Отчет «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
материал (старшая группа)

Шунина Наталья Михайловна

          К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально - волевой сфере. Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.

          Уровень развития связной речи детей старшей группы не достаточно развит. Состояние  выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

           В рамках данной неты, воспитателями группы старшего возраста комбинированной направленности «Солнечные лучики» был подготовлен и реализован краткосрочный проект по развитию речи детей через театрализованную деятельность «В гостях у театра и сказки»

Продолжительность проекта: 1 месяцУчастники проекта: дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.

     Возраст детей: дети от 5 до 6 лет.

     Цель:  развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. формирование знаний детей о театре, его видах, профессиях.
  2. Развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание детей, наблюдательность, фантазию, музыкальность, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, выразительность движений;
  3.  Способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия, памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи, творческого воображения;
  4. закреплять умения использовать средства выразительности  (позы, жесты, мимику, интонации, движения) .
  5. совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли;
  6. воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу;
  7. создание и совершенствование предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 комбинированного вида»

Отчет

«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Воспитатели: Н.М.Шунина,

Е.М. Микрюкова

д.Лампово

2020-2021 учебный год


          К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально - волевой сфере. Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.

          Уровень развития связной речи детей старшей группы не достаточно развит. Состояние  выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

           В рамках данной неты, воспитателями группы старшего возраста комбинированной направленности «Солнечные лучики» был подготовлен и реализован краткосрочный проект по развитию речи детей через театрализованную деятельность «В гостях у театра и сказки»

Продолжительность проекта: 1 месяцУчастники проекта: дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.

     Возраст детей: дети от 5 до 6 лет.

     Цель:  развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. формирование знаний детей о театре, его видах, профессиях.
  2. Развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание детей, наблюдательность, фантазию, музыкальность, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, выразительность движений;
  3.  Способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия, памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи, творческого воображения;
  4. закреплять умения использовать средства выразительности  (позы, жесты, мимику, интонации, движения) .
  5. совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли;
  6. воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу;
  7. создание и совершенствование предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.

Формы работы с детьми:

  • групповая (фронтальная);
  • подгрупповая (небольшими группами по интересам);
  • индивидуальная.

  • Методы и приемы:
  •  наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные посещения театра);
  • словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);
  • игровой;

- практический (постановка стектакля, художественное творчество).

Принципы работы:

  1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
  2. Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
  3. Принцип личностно-ориентированного подхода.
  4. Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
  5. Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.

Образовательная область: «Развитие речи»«Художественно-эстетическое развитие». 

В своей работе мы использовали:

1. Беседы, проблемные ситуации, ситуативный разговор, дискуссии, обсуждение, виртуальные посещения театров, наблюдение и тд.

2. Артикуляционную гимнастику.

4. Игры на развитие артикуляции: «Немой диалог»  .

3. Игры на имитацию движений: «Загадки без слов» , «Поиграем — угадаем» (А. Босева),«Как варили суп» , Игра-пантомима «Сугроб» и другие.

4. Пальчиковая гимнастика:  "Мы — мастера", "Фонарики", "Весёлые брызги", "Лёгкий ветерок"  "Дятел" , "Цыплята", "Пальчики", "Мы рисуем" .

5. Скороговорки на развитие дикции.

1. Книга книгой, а мозгами двигай.

2. Волки рыщут - пищу ищут.

3. Много снега много хлеба.

4. Шесть мышат в камышах шуршат.

5. Посреди двора дрова.

6. Дед Данила делил дыню.

7. От топота копыт пыль по полю летит.

8. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

9. У осы не усы, не усищи, а усики.

10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.

7. Упражнения на развитие зрительного внимания.

8. Творческие задания на развитие пантомимики.

10. Этюды на общение.

11. Театрализованные игры.

12. Упражнения для снятия мышечного напряжения .

13. Чтение художественной литературы:М.Ю. Картушиной " Заяц - портной" , «Теремок», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», А.Батро «Стихи», С.Михалков «Мой щенок», И.Крылов «Тартышка и очки», К.Чуковский «Федорино горе», К.Чуковский «Мойдодыр», «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Гуси лебеди»и другие.

14. Мероприятия.

В рамках проекта были проведены с воспитанниками следующие мероприятия.

  1. Выставка рисунков «Моя любимая сказка», в выставке приняли участие 15 воспиттаников.
  2. Выставка поделок  «Мой любимый  казочный герой». Приняли участие 8 детей.
  3. Викторина "В стране сказок.
  4. Открытое занятие по речевому развитию «Путешествие в страну театров» - воспитатель: Н.М.Шунина.
  5. Открытое занятие по речевому развитию «Удивильный театральный мир» - воспитатель: Е.М.Микрюкова.
  6. Показ спектакля «Красная шапочка».
  7. Показ спектакля «Заюшкина избушка.


10. Работа с родителями.

В течении всего времени, мы воспитатели, ведем активную работу. Были проведены следующие формы работы с родителями:

  1. Анкетирование родителей по теме «Речевое развитие детей через театрализованную деятельность».

В анкетировании приняли участи 16 родителей. По итогам опроса, мы видим, что большинство родителей уделяют внимание развитию речи детей дома.

Часть родителей (37,5%) оценивают уровень развития речи своих детей, как норма. 62,5% родителей видят не соответствия развития речи ребенка данному возрасту.

Родители дома проводят занятия с детьми: играют в сюжетно ролевые игры, уделяют внимание чтению книг, просмотру м\ф и фильмов, прослушиванию аудио, некоторые устраивают театрализованные представления. Большинство родителей после прочтения обсуждают произведение с детьми.

43,75% родителей посещают театр со своими детьми, что благоприятно влияет на развитие ребенка.

Таким образом, исходя из обработки социологического опроса родителей группы старшего возраста комбинированной направленности «Солнечные лучики», мы получили следующие: родители заинтересованы в развитии речи своих детей через театрализованную деятельность и готовы работать совместно с воспитателями на повышение уровня развития (помогать в театрализованных постановках, учувствовать в творческих проектах).

От родителей мы получили следующие рекомендации:

  1. проводить больше игр-импровизаций;
  2. делать постановки спектаклей с участием детей.

2. Консультации и папки передвижки: «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность», «Мир театра», «Роль сказки в воспитании детей», «Что воспитывает театр?», «Спектакль дома»

3. Буклет «Что такое театр.Выиды театра», «Театр в жизни дошкольника».

4. Беседы: «Почему важно читать сказки детям?», «Развитие речи ребенка дома».

Таким образом хочется подвести итог.

В нашей группе мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления речевой, двигательной, игровой, трудовой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам театральной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: «Развитие театрально-исполнительских навыков и эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Имея опыт работы по театрализованной деятельности, я  делилась знаниями с коллегами по работе, организовала консультации, показала открытые мероприятия, оформила театральный  уголок. Моя раб...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

В данной статье рассматриваются методы и приемы, позволяющие преодолеть ребенку страх и неуверенность, обогатить свой жизненный опыт, а так же научиться взаимодействию с сверстниками....

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...