«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
статья (старшая группа) на тему

Евдокимова Елена Анатольевна

В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно в эти годы, для которых характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, являются благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-_nravstvennoe_doklad.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Евдокимова Елена Анатольевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Огонек» г. Поронайска»

(МБДОУ №8 «Огонек» г. Поронайск)

Воспитатель

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»

«Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце –

способность к общению, к признанию равенства душ…»

С. Соловейчик.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно в эти годы, для которых характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, являются благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.

Духовно-нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием и осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние бывает неадекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям [3, с.124-128]. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с ребенком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.

В нашем детском саду духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется комплексно, через разные виды деятельности. Мы используем средства живописи, музыки, декоративно-прикладного творчества, физического развития детей. Мы поставили перед собой следующие задачи: приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). Дать представления о сообществах: о семье, о родственниках, о друзьях, о соседях, о знакомых. Обогатить знания детей о родном крае («малой родине»), Родине – стране, дать знания о символике нашего государства. Познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарем, русскими народными играми.  

Развивающая работа была построена в соответствии с разработанным тематическим планом по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников. Работа проводилась по всем образовательным областям через:

-  организованную деятельность детей по темам «Моя семья», «Я люблю свой детский сад, и район где я живу», «На берегу залива Терпения (путешествие по фотографиям и иллюстрациям»», «Законы, по которым мы живем», «По Новогодней карте», «Наша Родина – Россия», «Живем в России», «Москва – столица нашей Родины», «Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника отечества), «Моя мама» (ко Дню 8 Марта), «Отражение русских традиций в национальном костюме», «Наши космонавты» (ко Дню космонавтики), «Наше государство – Российская Федерация», «Этот День Победы», «Поронайск прежде и теперь».

- совместную деятельность педагогов и детей: регулярные экскурсии в Поронайский краеведческий музей. Дети познакомились с культурой коренных жителей Сахалина, особенностями сахалинской форы и фауны, историей освоения Сахалина и Курильских островов; просмотры видеофильмов, картин, прослушивание аудиозаписей, чтение книг и создание проблемных ситуаций с их дальнейшим обсуждением. Это влияет на более глубокое восприятие детьми значимых моментов. Так как мышление детей старшего дошкольного возраста наглядно-образное, это способствует более прочному запоминанию и осмыслению воспринимаемого материала; посещение массовых народных праздников: «День города», «Масленица» и т.д. с целью более глубокого приобщения детей к народной культуре.

- игры, досуги, развлечения: КВН «Моя страна – Россия», народные игры, показ вертепа со сценами Христа, акции «Поможем птицам зимой» (изготовление кормушек), постройки горок из снега для детей младшей группы

- свободную деятельность детей и родителей: совместные домашние задания: изготовления поделок и т.д., участие в спектаклях ДОУ, выставка «Семейные реликвии», выставка детских рисунков, семейный праздник «Моя родословная», изготовление русского национального костюма для подиума «Сударушка», участие в спортивных развлечениях «Мама, папа, я – спортивная семья», «Спорт — это сила», совместные экскурсии с родителями по городу.

Работа по духовно-нравственному воспитанию более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, а первые учителя ребенка. Привлечение родителей к данной проблеме способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

•        Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом крае и страны.

•        Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.

•        Счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

Также мы используем такие формы работы с родителями как семинары-практикумы, круглые столы, тематические встречи, встречи со священнослужителями, тематические беседы, консультации.

В результате систематической работы у детей было сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание и радоваться за других. Ребята приобщились к православной культуре, познакомились с формами традиционного семейного уклада, пониманием своего места в семье. Сформировалось деятельное отношение к труду. А также ответственность за свои дела и поступки.

Таким образом, мы можем сказать, что проводимая нами работа, направленная на развитие духовно-нравственных норм у детей, дает положительный результат.  Нормы, заложенные в детстве, сохраняются на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.

Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности, если все это пронизано духовно-нравственным воспитанием

Список литературы:

  1. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.//Управление ДОУ. 2009 №1

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой.- М.:Просвещение,2007.

3. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 2009.

4. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.//Управление ДОУ.2006.№8

5.  Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М .,2003.

6. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.-М.:Мозаика – Синтез,2011.

7. Ривикина Е.К. Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.//Управление ДОУ, 2015.№1.

8. С чего начинается Родина? /Под ред. Л.А. Конрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

        9. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста.//Дошкольная педагогика,2016.№6.