Рабочая программа «Полюбуйся» художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Рабочая программа «Полюбуйся» разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру) «Цветные ладошки» И.А. Лыковой. Реализация программы осуществляется в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов, в совместной деятельности с родителями, в самостоятельной деятельности детей. Включает в себя четыре основных модуля, составлена в соответствии с ФГОС ДО и нормативно - правовыми документами.
Цель: художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством великих художников мира и самостоятельную изобразительную деятельность.
Задачи:
- знакомить с творчеством великих художников мира;
- формировать основы художественного восприятия произведений искусства;
- формировать начало музыкально-художественной культуры;
- активизировать интерес к художественно-эстетической деятельности;
- развивать наблюдательность, фантазию, умение строить художественный сюжет, выражая свое отношение к миру;
- развивать навыки самостоятельной изобразительной деятельности;
- повышать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.
Срок реализации программы - 1 год. НОД проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 5-6 лет – 25 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Полюбуйся" | 79.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Полюбуйся»
художественно - эстетического развития детей
старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства
(Разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру) «Цветные ладошки» И.А. Лыковой)
Автор-составитель:
Владимирова Ольга Алексеевна
Самара, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Целевой раздел | |
Пояснительная записка | ||
1.1. | Актуальность рабочей программы | |
1.2. | Цель и задачи рабочей программы | |
1.3 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы | |
1.4 | Возрастные характеристики развития детей | |
1.5 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста рабочей программы | |
1.6 | Обоснование выбора содержания программы | |
1.7 | Формы подведения итогов реализации рабочей программы | |
II. | Содержательный раздел | |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности | |
2.2 | Содержание рабочей программы | |
III. | Организационный раздел | |
3.1 | Кадровое обеспечение рабочей программы | |
3.2 | Материально-техническое обеспечение рабочей программы | |
3.3 | Методическое обеспечение рабочей программы (материалы и средства развития, обучения и воспитания) | |
3.4 | Время и сроки реализации рабочей программы | |
3.5 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | |
IV. | Дополнительный раздел | |
4.1 | Презентация рабочей программы «Полюбуйся» | |
V. | Литература | |
Приложение Приложение 1 Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
|
I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность рабочей программы «Полюбуйся»
Для данного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. К этому подталкивает новый современный уклад нашей жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа. Все больше увеличивается значение художественно - эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всестороннего развития. Художественно-эстетическое воспитание является актуальным направлением модернизации системы образования, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни –эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей». Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка.
Детское творчество – одна из самых важных и актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Что первично в эстетическом воспитании ребенка: приобретение знаний об искусстве или правильное эстетическое восприятие?
Доктор философских наук, профессор ФГНУ «Институт художественного образования», заведующий лабораторией социологии и психологии Е.М. Торшилова отмечала, что «Один из основных камней преткновения в содержании и методике педагогики искусства – это соотношение знания и способности восприятия, разума и чувства, обученности и непосредственности в художественном восприятии и творчестве». И в будущем нам предстоит решать:
Нужно ли учить знаниям об искусстве, в том числе представлениям о том, зачем оно, надо ли это сознавать? Надо ли прививать эстетические установки восприятия, присваивать нормы вкуса как нормы? Или как-то (как?) развивать потребность в общении с искусством, способность видеть произведение искусства, не пользуясь знаниями, эмоционально, субъективно, непосредственно, без всякой планки адекватности такого восприятия?
Заслуженный деятель науки Н.А. Ветлугина отмечала: «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству».
Любое искусство является социально значимым средством межкультурной коммуникации и механизмом социализации, поскольку обладает возможностью подключать человека к существующим в мире и обществе ценностям, нормам и культурным значениям. Поэтому рабочая программы «Полюбуйся» предлагает не только конкретные способы художественно-эстетического развития детей средствами изобразительного искусства, в том числе нетрадиционными, но и ознакомление с искусством великих мастеров других стран и народов, произведения которых украшают известнейшие музеи мира.
Занимаясь творчеством по программе « Полюбуйся», ребенок, овладевая навыками художника, осуществляет свои творческие замыслы, расширяет кругозор и мировоззрение, приобретает способность находить красоту в реальном мире, учится творчески мыслить, анализировать, обобщать. Художественно-эстетическое развитие по этой программе предполагает воспитание и созерцателя, и слушателя, и активного творца красоты.
Введение данной программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства. Содержание программы направлено на то, чтобы жизнь ребенка была насыщена различными проявлениями искусства мира. В основу положены концептуальные идеи, предполагающие личностно-смысловое общение детей и взрослых; ориентацию на мотивы и эстетические потребности ребенка старшего дошкольного возраста; многопозиционное освоение искусства в творческой деятельности.
Рабочая программа «Полюбуйся» разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру) «Цветные ладошки» И.А. Лыковой. Реализация программы осуществляется в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов, в совместной деятельности с родителями, в самостоятельной деятельности детей. Занятия лучше проводить в специально оборудованном помещении, изо - студии, где рекомендуется иметь мультимедийный проектор с видеоматериалами, открытки, альбомы с иллюстрациями произведений известных живописцев мира, альбомы для детского художественного творчества, наборы для рисования, демонстрационный материал, картины, технологические карты по рисованию нетрадиционными способами, аппликации, книги и методические пособия. Рабочая программа «Полюбуйся» включает в себя четыре основных модуля, составлена в соответствии с ФГОС ДО и нормативно - правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Приказ Мин.обр.науки РФ от 17.10.2013 No1155 «Об утверждении
ФГОС ДО»
СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. No26
1.2. Цель и задачи рабочей программы «Полюбуйся»
Цель: художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством великих художников мира и самостоятельную изобразительную деятельность.
Задачи:
- знакомить с творчеством великих художников мира;
- формировать основы художественного восприятия произведений искусства;
- формировать начало музыкально-художественной культуры;
- активизировать интерес к художественно-эстетической деятельности;
- развивать наблюдательность, фантазию, умение строить художественный сюжет, выражая свое отношение к миру;
- развивать навыки самостоятельной изобразительной деятельности;
- повышать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы «Полюбуйся»
В основу разработки и реализации рабочей программы «Полюбуйся»
положены следующие принципы:
Общепедагогические принципы:
1. Принцип систематичности и последовательности: определение содержания эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
2. Принцип развивающего характера художественного образования.
3. Принцип природосообразности: постановка задач художественно-эстетического развития с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.
4. Принцип интереса: корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
1. Принцип эстетизации предметно-развивающей среды.
2. Принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с возрастными особенностями познавательного развития детей.
3. Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
4. Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.
1) Культурологический подход (учёт интересов и коммуникативных потребностей ребёнка). Способствует принятию взрослого как главного носителя культуры, приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
2) Системно-деятельностный подход. Так как деятельность - это способ самореализации и самораскрытия человека, то системно-деятельностный подход предполагает, что ребенок в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность, поэтому в первую очередь – дело, а знания здесь имеют второе значение, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа «Полюбуйся»
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). В старшем дошкольном возрасте одним из центральных нововведений выступает произвольность в управлении поведением и деятельностью, произвольность психомоторных и психических процессов. Именно эти возрастные новообразования в перспективе определяют готовность ребёнка к творческому самовыражению и способность быть субъектом данной деятельности. В исследованиях многих известных педагогов и психологов показано, что художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Овладение техникой деятельности понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте (рисунке, коллаже, пластике, конструкции и т.д.).
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста рабочей программы «Полюбуйся»
Реализация программы «Полюбуйся» будет способствовать достижению следующих результатов:
- ребенок воспринимает и понимает смысловое значение произведений искусства, понимает прекрасное в искусстве и действительности;
- ребенок способен к наблюдательности, к реальному видению явлений в жизни и способен воспринимать композиции и осваивать их, как средства художественной выразительности;
- ребенок проявляет интерес к художественно-эстетической деятельности, владеет представлениями и знаниями о различных видах изобразительного искусства;
- ребенок создает продукт художественно-эстетической деятельности с использованием различных изобразительных средств;
- ребенок эмоционально откликается на предметы изобразительного искусства и обладает установкой положительного отношения к окружающему миру.
1.6. Обоснование выбора содержания рабочей программы «Полюбуйся»
Рабочая программа «Полюбуйся» разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру) «Цветные ладошки» И.А. Лыковой и не дублирует основную образовательную программу ДОУ. Она расширяет возможности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в аспекте применения большего количества изобразительных техник и видов, а также ознакомление с изобразительным искусством других народов и стран, что будет способствовать повышению эффективности достижения результатов образовательной программы.
1.7. Формы и средства определения результативности реализации рабочей программы «Полюбуйся»
- наблюдение процесса художественно-творческой деятельности ребенка (заполнение Карты наблюдения);
- изучение продуктов художественно-творческой деятельности ребенка;
-выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные) ;
-художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба) ;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам) ;
- составление альбома лучших работ;
- наблюдение за действиями детей в различных видах техниках рисования.
II. Содержательный раздел |
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Модуль/Тема | Месяц | Способы реализации в специально организованной взрослыми деятельности | Способы реализации в самостоятельной деятельности | |
1. | Модуль «Русская пастораль» Художник – Иван Иванович Шишкин | ||||
1.1 | «Утро в сосновом лесу» | Сентябрь | Групповая деятельность: виртуальная экскурсия в лес на основе наглядных материалов, коллективное взаимодействие по изучению информационных и иллюстрированных материалов о творчестве И.И.Шишкина. Музыкальная деятельность: мультисенсорная презентация картин (звуки природы и флейта). Чтение стихотворения поэта-импрессиониста под псевдонимом Белый Филин «К картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Ознакомление с техникой живописи акварелью. Учимся рисовать деревья как у Шишкина. Коммуникативная игра «Пойми меня». Загадывание загадок про осень. Танцевальная пауза. Изобразительная деятельность: сюжетное рисование картины родного края акварельными красками. Организация выставки детских работ. | Взаимодействие детей с родителями: завершение нарисованной картины дома, придумывание названия картины (родители добавляют в рисунок свой элемент и подписывают картину). Прогулка в парк, в лес. Сбор природного материала для творчества: листья, шишки, желуди, камушки и т.д.) Беседы с элементами практикума о картинах И.И. Шишкина по иллюстрациям и совместная изобразительная деятельность: ( «Волшебное дерево» в смешанной технике: рисование и аппликация из природного материала). Чтение сказки «Три медведя». | |
1.2. | «Сосновый бор», «Березовая роща» | Октябрь | |||
1.3. | «Болото», «Мухоморы» | Ноябрь | |||
2. | Модуль «Масляная пастель» Художник – Роберт Дункан | ||||
2.1. | Серия «Золотое детство» «Зимние радости в деревне» | Декабрь | Групповая деятельность: виртуальная экскурсия в зимнюю деревню на основе наглядных материалов (иллюстрации изображения картин Р.Дункана «Зимние радости в деревне»). Музыкальная деятельность: мультисенсорная презентация картин (североамериканские мелодии). Чтение стихов о зиме: «Зимой» Ф. Шкулев, «Снеговик» В.Степанов Индивидуально – коллективные работы по ознакомлению с техникой рисования масляными красками и гуашью Техника смешивания красок, знакомство с новыми цветами, оттенками. Рисование увиденного на улице (снег, дома, горка, дети). Игровая деятельность – дидактическая игра «Разгадай мою загадку». Групповая деятельность (просмотр картин Роберта Дункана «Зимние забавы»). Игровая деятельность: дидактическая игра: «Кто первый». Игровое упражнение «ОЧумелые ручки» Развитие мелкой моторики рук. Изобразительная деятельность: рисование ватными палочками «Снегопад». Дизайнерская деятельность: оформление уголка картин «Зимушка-зима». Коммуникативная деятельность: общение детей друг с другом. | Выполнение зимней композиции в технике гуашь. Взаимодействие с родителями: экскурсия в зимний парк. Совместное чтение сказки «Снежная королева». Просмотр сказки «Веселый Снежок». Изобразительная деятельность: рисование техникой «отпечатки пальчиков» «Снег идет». Аппликативная композиция из ватных дисков «Сказка зимнего леса». | |
2.2. | «Зимние забавы» | Январь | |||
3. | Модуль «Японская графика» Художник – Хиросигэ Утагава | ||||
3.1. | «Спящая сова на ветке» | Февраль | Групповая деятельность: мультимедийная экскурсия в страну Восходящего Солнца-Японию. Музыкальная деятельность: мультисенсорная презентация картин японского художника Хиросигэ Утагава (японские мотивы, звуки японской речи и музыки). Ознакомление с техникой «Графика». Изобразительная деятельность: рисование по шаблонам штрихом, линиями, точками по образцам. Графомоторные упражнения. Д.игра «Где живут птицы?» Игровые упражнения: развитие мелкой моторики рук «Вышли пальчики гулять». Беседа о помощи птицам в парках и в лесу. Дизайнерская деятельность: оформление уголка картин «Берегите птиц». | Рисование графикой по представлению. Коммуникативная деятельность: рассматривание иллюстраций с изображением природы и птиц. Игровая деятельность: подвижная игра «Выбери меня»ю Взаимодействие с родителями: чтение японской сказки «Барсук и лисенок». Сбор иллюстративного материала с картинами известных художников. Изготовление скворечников. | |
3.2. | Серия «Птицы и цветы» | Март | |||
4. | Модуль «Голландское «импасто» Художник - Винсент Ван Гог | ||||
4.1. | «Звездная ночь» | Апрель | Групповая деятельность: мультимедийная экскурсия в Голландию (мультисенсорная презентация картин голландского художника Винсента Ван Гога под звуки национальной мелодии). Ознакомление с техникой «импасто». Изобразительная деятельность: создание картин Ван Гога по образцу акриловыми красками. Дизайнерская деятельность по мини-группам: оформление картин в рамки. Взаимодействие детей с родителями: подарок родителям – картина. | Взаимодействие с родителями: беседа с элементами практикума «Рисуя, мы играем». Изобразительная деятельность дома: «Научу родителей рисовать пальчиками». Рисование - фантазирование с элементами детского дизайна. Чтение голландской сказки: «Петушок и курочка». Посещение городской картинной галереи. Подарок от семьи воспитателю: «Картина, созданная нами». Взаимодействие педагога и родителей: «Как вызвать у ребенка желание рисовать». | |
4.2. | «Желтый дом», «Рыбацкие лодки». «Ирисы», «Подсолнухи» | Май |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 1 (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Тема: «Русская пастораль» Художник – Иван Иванович Шишкин
Подтемы:
- «Утро в сосновом лесу»;
- «Сосновый бор»; «Березовая роща»;
- «Болото»; «Мухоморы».
Содержание темы:
Искусствоведческий рассказ о великом русском художнике И.И.Шишкине по его картине «Утро в сосновом лесу» с использованием мультисенсорной презентации (звуки природы и флейта).
Чтение стихотворения поэта-импрессиониста под псевдонимом Белый Филин «К картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Ознакомление с информационными и иллюстрированными материалами о творчестве И.И.Шишкина, его картинах ««Сосновый бор»; «Березовая роща»; «Болото»; «Мухоморы».
Загадывание загадок про осень.
Ознакомление с техникой живописи акварелью. Учимся рисовать деревья как у Шишкина.
Сюжетное рисование картины родного края техникой живописи «Акварель».
Формы, способы, методы
Организация:
- групповая деятельность;
- индивидуальная деятельность.
Методы:
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод «Художник и зритель» - постоянная смена ролей детьми по отношению к работам мастеров или своим собственным;
- метод художественного анализа и оценки;
- игры на развитие творческих способностей.
Средства образования и развития
Средства | Для специально организованной совместной деятельности | Для самостоятельной деятельности ребенка |
Музыкальные произведения | Мультисенсорная презентация картин (звуки природы и флейта). | |
Произведения живописи | Картины И.И.Шишкина: «Утро в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Березовая роща», «Болото», «Мухоморы». | |
Лирика | Стихотворение поэта-импрессиониста под псевдонимом Белый Филин «К картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». | |
Оборудование | Мультимедиа-Презентация картин И.И.Шишкина; бумага для рисования, кисти, краски «Акварель», палитра, стаканчики с водой. | Бумага для рисования, кисти, краски «Акварель», палитра, стаканчики с водой. |
Взаимодействие участников образовательных отношений
Взаимодействие со взрослыми:
с педагогом
- общение: беседы о творчестве И.И.Шишкина и его картине «Утро в сосновом лесу». Рассматривание картин: «Сосновый бор», «Березовая роща», «Болото», «Мухоморы».
с родителями
- завершение нарисованной картины дома, совместное придумывание названия картины (родители добавляют в рисунок свой элемент и подписывают картину).
- аппликационная картина «Волшебное дерево» в смешанной технике: рисование и аппликация из природного материала.
Взаимодействие детей с другими детьми:
- участие в организации выставки своих работ;
- обсуждение работ и выявление лучших.
Продукт
-Дорисованная картина родного края техникой акварельной живописи.
-Аппликационная картина «Волшебное дерево».
Модуль 2 (декабрь, январь)
Тема: «Масляная пастель» Художник - Роберт Дункан
Подтемы:
2.1. Серия «Золотое детство»: «Зимние радости в деревне»;
2.2. «Зимние забавы».
Содержание темы:
Искусствоведческий рассказ о современном американском художнике Роберте Дункане по его картине из серии «Золотое детство» с использованием мультисенсорной презентации (североамериканские мелодии).
Виртуальная экскурсия в зимнюю деревню на основе наглядных материалов (иллюстрации изображения картин Роберта Дункана из серии «Золотое детство» «Зимние радости в деревне»).
Чтение стихов о зиме: «Зимой» Ф. Шкулев, «Снеговик» В.Степанов
Ознакомлению с техникой рисования масляными красками гуашью.
Техника смешивания красок, знакомство с новыми цветами, оттенками.
Рисование увиденного на улице (снег, дома, горка, дети).
Просмотр картин Роберта Дункана «Зимние забавы».
Рисование ватными палочками «Снегопад».
Оформление уголка картин «Зимушка-зима».
Формы, способы, методы
Организация:
- групповая деятельность;
- индивидуальная деятельность.
Методы:
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
- метод активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, анализ и выводы;
- метод разнообразной художественной практики;
- игры на развитие творческих способностей.
Средства образования и развития
Средства | Для специально организованной совместной деятельности | Для самостоятельной деятельности ребенка |
Музыкальные произведения | Мультисенсорная презентация картин (североамериканские мелодии). | |
Произведения живописи | Картины из серии «Золотое детство» «Зимние радости в деревне», «Зимние забавы» | |
Лирика | Чтение стихов о зиме. «Зимой» Ф. Шкулев, «Снеговик» В.Степанов | |
Оборудование | Масляные краски, гуашь, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, стаканчики с водой | Масляные краски, гуашь, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, стаканчики с водой. |
Взаимодействие участников образовательных отношений
Взаимодействие со взрослыми:
с педагогом
- общение: беседы о зиме и зимней природе.
с родителями
- экскурсия в парк; совместное чтение художественной литературы-
- просмотр сказки «Веселый Снежок».
- рисование техникой «отпечатки пальчиков» «Снег идет».
- аппликативная композиция из ватных дисков «Сказка зимнего леса».
Взаимодействие детей с другими детьми:
- обсуждение впечатлений от экскурсии в парк посредством высказывания своих мыслей.
Продукт
- Рисунок техникой «отпечатки пальчиков» «Снег идет».
- Аппликативная композиция из ватных дисков «Сказка зимнего леса».
Модуль 3 (февраль, март)
Тема: «Японская графика» Художник - Хиросигэ Утагава.
Подтемы:
3.1. «Спящая сова на ветке»;
3.2. Серия «Птицы и цветы».
Содержание темы:
Искусствоведческий рассказ о японском художнике-графике Хиросигэ Утагава — представителя направления укиё-э, мастера цветной ксилографии (вид печатной графики, гравюра на дереве) по его картине «Спящая сова на ветке» с использованием мультисенсорной презентации (японские мотивы). Ознакомление с информационными и иллюстрированными материалами о творчестве Х. Утагава, его картинах из серии «Птицы и цветы».
Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Слово графика происходит от греческого слова «графо», которое означает писать, чертить, процарапывать. Графические произведения, в отличие от живописных, передают самое главное без лишних деталей. Рисование картины штрихом, линиями, точками по образцам и шаблонам.
Графомоторные упражнения.
Формы, способы, методы
Организация:
- групповая деятельность;
- индивидуальная деятельность.
Методы:
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
- метод активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, анализ и выводы;
- игры на развитие творческих способностей.
Средства образования и развития
Средства | Для специально организованной совместной деятельности | Для самостоятельной деятельности ребенка |
Музыкальные произведения | Японские мотивы | |
Произведения живописи | Картины Хиросигэ Утагава : «Спящая сова на ветке», серия «Птицы и цветы». | |
Лирика | Японская сказка «Барсук и лисенок» | |
Оборудование | Рисовальная доска, плотная бумага, карандаши с толстым грифелем, фломастеры, небольшие листы, салфетки. | Альбом для рисования, цветные карандаши, фломастеры, салфетки. |
Взаимодействие участников образовательных отношений
Взаимодействие со взрослыми:
с педагогом
- общение: беседа о японском художнике Хиросигэ Утагава и его картине «Спящая сова на ветке».
с родителями
- подвижная игра «Выбери меня»;
- чтение японской сказки «Барсук и лисенок»;
Сбор иллюстративного материала с картинами известных художников.
Взаимодействие детей с другими детьми: обсуждение сказки.
Продукт
- Рисунок техникой «Графика»;
- Скворечник.
Модуль 4 (апрель, май)
Тема: «Голландское «импасто» Художник – Винсент Ван Гог.
Подтемы:
4.1. «Звездная ночь».
4.2. «Желтый дом», «Рыбацкие лодки», «Ирисы», «Подсолнухи».
Содержание темы:
Искусствоведческий рассказ о голландском художнике - Винсент Виллем Ван Гог по его картине «Звездная ночь».
Ознакомление с техникой «импасто».
Создание картин Ван Гога по образцу акриловыми красками, гуашью.
Оформление картин в рамки. Подарок родителям – картина своими руками.
Формы, способы, методы
Организация:
- групповая деятельность;
- индивидуальная деятельность.
Методы:
- метод эмоциональной отзывчивости;
- метод активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ и выводы;
- игры на развитие творческих способностей.
Средства образования и развития
Средства | Для специально организованной совместной деятельности | Для самостоятельной деятельности ребенка |
Музыкальные произведения | Голландские мотивы | |
Лирика | Голландская сказка: «Петушок и курочка» | |
Оборудование | Бумага, акриловые краски, кисти, образец рисунка, стаканчики с водой, салфетки. | Бумага, акриловые краски, кисти, образец рисунка, стаканчики с водой, салфетки |
Взаимодействие участников образовательных отношений
Взаимодействие со взрослыми:
с педагогом
- общение: беседа о голландском художнике Ван Гоге и его картине «Звездная ночь».
с родителями:
- беседа с элементами практикума «Рисуя, мы играем».
- посещение городской картинной галереи.
- чтение голландской сказки «Петушок и курочка»;
Взаимодействие детей с другими детьми: обсуждение сказки.
Продукт
- Подарок от семьи воспитателю: «Картина, созданная нами».
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение
Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив:
- воспитатели с высшей и первой квалификационной категорией;
- специалисты: музыкальный руководитель, педагог -психолог, специалист по изобразительной деятельности.
Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития.
Систематически проводятся тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения занятий, конкурсы детского творчества.
Одним из направлений совершенствования педагогического мастерства является: участие педагогов ДОУ в городских методических объединениях, представление своего опыта на городских мероприятиях.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
• программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
• перспективные планы работы;
• сценарии досугов и праздников;
• картотеки дидактических музыкальных игр;
• фонотека, медиатека по данному направлению;
• библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром изобразительного искусства.
• дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции («Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.)
•технологические карты по техникам рисования, аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом»).
Работа с детьми ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции:
• музыкальное воспитание,
• художественно-речевая деятельность,
• изобразительная деятельность.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические вечера , дидактические игры, выставки рисунков и поделок, мастер-классы и др.
3.3. Научно-методическое обеспечение Программы
1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программы и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 – 7 лет / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 120с.
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 136с.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа / И.А. Лыкова. - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.
4. Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2013. – 114с.
5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144с.
6. Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО / И.А. Лыкова. - М., Цветной мир, 2014. - 144с.
Методический материал
1. Лыкова И.А. Дружная семейка. Детское художественное творчество / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2014. – 64с.
2. Лыкова И.А. Разноцветный мир. Рисование / И.А. Лыкова. - М., Цветной мир, 2014. - 64с.
Мастер-классы для детей и взрослых.
Лыкова И.А. Выгляни в окошко. Мастер-классы для детей и взрослых / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2013. – 64с.
3.4. Время и сроки реализации Программы
Реализация программы «Полюбуйся», осуществляется в ОД в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов; в самостоятельной деятельности детей; в совместной деятельности с родителями. Срок реализации программы - 1 год. НОД проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 5-6 лет – 25 минут. Программа включает в себя 4 модуля. Расширяет возможности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в аспекте ознакомления дошкольников с изобразительным искусством других народов и стран под музыкальное сопровождение национальных мелодий, применения большего количества изобразительных техник и видов в самостоятельном творчестве, что будет способствовать повышению эффективности достижения результатов образовательной программы.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Оформление пространства для детей | Содержание | Способы использования среды |
Центр ручного труда и ИЗО | Иллюстрации известных художников. Продукты детского творчества по мотивам национальных сказок. Художественная экспозиция по результатам художественно-творческой деятельности детей в совместной и самостоятельной деятельности. | Проведение экскурсий для сверстников детского сада, гостей из др. детских садов, для коллектива родителей и педагогов ДОО |
Материалы и инструменты для создания продуктов ручного труда и продуктов рисования. | Проведение мастер-класса для сверстников и взрослых | |
Развивающий центр «Искусство» | Мастерская:
Художественные альбомы и фотоальбомы: Творчество И.И.Шишкина, Р.Дункана, Х.Утагава, В.Ван Гога. | |
Развивающий центр «Познание» | Экспериментальная лаборатория (изучение свойств красок и других материалов):
|
| IV. Дополнительный раздел |
4.1 | Презентация рабочей программы «Полюбуйся». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».
Работа по данной Программе направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...
Пластилинография как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Введение Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Эстетическое в...
ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...
Дополнительная программа дошкольного образования по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по конструированию и моделированию «Юный инженер»
Перспективно- тематическое планированиеНаправления: «Конструктивно-модельная деятельность»Старший дошкольный возрастДетское конструирование – это один из видов художественно-изо...
Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству (русские народные праздники)»
Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...