Рабочая программа педагога по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Мамонтовского района »
рабочая программа (старшая группа)

Засядько Яна Валерьевна

Рабочая программа педагога по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Мамонтовского района »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»

                                Утверждаю:

                                                      Зав. МКДОУ детский сад

                                 «Берёзка»

                                                       ________ А.А. Халтурина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Мамонтовского района »

                                                                   

 Разработчик:

Засядько Я.В. воспитатель

МКДОУ детский сад «Березка»

с.  Мамонтово

Мамонтово

2017 г

Структура

1.

Целевой раздел ………………………………………………………….

1.1

Пояснительная записка ………………………………………………...

1.2.

Цель рабочей программы ………………………………………………

1.3.

Задачи рабочей программы …………………………………………….

1.4.

Принципы и рабочей программы…………………………………..….

1.5.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) ……………………………………………………………………….

1.6.

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) ……………………………………………………………..

2.

Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)……………………………………………………………

2.1

2.2

2.3

2.4

3.

3.1

3.2    

3.3                  

Календарно-тематический план………………………………………

Способы, методы и формы реализации программы………………….

Способы и направления детской инициативы………………………..

Особенности взаимодействия с семьями………………………………

Организационный раздел ……………...................................................

Материально-техническое обеспечение программы…………………

Методическое обеспечение программы……………………………….

3.4    Особенности организации предметно- развивающей среды………….

1

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов - авторитета,

достойно завоёванного русским

искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своём

культурном прошлом, о наших

памятниках, литературе, языке, живописи...

Народные отличия сохранятся и в XXI

веке, если мы будем озабочены воспитанием

 души, а не только передачей знаний».

(Д. С. Лихачёв).

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.

1.2Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущем ему нравственным ценностям, традициям, особенностям культуры.

1.3Задачи:

  - формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкасания с ним.

 - пробудить чувства любви к малой Родине.

 - знакомить детей с устным народным творчеством и народно-декоративным искусством.

 - воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному району.

 - формирование нравственных качеств,  для установления позитивных межличностных отношений.

- создание благоприятного психологического климата в группе, сплочение детского коллектива.

1.4. Принципы рабочей программы:

     - При разработке и реализации программы использованы материалы в    

       соответствии возрастных и индивидуальных особенностей детей.

      - Материал по краеведению доступен и понятен.

1.5. Психолого – педагогические особенности детей:

Дети в группе одного возраста. Очень творческие. Приоритетом в группе

является нравственно-патриотическое воспитание.

1.6. Планируемые результаты освоения программы:

      После реализации рабочей программы в предметно – пространственной

      среде:

      - организованы тематические выставки;

      - оформлен творческий уголок в группе;

      - подобраны дидактические игры.

      После выполнения поставленных целей дети будут готовы и способны:

   - самостоятельно рассказывать о жизни и традициях своей семьи;

   - интересоваться природой нашей местности и их жителями, их бытом.

2

Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности:

 Календарно- тематический план:

 

Сроки реализации

Тема месяца

Содержание деятельности.

дата

Сентябрь

«Наше село»

-Анкетирование родителей

- Вводное занятие «История создания с. Мамонтово

-Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Октябрь

«Все меняется!»

- Рассматривание альбома старого  и нового села Мамонтово

-Посещение музея

Ноябрь

«Русский народный костюм»

-знакомство детей с русским народным костюмом.

-Презентация «Народный костюм»

-создание альбома «Русский народный костюм»

Декабрь

«Русские народные игры»

-Знакомство детей с народными играми

-Создание картотеки «Народные игры»

Январь

«Народное исскуство»

-Знакомство с народным искусством.

-Урало-сибирская роспись

Февраль

«Занятия наших предков»

-Просмотр фильма о народных промыслах

-Беседа с детьми о том, где работали  наши предки в с.Мамонтово

Март

«Наша Родина-Россия!»

-Знакомство детей с народными пословицами, поговорками, песнями.

-Создание картотеки

Апрель

«Масленица»

-Совместное проведение родителей и детей русского народного праздника «Масленица»

Май

«Сами знаем и другим покажем!»

-Оформление творческого уголка

2.2. Способы, методы и формы реализации программы:

- рассказ краеведа, педагога;

- наглядный метод;

- беседа;

- наблюдение;

- практический метод.

2.3. Способы и направления детской инициативы.

   -участие в организации выставки,

   - поощрение грамотами.

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

     В ходе реализации данной программы активное участие примут

     родители.

3

Организационный раздел

3.1. Материально- техническое обеспечение программы:

    - художественный салон,

    - детско-юношеский центр

3.2. Методическое обеспечение программы:

1.Музейная педагогика: Из опыта методической работы  /под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 416 с. – (Программа развития)

2. «Воспитатель ДОУ», №3, 2009. «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников». О.В. Колпачникова.

3. «Управление ДОУ», №4,2004. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». И.В. Штанько.

4. «Детский сад от А до Я», №6, 2007 год.

5. «Детский сад от А до Я», №3, 2008 год.

6. Приложение к «Управление ДОУ», «Создание ДОУ с приоритетным направлением» Г.Г. Биличенко.

7. «Управление ДОУ», №1, 2007 год, «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» (из опыта работы), Т.Н. Тебенева.

3.3. Особенности организации предметно-развивающей пространственной

      среды:

     - создан творческий уголок в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».

Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия  для восприятия целостной картины истории своей...

"У Байкала мы живем". Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр.

Дидактические игры,  в ознакомлении с национальной культурой, делают сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяют ребенку получить собственный опыт.  Все дидактические игры вхо...

Методическая разработка на тему: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Конспект итогового мероприятия по реализации проекта по приобщению детей старшего возраста к русскому народному творчеству с использованием русских народных игр «В гостях у бабушки Матрены" Презентац...

Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через произведения художников Мамонтовского района»

Рабочая программа разработана в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении- Детский сад «Березка» с.Мамонтова Мамонтовского района. Данная программа  включена...

ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»

Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...

Отчёт по самообразованию на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»

Несомненно, на сегодняшний день тема приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры очень актуальна. В то время,  как развивается наука, в жизнь внедряется компьютериза...