Непосредственно образовательная деятельность на тему "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Инесса Халанская

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: воспитывать интерес к родному языку, к изучению и образованию новых слов.

Задачи.

1) закрепить знания детей о диких животных;

- об основных потребностях в пище, месте для обитания и жилище;

- о типичных повадках и способах защиты от врагов;

2) закреплять умение образовывать сложные слова, ориентироваться на окончания слов при согласовании имен прилагательных с существительными;

- согласовать существительное с числительным;

- образовывать сравнительную степень имен прилагательных;

- образовывать имена существительные, обозначающие самок, самцов, детенышей животных, дифференцировать суффиксы;

- образовывать притяжательные прилагательные;

- употреблять существительные в творительном падеже;

3) обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих детенышей животных, а так же за счет новых, образованных слов (длинноухий, косоглазый, черноглазый…);

4) воспитывать умение внимательно слушать, дополнять и исправлять друг друга, воспитывать сообразительность, смекалку, самостоятельность.

Материал: картинки с изображением объектов, картинки с изображением пищи, жилища лесных зверей, карточки в конвертах (согласование существительных с числительными).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, когда я шла в садик , я прочитала такие объявления. Внимательно послушайте и подумайте, кто написал эти объявления. Прежде чем отвечать, дослушайте объявление до конца!

Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто написал это объявление?

Дети: Это объявление написал ежик.

Воспитатель: Послушайте следующее объявление:

Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь)

Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)

Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось)

Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальцев обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть. (Лиса)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем разговаривать на занятии?

Дети: Мы будем разговаривать про диких зверей.

Воспитатель: Мы будем разговаривать про зверей нашего леса, подбирать слова, которые помогут нам рассказать об этих зверях.

Воспитатель: Возьмите каждый по одной карточке. Что написано на карточках?

Дети: Буквы.

Воспитатель: На карточках написаны части слова. У вас у каждого есть какая одна часть слова: начало или конец. Попробуйте найти себе пару так, чтобы получилось слово.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сумели найти себе пару и у вас получились слова-названия зверей. А сейчас я буду волшебницей и превращу вас в зверей. Я прошепчу вам на ухо кем будет. Внимание! Каждый зверь выбирает себе еду. (Дети выбирают карточки)

Воспитатель: Перед тем, как рассказать какие карточки вы выбирали, представьтесь какой вы зверь.

Дети:

Я лиса, я выбрала…

Я волк, я люблю…

Я белочка, мои любимые лакомства…

Я заяц, я питаюсь…

Я еж, я ем…

Воспитатель: У зверей есть враги. Как они спасаются от врагов? Белочка, расскажи, как ты спасаешься от врагов? Зайчик, а ты как спасаешься от врагов?

Воспитатель: Чтобы спастись от врагов, звери строят себе жилье. Внимание! Каждый зверь выбирает себе жилье.

Дети: Я лиса, я живу в норе, нора называется лисья. Я волк, живу в волчьем логове. Я заяц, у меня нет норки, я могу сидеть под кустиком или спрятаться под деревом. Я белка, я забираюсь в дупло, белка живет в беличьем дупле. Я медведь, живу в медвежьей берлоге. Я ежик, люблю жить под старыми пнями, норка называется ежинная.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно выбрали еду для зверей и жилье, придумали много разных предложений.

Воспитатель: Давайте вспомним про наших веселых медвежат (физминутка - “Медвежата”)

Медвежата в чаще жили (Дети обнимаются, жмут друг другу Нежно, радостно дружили руки и улыбаются) Вот так, вот так медвежата дружили

Мишки фрукты собирали (Дети стоят и раскачиваются из Дружно яблоньку качали стороны в сторону) Вот так, вот так Дружно яблоньку качали

Вперевалочку ходили (Дети ходят вперевалочку и руки И из речки воду пили подняты вверх- имитация- дети Вот так, вот так пьют воду ) Эти мишки воду пили

А потом они плясали (Прыжки. Руки поднимаются вверх К солнцу лапы поднимали и опускаются вниз ) Вот так, вот так К солнцу лапы поднимали

Воспитатель: У каждого зверя есть своя “ семья”. Назовите их:

Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата Лис – лиса – лисенок – лисята Волк – волчица – волченок – волчата Медведь – медведица – медвежонок – медвежата и т. д.

Воспитатель: Ребята, зимой диким зверям очень тяжело живется. Давайте мы ласково назовем каждого зверя.

Лиса – лисонька – лисичка Медведь – медведюшко – мишенька – мишутка Волк – волчок – волчонок Белка – белочка Заяц – зайчик – заюшка – заинька Ёж – ежичек – ежик

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно назвали всех членов семьи у каждого зверя и правильно образовали уменьшительно – ласкательные названия зверей.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру “Измени слово”

Воспитатель читает начало предложения и кидает мяч, дети добавляют свое слово.

Волк сильный, а лось… (сильнее)

Волчий хвост длиннее, а лисий… (длиннее)

Мышка быстрая, а заяц… ( быстрее)

Волчья шкура теплая, а медвежья… ( теплее)

Заячья нора глубокая, а беличья… ( глубже)

Лисий хвост пушистый, а беличий… (пушистее)

Ёж маленький, а мышка… (меньше)

Волк большой, а медведь… ( больше)

У лисы уши большие, а у зайца… ( больше)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были очень внимательными и не ошиблись.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру “ Создай новое слово”. Мы будем соединять два слова в одно. Длинные уши у зайца - соединяем слова длинные уши - получилось длинноухий заяц.

Широкий лоб у медведя – широколобый медведь

Короткий хвост у зайца – короткохвостый заяц

Черные глаза у ежа – черноглазый ёж

Длинный хвост у лисы – длиннохвостая лиса

Косые глаза у зайца – косоглазый заяц

Косые лапы у медведя – косолапый медведь

Длинные рога у лося – длиннорогий медведь

Короткие ноги у ежа – коротконогий ёж

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были очень внимательны и придумали много разных новых слов.

Воспитатель: Ребята. Вспомним пальчиковую гимнастику про зайчат.

Ушки длинные у зайки (Пальчики в кулачках. Выставить вверх Из кустов они торчат указательный и средний пальцы. Ими он прыгает и скачет, шевелит в стороны и вперед) Веселит своих зайчат

Зайка взял свой барабан (Пальчики в кулачок. Указательный и И ударил трам-трам-трам средний пальцы вверх, они прижаты)

Воспитатель: Ребята, возьмите по конверту. У вас в конвертах карточки. На карточках нарисованы: цифры и звуки. Расскажите, что нарисовано у вас на карточках (1 белка, 3 лисы, 5 медведей).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно соединили названия зверей с числительным.

Ребята, я приготовила вам сюрприз. Я попросила художника нарисовать иллюстрации для вас. Но художник что-то напутал. Что перепутал художник?

  1. Белка среди веток со снегом в рыжей шубке.
  2. Летом заяц в белой шубке и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень хорошо занимались. Вспомнили особенности жизни зверей нашего леса, их основные потребности в пище, месте обитания и жилище, о типичных повадках и способах защиты от врагов, придумали много разных слов про зверей. Спасибо вам ребята!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost_na_temu.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: воспитывать интерес к родному языку, к изучению и образованию новых слов.

Задачи.

1) закрепить знания детей о диких животных;

- об основных потребностях в пище, месте для обитания и жилище;

- о типичных повадках и способах защиты от врагов;

2) закреплять умение образовывать сложные слова, ориентироваться на окончания слов при согласовании имен прилагательных с существительными;

- согласовать существительное с числительным;

- образовывать сравнительную степень имен прилагательных;

- образовывать имена существительные, обозначающие самок, самцов, детенышей животных, дифференцировать суффиксы;

- образовывать притяжательные прилагательные;

- употреблять существительные в творительном падеже;

3) обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих детенышей животных, а так же за счет новых, образованных слов (длинноухий, косоглазый, черноглазый…);

4) воспитывать умение внимательно слушать, дополнять и исправлять друг друга, воспитывать сообразительность, смекалку, самостоятельность.

Материал: картинки с изображением объектов, картинки с изображением пищи, жилища лесных зверей, карточки в конвертах (согласование существительных с числительными).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, когда я шла в садик , я прочитала такие объявления. Внимательно послушайте и подумайте, кто написал эти объявления. Прежде чем отвечать, дослушайте объявление до конца!

Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто написал это объявление?

Дети: Это объявление написал ежик.

Воспитатель: Послушайте следующее объявление:

Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь)

Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)

Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось)

Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальцев обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть. (Лиса)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем разговаривать на занятии?

Дети: Мы будем разговаривать про диких зверей.

Воспитатель: Мы будем разговаривать про зверей нашего леса, подбирать слова, которые помогут нам рассказать об этих зверях.

Воспитатель: Возьмите каждый по одной карточке. Что написано на карточках?

Дети: Буквы.

Воспитатель: На карточках написаны части слова. У вас у каждого есть какая одна часть слова: начало или конец. Попробуйте найти себе пару так, чтобы получилось слово.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сумели найти себе пару и у вас получились слова-названия зверей. А сейчас я буду волшебницей и превращу вас в зверей. Я прошепчу вам на ухо кем будет. Внимание! Каждый зверь выбирает себе еду. (Дети выбирают карточки)

Воспитатель: Перед тем, как рассказать какие карточки вы выбирали, представьтесь какой вы зверь.

Дети:

Я лиса, я выбрала…

Я волк, я люблю…

Я белочка, мои любимые лакомства…

Я заяц, я питаюсь…

Я еж, я ем…

Воспитатель: У зверей есть враги. Как они спасаются от врагов? Белочка, расскажи, как ты спасаешься от врагов? Зайчик, а ты как спасаешься от врагов?

Воспитатель: Чтобы спастись от врагов, звери строят себе жилье. Внимание! Каждый зверь выбирает себе жилье.

Дети: Я лиса, я живу в норе, нора называется лисья. Я волк, живу в волчьем логове. Я заяц, у меня нет норки, я могу сидеть под кустиком или спрятаться под деревом. Я белка, я забираюсь в дупло, белка живет в беличьем дупле. Я медведь, живу в медвежьей берлоге. Я ежик, люблю жить под старыми пнями, норка называется ежинная.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно выбрали еду для зверей и жилье, придумали много разных предложений.

Воспитатель: Давайте вспомним про наших веселых медвежат (физминутка - “Медвежата”)

Медвежата в чаще жили (Дети обнимаются, жмут друг другу Нежно, радостно дружили руки и улыбаются) Вот так, вот так медвежата дружили

Мишки фрукты собирали (Дети стоят и раскачиваются из Дружно яблоньку качали стороны в сторону) Вот так, вот так Дружно яблоньку качали

Вперевалочку ходили (Дети ходят вперевалочку и руки И из речки воду пили подняты вверх- имитация- дети Вот так, вот так пьют воду ) Эти мишки воду пили

А потом они плясали (Прыжки. Руки поднимаются вверх К солнцу лапы поднимали и опускаются вниз ) Вот так, вот так К солнцу лапы поднимали

Воспитатель: У каждого зверя есть своя “ семья”. Назовите их:

Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата Лис – лиса – лисенок – лисята Волк – волчица – волченок – волчата Медведь – медведица – медвежонок – медвежата и т. д.

Воспитатель: Ребята, зимой диким зверям очень тяжело живется. Давайте мы ласково назовем каждого зверя.

Лиса – лисонька – лисичка Медведь – медведюшко – мишенька – мишутка Волк – волчок – волчонок Белка – белочка Заяц – зайчик – заюшка – заинька Ёж – ежичек – ежик

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно назвали всех членов семьи у каждого зверя и правильно образовали уменьшительно – ласкательные названия зверей.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру “Измени слово”

Воспитатель читает начало предложения и кидает мяч, дети добавляют свое слово.

Волк сильный, а лось… (сильнее)

Волчий хвост длиннее, а лисий… (длиннее)

Мышка быстрая, а заяц… ( быстрее)

Волчья шкура теплая, а медвежья… ( теплее)

Заячья нора глубокая, а беличья… ( глубже)

Лисий хвост пушистый, а беличий… (пушистее)

Ёж маленький, а мышка… (меньше)

Волк большой, а медведь… ( больше)

У лисы уши большие, а у зайца… ( больше)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были очень внимательными и не ошиблись.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру “ Создай новое слово”. Мы будем соединять два слова в одно. Длинные уши у зайца - соединяем слова длинные уши - получилось длинноухий заяц.

Широкий лоб у медведя – широколобый медведь

Короткий хвост у зайца – короткохвостый заяц

Черные глаза у ежа – черноглазый ёж

Длинный хвост у лисы – длиннохвостая лиса

Косые глаза у зайца – косоглазый заяц

Косые лапы у медведя – косолапый медведь

Длинные рога у лося – длиннорогий медведь

Короткие ноги у ежа – коротконогий ёж

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были очень внимательны и придумали много разных новых слов.

Воспитатель: Ребята. Вспомним пальчиковую гимнастику про зайчат.

Ушки длинные у зайки (Пальчики в кулачках. Выставить вверх Из кустов они торчат указательный и средний пальцы. Ими он прыгает и скачет, шевелит в стороны и вперед) Веселит своих зайчат

Зайка взял свой барабан (Пальчики в кулачок. Указательный и И ударил трам-трам-трам средний пальцы вверх, они прижаты)

Воспитатель: Ребята, возьмите по конверту. У вас в конвертах карточки. На карточках нарисованы: цифры и звуки. Расскажите, что нарисовано у вас на карточках (1 белка, 3 лисы, 5 медведей).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно соединили названия зверей с числительным.

Ребята, я приготовила вам сюрприз. Я попросила художника нарисовать иллюстрации для вас. Но художник что-то напутал. Что перепутал художник?

  1. Белка среди веток со снегом в рыжей шубке.
  2. Летом заяц в белой шубке и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень хорошо занимались. Вспомнили особенности жизни зверей нашего леса, их основные потребности в пище, месте обитания и жилище, о типичных повадках и способах защиты от врагов, придумали много разных слов про зверей. Спасибо вам ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»

Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста....

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию детей старшего дошкольного возраст «Весна шагает по дороге»

Задачи:Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствоватьграмматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анали...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...