Адаптация и все о ней
консультация на тему

Если Ваш малыш пошел в садик в этом году, то эта информация для Вас. Каждый из Вас, уверена, задает себе и не только себе, вопрос. Что же такое эта адаптация? И самое главное, когда же она закончится?

            Сейчас очень много информации на эту тему существует в интернете, и многие из Вас уже перечитали кучу статей. Но не всегда то, что пишут в интернете подходит всем. Ведь каждый ребенок индивидуален и все реагируют на погружение в мир незнакомых людей и звуков по-разному. Кто-то плачет, кто-то нет. Но это не значит, что тот, кто не плачет, чувствует себя лучше. Совсем нет. Оба ребенка испытывают сильнейший стресс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_i_vse_o_ney.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Еще раз здравствуйте, дорогие родители!

        Если Ваш малыш пошел в садик в этом году, то эта информация для Вас. Каждый из Вас, уверена, задает себе и не только себе, вопрос. Что же такое эта адаптация? И самое главное, когда же она закончится?

        Сейчас очень много информации на эту тему существует в интернете, и многие из Вас уже перечитали кучу статей. Но не всегда то, что пишут в интернете подходит всем. Ведь каждый ребенок индивидуален и все реагируют на погружение в мир незнакомых людей и звуков по-разному. Кто-то плачет, кто-то нет. Но это не значит, что тот, кто не плачет, чувствует себя лучше. Совсем нет. Оба ребенка испытывают сильнейший стресс.

ЧТО ИСПЫТЫВАЕТ РЕБЕНОК ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ?

1.ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

        Эти эмоции испытывает каждый ребенок в период адаптации. Независимо от того, как проходит адаптация — гладко или не очень. А вот степень проявления может быть разной. Это может быть едва заметное испорченное настроение и настоящая депрессия, когда малыш воспринимает нахождение в детском саду как заточение. Ребенок может часами сидеть с отсутствующим видом, не желая есть или играть. Но могут быть и неожиданные вспышки  активности и агрессии по отношению к окружающим. Малыщ ждет родителей, а в группу входят чужие люди и другие плачущие дети. Обманутые ожидания могут вызвать плач и истерику.

        Первое время ребёнка отвлекают новые игрушки, и он как бы «забывает» о своём горе. Потом, когда малышу уже все знакомо его эмоции вновь сосредотачиваются на негативных впечатлениях. Он может постоянно хныкать, либо плач может проявляться приступами. Дети, находящиеся во власти отрицательных эмоций, плачем поддерживают всех расстроенных расставанием с родителями новичков. Но самым стойким и длительным проявлением депрессии считается хныканье.

2.СТРАХ

    Страх вызывает новая обстановка, воспитатели, другие дети и самое основное – предположение малыша, что родители не придут вечером, бросив его в детском саду навсегда.

3. ЗЛОСТЬ, ГНЕВ

        Ребенок, протестует против наступивших в его жизни изменений, и может бросаться на каждого, кто подойдёт к нему. При этом поводом для злости может стать любой пустяк.

 Радость и смех - признаки приближающегося конца адаптации.

Существует ряд критериев, по которым можно судить как ребенок адаптируется в детском саду:

·        Поведенческие реакции,

·        Заболеваемость и течение болезни

·        Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

ПОВЕДЕНИЕ

Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с несколькими моментами:

  1. Не удовлетворяется одна из основополагающих потребностей маленького человечка - потребность в безопасности и защищенности. Малыш впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке.
  2. Сильная привязанность к маме, зависимость от неё. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же как все. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. К двум-трем годам стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер общения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. Стресс в той или иной мере нарушает нормальную работу всех основных систем его организма. Неудивительно, что сильно страдает иммунитет, и ребенок подвержен частым простудам. Болезни прерывают процесс адаптации ребёнка к детскому саду, и после выздоровления, к сожалению, он начинается заново.
  3. Темперамент. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. Ритм и скорость жизни в детском саду их угнетает.

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ МОЖНО НАБЛЮДАТЬ В РЕБЕНКЕ ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ?

1. Общительность.  У ребенка появляются новые социальные контакты. Общительный ребенок быстрее адаптируется к детскому саду.  Но общительность может полностью исчезнуть в первые дни посещения детского сада. Через какое-то время она постепенно вернётся. Дело пойдет на лад, когда ребёнок установит контакты со сверстниками из группы. Установившиеся новые контакты помогут закончиться адаптации.

2. Мимика и взгляды, манера движений. Ребенок в силу особенностей своего возраста начинает копировать других детей и воспитателей.

3. Любопытство. Это связано с тем, что возрасте трёх лет ребёнок познаёт мир в основном через игру. А оказавшись в детском саду, малыш перестаёт тянуться к игрушкам и играм с ровесниками. Возвращение познавательной активности означает постепенное «выздоровление» от стресса.

4. Культурно-гиенические навыки. Психика малыша испытывает такое напряжение, что в первые дни после начала посещения дошкольного учреждения он может разучиться о себе заботиться.  Ребёнок может временно разучиться самостоятельно есть, умываться, мыть руки, одеваться и раздеваться и пр. Когда стресс исчезнет, малыш вспомнит все забытые навыки.

5. Речь. От стресса и эмоциональных перегрузок ребёнок может забыть многие слова. Даже при лёгкой адаптации ребёнок не может в это время запоминать достаточное для его возраста количество новых слов.

6. Двигательная активность. От стресса малыш становится или слишком медлительным, или слишком быстрым. Необходимо быть внимательным и не спутать активность, обусловленную врождённым темпераментом, и нездоровую активность – следствие стресса.

7. Сон.  В пик адаптации ребёнок совершенно не может уснуть днём. Постепенно малыш начинает забываться беспокойным сном с частыми пробуждениями. Спокойный нормальный сон приходит только после закончившейся адаптации.

8. Аппетит. Каждый из нас по-разному реагирует на стресс. Кому-то крошка в горло не лезет, а кто-то ест без остановки. Так же и дети.  Чем больше привык к саду ребенок, тем больше его аппетит возвращается к обычной норме. Не нужно пугаться того, что в процессе адаптации ребёнок похудеет. Как только адаптация закончится, он вернёт себе потерянный вес и будет в дальнейшем набирать его в процессе роста и развития.

9. Иногда также во время адаптационного периода у ребёнка без всяких простуд повышается температура.

КАК ПОМОЧЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ?

  1.  Никаких перемен на время адаптации.  Кардинальные перемены в жизни, например рождение братика или сестры, переезд и даже переселение ребёнка в другую комнату лучше не совмещать со временем начала посещения детского сада.
  2. Благоприятная обстановка в семье. 
  3. Говорите с ребенком. Постоянно твердите ребёнку, что Вы его любите и дорожите им, как и раньше, что ничего не изменилось. Выспрашивайте ребёнка, как прошёл его день в саду. При этом задавайте простые вопросы (Что было на обед? Во что вы играли? Чему вас учила воспитательница?). Если Вас что-то напугало в рассказе ребёнка, сдержите себя и не выдайте своих эмоций, оставайтесь спокойными. Многим детям очень тяжело рассказывать о проведённом дне, особенно если у них сложилось негативное впечатление о детском саду. В связи с этим сразу хочется обратить внимание на такой момент, если Вас что-то напугало или что-то не понравилось в рассказе ребенка (обижает его кто-то из детей или воспитателей), не спишите делать выводы. Поговорите с воспитателями. Есть масса примеров, когда дети не совсем точно передавали ситуацию, а родители не совсем точно понимали её. И как итог — проблемная ситуация на пустом месте. Никогда при ребенке не говорите плохо о воспитателе или садике!
  4. Ванна. После прихода из детского сада можете сделать для ребёнка расслабляющую ванну примерно на полчаса. Ребёнок смоет с себя микробы и грязь, которые могли пристать к нему во время игр и прогулки, а также успокоится и расслабится.
  5. Меньше развлечений. Пощадите его испытывающую гнёт стресса нервную систему. Старайтесь меньше позволять ребёнку смотреть телевизор, не ходить в кино и цирк, в гости.
  6. Об особенностях индивидуальности и характера малыша сообщите врачу и воспитателям как можно раньше. Если заметите изменения в его обычном поведении, тут же обращайтесь к психологу и детскому врачу. При нервном срыве оставьте ребёнка на несколько дней дома, выполняя все рекомендации врача.
  7. Режим. По выходным режим ребенка по возможности должен быть таким же, как и в саду.
  8. Спокойствие! Только спокойствие! Стресс в период адаптации вызван разлукой с родителями. Ребёнок может воспринимать её как предательство, как признак ненужности и свидетельство того, что его бросили, отдали чужим тётям. Зачастую родители, чувствуя свою вину, что отдали ребенка в детский сад и не могут проводить с ним много времени, начинаю «искупать свою вину» вседозволенностью, тем самым оказывая своему малышу «медвежью услугу», т.к. Разница между домом и садом будет еще более очевидна. И адаптация будет еще более тяжелой. Не балуйте ребёнка! Но в тоже время не нужно реагировать на все выходки и наказывать за капризы. Будьте мудрыми!


ДЛИТЕЛЬНОСТЬ АДАПТАЦИИ зависит от многих причин:

  • от особенностей нервной деятельности и возраста ребенка;
  • от состояния здоровья;
  • от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
  • от разницы в методах воспитания.

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.

        Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация и прогноз адаптации

В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....

Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ

Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...