Главные вкладки

    Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возроста через знакомство с произведениями великих художников
    статья по рисованию (старшая группа) по теме

    Жур Светлана Михайловна

    Доклад

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Vospitay_lichnost.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитай  личность!

    В изобразительной деятельности ребенок

    самовыражается, пробует свои силы

     и совершенствует свои способности.

    Он доставляет ему удовольствие,

    Но прежде всего обогащает его

    Представления о мире. Именно поэтому

    психологи выступают против

    традиционных – дидактических –

    методов обучения, используемых в

    дошкольных учреждениях и

    вынуждающих детей действовать в

    рамках навязываемых им схем, образцов,

    представлений, которые не пробуждают

    их фантазию, а, наоборот, подавляют

    развитие личности.

            Работая несколько лет по традиционных программам, я пришла к выводу, что они не развивают воображение, не побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

            В поисках новых методов и технологий я обратилась к программам Т.Дороновой, Б.Неменского, Р.Чумичевой и др. Открыла для себя новые подходы в работе с детьми по  изобразительной деятельности, основанные на новых целях, которые стоят перед педагогом. Их  кратко можно сформулировать следующим образом.

    • Приобщить детей к наблюдению за действительность.
    • Развивать важнейшие для художественного творчества умения видеть мир глазами творца-художника.
    • Формировать наблюдательность и внимательность.
    • Предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

    Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получается, -немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище.. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. При этом педагог решает еще одну важнейшую задачу – готовит руку к письму.

            Занимаясь с детьми продолжительное время, я поняла, что ребенок видит мир в его целостности и художественный образ, создаваемый им, так же предстает целостным, т.е. цвет, форма, величина и другие свойства предметов существуют в его восприятии вместе с самим предметом.

            Я использую в работе музыкальные и поэтические образы и вижу, как возрастает художественно-вторческая активность детей, которая начинает проявляется уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто именно разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, становится главной отправной точкой в рождении художественного образа.

            Если педагог стремится развивать ребенка как творческую личность, он должен вводить его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой,  эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

            Объясняя детям, что художник «глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, подвожу детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы.

            Считаю, что вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше, создавая таким образом предпосылки для дальнейшего самостоятельного его постижения. Приобщаясь к искусству, дети постепенно учатся понимать язык художников, привыкают к терминам, понятиям, учатся понимать их смысл.

            Важно, чтобы и сам педагог знал не только виды и жанры  изобразительного искусства, но и различные техники и материалы, которые используют живописцы, графики,  скульпторы, дизайнеры.

            Также необходимо иметь представление о том, что разные художественные техники в той или иной степени развивают у ребенка разные части руки (предплечья, кисти, пальцы). Так, например, тонкая графическая работа способствует лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а живописные техники формируют свободу и раскованность всей руки.

            Лучшему освоению пространства, объема, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин, глина и бумага (объемное моделирование). Дети дошкольного возраста с большим успехом передают движения в осязаемом объеме, нежели на плоскости листа, поэтому  на занятиях  чередую один вид деятельности с другим.

            В программе «Детство» ( а именно по ней работает наше дошкольное учреждение) ставятся задачи, решение которых позволяет.

    • Сформировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям художественных произведений;
    • Научить детей соотносить увиденное с собственным опытом;
    • Дать представление о видах и жанрах изобразительного искусства;
    • Развить умения и навыки изобразительной деятельности;
    • Учить детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с красками;
    • Знакомить с видами искусства: архитектурой, скульптурой, дизайном, народными промыслами, декоративным изображением;
    • Познакомить с различными стилями разных художников, графиков, скульпторов.

    Эти задачи решаются не только в процессе занятий, но и через совместную деятельность педагога с детьми.

    В каждой группе нашего детского сада есть «полочки красоты» (поделки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с воспитателями или родителями); постоянно действующая выставка детских работ (они оформляются в рамку – «как у настоящих художников»); уголок творчества: репродукции картин, портреты  художников, книги об искусстве.

    В старшем дошкольном возрасте более явно, чем прежде, проявляется стремление работать в определенной технике и определенными изобразительными средствами. Поэтому я стараюсь дать как можно больше свободы в их выборе и, само собой разумеется, не предлагаю образец ( он влечем за собой механический повтор), а лишь демонстрирую наброски, ни в коем случае не придавая им законченного вида.

    Очень важно показывать приемы работы с пластическим материалом, когда образ рождается прямо на глазах у детей. Это, с одной стороны, дает умения и навыки в области практической деятельности, а с другой –оставляет за ними право творческого выбора.

    Стараюсь не ограничивать детей временем выполнения работы. Если ребенок не успел сделать ее за одно занятие, предлагаю ему закончить работу позже; дети, привыкая к такому режиму, не торопятся завершить ее в любом случае, пусть наспех, а продуманно работают над образом, вдохновляясь иногда новыми замыслами.

    Дети старшего дошкольного возраста еще не очень хорошо владеют навыками композиции. Поэтому использую такой прием, как рисование от пятна, т.е. ребенок не  выполняет сразу графический рисунок, а рисует цветовые пятна,  типичные для данного задания, например «Палитра осени», «Осенний букет», «Прозрачная весна», «Краски зимы», а затем с  помощью композиции цветовых пятен дорисовывает, придавая ему конкретный образ.

    Опыт работы свидетельствует также , что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству. Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения. Коллективная работа, как правило, очень тщательно продумывается, а этапы ее согласуются.

    Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.

    К работе я активно привлекаю родителей: они должны быть помощниками своим детям.

    Для этого предлагаю им основные правила.

    1. Ребенок должен иметь максимально свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.

    2. У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, красках и бумаге.

    1. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике.
    2. Рисунки, отобранные самим ребенком,  нужно повесить где-нибудь в удобном месте и попросить ребенка прокомментировать их.

    Нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и говорить с ним обо всем, что он любит рисовать.

    Важно, чтобы родители поняли: через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.

    Планирую экскурсии по выставке детских работ для родителей (дети сами рассказывают о своей деятельности , о творчестве художников). Чтобы расширить кругозор родителей, оформляю папки-передвижки, папки-раскладушки, где они знакомятся с методическими рекомендациями, получают психологические и педагогические советы.

    Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Мы принимаем всех детей так, как будто они – потенциальные художники. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

    Девизом к своей работе я сделала слова народного поэта Литвы Э.Межеелайтиса: «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь».

    Итак, основными задачами, встающими перед педагогом по изобразительной деятельности, которой работает по программе «Детство», считаю следующие.

    • Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально-эстетические чувства, вкус, оценки и суждения, эмоционально-нравственные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.
    • Способствовать пониманию положительных и отрицательных (ярко выраженных и переходных) эмоциональных состояний, проявлениях окружающими ребенка людьми, формировать умение соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая свое отношение к ним.
    • Подводить детей к пониманию: искусство отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду. На улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться.
    • Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Учить сравнивать художественные образы, созданные разными видами искусств.

    Применять анализ детской работы как обучающий метод.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья: Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование пластилинографии

    Обновление содержания дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности.Поощрение твор...

    Проект «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент. Урало-сибирская роспись»

    Возрождение Урало-сибирской росписи, так как мы считаем, что становление эстетически развитой личности начинается с познания самого близкого окружения: родной природы, местных культурных традиций. Воз...

    ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

    1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

    Статья "Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе русских и японских сказок через проектную деятельность"

    Статья адресована педагогам ДОУ. Материал способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры на основе русских и японских народных сказок, развитию творческих спос...