Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Альтах Екатерина Сергеевна

Перспективный план кружковой работы у детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_teatralnoy_studii_izyuminka.docx50.55 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Перспективный план кружковой работы у детей старшего возраста.

Автор: Альтах Екатерина Сергеевна

Организация: Частный детский сад №156 ОАО "РЖД"

Г.Челябинск

Театральная студия «Изюминка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно – образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) .

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективноработать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческойдеятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а так же координировать свои функции.

Цель программы.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа.

Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.

Задачи программы.

1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.

2. Развитие речи детей: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.

5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.                                                                                                                                                        6. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.                                                        7. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.                                                                                                                                                          8. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

Реализация работы по программе:

Программа реализуется через кружковую работу (подгрупповая, индивидуальная) .

А так же работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры, костюмов к спектаклю,  совместное оформление к спектаклям и праздникам, анкетирование, оформление фотостенда для родителей.

Организация работы по программе:

Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю,                                                      длительностью 25 минут во вторую половину дня.

Возраст детей 5 – 6 лет.

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли

Доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному) 

Проблемность – направленная на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Структура программы:

Часть 1. Вводная

Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.

Основные виды работы – чтение сказок, рассказов, стихов, просмотр спектаклей в дошкольном учреждении и беседа по увиденному, просмотр иллюстраций, видеоматериалов.

Часть 2. Продуктивная

В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.

Элементы театрализованной деятельности : сказкотерапия с элементами импровизации, разыгрывание этюдов, стихотворений, потешек, сказок, небольших рассказов с использованием мимики и пантомимики.

А так же игры на развитие воображения, внимание, памяти, восприятия, мышления, этюды на выражение основных эмоций.

Часть 3. Завершающая

Цель театрализованной деятельности – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций

Театрализованные игры включают:

  • действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками), пальчиковыми, бибао, плоскостными фигурами;
  • непосредственные действия по ролям;
  • литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, с использованием слов автора);
  • изобразительную деятельность – носит характер пространственно - изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;
  • музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.

Правила драматизации:

  • Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

 Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы  являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

  • Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев

  • Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми  обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом  помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Здоровьесберегающие технологии

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• гимнастика для глаз,

• физкультминутка, динамические паузы.

Планируемые результаты к концу года:

Старшая группа:

  • дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
  • показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
  • произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  • выразительно читают стихотворный текст;
  • передают образ героя характерными движениями;
  • действуют на сцене в коллективе;
  • держатся уверенно перед аудиторией.

Оборудование:

1.Театральная ширма

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- плоскостной шагающий театр

- конусный

- теневой

- би-ба-бо (перчаточный)

- фланелёграф

- магнитный

- масочный

- варежковый

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

3. Ноутбук, колонки.

4. Костюмы

Методы обучения

Для качественного усвоения материала используются следующие методы обучения:

  • - игра
  • - метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера)
  • - инсценировки и драматизация
  • - объяснение
  • - рассказ и рассказ детей
  • - чтение взрослого
  • - показ
  • - личный пример
  • - беседы
  • - просмотр видеофильмов, презентаций
  • разучивание произведений устного народного творчества
  • - обсуждение
  • -  наблюдения


Календарно-перспективное  планирование                                                 театральной студии «Изюминка»                                                                                       в подготовительной логопедической группе №5

Месяц

Тема занятия

Содержание работы

Задачи занятия

Сентябрь

1 неделя

1)Знакомство с театром

2)Просмотр спектакля в детском саду «Первое сентября»

Беседа о театре.

- Что такое театр?

- Виды театров.

- С чего начинается театр.

Чтение «В театре» Агния Барто Беседа, просмотр картинок и видео- роликов.

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

2 неделя

«Открытие театральной студии».

Игра разминка

Упражнение «Шутка»

Показ презентации

Слушанье аудиосказки «Молодильные яблоки»

Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Воспитывать добродушие, отзывчивость на прекрасное, уметь сопереживать.

Учить внимательно слушать сказку, выделять интонацию

3 неделя

«Готовимся стать артистами»

Кто работает в театре. «Закулисье».

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр видео- ролика.

Презентация «Путешествие в театр»

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

4 неделя

Знакомство с Челябинским кукольным театром имени В.Вольховского  

просмотр видео - ролика

Рассматривание программок, афиш

Презентация «Правила поведения в театре»

Познакомить с правилами поведения в театре.

5 неделя

Зачем нужны декорации.

Беседа «Декорации»

Артикуляционная гимнастика;

игра «Прекрасный цветок»;

игра «Дует ветер»;

пальчиковые игры;

игра «Медведь и елка»;

игра «Солнечный зайчик»;

этюд «Это я! Это мое!»

Развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке;

Проявлять творчество в создании атрибутов и элементов костюмов.

Воспитывать аккуратность в работе.

Развивать фантазию, внимание

 побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

Октябрь

1 неделя

Мастерская актера. Костюмерная.

Изготовить и подобрать элементы костюмов и декораций к придуманной сказке.

Знакомство с понятием «Костюмер»

Развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке;

Проявлять творчество в создании атрибутов и элементов костюмов.

Воспитывать аккуратность в работе.

Развивать фантазию, внимания

развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

2 неделя

Творчество В. Сутеева

Чтение сказки В. Сутеева                       «Мешок яблок»

Рассматривание иллюстраций

Д/и: «Спой песенку с разной интонацией»

Развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Игровые упражнения.

3 неделя

Зачем нужны декорации.

Наши эмоции. Изображение различных эмоций

Распределение ролей «Мешок Яблок».

 Разучивание сценки по ролям. Просмотр отрывка из мультфильма ««Мешок Яблок»

Развивать умение подбирать декорации к сказке;

улучшать дикцию Развивать способность распознавать эмоциональные состояния по мимике;

4 неделя

Инсценировка «Мешок яблок»

Показ спектакля для родителей

 Учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.

Ноябрь

1 неделя

Выразительные средства актера: мимика и жесты.

Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

игра «Прекрасный цветок»;

игра «Дует ветер»;

этюд «Это я! Это мое!»

этюд «Великаны и гномы»;

Презентация «Мы и зрители»

Развитие мимики;  

раскрепощение через игровую деятельность;

2 неделя

Знакомство с теневым театром

Просмотр мультфильма «Теневой театр –Фиксики»

Изготовление шаблонов  для теневого театра

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

3 неделя

Знакомство оперой и балетом

Слушание аудиоэнциклопедии «Знакомство с театром»

Что такое опера и балет.

Презентация: Челябинский государственный  академический театр оперы и балета Им. М.И. Глинки

Знакомство с оперой и балетом .Закрепить правила поведения в театре.

4

Гримёрные

Просмотр презентации

Практическое занятие-«Наносим грим»

Познакомить с профессией гримёр

Декабрь

1 неделя

«УЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ: ИНТОНАЦИЯ»

Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)

Беседа «Виды интонации»

Тренинг «Скороговорки» 

. Игра на отработку интонации:  «СЫГРАЮ  РОЛЬ»

Познакомить учеников с таким выразительным средством речи как интонация Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса

2 неделя

 Куклы бибабо.

Игры-драматизации Создание мини-этюдов. Рассматривание устройства кукол

Песенки Железновой

Знакомство с техникой управления куклы бибабо.

3 неделя

Игры-драматизации с куклами бибабо.

Ролевые диалоги персонажей.

Театральные куклы к сказке «Теремок»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

4 неделя

Кукольные мультфильмы

Просмотр кукольного мультфильма

«Маша и медведь»

Развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки;

Январь

2 неделя

Знакомство с комедией

Прослушивание аудиоэнциклопедий «Комедии»

Песенки Железновой

Познакомить с творчеством Зощенко

3 неделя

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

Выставка игрушек(семейное видео или фото о том как это делалось)

Слушанье аудиосказки «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена

Подведение итогов конкурса «Игрушка для театрального уголка своими руками»

Награждение грамотами

Учить внимательно слушать сказку, выделять интонацию

4 неделя

Чувства, эмоции

«Грим — искусство изменения внешности актера»

Техника речи

Беседа «Грим»

Работа над интонацией

Артикуляционная гимнастика;

Упражнения на тренировку памяти;

Игра «Заря»;

этюд «Отряхнем руки»;

пальчиковые игры

этюд «любимая игрушка»;

игра «Старый сом»;

упражнения на развитие сенсорной моторики;

Упражнение на опору дыхания: «Насос»

Упражнение на дикцию:

«За-за-за, вот идет коза», «Заяц, заяц, чем ты занят?», «Как у бабушки козел»

Д/И «Сочинял-ки» (Ораторское искусство)

Знакомство с Познакомить обучающихся с понятием «грим», с особенностями сценического грима, его историей миром чувств и эмоций;

развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими

Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).

Февраль

1 неделя

«В гостях у сказки».

Беседа о сказочных героях русского фольклора.

Знакомство с Бабой-Ягой, Кикиморой, Лешим.

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка.

Музыкальная пауза

Д/И « Сочинял-ки»- сочинитеский талант

Познакомить с положительными и отрицательными героями.

Учить придумывать сказки

2 неделя

Монолог

Театрализованные этюды

Драматизация с элементами импровизации.

Монолог. Занятие «В стране игрушек».

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка.

Развитие мимики и пластики движений: «У зеркала», «Изобрази настроение», «Игрушки».

Этюды на основные эмоции:

Радость, гнев, грусть.

Развитие связной речи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Развивать фантазию и воображение, внимание, память, общение.

3 неделя

Мастерская «Оригами».

Изготовление кукол-оригами для театра.

Ощутить себя «творцами» кукол

4 неделя

Бутафория

Ритмопластика

Игры на развитие двигательных способностей:

«Снеговик», «Баба Яга», «Медведи в клетке»

Презентация «Бутафория»

Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. Познакомить с новым понятием - бутафория

Март

1 неделя

Творческие игры со словом:

«Сочини сказку»

Знакомство с афишей

Техника речи

 Творческие игры со словом:

«Сочини сказку»,

«Ручной мяч»

Игры со скороговорками: «Испорченный телефон»

(«На дворе трава», «Наш Полкан», «Шесть мышат», «Шла Саша».)

Д/И: « Сочинял-ки»-сочинительский талант

 Беседа «Афиша»

Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.

2 неделя

Всемирный день театра

Воображаемые предметы

Знакомство с праздником

Слушанье  аудиосказки Г.Х.Андерсена «Пастушка и пастух»

Беседа

 «Действия с воображаемыми предметами»

Игра:

«Что мы делаем, не скажем, но зато покажем»

Изготовление афиши к спектаклю «Как Муха Цокотуха гостей встречала»

 Учить внимательно слушать сказку, выделять интонацию

Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

3,4 неделя

Подготовка к инсценировке сказки «Как муха Цокотуха гостей встречала»

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций, работа над интонацией

Просмотр мультфильма «Муха-Цокотуха»

Развитие эмоциональной, Развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.

Апрель

1,2 неделя

3 неделя

Спектакль для детей средней группы  «Как Муха Цокотуха гостей Встречала»

Показ спектакля

Показать чему дети научились

4 неделя

Экскурсия в кукольный театр

Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось.

Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как  работают артисты.

По возможности заглянуть за кулисы.

Май

2,3, неделя

Выбор инсценировки для показа родителям

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Показать чему дети научились

4 неделя

Театрализованное представление экологическая сказка "Приключения Красной шапочки"

Театрализованное представление

Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год.


Список литературы

  1. И.А..Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
  2. А.Г..Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
  3. Т..Рик «Сказки и пьесы для семьи и детского сада»: «Линка-Пресс»2008
  4. Лора Поляк Сценарии в стихах по мотивам народных сказок: «Детство-Пресс» 2008
  5. Н.Ф..Губанова «Театральная деятельность дошкольников»: М. Вако 2007
  6. Н.В. Додокина, Е.С. Евдокимова «Семейный театр в детском саду»: Мозаика-Синтез,2008
  7. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент. Урало-сибирская роспись»

Возрождение Урало-сибирской росписи, так как мы считаем, что становление эстетически развитой личности начинается с познания самого близкого окружения: родной природы, местных культурных традиций. Воз...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Статья "Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе русских и японских сказок через проектную деятельность"

Статья адресована педагогам ДОУ. Материал способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры на основе русских и японских народных сказок, развитию творческих спос...

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...

Отчет «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

        К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность да...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...