Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству (русские народные праздники)»
методическая разработка (старшая группа)

Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.

Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских народных праздниках, открывают детям красоту окружающего мира и его добро, помогая понять, что можно сделать, чтобы постоянно становиться немного лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_st.gr_.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №28 «Огонек».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству (русские народные праздники)»

Автор-составитель:

Воспитатель:

Анисимова Евгения Александровна.

г. Бердск

Актуальность

Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.

Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских народных праздниках, открывают детям красоту окружающего мира и его добро, помогая понять, что можно сделать, чтобы постоянно становиться немного лучше.

В современных условиях, которые сопровождает переоценка ценностей, происходит активный поиск и исследование новых методов, средств, форм дошкольного образования и воспитания, которые в большей степени соответствуют требованиям времени. При этом на ключевое место выходит задача воспитания такой личности, которая обладает высоким уровнем базовой культуры, а также формирования культурных потребностей личности ребенка и его эмоциональной отзывчивости.

Все люди с детства впитывают культуру своего народа, которая постепенно становится неотъемлемой частью его души, началом, которое порождает личность, развитую в художественно-эстетическом смысле. Для воспитания такую личность следует предоставлять детям условия, в которых они бы ощутили духовную жизнь русского народа, приняли и полюбили родной край, свой язык, русскую историю и культуру.

Русские народные праздники играли и продолжают играть значимую роль в жизни всех людей, способствуя единению, сближению детей и взрослых, всех жителей. При этом русские народные праздники являются носителями и образовательных функций. При этом следует согласиться с М.Б. Зацепиной, полагающей, что все русские народные праздники относятся к первичной форме культуры. По мнению М.Ю. Картушиной, культура русского народного праздника состоит из таких компонентов, как культура игры, культура слова, культура движения, культура музыкального звука, культура моды, а также культура костюмов, обычаев и этикета, культура ритуала, то есть русские народные праздники являются из совокупности различных культур.

Основная часть:

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным календарно-обрядовым праздникам, их наследию формирования чувства любви и чувства добра.

Задачи по реализации цели:

  1. формировать знания о русских народных праздниках;
  2. учить исполнять музыкальные произведения на русских народных шумовых инструментах (трещётке, ложках, бубне, рубеле);
  3. учить выполнять танцевальные движения при инсценировании песен и хороводов;
  4. воспитывать самостоятельность в народных играх, используя считалки, прибаутки, скороговорки.

Ожидаемые результаты:

- ребёнок знает и рассказывает о русских народных праздниках;

- ребёнок исполняет музыкальные произведения на русских народных шумовых инструментах (трещётке, ложках, бубне, рубеле);

- ребёнок выполняет танцевальные движения при инсценировании песен и хороводов;

- ребёнок может быть активным участником русского народного праздника.

Формы и методы работы.

В процессе творческой деятельности используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные; проекты "Моя семья", "История матрёшки", " Народные праздники: Масленица, Пасха"; игры, праздники, развлечения, экскурсии.

 Применяются различные методы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 • словесный: устное изложение, беседа, рассказ, заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

 •наглядный: показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение; показ (выполнение) воспитателем;

 • практический: выполнение работ по лепке, рисованию.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

 репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания, использование народных игр, в том числе хороводов, развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

 • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Содержание методической разработки

Данная разработка является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает более эффективному обучению и развитию дошкольников по приобщения к народному искусству.

Особое значение народного праздника для ребенка (да и для взрослого) связано с тем, что именно народный праздник является носителем нравственных ценностей. Ведь гораздо важнее, чтобы ребенок понял именно ценностную идею праздника, а не усвоил его внешние атрибуты. Это, прежде всего, представления о доброте, красоте, правде, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, вера в благополучное будущее.

В группе создана библиотека методической литературы по данной теме.  Составлены конспекты совместной деятельности педагога с детьми, а также с родителями; подбор народных игр, хороводов, развлечений, соответствующих сезону и календарному празднику, создана картотека по устному народному творчеству: считалки, заклички, потешки, прибаутки, загадки.

Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Очень важно, чтобы знания и навыки, приобретенные детьми в процессе познавательной и в совместной деятельности педагога с детьми, применялись ими в самостоятельной деятельности.  Важно использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умение играть в русские народные игры, театрализация, использование атрибутов народной культуры и т.д.

      

       "Уголок ряжения" с народными костюмами.

       Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.

       Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.

       Библиотека с произведениями устного народного творчества, малыми фольклорными жанрами.  

       Организация интерактивных выставок и мини-музеев.

       Наличие в книжном уголке сказок, книг, альбомов, знакомящих с народным бытом, обрядами, традициями, праздниками русского народа

       Наличие картотек: «Народные игры», «Пословицы, потешки, заклички», «Загадки», «Прибаутки», "Дидактические игры"

Как уже сказано выше, вся работа ведется в соответствии с народным календарем. Здесь знакомили детей с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками; календарными праздниками и традициями русского народа.

Работа проходит в разнообразных формах: беседы, игры – путешествия в прошлое, рассказы воспитателя, экскурсии в краеведческий музей. Широко применяется наглядный материал: слайды, видеоматериалы, картины художников. В совместной деятельности с детьми используется народная и классическая музыка.                

Результатом общей работы являются календарные праздники, ярмарки, фольклорные посиделки с детьми В работе по данной теме постоянно присутствует ручной труд.

Работа по праздничной культуре включает в себя и театрально-игровую деятельность. Закликая весну, дети показывали театрализованное представление «Весеннее пробуждение»

Зимние святки всегда были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа. И в наши дни детям очень нравится наряжаться и колядовать.                                         

Весело и радостно проходит праздник масленица, дети делают из ниток куклу – «масленку», играют в народные игры, ну а после угощаются блинами.

Необходимым условием в воспитание у детей уважения к русской народной культуре является знакомство детей с русским народным костюмом. Объясняя детям то, что одежда была как повседневная, так и праздничная.

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью, наполнить ее досуг новым содержанием. Родители активно участвуют в украшении группы к праздникам, в играх, конкурсах («Рождественская открытка», «Пасхальное яйцо»), составляют кроссворды по праздничной культуре, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах. Все это способствует объединению и воспитанию положительного отношения друг к другу.

Перспективное планирование (старшая группа 5-6 лет)

Месяц

НОД

Задачи

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

сентябрь

Праздник «Осенины»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Закреплять знания детей о времени года «осень», приметы осени. Узнавать овощи на ощупь.

Отгадывание загадок. Разучивание пословиц, поговорок.

Игры на русских народных музыкальных инструментах.

Д/и «Чудесный мешочек»

Иллюстрация картины Левитана «Золотая осень». Муляжи овощей

Сбор урожая на

огородах. Экскурсия в лес, наблюдение за изменениями в природе

октябрь

Покров

Познакомить с историей праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Воспитывать любовь к матери. Учить изображать образ Богородицы в рисунках. Активизировать и расширять словарный запас детей.

Чтение М. Пришвин «Последние грибы». Разучивание песен о маме.

П/и «В углы», п/и «Карусель».

Икона Покрова Пресвятой Богородицы. Ткань, изображающая Покров. Альбомные листы, цветные карандаши

Оформление консультации в родительском уголке: «Об истории празднования Покров Пресвятой Богородицы». Изготовление поделок совместно с детьми «Что нам осень подарила».

ноябрь

Кузьма-Демьян

Познакомить детей с народным праздником, традициями его празднования. Формировать интерес к Родине. Дать детям представление о ремеслах, их значении в жизни человека. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам их труда, желание быть трудолюбивыми, терпеливыми, самостоятельными.

Разучивание пословиц. Отгадывание загадок. Знакомство детей с народными приметами. Беседа о страхе.

Пальчиковый театр по сказке

«У страха глаза велики». П/и «Кузнецы», п/и «Прялица». Папье-маше (тарелочка). Гжель-роспись тарелочки.  Д/и «Найди дымковскую роспись»

Иллюстраций с изображением народных ремесленников. Предметные картинки: молоток, гвоздь, иголка, ножницы, веретено. Клей ПВА, кисти, гуашь синего цвета, бумага.

Обеспечить информирование родителей об

истории праздника, особенностях его

проведения.
«Бабушкин сундук».

Пополнение русской

«избы» старинными

вещами

декабрь

«С Новым годом со всем

родом!».

Формировать представление о празднике новый год. Приобщать и развивать интерес детей к истокам народной культуры, познакомить с народными традициями и обрядами, приуроченными к празднованию Нового года. Активизировать и расширять словарный запас детей. Закреплять знание о зимних месяцах и праздниках.

Беседа о традициях

празднования Нового года. Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского«Проказы старухи зимы».

Вечер загадок о зиме.

Разучивание заклички «Ты

Мороз, Мороз, Мороз». Ручной труд «Новогодняя игрушка». П/и

«Два Мороза»

Искусственная ель, украшенная игрушкам.  Игрушка Деда Мороза. Фотоматериалы о зиме, о празднике, о животных. Портрет Петра I

Разучивание с детьми

стихов.

Наглядная

информация «Русский

фольклор зимой».

Участие в конкурсе

поделок «Мастерская

Деда Мороза».

Помощь в

организации Новогоднего праздника.

январь

Пришла Коляда-отворяй ворота.

Познакомить детей с историей православного праздника Рождество Христово,  дать представление о его значении.

Пение колядок. Игры на русских народных музыкальных инструментах. Разыгрывание сценок колядования.

П/и

«Бабка Ежка». Развлечение

«Рождественские святки». Изготовление ангелочка.

Книги о Рождестве, репродукции с картин о Рождестве Христовом, кань для изготовления ангелочка, шарик, нитки.

Участие в подготовке

развлечения

«Рождественские

святки». Изготовление

атрибутов к

развлечению.

февраль

Масленица

Познакомить с русским народным праздником Масленица, традициями, обычаями. Развивать познавательную активность, творческое воображение, расширять словарный запас и кругозор.

«Ой ты, Масленица!».

Рассказ о Масленице.

Пение обрядовых песен. П/и «Горшки», п/и «Гори, гори ясно». Праздник «Ой ты,

Масленица».

Иллюстрации и рисунки к празднику Масленица, изображение картин «Масленица» художника Б.Кустодиева. Картина Сурикова «Взятие снежного городка», чучело масленицы.

Организовать для родителей конкурс

«Самый вкусный блинчик». Помощь в подготовке

праздника «Масленица».

март

Алексей-с гор потоки.

Познакомить с русским народным праздником «Алексеев день», дать представление о приметах, связанных с этим праздником.   Закреплять знание о весенних месяцах.      

Рассказ о народном празднике. П/и «Кораблики»,  п/и «Родничок», п/и «Ручеек». Рассказывание докучных сказок, дразнилок, загадывание загадок о весне. Изготовление птиц из бумаги (оригами).

Картины весны. Бумага

Подбор пословиц и поговорок, дразнилок, совместно с детьми,  по теме. Организовать конкурс для пап «Кораблики

моего детства».

апрель

Пасха

Закрепить и расширить знания о празднике Пасха. Активизировать и расширять словарный запас детей.

Чтение стихотворения А. Плещеева «Христос-воскрес»

рассматривание иллюстраций русских художников по теме.

Знакомство с пасхальными песнями. П/и «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко». Аппликация пасхального яйца. Словесные игры.

Пение частушек.

Иллюстрации пасхальных атрибутов. Фонограмма колокольного перезвона. Цветной картон, клей ПВА, цветная бумага, кисти, ножницы

Консультация для родителей «Как объяснить ребенку, что такое Пасха?» Коллекция пасхальных яиц. Испечь пасхальные куличики.

май

Ляльник

Формировать представления детей о народных традициях, обрядах. Пробудить интерес родителей и детей к русской истории и культуре. Научить делать традиционную русскую куклу-оберег «Лелю» (совместно с родителями).

Рассказ о народном празднике Лялин день. Познакомить с русской народной  песней «Ой ты, Груня, ты Груняша». Инсценировка сказки о Ляле. П/и «Ляля». Ручной труд. Беседы с детьми о русских народных праздниках, о традициях, которые были в старину и до сих пор существуют в нашей жизни.

Иллюстрации праздника «Лельник». Заготовки для изготовления куклы-Лели (клочки ткани, нитки, пряжа).

Приобретение материала для изготовления русской куклы-оберег «Лелю»).

Список используемой литературы:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др.-3-е изд., перераб. и дополн.-СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.-400с.
  2. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., Калиновская И.Б.,Смотрова Н.А., Булгакова Т.К., Куровская И. В.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-304 с.
  3. Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду: учеб. пособие / М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. – М.: Наука, 2016. – 148 с.
  4. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду / М.Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2015. – 320 с.
  5. Картушина, М.Ю. Детские праздники. Сценарии с нотным приложением / М.Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2013. – 128 с.
  6. Князева, О.Л. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» / под ред. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 30 с.
  7. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль. Академия развития. 2003.
  8. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Зимующие птицы»Цели:формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знание детей о з...

Конспект организованной образовательной деятельности по теме :"Превращение веревочки" для детей старшего дошкольного возраста"

Конспект организованной образовательной  деятельности по теме :"Превращение веревочки" для детей старшего дошкольного возраста"...

Образовательная деятельность на тему: «Пожароопасные предметы для детей старшего дошкольного возраста»

Задачи:·        формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской  ме...

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возрастаЦель: воспитывать интерес к родному языку, к изучению и образованию новых сл...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Зимующие птицы»Цели: формирование экологической культуры у детей.Задачи:образовательные:- способствовать формированию представлений детей о зимующих птицах;-  формиро...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Тематическое планирование по речевому развитию детей в старшей группе содержит практический материал для планирования работы воспитателя по лексическим темам на учебный год. Включает подборку бесед, р...