Рабочая программа театрального кружка "Малышок"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Бердышева Ольга Петровна

В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования. Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_teatralnogo_kruzhka.docx36.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружка театрализованной деятельности

«Малышок»

(по развитию социально-коммуникативных

качеств детей дошкольного возраста

через театральную деятельность)


                                                    I -младшая группа

Пояснительная записка

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

В качестве одного из средств,  помогающих сохранить эмоциональное благополучие  ребенка  в детском саду может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.

Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.

Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки.  Как правило, сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения и обыгрывая сюжет, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним. Результатом педагогического влияния становится появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.

Цель

  • Создание условий для эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
  • Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
  • Развитие творческой активности детей младшего возраста.
  • Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи

 1. Создать необходимые условия для проведения  театрально–игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.

 2. Закреплять  представления  об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.

 3. Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

 4. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

 5. Формировать  умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

 6. Знакомить  детей с приемами кукловождения настольных кукол.

 7. Формировать  умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

 8. Поощрять  желание участвовать в танцевальных импровизациях.

9. Развивать  инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

 11. Развивать  желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Рабочая программа предназначена для детей 2-3лет (первая младшая группа) и рассчитана на 14 недель.

Срок реализации программы: 2015-2016 г.г.

 Формы и режим кружковой работы:

Работа с детьми  включает в себя творческую деятельность детей, как совместную, так и самостоятельную:

  • игровое творчество
  • песенное творчество
  • сочинение сказок, модификация сказок,
  • сопровождение движений кукол словами, песенкой,
  • импровизация,
  • подведение итогов,
  • обработка информации, диагностика.

В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.

Кружковая работа проводится 2 раза в месяц по 8-10минут, 14 раз в год.

Содержание программы

Одна из главных задач современного  педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней. Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из главных  факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Эмоциональное благополучие ребенка  в детском саду –   это  его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта,  защищенности и доверия, важное условие сохранения его психического здоровья.                                                                                                    

Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

 Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Условия, благоприятные для развития театрализованных игр:

  • С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.
  • Воспитывать интерес к драматизации, театральной деятельности.
  • Заботиться об оснащении игр.
  • Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для игр-драматизаций.
  • Педагогическое руководство.    Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше творчества, изобретательности  проявляли сами дети.
  • Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
  1. Настольный театр
  2. Театр «Варежка»
  3. Пальчиковый театр
  4. Декорации.
  5. Театр на железных крышках
  6. Театр на фланелеграфе

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема

Цель

Работа с детьми

Работа с родителя-ми

Литература

Сентябрь

 «Игрушки»

Познакомить детей с приемами кукловождения настольной игрушки.

Создать радостное настроение от общения с ней, вызвать желание подержать игрушку в руках, внимательно рассмотреть.

 Воспитатель показывает детям мягкую собачку. Далее следует песенная импровизация с одновременным выполнением действий согласно тексту.

Гладишь – ласкается. Педагог гладит собачку

Дразнишь – кусается. Грозит пальцем.

На цепи сидит Указывает на цепь

Дом сторожит

«В дом чужого не пущу. Покачивает собачку- ее мордочка обращена к детям.

Без хозяина грущу».

Дети повторяют эти действия 3-4 раза
Кукольный спектакль «Игрушки» 

Имитационные этюды:

Медведь

Кот

козлик

4. Музыкально – ритмичные упражнения «Мы идем» с игрушками.

Материал: Игрушка мягкая Собачка. Игрушки Медведь, Козлик, Котик.


Знакомство
родителей
с рабочей  программ-мой.

 Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких». стр 36-37

Октябрь

«Курочка ряба»

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней;

развивать двигательную активность детей.

 Этюды на выражение основных эмоций. «Мышка, мышка, что не спишь».

Игра «Зайчики и мишки».

Восп – ль надевает на девочек шапочки-маски зайчиков, на мальчиков – шапочки мишек. Предлагает послушать музыку, подходящую для зайчиков или мишек. Изображает прыжки зайчика и тяжелую походку мишки.

Кукольный спектакль (деревянный) «Курочка ряба». 

Рисование :Курочки рябы (отпечаток ладошки)

Привлечь

родителей  к изготов- лению        масок.

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67

Ноябрь

«Теремок»

Вызвать желание детей подпевать отдельные слова песни, наблюдая за действиями педагога с игрушкой.

Побуждать их внимательно следить за развитием действия в сказке, отвечать на вопросы педагога

 Имитационные упражнения под музыку (Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волк, Медведь)

Кукольный спектакль (фланелеграф) «Теремок»

Игра «Серый котик»

Рассказывание русской народной сказки «Теремок» детьми с помощью воспитателя.

Материал:

Перчаточный театр «Теремок», шапочки – маски кота, мышат (по количеству детей)

 Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких»

 Стр. 201-203.

Декабрь

 «Заюшкина избушка»

Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.

Помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.

Этюды на выразительность движений, основных эмоций. «Гости»

Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».

(Заяц, Медведь, Лиса, Петух, Собака)

 Театр игрушки «Заюшкина избушка».

Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя.

 Рисование Лисы (краски).

Участие     родителей    в  ледяной постройке «Избушка»

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67

Январь

«Заяц-Хваста»

Поддерживать интерес к театрально – игровой деятельности.

Совершен-ствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ.

 Чтение стихотворений про зайца.

 Народная игра «Прыг да скок».

 Музыкально – ритмические упражнение «Заинька».

 Спектакль театра картинок.

 Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких стр. 179-183

Февраль

«Колобок»

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу

 Пальчиковые игры: «Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки».

Этюды на воспроизведение отдельных черт характера «Тень- тень».

 Пальчиковый театр «колобок».

 Рассказывание русской народной сказки «Колобок» детьми с помощью воспитателя.

 Аппликация: «Колобок».

Родитель-       ское собра-ние "Театраль-ная  деятель-ность как средство формирования речи и эмоционального развития ребенка".

 

 «Пальчиковые игры для детей» Ермакова О. Е стр: 152-153, 184-185.

 Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67-68

Март

«Под грибом»

Развивать речь детей средствами кукольного театра. Расширять словарный запас, формировать артикуляцию. развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей

Рассматривание иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по ним.

 Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок»

Театр на прищепках «Под грибом»

 Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Аппликация «Грибок» из бросового материала.

Инди-видуальные

беседы о социально-психоло-гических особен-ностях  детей.

Апрель

«Волк и семеро козлят».

Развивать мелкую моторику рук, в сочетании с речью;

Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности;

Вызвать желание участвовать в играх – драматизациях;

Подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движение

Этюд на выразительность эмоции «Мышка, мышка, что не спишь? »

 Пальчиковые игры

Импровизация на детских муз. инструментах.

 Свободная пляска козы и козлят».

Настольный деревянный театр: «Волк и семеро козлят».

Изготов-ление атрибутов  к сказке   «Волк и семеро козлят».

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67

Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей» стр. 188

Май

«Экскурсия в весенний лес»

Прививать любовь к театральному искусству.

Вызвать у детей желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

 Поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях.

Исполнение песни «Веселые путешественники».

 Танцевальная импровизация «Вальс цветов», «Бабочки».

Игра «Зайцы и волк».

Игра «Скворцы и кошка».

 Драматизация «Под грибом».

Исполнение песни « Веселые путешественники».

Привлече-  ние   роди-  телей к сов-   вместной     экскурсии.

 Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 81-84

Педагогическая диагностика

Список детей

Умение следить за развитием действия в играх драматизациях

Имитация характерных действий персонажей

Приёмы вождения настольных кукол

Желание действовать с элементами костюмов

Импровизация на несложные сюжеты песен

1

2

3

4

5

6

7

8

 Формы подведения итогов 

-диагностика,

- участие в утренниках,

- показ сказок в других группах детского сада.

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой
  2. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
  3. М.Д.Маханева  “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
  4. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
  5. И.В.Штанько  “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
  6. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Театральные ступеньки"

Система работы ДОУ с одаренными детьми...

Рабочая программа театрального кружка

Рабочая программа театрального куружка для детей 5-6 лет...

Рабочая программа театрально-хореографическая "В свете софитов"

«Театр танца» является дополнительной дисциплиной в цикле предметов введенных в дошкольном образовательном учреждении художественно-эстетической направленности.    Оригинальная программ...

Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет

Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет...

Рабочая программа театрального кружка для дошкольных образовательных учреждений «Смешарики» для работы с детьми 6-7 лет

Театр – искусство прекрасное.Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по -настоящему,всегда уносит из него запас мудрости и доброты К. С. СтаниславскийПояснительная запискаВ ...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный калейдоскоп»

Рабочая программа театрального кружка«Театральный калейдоскоп»...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...