"Проектная деятельность как форма организации ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС" консультация для воспитателей.
консультация на тему

Рудакова Елена Юрьевна

В консультации для воспитателей "Проектная деятельность как форма организации ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС" раассматриваем традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями. Широко раскрываем нетрадиционную форму работы с родителями - проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proektnaya_deyatelnost.zip18.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  детский сад общеразвивающего вида № 118

Проектная деятельность как форма организации ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС.

Консультация для воспитателей

                                 

                                                       Подготовили воспитатели: Маркелова Т.К.

                                                                                                       Рудакова Е.Ю.

Воронеж 2016

В ФГОС ДО говорится о том, что «одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьёй». Взаимодействие педагогов с родителями всегда было и остаётся актуальным вопросом и невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно сегодня нужно ориентироваться на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствующих формированию активной родительской позиции.

Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Основная цель - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться своими проблемами и совместно их решать.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.), индивидуальные (педагогические беседы) и наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы, направленные на установление не формальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

В настоящее время помимо поиска новых форм педагогического просвещения меняется и его содержание.

Часто в ДОУ проводятся мероприятия по принципу развлекательных программ - КВН, «Педагогическое поле чудес» и др. несмотря на их многообразие для таких форм характерно создание непринуждённой обстановки, и активное привлечение к этой работе. Но, как показала практика, педагогическое содержание часто отходит на второй план и работа с родителями сводится лишь к совместному проведению досуга. Важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.

Цель нетрадиционных форм – заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребёнка, сформировать у них уважительное отношение к труду воспитателей, приобщить к жизни детского сада. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют своё отношение к детскому саду.

Кротовой Т.В. разработана классификация нетрадиционных форм. Автор относит к ним информационно-аналитические («почтовый ящик»), досуговые (совместные досуги, праздники), познавательные (семинары - практикумы, устные педагогические журналы), наглядно-информационные (дни открытых дверей, информационные проспекты для родителей).

Смысл, назначение нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребёнка в условиях, отличных от домашних, они способствуют пересмотру родителями своих методов и приёмов воспитания. «Погружение» родителей в жизнь ДОУ способно продемонстрировать им особенности воспитания и обучения детей в детском саду.

В ФГОС ДО говорится: «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственно вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы - проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребёнок привыкает находить выход из трудной ситуации. В детском саду проекты взросло - детские. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОУ.

Проектная деятельность – форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Для того чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:

- самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;

- ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

Обычно замысел дошкольника опережает его возможности и ребёнку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребёнком и его родителями укрепляет детско-родительские отношения.

Ещё одна важная особенность проектной деятельности - она носит адресный характер, как в процессе общения, так и в конечном результате.

Проектная деятельность приучает дошкольника к ответственности за проделанную работу, повышает его авторитет перед сверстниками и собственную самооценку.

Веракса Н.Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную. Проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.

В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско-родительских отношений.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

А. Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

1. Обеспечение личностно ориентированного взаимодействия педагога и ребёнка.

2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.

3. Установление партнёрского взаимодействия с родителями.

Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.

Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребёнка.

Основным ориентиром при организации проектной деятельности являются важнейшие психологические потребности детей, в т.ч.:

- потребность в любви, нужности другому;

- потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий;

- потребность в доверии к окружающему миру, другим людям;

- потребность в новых впечатлениях, притоке информации;

- потребность детей в самостоятельности.

Для эффективности работы алгоритм реализации проектов, предложенный А. Густомясовой, был адаптирован к условиям нашего МБДОУ.

1 этап - подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность; накопление у детей необходимых знаний; знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с её возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария финала.

2 этап - исполнительский, собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: развитие социальной компетентности ребёнка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребёнка; формирование привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга.

Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи.

3 этап - презентация проектов. Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы. Форма проведения: досуг, праздник, марафон.

Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия.

Совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребёнка.

Используемая литература:

1.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.

2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: Знание,  2006.

3Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб: Союз, 1997.
4. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. – М.:Просвещение,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС

Материал содержит описание вариантов заимодействия ДОУ и семьи...

"Проектная деятельность-эффективная форма взаимодействия педагога с семьёй"

В этой публикации я рассказала о наиболее эффективной на мой взгляд, форме работы педагога с родителями ....

Презентация «Формы организация активного отдыха детей в условиях реализации ФГОС ДОО».

В материале говорится о значимости активного отдыха., его формах и способах организации....

Консультация для педагогов ДОУ «Проектная деятельность как форма организации современного ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС»

Консультация  для педагогов ДОУ«Проектная деятельность как форма организации современного ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС»...

Консультация для педагогов "Проектная деятельность как форма организации современного ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС"

Консультация для педагогов "Проектная деятельность как форма организации современного ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС"...

«Проектная деятельность, как эффективный метод взаимодействия с семьёй в условиях реализации ФГОС ДО»

Сообщение из опыта работы «Проектная деятельность, как эффективный метод взаимодействия с семьёй в условиях реализации ФГОС ДО». Использование инновационных технологий в работе с детьми и ...