Главные вкладки

    «МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».
    рабочая программа (подготовительная группа) по теме

    Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться. Основной задачей программы является художественно – эстетическое развитие детей средствами  декоративно-прикладного искусства Сибири.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_kruzhka_masterskaya_malenkih_volshebnikov.doc147.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ»

    Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста

    «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

    Пояснительная записка.

    Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование.

    Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство русского декоративно – прикладного творчества. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности. Декоративно – прикладное искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. Необходимость   готовить   к   творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на воспитание творческой активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлены повседневные усилия педагогов.  

            Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей дошкольного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности детей.

    Конечно, сложность заключается в том,  что необходимо, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, делать это в доступной, понятной  и интересной для них форме.  

            Последовательное и целенаправленное осуществление работы по использованию произведений народного декоративно-прикладного искусства играет огромную роль в воспитании эстетических представлений у детей дошкольного возраста. Поэтому, необходимо обогащать представления детей о красоте вообще и способах её достижения на примере народного искусства и искусства родного края.

            Работа по данной Программе будет направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.

            Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества.    Занятия по изобразительной деятельности – одна из важных форм приобщения детей к великим ценностям русской народной культуры, выраженным в произведениях декоративно-прикладного искусства.

    Данная программа является адаптированной, в основу ее положены программы:

    1. Детство: Программа развития и воспитания детей  в детском саду. В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. / Под  ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: Детство-Пресс, 2001, 244с. Программа разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
    2. Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. - СПб.: ЛОИУУ, 1995, 78с.

    Цель Программы.

    Художественно – эстетическое развитие детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства Сибири.

    Основные задачи программы:

    1. Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства Сибири. Учить замечать выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.
    2. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа. Познакомить с приемами работы народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
    3. Развивать художественно - творческие способности детей 6-7 лет.
    4. Формировать эстетический вкус. Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
    5. Закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д.
    6. Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов.
    7. Закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия способом налепа, процарапывания и росписи.

    Концепция Программы.

         Представленная в пособии система занятий построена в соответствии с концепцией эстетического воспитания и развития дошкольников,  разработанной Т.С. Комаровой. Основные положения данной концепции заключаются в следующем:

    1. Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства;
    2. Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
    3. Создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельностью;
    4. Индивидуальный подход к детям; учет их индивидуальных предпочтений, склонностей интересов; индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе коллективных занятий;
    5. Широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;
    6. Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;
    7. Использование разнообразных (в том числе игровых) методов и приемов в работе с детьми.

    Направления  в работе:

    1.Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов Сибири.

    2.Знакомство с символикой сибирского декоративного искусства и её значением.

    3.Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

    Формы работы с детьми:

    1. Беседы;
    2. Занятия на основе метода интеграции;
    3. Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
    4. Выставки в мини-галерее изделий декоративно-прикладного искусства;
    5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
    6. Просмотр видеофильмов;
    7. Экскурсии;
    8. Дидактические игры;
    9. Использование силуэтного моделирования
    10. Экспериментирование с различными художественными материалами;
    11. Фольклорные  праздники, посиделки.
    12. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
    13. Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;
    14. Использование физминуток;
    15. Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

    Принципы обучения.

    1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
    2. Принцип доступности обучения.
    3. Принцип связи обучения с жизнью.
    4. Принцип наглядности.
    5. Принцип целенаправленности.

    Организация обучения.

    Программа рассчитана на год обучения с детьми 6 -7 лет 2 раза в неделю по 1 часу.

    Форма работы групповая, в группе - 15 человек.

          Основное внимание в программе уделено знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. В содержании занятий включены темы, раскрывающие взаимосвязь разных видов народного творчества: резьба по дереву, изделия из бересты и поделки из глины, кружево и вышивка, народная кукла и сибирская игрушка.

    Мы считаем необходимым уже на первом этапе знакомства, дать детям целостное представление о народном творчестве Сибири. Поэтому предлагаем изучение народных помыслов в комплексе, например: изготовление изделий из бересты, их роспись и резьба по бересте.

          Дети, занимающиеся по данной программе, могут почувствовать себя «мастерами», так как их работы задуманы как композиции, выполненные из материалов и техник, близких народному творчеству.

    Актуальность.

    Художественно – эстетическое развитие и формирование у детей дошкольного возраста (5 – 7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с декоративно – прикладным искусством Сибири, его бытом и жизнью, традициями и особенностями.

    Оптимальное художественно – эстетическое развитие и формирование творческих способностей каждого ребенка с учетом его задатков может быть обеспеченно в условиях Программы художественно – эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

    Одним из основных принципов Программы должен быть принцип регионализации: приобщение к истории сибирского края, развитие у них интереса к жизни народов Сибири, обогащение детей новыми знаниями о том, как зарождались народные промыслы, а также использование средств изобразительной деятельности для воплощения детьми своих творческих замыслов через изобразительную деятельность.

            

    Задачи

    Ожидаемые результаты

    1.

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста базиса культуры на основе ознакомления с историей сибирского края.        

    Альбом «Народные промыслы Сибири»;

    Выставки и слайдшоу:

    «Рукоделие: ткачество, вышивка бисером; керамика; изделия из кожи, меха, бересты, дерева».

    2.

    Способствовать самостоятельному добыванию информации об истории сибирского края (быт, традиции, особенности культуры).

    Создание мини - музея;

    Фотоматериалы.

    3.

    Актуализация впечатлений в художественном творчестве.

    «Стена творчества»

    Этапы и сроки выполнения программы:

    I Подготовительный:

    1. Пополнение и обогащение предметно – развивающей среды стимульным материалом, открытие музея сибирского быта;

    2. Составление тематического плана занятий;

    3. Выявление интересов и склонностей детей;

    4. Анкетирование родителей;

    5. Подбор диагностических методик.

    II Основной:

    1. Разработка и апробация авторской программы «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

    2. Диагностическое обследование.

    III Заключительный:

    1. Оформление «Стены творчества» в рамках фестиваля открытых дверей;

    2. Конкурс «Юных мастеров Сибири».

    Ожидаемые результаты реализации программы.

         К концу реализации программы дети:

    1. Имеют представление об истории происхождения народных промыслов;
    2. Имеют представление о народных промыслах; умеют различать изделия разных народных промыслов.
    3. Знают традиционные приемы и способы изготовления традиционных изделий;
    4. Эмоционально воспринимают содержание произведений народного творчества.
    5. Запоминают и узнают знакомые изделия народных промыслов, картины, иллюстрации, изображения по мотивам декоративно – прикладного искусства Сибири.
    6. Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).
    7. С помощью средств выразительности создают образ в рисунке, аппликации, лепке, самостоятельно выполняют изделие на основе полученных знаний.
    8. Правильно и доброжелательно оценивают свою и чужую работу.
    9. Отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.

    У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

    Развивается художественный вкус, они могут видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество.

    Для определения результатов осуществляется диагностика, тестирование, наблюдение.

    Формами подведения итогов реализации программы являются:

    выставки детских работ;

    1. открытые занятия для родителей;
    2. участие в мероприятиях разного уровня.

    Тематическое планирование занятий

    Тема

    Программное содержание

    1

    Путешествие по народным промыслам Сибири.

    Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

    2

    Знакомство детей с изделиями Сибири.

    Продолжать развивать интерес к изделиям народных мастеров. Развивать образную речь. Обогащать  словарь: роспись, керамика, гипс, пресс – форма.

    Воспитывать уважение к людям труда, развивать чувство прекрасного. 

    3

    Роспись изделий.

    Декоративное рисование.

    Продолжать знакомить детей с сибирской росписью– её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии. Совершенствовать приёмы смешивания красок, навыки работы с кистью. Обучение умению составлять декоративную композицию на тарелочке, симметрично располагая элементы узора в середине, чередуя их по краям.

    Развитие чувства цвета, формы,  чувство ритма и композиции. Формировать эстетическое отношение к народному творчеству.

    4

    Лепка «Олени»

    Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров, уметь лепить фигурку из целого куска глины, вытягивая и прищипывая мелкие детали, передавать особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

    5

    Конструирование + рисование

    «Сибирская барышня».

    Учить расписывать глиняные изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором.

     Учить расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных.

    Учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи куклы по мотивам сибирских росписей.

    Формировать  умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус).

    6

    Рисование + аппликация «Весёлая ярмарка» (коллективная работа).

    Продолжить знакомство детей с глиняными сюжетными изделиями, их содержанием и художественными особенностями.

    Учить замечать, какими художественными средствами в сюжетной лепке передается связь между фигурками; упражнять в составлении сюжетных композиций, в подборе для них соответствующих игрушек, ранее расписанных детьми; продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь).

    7

    Конспект занятия по декоративному рисованию

    «Роспись сибирской красавицы»

     Закреплять у детей умение самостоятельно, оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей Сибири.

    Продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень.

     Развивать чувство цвета, композиционные умения; побуждать использовать для составления узора растительные элементы (цветы, листья) и волнистые линии различные по цвету и толщине. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.

    Совершенствовать навыки работы гуашью — рисовать всей кистью, ее концом; учить смешивать краски для получения нового цвета.

    Воспитывать интерес и эстетическое отношение к искусству народных мастеров.

    8

    Рисование «Сказочная птица».

    Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.

    9

    Декоративное рисование «Сибирские узоры - сколько радости для глаз»

    Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на листе.

    Закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний сибирских росписей.

    10

    Поделки из бересты «Туесок»

    Познакомить детей с такой разновидностью коры, как береста; учить простейшим приемам работы с этим природным материалом — обрезанию по выкройке; укреплять интерес к работе; формировать доброжелательные взаимоотношения детей во время работы.

    11

    Поделки из бересты «Ведерко для ягод»

    Учить детей работать с берестой по выкройке, пользуясь приемом вырезания, сгибания; воспитывать аккуратность в работе с ножницами, иголкой; формировать любовь к природе, бережное отношение к ней.

    12

    Поделки из бересты «Старик Хоттабыч».

    Продолжать учить детей использовать разнообразный природный материал для изготовления игрушки (шишка, ракушка, мак, береста, веточки); закреплять знания об особенностях природного материала; воспитывать познавательный интерес.

    13

    Игрушка - поделка из бересты «Машина».

    Укреплять у детей интерес к работе с берестой, совершенствовать навыки работы с данным природным материалом; формировать дружеские взаимоотношения детей, оказывая помощь нуждающимся.

    14

    Роспись берестяных туесков сибирскими узорами

    Воспитывать интерес к искусству. Развивать эстетическое восприятие.

    Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством народов  Сибири.

    Познакомить детей с берестяными изделиями: туесами, корзинками, коробами и другими.

    Уточнить особенности выполнения росписи по бересте: составлять узор из растительных элементов, ритмично располагая их по силуэту. Развивать творчество, фантазию и инициативу. Формировать у детей положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать.

    15

     «Лепка декоративной посуды»

    Продолжать учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи по мотивам народных помыслов Сибири.

    Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки.

    Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами.

    Закреплять навыки аккуратной лепки.

    16

    Русский народный костюм.

    Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

    17

    «Знакомство с русским сибирским народным костюмом, с вышивкою и предметами быта»

    1. Расширять представления детей об истории русского национального (сибирского) костюма (символическое значение вышивки, способы украшения).

    2. Познакомить с историей народного костюма.

    3. Учить выделять отличительные особенности элементов характерные         для сибирского русского костюма.

    4. Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи.

    5. Активизировать словарь детей словами: орнамент, оберег, вышивка, узор.

    6. Привлекать внимание детей к традиционным народным закличкам,  пословицам и поговоркам, насыщать реальную жизнь детей фольклорным материалом.

    18

    «Украшение полотенца, салфетки, скатерти по мотивам сибирской вышивки»

    1. Продолжать знакомить детей с народным творчеством Сибири, с созданием сибирского орнаментов и вышивки.

    2. Научить различать элементы узора, их форму, расположение, цветовое сочетание; развивать чувство формы, цвета, ритма, желания составлять узоры в духе национального творчества.

    3. Учить детей сравнивать различные способы изображения, рисовать узор, используя растительные формы, дополнять его другими элементами.

    4. Развивать у детей эстетическое восприятие, учить составлять узор из различных элементов (листьев, цветов, веточек), используя приемы рисования всей кистью, концом, подбирать красивые сочетания.

    19

    Декоративное рисование «Что за дивные узоры».

    Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева - рисовать узор из знакомых форм.

    20

    Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои» (рисование нитками на клейкой бумаге).

    Воспитывать уважение к мастерам. Учить аккуратно, плести кружева из знакомых форм (круги, полоски, точки, насноски, плетешок и т.д.) используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию.

    21

    Декоративное рисование «Украшения из бересты».

    Продолжать знакомство детей с изделиями из бересты. Закрепить умение составлять узор для туеса из простых элементов узора (листьев, бутонов, цветов), располагать их на полосе, путём свертывания полосы (когда краска высохнет) сделать браслет, полюбоваться узором на объёмной форме.

    22

    По замыслу.

    Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте. Развивать творческие способности детей.

    23

    Рисование

    «Скатерть»

    Закреплять представление об особенностях сибирской росписи, колорите, композиции, элементах; учить коллективно создавать роспись по мотивам сибирской игрушки; учить работать сообща, договариваться друг с другом; продолжать знакомить с техникой росписи на ткани.

    24

    Рисование по мотивам сибирского орнамента

    «Салфетка»

    Закрепить знания о сибирском орнаменте; воспитывать интерес к народному творчеству, желание творить; побуждать выражать своё отношение к красоте изделий; учить договариваться, планировать совместную деятельность, создавать общую композицию.

    25

    Декоративное рисование «Сервиз для Федоры»

    Вызвать желание помочь литературному герою. Продолжать учить видеть своеобразие, красоту, нежность росписи изделий; побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам выбранной росписи; учить создавать коллективную работу.

    26

    Рисование декоративное «Узорчатый платок»

    Закрепить и обобщить представления о русских народных промыслах: закрепить умение сравнивать предметы по их назначению, рисунку, колориту, композиции; воспитывать интерес и уважение к народному искусству; развивать чувство композиции. Учить создавать коллективную работу – платок.

    27

    Рисование «Сюжеты  сибирского края».

    Развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы); развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию и колорит рисунка).

    28

    Лепка «Сибирские мотивы».

    Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки  животных нашего округа (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.), а также людей в национальной одежде по замыслу; развивать умение лепить человека в движении (идущего на лыжах, управляющего оленьей упряжкой). Воспитывать любовь к родному краю.

    29

    По замыслу.

    Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Развивать творческие способности детей.

    30

    Народные промыслы

    Итоговое занятие

    Закрепить представление детей о декоративно-прикладном искусстве Сибири. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать нравственно - эстетические качества детей. Учить выделять характерные особенности промыслов. Совершенствовать изобразительные умения и навыки декоративного рисования. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус.

    31

    Фестиваль открытых дверей

    Оформление «Стены творчества»

    32

    Конкурс

    «Юные мастера Сибири».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Лесная история".

    Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Лесная история".Тема: Лесная историяЗадачи:1.     Продолжать учить детей р...

    ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

    1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

    Статья "Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе русских и японских сказок через проектную деятельность"

    Статья адресована педагогам ДОУ. Материал способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры на основе русских и японских народных сказок, развитию творческих спос...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования

    Конспект непосредственно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования...

    Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству (русские народные праздники)»

    Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских...