Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Перспективный план кружковой работы у детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Перспективный план кружковой работы у детей старшего возраста.
Автор: Альтах Екатерина Сергеевна
Организация: Частный детский сад №156 ОАО "РЖД"
Г.Челябинск
Театральная студия «Изюминка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно – образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) .
Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективноработать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческойдеятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а так же координировать свои функции.
Цель программы.
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа.
Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
Задачи программы.
1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
2. Развитие речи детей: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
4. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. 6. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях. 7. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами. 8. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.
Реализация работы по программе:
Программа реализуется через кружковую работу (подгрупповая, индивидуальная) .
А так же работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры, костюмов к спектаклю, совместное оформление к спектаклям и праздникам, анкетирование, оформление фотостенда для родителей.
Организация работы по программе:
Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 25 минут во вторую половину дня.
Возраст детей 5 – 6 лет.
Принципы проведения театрализованной деятельности:
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли
Доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному)
Проблемность – направленная на поиск разрешения проблемных ситуаций;
Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Структура программы:
Часть 1. Вводная
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.
Основные виды работы – чтение сказок, рассказов, стихов, просмотр спектаклей в дошкольном учреждении и беседа по увиденному, просмотр иллюстраций, видеоматериалов.
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.
Элементы театрализованной деятельности : сказкотерапия с элементами импровизации, разыгрывание этюдов, стихотворений, потешек, сказок, небольших рассказов с использованием мимики и пантомимики.
А так же игры на развитие воображения, внимание, памяти, восприятия, мышления, этюды на выражение основных эмоций.
Часть 3. Завершающая
Цель театрализованной деятельности – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций
Театрализованные игры включают:
- действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками), пальчиковыми, бибао, плоскостными фигурами;
- непосредственные действия по ролям;
- литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, с использованием слов автора);
- изобразительную деятельность – носит характер пространственно - изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;
- музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.
Правила драматизации:
- Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
- Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
- Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Здоровьесберегающие технологии
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
Планируемые результаты к концу года:
Старшая группа:
- дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
- показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
- выразительно читают стихотворный текст;
- передают образ героя характерными движениями;
- действуют на сцене в коллективе;
- держатся уверенно перед аудиторией.
Оборудование:
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- плоскостной шагающий театр
- конусный
- теневой
- би-ба-бо (перчаточный)
- фланелёграф
- магнитный
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
4. Костюмы
Методы обучения
Для качественного усвоения материала используются следующие методы обучения:
- - игра
- - метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера)
- - инсценировки и драматизация
- - объяснение
- - рассказ и рассказ детей
- - чтение взрослого
- - показ
- - личный пример
- - беседы
- - просмотр видеофильмов, презентаций
- разучивание произведений устного народного творчества
- - обсуждение
- - наблюдения
Календарно-перспективное планирование театральной студии «Изюминка» в подготовительной логопедической группе №5
Месяц | Тема занятия | Содержание работы | Задачи занятия |
Сентябрь 1 неделя | 1)Знакомство с театром 2)Просмотр спектакля в детском саду «Первое сентября» | Беседа о театре. - Что такое театр? - Виды театров. - С чего начинается театр. Чтение «В театре» Агния Барто Беседа, просмотр картинок и видео- роликов. | Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса |
2 неделя | «Открытие театральной студии». | Игра разминка Упражнение «Шутка» Показ презентации Слушанье аудиосказки «Молодильные яблоки» | Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Воспитывать добродушие, отзывчивость на прекрасное, уметь сопереживать. Учить внимательно слушать сказку, выделять интонацию |
3 неделя | «Готовимся стать артистами» Кто работает в театре. «Закулисье». | Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Беседа, просмотр видео- ролика. Презентация «Путешествие в театр» | Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. |
4 неделя | Знакомство с Челябинским кукольным театром имени В.Вольховского | просмотр видео - ролика Рассматривание программок, афиш Презентация «Правила поведения в театре» | Познакомить с правилами поведения в театре. |
5 неделя | Зачем нужны декорации. | Беседа «Декорации» Артикуляционная гимнастика; игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; игра «Медведь и елка»; игра «Солнечный зайчик»; этюд «Это я! Это мое!» | Развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке; Проявлять творчество в создании атрибутов и элементов костюмов. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать фантазию, внимание побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка. |
Октябрь 1 неделя | Мастерская актера. Костюмерная. | Изготовить и подобрать элементы костюмов и декораций к придуманной сказке. Знакомство с понятием «Костюмер» | Развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке; Проявлять творчество в создании атрибутов и элементов костюмов. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать фантазию, внимания развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность. |
2 неделя | Творчество В. Сутеева | Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок» Рассматривание иллюстраций Д/и: «Спой песенку с разной интонацией» | Развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Игровые упражнения. |
3 неделя | Зачем нужны декорации. Наши эмоции. Изображение различных эмоций | Распределение ролей «Мешок Яблок». Разучивание сценки по ролям. Просмотр отрывка из мультфильма ««Мешок Яблок» | Развивать умение подбирать декорации к сказке; улучшать дикцию Развивать способность распознавать эмоциональные состояния по мимике; |
4 неделя | Инсценировка «Мешок яблок» | Показ спектакля для родителей | Учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества. |
Ноябрь 1 неделя | Выразительные средства актера: мимика и жесты. | Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; скороговорки; игра «Успокой куклу»; игра «Теремок»; игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; этюд «Это я! Это мое!» этюд «Великаны и гномы»; Презентация «Мы и зрители» | Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; |
2 неделя | Знакомство с теневым театром | Просмотр мультфильма «Теневой театр –Фиксики» Изготовление шаблонов для теневого театра | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. |
3 неделя | Знакомство оперой и балетом | Слушание аудиоэнциклопедии «Знакомство с театром» Что такое опера и балет. Презентация: Челябинский государственный академический театр оперы и балета Им. М.И. Глинки | Знакомство с оперой и балетом .Закрепить правила поведения в театре. |
4 | Гримёрные | Просмотр презентации Практическое занятие-«Наносим грим» | Познакомить с профессией гримёр |
Декабрь 1 неделя | «УЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ: ИНТОНАЦИЯ» Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») | Беседа «Виды интонации» Тренинг «Скороговорки» . Игра на отработку интонации: «СЫГРАЮ РОЛЬ» | Познакомить учеников с таким выразительным средством речи как интонация Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса |
2 неделя | Куклы бибабо. | Игры-драматизации Создание мини-этюдов. Рассматривание устройства кукол Песенки Железновой | Знакомство с техникой управления куклы бибабо. |
3 неделя | Игры-драматизации с куклами бибабо. | Ролевые диалоги персонажей. Театральные куклы к сказке «Теремок» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. |
4 неделя | Кукольные мультфильмы | Просмотр кукольного мультфильма «Маша и медведь» | Развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; |
Январь 2 неделя | Знакомство с комедией | Прослушивание аудиоэнциклопедий «Комедии» Песенки Железновой | Познакомить с творчеством Зощенко |
3 неделя | Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» | Выставка игрушек(семейное видео или фото о том как это делалось) Слушанье аудиосказки «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена Подведение итогов конкурса «Игрушка для театрального уголка своими руками» Награждение грамотами | Учить внимательно слушать сказку, выделять интонацию |
4 неделя | Чувства, эмоции «Грим — искусство изменения внешности актера» Техника речи | Беседа «Грим» Работа над интонацией Артикуляционная гимнастика; Упражнения на тренировку памяти; Игра «Заря»; этюд «Отряхнем руки»; пальчиковые игры этюд «любимая игрушка»; игра «Старый сом»; упражнения на развитие сенсорной моторики; Упражнение на опору дыхания: «Насос» Упражнение на дикцию: «За-за-за, вот идет коза», «Заяц, заяц, чем ты занят?», «Как у бабушки козел» Д/И «Сочинял-ки» (Ораторское искусство) | Знакомство с Познакомить обучающихся с понятием «грим», с особенностями сценического грима, его историей миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация). |
Февраль 1 неделя | «В гостях у сказки». | Беседа о сказочных героях русского фольклора. Знакомство с Бабой-Ягой, Кикиморой, Лешим. Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Музыкальная пауза Д/И « Сочинял-ки»- сочинитеский талант | Познакомить с положительными и отрицательными героями. Учить придумывать сказки |
2 неделя | Монолог Театрализованные этюды | Драматизация с элементами импровизации. Монолог. Занятие «В стране игрушек». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Развитие мимики и пластики движений: «У зеркала», «Изобрази настроение», «Игрушки». Этюды на основные эмоции: Радость, гнев, грусть. | Развитие связной речи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Развивать фантазию и воображение, внимание, память, общение. |
3 неделя | Мастерская «Оригами». | Изготовление кукол-оригами для театра. | Ощутить себя «творцами» кукол |
4 неделя | Бутафория Ритмопластика | Игры на развитие двигательных способностей: «Снеговик», «Баба Яга», «Медведи в клетке» Презентация «Бутафория» | Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. Познакомить с новым понятием - бутафория |
Март 1 неделя | Творческие игры со словом: «Сочини сказку» Знакомство с афишей | Техника речи Творческие игры со словом: «Сочини сказку», «Ручной мяч» Игры со скороговорками: «Испорченный телефон» («На дворе трава», «Наш Полкан», «Шесть мышат», «Шла Саша».) Д/И: « Сочинял-ки»-сочинительский талант Беседа «Афиша» | Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. |
2 неделя | Всемирный день театра Воображаемые предметы | Знакомство с праздником Слушанье аудиосказки Г.Х.Андерсена «Пастушка и пастух» Беседа «Действия с воображаемыми предметами» Игра: «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем» Изготовление афиши к спектаклю «Как Муха Цокотуха гостей встречала» | Учить внимательно слушать сказку, выделять интонацию Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. |
3,4 неделя | Подготовка к инсценировке сказки «Как муха Цокотуха гостей встречала» | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций, работа над интонацией Просмотр мультфильма «Муха-Цокотуха» | Развитие эмоциональной, Развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа. |
Апрель 1,2 неделя | |||
3 неделя | Спектакль для детей средней группы «Как Муха Цокотуха гостей Встречала» | Показ спектакля | Показать чему дети научились |
4 неделя | Экскурсия в кукольный театр | Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось. | Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как работают артисты. По возможности заглянуть за кулисы. |
Май 2,3, неделя | Выбор инсценировки для показа родителям | Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Показать чему дети научились |
4 неделя | Театрализованное представление экологическая сказка "Приключения Красной шапочки" | Театрализованное представление | Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год. |
Список литературы
- И.А..Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
- А.Г..Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
- Т..Рик «Сказки и пьесы для семьи и детского сада»: «Линка-Пресс»2008
- Лора Поляк Сценарии в стихах по мотивам народных сказок: «Детство-Пресс» 2008
- Н.Ф..Губанова «Театральная деятельность дошкольников»: М. Вако 2007
- Н.В. Додокина, Е.С. Евдокимова «Семейный театр в детском саду»: Мозаика-Синтез,2008
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент. Урало-сибирская роспись»
Возрождение Урало-сибирской росписи, так как мы считаем, что становление эстетически развитой личности начинается с познания самого близкого окружения: родной природы, местных культурных традиций. Воз...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."
Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Отчет «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность да...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

Консультация «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
: в современном мире нам помогут выжить любовь, доброта и терпение. И воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы.В процессе развития ребёнка старшего дошкольного возраста про...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Каким образом можно использовать театрализованную деятельность как средство развития художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста...