Главные вкладки

    Учёт возрастных особенностей дошкольников при организации разных видов деятельности.
    консультация на тему

    Ваулина Наталья Николаевна

    Консультация для воспитателей и родителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учёт возрастных особенностей дошкольников при организации разных видов деятельности

    Дошкольный возраст - возраст активного познания окружающего мира. Когда закладываются основы здоровья, умственного, нравственного и эстетического развития. Дошкольный возраст включает отличительные друг от друга периоды развития. Каждый период дошкольного детства характеризуется особенностями. Каждый ребёнок – индивидуальными особенностями.

    Знания возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогает развиваться ребёнку.

            Каждый ребёнок развивается по «собственной программе», но есть общие закономерности, которым это развитие подчинено.

    Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и последовательно.

    Для правильного управления процессом развития надо знать особенности каждого возраста.

    Для этого определили возрастную периодизацию.

    Проблемой периодизации психического развития детей занимались отечественные и заpубежные учёные Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, К.Штрац, П.П.Блонский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.

    Наиболее обоснованным является подход, Льва Семёновича Выготского:

    • Развитие личности – сложный процесс, имеет свои стадии;
    • У каждого возрастного периода есть границы. Но они могут сдвигаться;
    • Каждая стадия характеризуется возрастными новообразованиями (теми качествами и свойствами, которых не было раньше);
    • На формирование возрастных новообразований влияет социальная среда;
    • В развитии есть стабильные и критические периоды;
    • Физическое, психическое и социально развитие человека происходят неравномерно.
    • Есть сензитивные периоды развития, когда для определенного вида психической деятельности наступает оптимальное время для наиболее интенсивного развития.

    Выготский Л.С. выделил следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст

    Что же такое возрастные особенности? Это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

    Если мы будем сравнивать возрастные особенности детей дошкольного возраста на примере изобразительной деятельности (рисования), то увидим что:

    • у детей 2-3 лет - основные изображения: линии штрихи, округлые; предметы.
    • у детей 3-4 лет - графические образы бедны, предметны, схематичны;
    • у детей 4-5 лет - рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных;
    • у детей 5-6 лет - обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью;
    • у детей 6-7 лет - рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

    Можно сделать вывод: задачи и содержание, средства и методы воспитательной работы с детьми младшего возраста разрабатываются с учетом неприспособленности их к самостоятельной жизни.

             В среднем и старшем возрасте приспособленность и самостоятельность ребенка значительно увеличиваются, в соответствии с этим изменяются задачи, содержание, средства и методы воспитательно-образовательной работы.

    Одним из основных принципов дошкольного образования, согласно ФГОС ДО является: возрастная адекватность дошкольного образования.

            Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

    Таким образом, возрастной подход предполагает учет закономерностей психического развития ребенка, которыми нельзя пренебрегать ради тех или иных социальных интересов общества. Отсюда следует, что границы возраста не могут произвольно меняться в результате того, что ребенка включают в новую (например, присущую следующему возрасту) социальную ситуацию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учет возрастных особенностей детей при организации разных видов деятельности

    В данном материале описаны возрастные особенности детей дошкольного возраста. Предложены кинезеологические разминки....

    Комплексно – тематическое планирование по теме «Ранняя весна» Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности.

    Комплексно – тематическое планирование по  теме «Ранняя весна»Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности....

    Формы организации разных видов деятельности, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста.

    Формы организации различных видов деятельности , направленных на математическое развитие детей....

    Комплекс физминуток для старших дошкольников, проводимых в разных видах деятельности

    Комплекс физминуток для старших дошкольников, проводимых в разных видах деятельности...

    Картотека физминуток для старших дошкольников, проводимых в разных видах деятельности

    Физкультминутки для детей- это форма активного отдыха во время малоподвижных занятий, которые направлены активизацию двигательной активности,развивают речь, координацию движений и мелкую моторику рук....

    Формы организации разных видов деятельности, направленных на математическое развитие детей

    Формы организации разных видов деятельности,направленных на математическое развитие детейПланВведение.1.Специфика организации учебной деятельности дошкольников.   1.1.Своеобразие учебной дея...

    Рекомендации родителям по организации разных видов деятельности детей в домашних условиях.

    Рекомендации родителям по организации разных видов деятельности детей в домашних условиях....