игровой деятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста». Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 320» Мороховец Тамара Ивановна

    Слайд 2

    Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

    Слайд 3

    Сюжетно – ролевые игры

    Слайд 4

    Игры с правилами

    Слайд 5

    Творческое воображение – это продуктивный вид воображения, развитием которого следует заниматься

    Слайд 6

    Предметно-развивающая среда

    Слайд 7

    Игрушки - самоделки

    Слайд 8

    Пример взрослого

    Слайд 9

    Подборка этюдов, игры – путешествия, игры – импровизации, психогимнастика

    Слайд 10

    Игры с вымышленными персонажами

    Слайд 11

    Сочинение историй

    Слайд 12

    Работа с родителями по обогащению жизненного опыта

    Слайд 13

    У детей с богатым воображением по мере взросления не только продолжает развиваться фантазия, из них вырастают люди, умеющие эффективно решать разные проблемы



    Предварительный просмотр:

                                    Презентация опыта работы

     "Способы развития воображения в игровой деятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста".

    Психологи, педагоги дошкольных образовательных учреждений уделяют большое внимание развития воображения у детей. Творческая личность  невозможна без хорошо развитого воображения. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.  Почти вся материальная и духовная культура  является продуктом воображения  и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая  богатым воображением, он может "жить" в разном  времени, что не может себе позволить никакое  другое  существо в мире.    (Слайд)                                                      На сегодняшний день сложилась  тенденция недооценивать такой психологический процесс, как воображение.                                                        Воображение - это психический процесс создания образов предметов, ситуаций обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание.                                                                                                         Ведущая  деятельность для дошкольного возраста - игра, а возрастное психологическое новообразование - воображение. Следовательно, если ребенок не доиграл, не  дофантазировал, не овладел всеми видами игры, он не сможет  легко обучаться в школе. В дошкольной педагогике  распространено деление игр на две большие  группы. Игры, правила которых  устанавливаются по ходу игровых действий, чаще всего называют  сюжетно-ролевыми.

    В игре ребенок осваивает не конкретные знания об окружающем мире, а систему общечеловеческих  способностей - это универсальные способы  нравственного отношения к миру и мышления, общие способы действий с вещами. В группе созданы условия для свободной самостоятельной сюжетно – ролевой игры. Если в среднем возрасте поощряется взаимодействия детей со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений, появляется игровой диалог в форме ролевых высказываний, то в старшем возрасте появляются более сложные игры как по организации,  так и по содержанию и средств отображения реальной жизни. Сюжетно – ролевые игры продолжаются  длительное время с постепенным усложнением и развитием содержания. Любимые игры в средней группе «Телефонный разговор», «Фотоателье», «Встреча – проводы», «Салон косметики» и т.д. Тематика в старших группах связана с современной жизнью. «Спасатели», «Космонавты», «Путешествие через океан» и т.д.

    (Слайд) Кроме  того, существуют игры с готовыми, или открытыми  правилами.

    Психологи  выделяют три вида воображения, в зависимости от способа его формирования:

    1. Воссоздающее - образ формируется на основе услышанной истории или самостоятельно прочтенной книги.

    Творческое - ребенок начинает фантазировать без опоры  на какие либо факты, только с помощью своего ума.  

    Творческое воображение - это продуктивный вид воображения, развитием  которого следует заниматься.                                                                                             Неуправляемое - ребенок  настолько верить в созданные фантазией образы, что начинает жить в придуманном мире отстаивает свою реальность.

    В своей работе мы используем способы развития воображения:

    1. Создание  предметно-развивающей среды (слайд) .

     В нашей группе обеспечена доступность ко всему содержанию предметно-игровой среды, расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка. Дети широко пользуются игровым материалом в соответствии с замыслом ребенка и сюжета игры, своевременно изменяют предметно-игровую среду с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта. Для развития воображения поощряется самостоятельность детей.

    1. Самостоятельность детей  (слайд). Не навязывается готовая игровая среда в виде тематических игровых уголков, игровой материал находится в ящиках, корзинках, коробках, которые легко переносятся в любое место группы, где дети создают игру по своему замыслу. На каждом ящике имеется знак "Почта", "Больница", "Ателье", "Магазин" и др. Дети пользуются методом моделирования, с удовольствием продумывают каждую деталь интерьера, проигрывают воображаемые ситуации. Дети часто пользуются игрушками заменителями. В группе имеется "Сказочный сундук", где лежат головные уборы, шарфы, ленты, коврики, варежки, перчатки. По желанию дети создают разные воображаемые образы.  В игре дети пользуется игрушками - самоделками, которые доставляют большое удовольствие.

            3.  Игрушки-самоделки (слайд). Смастерил игрушку, поделку, вещь в которую вложил свой труд, фантазию, выдумку - такая работа дорогого стоит. Сказка  "Новый год у козы и семерых козлят" мастерилась три месяца. Дети с удовольствием придумывали костюмы, прически для персонажей , изменяли поделку , добавляли новые элементы, изменяли цветовое решение, применяли другой материал. Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии. (слайд)

             4. Пример взрослого. Очень важно взрослому самому в воображении  детально  видеть то, что он описывает детям , тогда и они это увидят (слайд).                                                                  Развитие воображения у старших дошкольников осуществляется с помощью подобранных игр-импровизаций, игр-путешествий, этюдов.                                                                                                                              

             5. Подборка этюдов , игры-путешествия, игры- импровизации, психогимнастика (слайд).  Многократное использование комплекса  игр на развитие воображения вызывает у детей желание фантазировать, неизменный интерес, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями, вместе с взрослым переживать воображаемые ситуации. Любимая игра "Пантомима" или по другому "Что мы сделаем не скажем, а что делаем покажем", развивает у детей воображение, доступная детям всех возрастных групп, игра "Рисунок в несколько рук". Это групповая игра тесно связывает воображение и эмоции (слайд). Игра "Волшебная книга" на активизацию процесса воображения ,  игра-импровизация "Тропинка", развивает воображение, внимание, умение играть в коллективе, игра "На кого похожа клякса",  развивает воображение и творческие способности, игра "Путешествие в деревню" , развивает воображение, пластику , чувство ритма, звукоподражание, игра " Путешествие в цирк" ,развивает воображение ,память детей и т.д.

    6. Игры с вымышленными  персонажами . Такие игры  развивают самодисциплину :  ребенок сам придумывает правила и неукоснительно следит за их выполнением. (слайд)

    7. Чтение. Ребенок представляет дальние страны, сюжеты, портреты главных героев (слайд).

    8.Сочинение истории. Ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажи.  (слайд)

    9. Взаимодействие детского сада с родителями  по обогащению жизненного опыта (слайд), чем богаче палитра переживаемых впечатлений, эмоций, тем ярче фантазии малыша. Предлагаем родителям путешествовать с детьми , ходить на прогулки, в парки, в лес, на водоемы. Делиться впечатлениями со своими сверстниками , ходить на концерты, спектакли, в музеи, приносить фотографии, рисунки.

    У детей с богатым воображением по мере взросления не только  продолжает развиваться фантазия, из них вырастают люди, умеющие эффективно решать разные проблемы.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)

    Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....

    Методические рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста

    Методические рекомендации по опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста...

    Проектная работа "Дидактические игры для закрепления знаний татарского языка у детей среднего и старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности"

    Проект раскрывает содержание методической разработки по использованию музыкально-дидактических игр для формирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста интереса к татарскому языку и культ...

    План - конспект тематического развлечения по познавательно – речевому развитию «В гостях у Мойдодыра» для детей среднего и старшего дошкольного возраста

    План - конспект тематического развлечения по познавательно – речевому развитию «В гостях у Мойдодыра» для детей среднего и старшего дошкольного возраста ...

    Фиксационные карты в опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста

    Обучение детей следовать определенной структуре проведения эксперимента, подведение итогов, выводы, фиксация результатов в карточке...