"Эмоциональное благополучие как один из компонентов ЗОЖ" (консультация для родителей детей раннего дошкольного возраста).
консультация (младшая группа) на тему

В настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_blagopoluchie_kak_odin_iz_komponentov_zozh.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный педагог – Спирина Э.А.

Детский сад «Ладушки», п. Октябрьский, 2016 г.

Консультация для родителей детей раннего дошкольного возраста (1,5 – 3 лет).

Тема: Эмоциональное благополучие как один из компонентов ЗОЖ.

В настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия.

Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми. Для полноценного развития ребенку необходимы как положительные, так и отрицательные эмоции. Вреден только их избыток, опасна излишняя интенсивность. Для эмоционального развития ребенка важно не сохранение однообразно положительных состояний, а их постоянная смена в рамках определенной интенсивности. Мозг ребенка нуждается в напряжении, тренировке, иначе наступает эмоциональный голод, порождающий скуку, тоску, угнетенное состояние.

Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье (приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению).

Эмоциональное благополучие ребенка представлено следующими компонентами:

- эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

- переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта;

- переживание успеха - неуспеха в достижении целей;

- переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними;

- переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Все эти составляющие могут иметь разное содержание, от "+" до "-".

Ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие. Конечно, это идеальный портрет эмоционально благополучного ребенка. Однако помочь ребенку быть таким могут и должны окружающие его взрослые.

Следует помнить, что чаще, чем прочие эмоции, человеком переживается интерес – фундаментальная позитивная эмоция. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес характеризует активность ребенка с самого начала его жизни. Эмоция интереса рождается в процессе творческого труда. Эмоция радости появляется в творчестве и в любви. Эмоция радости вместе с эмоцией интереса обеспечивает социализацию человека. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Нужно только помнить правило «воспитывают не слова, а поступки». Следовательно, то, чему мы учим детей, не отличается от того, чему мы должны продолжать учиться сами. И лучшее, что могут сделать взрослые для ребенка – быть счастливыми.

Цель релаксационных игр – снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон. Рассмотрим примеры релаксационных игр.

«Часики»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона.

Процедура проведения. Давай покажем часики. Встань прямо, ножки слегка расставь так, чтобы машина могла проехать, руки опусти. Мама часики завела, и они стали тикать: «Тик-так!». Размахивайте прямыми руками вперед и назад. Устали часики, остановились, отдыхают… Мама снова завела часики, и они снова стали тикать». Ребенок размахивает руками, говорит «Тик-так».

«Каша кипит»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники.

Процедура проведения. «Поставила мама кашу варить и ушла. А каша закипела. Знаешь, как каша кипит? Давай покажем. Одну ручку положим на животик, другую – на грудь. Втянули животик – набрали воздух. Говорим громко: «Ф-Ф-Ф»,-выпятили животик. Вот как каша кипит!»

Игра-«усыплялка»

Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, успокаивают.

Необходимо сопровождать «усыплялку» поглаживаниями ручек, ножек, спинки, волос, лба, бровей. Все эти действия нужны, чтобы выработать у ребенка условный рефлекс на засыпание. Выполняется перед сном.

«Мороженое»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения. Ребенок стоит на ковре. Ему предлагается поиграть в мороженое. «Ты – мороженое. Тебя только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень:  ручки напряжены, тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять: тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки повисли вдоль тела…»

«Поймай бабочку»

Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Процедура проведения. Родитель показывает бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Ребенок повторяет показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

Существует огромное количество подобных игр. Вы, как родители, лучше всего знаете своего ребенка и сможете с учетом индивидуальных особенностей подобрать ряд релаксационных игр для своего малыша.

Так же, помните о том, что в период  сильного эмоционального возбуждения ребенка лучше всего не давать оценки действиям ребенка (ни словом, ни взглядом), так как у ребенка еще не развит самоконтроль. Лучше дайте проявиться всем эмоциям, не успокаивайте раньше времени (пусть выплачется, прокричится). Старайтесь чаще поддерживать телесный контакт (брать за руку, обнимать, гладить ребенка), так как чаще всего, именно из-за нехватки внимания, ласки и любви дети ведут себя вызывающе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ?»

Рекомендации родителям дошкольников 3-4 лет "Как уложить ребенка спать"...

консультация для родителей детей раннего дошкольного возраста "Нужна ли вам пустышка?"

Знаете, с каким первым обманом в жизни встречается ребенок? Это соска-пустышка, резиновая или силиконовая замена мамы. Мы уже почти и не представляем детей без этого атрибута детства во рту. Однако за...

Консультация для родителей детей раннего дошкольного возраста «Безопасность ребенка до 3 лет в быту. Правила поведения на улице»

Безопасность ребенка до 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и остальных взрослых, находящихся рядом с ним. Около 3 лет у ребенка наступает возраст «Я сам!» ...

Консультация учителя-логопеда для родителей детей раннего дошкольного возраста на тему «Такие простые игры»

В семье появился ребенок. Ро­дители, наблюдая, как растет и развивается их малыш, раду­ются первой улыбке, первым звукам, первым лепетным сло­вам. И, конечно, у них возни­кает много во...

Консультация для родителей детей раннего дошкольного возраста «Безопасность ребенка до 3 лет в быту. Правила поведения на улице»

Безопасность ребенка до 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и остальных взрослых, находящихся рядом с ним. Около 3 лет у ребенка наступает возраст «Я сам!» ...

Подборка консультаций для родителей детей раннего дошкольного возраста

laquo;Адаптация детей раннего возраста к детскому саду», «Одежда для прогулок», "Речь детей раннего возраста", «Как подготовить ребёнка ко сну»,...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме "Ранняя весна"

Советы логопеда родителям по закреплению у детей знаний по лексической теме "Ранняя весна"...